Учебно-методическое пособие для студентов СПО «Составление бизнес-плана»

Министерство образования, культуры и спорта Калужской области ГАОУ СПО «Калужский колледж информационных технологий и управления»









МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
«Составление бизнес-плана»







Преподаватель:
Приказчикова Д.Н.





г. Калуга 2012г.
Содержание

Введение2
Методические рекомендации по составление бизнес-плана
Титульный лист..4
Оглавление бизнес-плана..4
Обзорный раздел (резюме) ...4
Описание предприятия..5
Описание продукции (услуг)6
Маркетинговый план.7
Производственный план8
Финансовый план ..9
Оценка рисков ..11
Заключение..12
Список литературы 13

Введение

Бизнес-план – это официальный документ, который кратко, точно и в доступной форме описывает все основные стороны вашей будущей предпринимательской деятельности. Правильно составленный бизнес-план должен отвечать на основной вопрос: «Стоит ли браться за это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?»
Бизнес-планирование в России – это развивающаяся область, необходимость в которой еще несколько лет назад подвергалась сомнению. Однако объективные факторы сегодня позволяют утверждать, что значительная часть неудач в бизнесе связана именно с отсутствием четкого планирования. Статистика неумолима: около десятой части всех зарегистрированных предприятий так и не приступают к своей хозяйственной деятельности. Та же статистика говорит, что риск обанкротиться особенно велик на начальном этапе работы компании. Поэтому необходимость в профессиональном подходе к составлению бизнес-плана сегодня ни у кого уже не вызывает сомнений.
Качественный бизнес-план позволяет решить следующие важнейшие задачи:
привлечь кредитные средства;
определить основные цели бизнеса и пути их достижения;
выработать стратегию и тактику на пути к достижению поставленных целей;
вооружить предпринимателя конкретными управленческими решениями и инструментами;
предоставить владельцу бизнеса инструменты его оценки;
минимизировать риски, связанные с открытием или реорганизацией бизнеса.
Методические указания разработаны для студентов в соответствии с программой курса «Экономика отрасли» и посвящены составлению бизнес-плана.
Практические рекомендации разработки бизнес-плана апробированы на отечественном рынке, даны с учетом специфики российского рынка. Пособие имеет практическую направленность и предназначено для применения в любых отраслях производства и реализации продукции и услуг.
В методических указаниях представлены материалы по разработке бизнес-плана проекта, включающие структуру, содержание разделов бизнес-плана и примеры для разработки своего предприятия.
Цель пособия состоит в том, чтобы научить студентов самостоятельно, профессионально произвести планирование бизнеса на уровне предприятия связанного с машиностроением.
В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
получение твердых теоретических знаний в объеме изучаемой дисциплины;
формирование практических навыков по планированию бизнеса.
В результате изучения данного пособия студент должен приобрести:
прочные теоретические знания по бизнес-планированию;
твердые навыки для решения практических задач;
умение самостоятельно вести планирование бизнеса.



Методические рекомендации по составлению бизнес-плана

Структура бизнес-плана
1. Титульный лист.
2. Оглавление бизнес-плана
3. Обзорный раздел (резюме)
4.Описание предприятия
5. Описание продукции (услуг)
6. Маркетинговый план
7. Производственный план
8. Финансовый план
9. Оценка рисков
10. Заключение

1. Титульный лист.
Титульный лист бизнес-плана является визитной карточкой бизнес-проекта и его разработчиков. Важно дать проекту краткое, лаконичное (до 20-40 знаков) название. Хорошее название должно соответствовать роду деятельности. Следовательно, содержит информацию не только по названию проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования, выбранной руководством фирмы. Аннотация включает информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта. Показатели финансирования проекта, возможно в процентах (общая сумма, собственные средства, заемные средства, средства государственной поддержки) желательно указать на титульном листе, несмотря на то, что более детально они представлены в резюме и финансовом плане.

