1. Познакомить учащихся с классом предельных одноосновных карбоновых кислот; закрепить знания о гомологическом ряде, гомологах и изомерах; расширить знания о значении веществ на примере использования карбоновых кислот.
2. Развивать интеллектуальные умения: составлять таблицы («сворачивание» знаний), выделять главные понятия новой темы; расширять научную лексику путём введения новых терминов.
3. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к предмету, формировать научное мировоззрение.
Таблицы, карточки с формулами, задания на карточках, тестовое задание «Пятёрочка», презентация «Карбоновые кислоты».
Ход урока I. Организация группы: - отмечаю отсутствующих, - проверяю готовность учащихся к уроку.
II. Актуализация. 1.С какими кислородосодержащими органическими соединениями мы познакомились? Что такое спирты? Запишите на доске общую формулу для спиртов. Что такое альдегиды? Запишите на доске общую формулу для альдегидов? На доске написаны формулы органических веществ. Необходимо отдельно выписать спирты, альдегиды (двое учащихся работают у доски, остальные в тетрадях). О О
· · · · СН3 – С СН2 - ОН С2Н5 – С СН2 – СН – СН2 \ · \ · · · Н СН2 – ОН Н ОН ОН ОН
С2Н5СОН С3Н7СОН СН3ОН С2Н5ОН С4Н9СОН
О СОН · · НС СН Н - С \ НС СН Н СН
Учащиеся формулы называют. 7. В формулах необходимо выделить функциональные группы
О - ОН · · - СОН - С и назвать их. \ Н 8. Назовите типы химических реакций, характерных для альдегидов? (Реакции восстановления, окисления). 9. Что образуется при восстановлении альдегидов? (Образуются спирты). О
· · [ Н] R – С R - ОН \ Н
10. Что образуется при окислении альдегидов? (Ответить затрудняются) О О
· · · · R – С + Ag2O R – С + 2 Ag \ \ Н ОН
Обращаю внимание учащихся на то, что в результате реакции образовалось вещество, которое содержит функциональную группу – карбоксильную. Эта группа характеризует класс карбоновых кислот. (Далее объявляю тему урока, цели, задачи).
III. Тема урока «Карбоновые кислоты» (Использую презентацию – на экране демонстрируется слайд №1) – Тема урока и девиз урока.
1. Неорганические кислоты – что это за вещества? (вспоминают определение). Какие знаете кислоты? Что у них общего? (Испытание на индикатор).
2. О каких кислотах сегодня у нас пойдет речь? (В блюдцах – дольки лимона, клюква, аскорбинка – предлагаю попробовать). Что можете сказать? – кислые. (Испытываем на индикатор.) Щавелевая кислота, лимонная кислота, уксусная кислота, муравьиная кислота – органические кислоты, карбоновые кислоты.
3. Общая формула карбоновых кислот (демонстрируется слайд №2)
О
· · R – С (R – СООН) \ О Н
(Учащиеся выделяют функциональную группу, называют ее – карбоксильная. Дают определение карбоновым кислотам, записывают его в тетрадь.)
4. Классификация карбоновых кислот (демонстрируется на экране слайд №3). а) по строению углеводородного радикала б) по числу карбоксильных групп (таблицы, примеры). Показываю фрагмент модели образования карбоновых кислот с диска «Открытая химия». (Предлагаю учащимся формулы карбоновых кислот – их задача определить, какая кислота по классификации).
5. Знакомство с кислотами (задание в группах) – демонстрируется на экране слайд №4. 1-ая группа знакомится с - уксусной кислотой; 2- ая – с яблочной; 3-ья – с молочной; 4-ая – с муравьиной кислотой. (Учащиеся заполняют таблицу 7-10 минут) Далее по одному учащемуся от группы рассказывают о кислотах, остальные по ходу заполняют незаполненные ячейки таблицы.
