статья Обобщение собственного инновационного опыта


Инновационный педагогический опыт.
Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это будет осознано самим объектом воспитания. И я, как учитель русского языка и литературы, стою у истоков формирования человека.
Формируя свои учительские задачи и решая их в ходе деятельности, я надеюсь получить на выпуске не только человека, владеющего навыками устной и письменной речи, но также человека, обладающего высоким вкусом к слову, человека, которого коробит от убогой речи, от бездарной статьи, от пошлости популярного ток-шоу.
Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать человека с правильной гражданской позицией, самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся. Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – не только дать определенную сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Я владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы; глубоко понимаю концепцию школьного курса русского языка и литературы, его ведущие идеи, структуру содержания, логику построения. Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновывая целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов.
Успешно применяю современные педагогические технологии (уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки), реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения.
В своей педагогической работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.
Владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные форма урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки-лекции, семинары, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры и т.д. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся.
Каждый урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности и творчества.
Постоянно совершенствуюсь в своей педагогической деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу, предметные журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе», газету «Литература» (приложение к газете «Первое сентября»).
В моем педагогическом арсенале – многообразие видов нестандартных уроков (диспуты, путешествия, проблемные уроки, а в старших классах – лекционно-семинарская система обучения). Во время урока совместно с учащимися работаем над анализом текста, учимся находить главную мысль, определять микротемы, давать авторскую оценку, используя художественные приемы. Нестандартность таких уроков заключается в следующем:
- эмоциональное объяснение материала сочетается с наглядными пособиями;
- использование межпредметных связей;
- целенаправленная работа по развитию речи и предупреждение речевых и грамматических ошибок;
- применение личностно-ориентированного обучения.
Работая над этой проблемой, с удовлетворением отмечаю, что мои ученики полюбили русский язык, научились выражать свои мысли и чувства, выступать с докладами, рефератами, грамотно составляют планы, выбирают тезисы, конспектируют, свободно пользуются справочной литературой.
Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя - развивать творческие силы в ребенке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело увлекает и захватывает. В высший момент творчества человек поглощен полностью предметом труда.
Ум, воля, воображение, фантазия, положительные эмоции, глубокое познание себя и окружающего мира – всему этому дает мощный толчок продуманная творческая работа.
На уроках русского языка и литературы, на элективных курсах есть большая возможность творить, и я стараюсь создать условия для творчества, для внутренней свободы ребенка.
В последнее время возрастает доля уроков с использование информационно-коммуникативных технологий. Поэтому основной темой самообразования за последние три года считаю «ИКТ на уроках русского языка и литературы». Я активный пользователь сети Интернет. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использование компьютера, провожу on-line тестирования. Это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету, прививать и интерес и любовь к родному языку и литературе. Также я могу показать не один портрет писателя, а столько портретов, изображений и видеоматериалов отличного качества, сколько посчитаю нужным на данном занятии; могу легко структурировать материал, дать схему, таблицу, выявить оппозиции, подвести итог, работать с анализируемым текстом прямо на экране; могу легко конструировать культурную среду произведения: показать картину, о которой упоминает автор, прослушать музыкальный фрагмент, важный для понимания текста.
Важное место в деятельности учителя занимает развитие самостоятельности суждений школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.
Из года в год показываю стабильные результаты качества обучения детей. На роках и внеклассных занятиях работаю над развитием творческого потенциала детей. Вместе мы участвуем в конкурсах различного уровня: конкурс стихотворений ко Дню матери, конкурс сочинений «Что я думаю о войне?» и т.д. Многие из учеников получили грамоты и дипломы как результат своих достижений. Учитель сам должен непрерывно учиться, развиваться и не останавливаться на достигнутом уровне. Поэтому я участвую в профессиональных конкурсах, видеоконференциях. Мне особенно интересна тема Великой Отечественной войны.
Главная идея моего педагогического опыта сводится к деятельностному и практико-ориентированному подходу к анализу текста как фактору развития компетенций учащихся. Цель – воспитать обученную, компетентную личность, владеющую не только знаниями, умениями и навыками, но и опытом анализа и способами его проведения, а также умением и опытом создания собственного текста. Для этого использую разные образовательные технологии и методы, наиболее продуктивным из которых являются основанные на деятельностном подходе к обучению (проблемное обучение, исследовательские методы, групповая работа и т.д.). Анализ текста путем создания проблемной ситуации или постановки проблемного вопроса использую как на уроках русского языка (особенно на уроке объяснения нового материала), так и литературы (сюжетный, жанровый, проблемный анализ).
В своей работе применяю и технологию критического мышления, которая способствует самореализации учащихся, формированию их адекватной самооценки; развивает умение добывать знания, анализировать их и обобщать. Я использую отдельные методические приемы этой технологии: дискуссию и кластер. Дискуссия предполагает целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и принятие общей позиции. Например: «Я с вами не вполне согласен, Евгений Базаров», «Обломов и Штольц. Кто нужен современной России?»
С целью формирования компетенций учащихся стараюсь использовать и технологию креативного обучения. Такой подход к обучению позволяет изучить темы глубже и разносторонне, развивает художественно-творческие способности, навыки грамотного и свободного владения литературной речью. Этому способствуют различные виды письменных работ: эссе, творческая работа, сочинение, так как предполагает выражение новых идей, информации собственными словами, «включение» воображения.
Используя деятельностный и практико-ориентированный подход к анализу текста с целью развития компетенций учащихся, я наблюдаю результативность используемого метода.
Использование деятельностного и практико-ориентированного подхода к анализу текста во внеурочное время (при подготовке к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и творческим конкурсам) способствует достижению высоких результатов. Мои ученики не раз становились победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по русскому языку, победителями различных творческих конкурсов.
С 2009 года работаю над подготовкой к итоговым экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ, разрабатывая факультативы и элективные курсы.
За время работы мною разработались и проводились открытые уроки, тематические линейки для отдельных классов и общешкольные мероприятия: «Ко Дню славянской письменности», «Древнерусская святыня», «Дети войны» и др. В 2013-2014 учебном году я участвовала в районном семинаре учителей русского языка и литературы «Современные образовательные технологии обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОС» и показывала урок в 5 классе «Образ русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Также в следующем семинаре «Требования к урокам филологического цикла в свете введения ФГОС ООО» проводила интегрированный урок русского и английского языков «Travel and leisure». За участие в конкурсе методических разработок, посвященный 70-летию Великой Победы, награждена дипломом.
Обращение на уроках литературы к проблемам языка, проблемам поэтики дает положительные результаты так, как и использование литературных текстов на уроках русского языка. Я считаю, что изолированное изучение языка в отрыве от литературной основы ведет к формальному усвоению материала, без глубокого проникновения в природу языка, упускается из виду роль художественной литературы как одной из областей функционирования языка, не замечается роль мастеров художественного слова в развитии языка.
Значительную роль отвожу работе с деталью, стараясь не сбиваться на обыгрывание штампов, а вести вместе с учащимися творческий поиск.
Очень важна способность учителя к импровизации. Свобода учителя, его эрудированность, знание учеников – вот качества, которые порождают доверие к преподавателю. Для меня в этом плане очень важен опыт Е.И. Ильина, хотя, на мой взгляд, воспитательный момент у него несколько заслоняет основные аспекты урока, но мне близок его метод – не преподавание литературы в полном смысле этого слова, а по сути воспитание посредством литературы.
Считаю, что стержень преподавания литературы – воспитание самим предметом. Самое большое влияние на души учеников окажет глубокое, страстное и непременно правдивое слово учителя.