Технологическая карта урока по теме Обращение (5 класс)
План – конспект урока русского языка в 5 классе
ФИО (полностью) – Потапова Светлана Геннадьевна
Место работы – МБОУ СОШ № 20 города Кирова
Должность – учитель русского языка и литературы
Предмет – русский язык
Класс – 5
Тема – Обращение.
Базовый учебник – Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В 2 частях/
(Т.А.Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.,науч.редактор – Н.М. Шанский)
М.:Просвещение, 2013
Технологическая карта урока
Тема урока Обращение
Цель урока Познавательные: познакомить с понятием «обращение»; какова его функция в речи.
Развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать умение работать в паре, в группе.
Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать других и быть к ним благожелательным
Задачи Формировать умение находить обращения в предложениях.
Формировать умение отличать обращение от подлежащего.
Формировать умение составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации.
Формировать умение использовать обращение , как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.
Формировать умение верно ставить знаки препинания.
УДД Регулятивные: организовать свое рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке; оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей; слушать и понимать речь других; работать в малой группе и группе.
Познавательные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации в тексте учебной статьи; ориентироваться в учебнике; анализ с целью выявления признаков; выбор оснований и критериев для сравнения
Планируемые результаты Предметные: знать: определение обращения; опознавательный признак выделения обращения – звательная интонация; правило постановки знаков препинания в предложениях с обращением; схемы предложений с обращением; случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь: интонационно и пунктуационно выделять обращения в предложении; составлять предложения с обращениями.
Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, формирование устойчивой мотивации к обучению.
Основные понятия Обращение.
Тип урока Урок усвоения новых знаний.
Технологии Проблемное обучение; развитие критического мышления через чтение и письмо; здоровьесберегающие технологии; развивающее обучение.
Виды деятельности Индивидуальная, работа в парах, групповая работа, фронтальная.
Решаемые проблемы Каковы условия выделения обращения в устной и письменной речи?
Межпредметные связи Литература.
Оборудование.
Ресурсы Компьютер, интерактивная доска, м/проектор;
Тесты для 5 класса: Русский язык;http://www.uroki.net/doс.htm ;раздаточный материал.
Место урока Первый урок по теме
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УДД
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
3. Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.
4.Первичное усвоение новых знаний.
5.Осознание и осмысление учебной информации.
6. Первичное закрепление учебной информации.
Физкультминутка
7.Рефлексия ( подведение итогов урока).
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, проложить невидимую нить понимания к познанию в сотрудничестве.
Вступление в урок:
-Здравствуйте, ребята и гости нашего урока!
-Звонок прозвенел? – Да!
-Уже закончился урок? – Нет.
-Только начался? – Да.
-Все готовы трудиться? – Да.
-Можно всем садиться.
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям.
-Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся подарками судьбы. Пусть подарками станут хорошие оценки и отличное настроение у вас. Надеюсь на вашу активную работу. А для начала поставьте себя на «Лесенку успеха»
- Мы продолжаем с вами, ребята, изучение раздела «Синтаксис. Пунктуация».
- И задача нашего урока – рассмотреть еще одну новую тему, какую? Вы ее сможете назвать сами после того, как ответите на вопросы кроссворда.
- Молодцы! Что у вас получилось?
- Итак, что за термин? Давайте запишем тему урока.
Тема урока – Обращение.
- Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться,
При письме не забывай,
Запятые расставляй!!!
-Давайте определим задачи нашего урока:
У – учиться, узнать… Что должны узнать? Чему учиться?
Р – развивать ….Что будем развивать?
О - объяснять…Что будем объяснять?
К – контролировать, конструировать…Что будем контролировать?
- Молодцы, мальчики и девочки!
- Дети, у вас у каждого на парте информационный текст. Прочитайте текст, выделите главную информацию , делая пометки на полях.
Маркировка текста:
+ – я это знал.
!- новое для меня, главное
V - интересно
? – у меня вопрос (инсерт)
Учитель проходит и наблюдает за работой учащихся.
- Ребята, вы прочитали информационный текст.