2. Оглавление бизнес-плана.
Второй страницей бизнес-плана является оглавление. Здесь указываются все разделы и подразделы бизнес-плана, а так же и его приложения с указанием на какой странице находится тот или иной раздел (подраздел) бизнес-плана.
Это позволяет с одной стороны быстро отыскать нужный раздел в бизнес-плане, с другой говорит о грамотном оформлении бизнес-плана составителем.

3. Обзорный раздел (резюме) является первым разделом бизнес-плана и является его сокращенной версией (объем 2-3 страницы), содержит краткое описание компании, наиболее привлекательные моменты из всех остальных разделов, положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата средств.
Пример:
Калуга в данное время является развивающимся городом, население которого растет с большой скоростью, в котором на данном этапе развития региона находятся наибольшие финансовые и экономические возможности для получения прибыли.
Постоянно растет число людей, становящихся материально обеспеченными и способными потратить некоторое количество денег на проведение своего досуга вне дома.
В дневное время все большее число успешно работающих людей стали уделять свое внимание спорту, поддержанию хорошей физической формы, посещая при этом бассейны, тренажерные залы. Можно сказать, что ведение здорового образа жизни становится привычным.
На фоне постоянно растущего числа людей, которые все больше желают сочетать спорт и отдых, но при загруженности уже существующих мест отдыха необычайно привлекательно выглядит создание места, в котором бы сочетались, как спортивные, так и развлекательные услуги, способные удовлетворить желания клиентов.
Данный бизнес-план предусматривает создание фирмы, способной эффективно работать на рынке развлечений. Установив перспективный план развития, ведя оптимальную ценовую политику, заботясь о поощрении и поддержке своих постоянных клиентов, расширяя спектр своей деятельности и, тем самым, снижая риски в своей деятельности. Такой фирмой может стать бильярдный клуб ООО «Девять ярдов».
Для открытия клуба необходимо провести аналитическую оценку деятельности ближайших конкурентов, и проанализировали свои возможного.
Предприятие будет носить статус Общества с Ограниченной Ответственностью. Именно такой вид правовой формы будет самым оптимальным для такой организации, так как он имеет следующий ряд преимуществ:
может быть основан при малом капитале;
риск каждого из компаньонов ограничен основным вкладом;
гарантирует непрерывность управлением предприятия;
затраты на учреждение и управление ниже, чем в других обществах.
Участники этого общества несут ответственность по его обязательствам в пределах стоимости внесенного вклада. Уставной капитал поделён на доли: Иванова О.О. 60 %, Сидорова А.А. 40%.
Фирма планирует реализовать следующие методы привлечения клиентов:
Скидки по дисконтным картам постоянным посетителям (до 10 %)
В праздничные дни скидки для всех посетителей
Именинникам час игры бесплатно
Реклама в газетах, на щитах и раздача листовок
Цены на услуги могут варьировать в зависимости от роста спроса. Персонал клуба будет состоять из квалифицированных специалистов.
Если запуск этого проекта даст ожидаемые результаты то возможны перспективы развития фирмы и открытия филиалов в городах области.

4. Описании предприятия необходимо охарактеризовать предприятие и его положение на рынке, назвав организационно-правовую форму предприятия, перечислив основные виды деятельности, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые показатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.
Пример:
ООО «Девять ярдов» молодая компания. Целью ее является создание отличного места развлечений для активных людей и обеспечить стабильное материальное положение фирмы в отрасли и на целевых рынках. То что ее учредителями являются молодые, энергичные люди успех проекта обеспечен
В городе не так много достойных фирма данного рынка предприятий, что позволяет завоевать своих клиентов и иметь постоянную прибыль. Клиенты будут обеспечены комфортными условиями пребывания в нашем клубе.
Клуб будет представлять услуги:
Русский бильярд
американский пул.
дартс
бар.
В качестве потенциальных потребителей предоставляемых клубом услуг можно рассматривать все население города в возрасте от 18. Поскольку предлагаемый комплекс услуг является новым видом услуг на существующем рынке, можно считать, что он будет интересен практически всем группам населения.
Говоря о конкуренции, необходимо отметить, что целесообразно отнести к числу конкурентов клуба фирмы, предоставляющие услуги, аналогичные услугам клуба.
Оценка конкурентов
Название
Месторасположение
Интерьер (баллы)
Наличие рекламы
Цена партии бильярда
Бар
Парковка