Даем кислотам названия, обращаю внимание, что названия кислот происходят от названий соответствующих углеводородов с добавлением окончания –овая и слова кислота. (Учащиеся дают определение понятию «гомологи»). б) Изомерия карбоновых кислот. - Предлагаю для масляной кислоты написать возможный изомер СН3-СН2-СН2-СООН масляная кислота
СН3-СН-СООН
· СН3 2 метил пропионовая кислота IV. Закрепление изученного материала. 1. Расшифруйте ребус – на экране демонстрируется слайд №5 (Карбоновая кислота, содержащаяся в крапиве – метановая). 2. Задание по вариантам – в группах. (Выполнив задание, представители групп записывают ответы на доске. Если необходимо ответы, корректируем) – 5-7 минут.
Выберите: вариант I – три пары изомеров (б-в, д-г, ж-е) вариант II – три пары гомологов (а-в, б-г, д-ж)
4. Тестовое задание «Пятерочка».
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание. 1. §20, стр. 175-179 (учебник О.С. Габриелян и др. 10 класс). 2. Повторить химические свойства неорганических кислот. 3. Приготовить сообщение о вкусовых кислотах (по желанию учащихся). Дидактический материал к уроку
Задания по вариантам (выполняют в группах)
Вариант I
Составьте структурные формулы двух изомеров углеводородного радикала валериановой кислоты, назовите их.
Вариант II
Формула вещества СН3 - СН – СООН
· СН3 Составьте структурные формулы двух его гомологов и назовите их.
Одноосновная карбоновая кислота – бесцветная жидкость с резким запахом, кипит, при температуре 101°С. Растворяется в воде в любых количествах. Вызывает ожоги на коже. Содержится в выделениях желез муравьёв, а также в некоторых растениях (например, в листьях крапивы). Муравьиная кислота – надёжное оружие рыжих муравьёв. Ядовитая железа такого муравья содержит от 20% до 70% муравьиной кислоты, это главный компонент его «оборонного средства». Именно им муравьи парализуют добычу. Муравьиная кислота встречается также в некоторых растениях, в частности в жгучей крапиве. Источники накопления муравьиной кислоты в атмосфере – выхлопные газы автомобилей и различные промышленные дымы, претерпевающие химические превращения под действием солнечных лучей. Муравьиная кислота широко применяется в химической промышленности в качестве восстановителя при синтезе органических веществ, а также для получения щавелевой кислоты, в пищевой промышленности – в качестве дезинфицирующего и консервирующего средства; в текстильной промышленности – при крашении тканей, в медицине – как средство для растирания при ревматизме.
УКСУСНАЯ КИСЛОТА
О
· · СН3 – С \ ОН Одноосновная карбоновая кислота. Бесцветная жидкость, с острым резким запахом, растворяется в воде в любых количествах. 3-х – 9-ти % водный раствор её известен под названием уксуса. 70-80-ти % уксусная кислота называется уксусной эссенцией. При температуре ниже 17°С безводная уксусная кислота затвердевает в виде кристаллов – тогда её называют «ледяной». Уксусная кислота встречается в растениях, в выделениях животных, Образуется при окислении органических веществ. Применяется в качестве вкусового, консервирующего средства (приправа к пище, маринование грибов, овощей), используется в производстве ацетатного волокна, при синтезе красителей, лекарственных веществ (аспирина), пластмасс. Соли уксусной кислоты используются для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
МОЛОЧНАЯ КИСЛОТА
О
· · СН3 – СН – С
· \ ОН ОН
Одноосновная карбоновая кислота – спиртокислота (проявляет свойства кислоты и спирта). Молочная кислота – растворима в воде, гигроскопична. Открыта в 1780 году шведским химиком, фармацевтом К.Шееле в прокисшем молоке, поэтому она и получила такое название. Она содержится в квашеной капусте, солёных огурцах, в кислом молоке, силосе, образуемом при созревании сыра. Применяется в медицине – для прижигания в виде 80-ти процентного сиропа; применяется в текстильном производстве; кожевенной промышленности. ЯБЛОЧНАЯ КИСЛОТА
О
· · НООС – СН – СН2 – С
· \ ОН ОН
Двухосновная карбоновая кислота – спиртокислота. Она хорошо растворима в воде. Содержится в яблоках, плодах рябины. Яблочная кислота – один из промежуточных продуктов обмена веществ в живых организмах в цикле карбоновых кислот. Она применяется в производстве вина, фруктовых вод, кондитерских изделий, лекарственных средств.