( проверка маркировки текста)
- Что вы знали про обращение?
- Что показалось для вас интересным?
- Какая информация для вас новая?
- Что открыли для себя?
- Давайте соотнесем всю главную информацию и создадим кластер.
(Учитель контролирует и наблюдает работу детей)
Защита кластера (1 – 2).
- Молодцы, спасибо!
- Давайте обратимся к учебнику п 42 (чтение правила)
- Ребята, перед нами предложения, вставьте в них обращения:
Ребята, дорогие читатели, юные друзья
…. не забывайте, что книга – ваш помощник в учебе.
… читайте книги!
… Посещайте библиотеку!
Работа с предложениями.
-Дети, встаньте, потянитесь, покрутитесь и нагнитесь, ну, сейчас все улыбнитесь!
А теперь опять садитесь!
-Ребята, а есть ли разница в ооабщении одного человека к другому? От чего зависит обращение к человеку?(от возраста, ситуации, отношений между людьми)
- Часто по обращению можно понять, каков человек, который обратился и тот, к которому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность, и наоборот, злость, недовольство. Нет, не простое – это искусство, обращение к человеку. Главное – не опоздать с добрыми словами.
- А какие добрые слова вы знаете?( здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, спасибо, благодарю)
- Можно ли обойтись без обращения? - (Нет)
- Давайте проверим, умеем ли мы общаться с людьми. Ведь нас окружают разные люди: одноклассники, учителя, родители и тд.
- Составьте предложения, с которыми вы обратитесь к учителю, родителям, прохожему. Постарайтесь использовать «Слова вежливости».
- А сейчас посмотрите, кто сидит рядом с тобой. Как вы обращаетесь друг к другу?
- Обменяйтесь тетрадями, запишите в тетрадь комплимент, похвалите соседа или соседку по парте за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
-Кто желает прочесть?
(Учитель дополняет, организует и сопровождает деятельность учащихся)
- Что нового узнали?
-Понравилось ли вам на уроке?
-Какое у вас настроение, ребята?
-Удалось ли на уроке сделать вам какое – то маленькое открытие?
- Составьте предложение с обращение и отправьте на мое имя телеграмму, используя глаголы : старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
П 42, правило упр. 215, 216
Рассказ о обращении
***выписать 10 предложений с обращениями из сказок А.С. Пушкина.
Настраиваются на урок. Демонстрируют готовность к уроку.
Дети работают с «Лесенкой успеха»
Отвечают на вопросы. Строят высказывание.
( На столах у каждого лежат кроссворды)
Учащиеся записывают число, классная работа, тему урока в тетрадях.
Отвечают на вопросы учителя. Строят высказывание.
Читают информационный текст.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Работа с текстом.
Работа в парах. Систематизируют информационный материал в виде смысловых блоков.
Дети защищают свой кластер, оценивают других.
Составляют предложения
Отвечают на вопросы учителя, слушают его речь, вспоминают и называют «добрые слова»
Работа в группах.
Дети составляют предложения
Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний
Лесенка успеха.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя- инициативное сотрудничество.
Регулятивные: предвидят уровень усвоения знаний.
Познавательные: осознают учебно – позавательную задачу.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество.
Познавательные: подведение под понятие темы и задач урока;
Регулятивные: высказывание предположений на основе наблюдений, корректируют свою точку зрения; ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя, слушают других.
Познавательные: поиск и выделение нужной информации.Коммуникативные: взаимодействие строить понятные для партнера высказывания, уметь выражать свои мысли.
Регулятивные: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, самоконтроль
Личностные: проявляют способность к оценке чужих и самооценке своих действий.
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах; анализ , синтез, структурирование знаний.
Регулятивные: самоконтроль, коррекция.
Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний;
Коммуникативные: излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками и делают вывод
Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Коммуникативные: строят монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умение задавать вопросы для уточнения работы.
Личностные: оценивание личностных ценностей.
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека;
Коммуникативные: формулируют собственные мысли;
Регулятивные: оценивают свою работу;
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.