Урок по МХК «Неизвестное об известном. Русская матрёшка»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, -
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»
Отделение социально-педагогической деятельности
Конспект занятия
детского объединения
«Палитра»
Тема занятия: «Неизвестное об известном. Русская матрёшка».
Педагог дополнительного образования:
Крыгина О. А.
Тула, 2013 г.
Программа дополнительного образования «Палитра». Срок реализации 2 года, уровень – начальное общее образоание, составлена педагогом дополнительного образования Крыгиной Ольгой Анатольевной.
Контингент: дети 1-3 класс, 1-й год обучения, 10 человек по списку.
Материалы и оборудование:
для детей: карандаш, ластик, цветные карандаши или краски, кисти, палитра, баночка, бумажный скотч, вырезанный силуэт матрешки.для педагога: фото жанров живописи, видов матрешки, поэтапная схема рисования матрешки, доска, маркеры для доски, Матрешка.
Форма занятия: групповая
Способы отслеживания результатов: выставка работ учащихся
Цель занятия:
Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Познакомить учащихся с родословной русской матрешки, с росписью игрушки, ознакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховском Майдане. Привить любовь к прекрасному. Любить Родину, свой народ, уважать и прославлять русские традиции, творчески подходить к решению поставленной задачи. Воспитывать у детей эстетический вкус и аккуратность в работе.
Задачи:
- обучающие
Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова. Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях семеновских мастеров. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища. Расширить у детей запас знаний, о русской народной игрушке, научить навыкам русской росписи, улучшить мастерство ручных работ.
- воспитательные
Через матрёшку как произведение народного творчества дать учащимся возможность понять, что такие нравственные категории, как любовь, дружба, счастье человеческого общения бесценны и вечны везде и всегда. Прививать любовь к прекрасному, к родине – её искусству, идеям, песням.
а) отработать практические навыки подбора красок и форм для создания рисунка матрёшки;
б) углубить практические навыки работы кистью;
в) развивать умение учащихся мыслить и рассуждать на заданную тему, используя свой и чужой жизненный опыт;
г) формировать способность учащихся выражать свои мысли и чувства с помощью изобразительных средств.
Историческая справка
Нашей матрешке более 100 лет. Но мало кто знает, где и когда родилась эта красавица, ставшая символом нашей страны. Оказывается, у матрёшки есть родственники в другой стране. А начиналось все вот как. В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И привезла однажды в художествен-ную мастерскую помещица Мамонтова из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму, что означает веселый складной старичок. Это – символ счастья и мудрости, фигурки защищали людей от бед и несчастий.
И вот русская деревянная кукла – матрешка - «родилась» в конце 19 века в Сергиевском Посаде. Художники попросили знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде. Матрешка сразу понравилась и взрослым и детям. Нравилась ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство.  Матрешка привлекла внимание покупателей своей оригинальностью и стала пользоваться большой популярностью и спросом, несмотря на дороговизну.
В начале 1900 года, мастерская С. Мамонтова “Детское воспитание” закрылась. Ассортимент игрушек этой мастерской перешел к Московскому земству, которое еще в 1891 году открыло в Сергиевом Посаде учебно-показательную мастерскую. Сюда перекачивали и матрешки. Уже в 1900 году матрешка появилась на всемирной выставке в Париже, ее своеобразная форма привлекла и очаровала иностранцев. В 1904 году земская мастерская получила большой заказ. Начался массовый вывоз матрешек за границу.
Изготавливали матрешек из липы, берёзы. Дерево сушат, потом распиливают на бруски, из брусков вытачивают фигурки, они называются болванки, вначале самую маленькую, потом побольше и так далее.
Готовые матрешки мастерицы художницы расписывают яркими красками – “одевают” куклу в пестрые одежды. После этого рисуют лицо: глаза, губы, наведут румянец и оживает кукла. После того как краска высохнет ее покрывают лаком в несколько слоев.
 Традиционные матрешки и их отличительные особенности 
Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.
Есть у Сергиево-Посадской матрешки и родные сестры, которые изготавли-вают на фабриках многих городов. На разных фабриках матрешки расписываются по-разному. Одни матрешки в ярких сарафанах, другие в зимних шубах, иные сплошь расписаны цветами и ягодами, а некоторые букеты в руках держат.
1. Сергиевская (загорская) матрешка Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г. Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки. 
2. Матрешка в Полховском Майдане появилась тоже не случайно. Это большое село на юге Нижегородской области – центр народного художественного промысла, где производят разные деревянные игрушки и домашнюю утварь. Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” - чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.
Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.
3. Семеновская матрешка из города Семёнова Горьковской области (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по–своему. Сочетание красителей (анилиновых), жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.
Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». В этом году знаменитой семеновской матрешке исполнилось 85 лет. Эти матрешки отличаются и по форме. Загорская – широкая, семеновская – несколько вытянутая, матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой. 
Ход занятия:
- подготовительная
Педагог: Сегодня тема нашего занятия посвящена декоративно- прикладному искусству. Кто знает, что это такое?
Ответы учеников.
Педагог: ДПИ - это создание художественных изделий. В основном, народное творчество. Такие изделия служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).
Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с росписью по дереву, а именно роспись деревянных игрушек. Послушайте загадку:
Алый шелковый платочек,Яркий сарафан в цветочек,Упирается рукаВ деревянные бока.А внутри секреты есть:Может — три, а может, шесть.Разрумянилась немножко.Это русская…
Ответ учеников.
Педагог: Правильно, это Матрешка. Сегодня мы с вами будем ее рисовать. А как вы думаете, сколько Матрешке лет?
Ответ учеников:
Педагог: Матрешке немного больше ста лет. Ее считают истинно русской игрушкой, но на самом деле похожая игрушка впервые появилась в Японии. Произошло это так:
В конце 19 века в подмосковное село Абрамцево, где жили и работали многие русские художники, приехала помещица некая Мамонтова и привезла из Японии игрушку - странного лысого старичка с вытянутой головой. Откроешь игрушку - а в ней японка, откроешь еще раз, а там – младенец. Называли ее в Японии – Фукуруму, что означает веселый складной старичок. Это – символ счастья и мудрости, фигурки защищали людей от бед и несчастий. (Педагог показывает изображение фигурок). Очень понравилась это игрушка нашим художникам, попросили они знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую игрушку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде. (Учитель показывает изображение 1-й Матрешки).
Сегодня мы создадим с вами свою Матрешку. Но сделаем это на бумаге. Так как для того, чтобы рисовать настоящую Матрешку на деревянных заготовках, нужно специально этому учиться. Сейчас я раздам вам вырезанные силуэты Матрешки, а вы с помощью скотча закрепите ее на мольберте.
Пока вы готовитесь к занятию, я покажу вам картинки 3-х основных видов Матрешки – это Загорская или Сергиевская Матрешка (г. Загорск, Московская область). Семеновская Матрешка (из г. Семенова – Горьковская область) и Полхово – Майданская Матрешка (с. Полхов-Майдан, Нижегородской области). Как раз такую Матрешку, я вам сейчас и покажу. (Педагог расставляет на столе фигурки Матрешки).
Посмотрите еще, какие бываю Матрешки. (Педагог показывает виды Матрешек и оставляет весь наглядный материал на столе, для помощи детям).
- основная
Педагог: А теперь, ребята, ваша задача – попытаться создать свою матрёшку. Каково предназначение вашей матрёшки? (сувенир, подарок и т.д.) Перед тем как начнёте работать, подумайте, кому вы свою матрёшку подарите с пожеланием счастья и благополучия. А чтобы она получилась красивая, мы будем её рисовать под музыку.
 Учитель показывает, как рисовать Матрешку поэтапно, какие бывают варианты украшений…при этом прорисовывает все на доске. (См. приложение).
 Педагог: Теперь, ребята, когда мы с вами нарисовали основные моменты нашей Матрешки, приступайте к ее украшению. Чем больше и интереснее украшена ваша Матрешка – тем она красивее.
Отводится несколько минут на рисование узоров.
Педагог: Теперь когда ваша Матрешка почти готова, остается ее раскрасить. Давайте мы используем для этого цветные карандаши, чтобы сегодняшнее занятие закончить всю работу. Для этого используйте яркие и насыщенные цвета.
  - заключительняЦелевой обход учителя:
1) контроль организации рабочего места,
2) контроль правильности выполнения и объёма работ,
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Педагог: Ребята, наша работа подходит к концу. Закрепите свои рисунки на магнитной доске. Давайте посмотрим, решили ли мы те задачи, которые поставили перед собой в начале работы. Получились ли у вас матрёшки такими, какими вы хотели изобразить их? Какими у вас получились матрёшки? Сумели ли вы передать своё видение выразительных и цветовых средств, своё отношение к изображаемому? Сумели ли выразить свои чувства и переживания, то радостное настроение, которое матрёшка должна нести?
Педагог: сегодня мы с вами на уроке познакомились с родословной матрешки, которая является одним из символов русского искусства. Она отображает дух гостеприимства, щедрость души русской, и любовь к людям. В настоящее время матрешки не являются любимыми игрушками современных детей, как это было раньше. Сегодняшнее занятие оставит в душе каждого из нас свой след, и память еще долго будет хранить радость, и гордость за свой народ, за свою Родину. Ведь такую красоту могли сделать только в России.