Премьер
Салтыкова-Щедрина
5
Вывеска, печать, радио
250 руб
да
да

Спартак
Никитина
3
вывеска
160 руб
нет
Нет

Бильярдный клуб (дом быта)
Кирова
5
Вывеска, печать
250 руб
да
да


5. Раздел «Описание продукции (услуг)» содержит описание вида деятельности, товаров и услуг, предлагаемых предприятием, цены оплаты продукции (услуг) предоставляемых предприятием. Решение о том, каким видом коммерческой деятельности заняться (торговлей, промышленностью или сферой услуг), что она будет из себя представлять в течение ближайших пяти лет - самое важное решение, которое вам предстоит принять. Всякий бизнес предполагает занятие несколькими видами деятельности. В связи с этим центральным становится вопрос об основном роде занятий. Планирование целиком строится на ваших представлениях о будущем деле.
Пример:
Клиенты смогут воспользоваться услугами бара в котором будут подаваться большое количество безалкогольных напитков и коктейлей, и из спиртных напитков будут представлены разнообразные сорта вина и пива. Более крепкое спиртное в баре будет продаваться по высоким ценам, что позволит создать спрос среди клиентов на легкие напитки.
Необходимым атрибутом клуба должна быть «хорошая» музыка. Клиент, приходя в этот клуб, получает целый комплекс услуг, которые в данный момент предлагаются частично немногими местами отдыха.
Клуб должен быть оформлен на высоком уровне и предлагать услуги отличного качества, т.е. поставлять на рынок конкурентоспособную услугу.
Клуб будет представлять услуги:
русский бильярд
американский пул.
дартс
бар.
Цены услуг

Русский бильярд (час игры)
Американский пул
Дартс
Бар

Цена
200
180
70
Зависит от заказа

6. Раздел «Маркетинговый план» - разъясняет, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. Анализ будущего рынка сбыта - это один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана, и на такую работу нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени. Для этого нужно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка, выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, а для другого - сильнее.
Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).
Пример:
Сегментом рынка с географической точки зрения будет центр города.
Потенциальные клиенты - потребители, недовольные существующим ассортиментом (не удовлетворенные услугами конкурентов) и со средним уровнем доходов.
Спрос на развлечения и активный отдых не подвержен сезонным колебаниям, является постоянным.
Реклама клуба будет производиться постоянно до и после открытия. Будет размещаться в печатной продукции на щитах, на радио.
Основным конкурентом у клуба является:
Бильярдный клуб Премьер - предлагает различные виды бильярда, есть бар.
Все остальные конкуренты являются второстепенными.
Слабые стороны конкурентов:
недостатками конкурентов является узкая специализация, они ориентированы на людей со средними доходами;
низкие затраты на рекламу;
нет индивидуального подхода к клиентам;
завышенные цены.
Обслуживанием клиентов будут заниматься специалисты высокого уровня.
Главной задачей маркетинговой деятельности компании является исследовать спрос и предложение на рынке, завоевать свою рыночную нишу.
Ценовая политика предприятия строится по принципу высокое качество - доступная цена. Для привлечения большого количество клиентов используется доступная цена, не выше чем у конкурентов, но при этом качество услуг выше чем у конкурентов. С помощью этого мы сможем завоевать большую долю рынка.
Главная задача фирмы является предоставление качественных услуг. Наша задача состоит в том, чтобы клиенты были довольны от наших услуг и возращались снова.
Для вступления на рынок компания делает упор на создание рекламы. От этого зависит успех компании. Основной упор в рекламе делается на качественные услуги и обслуживание клиентов.
В современном бизнесе реклама является одним из мощных орудий для привлечения внимания потребителей.
Рекламой может служить газета, радио и ТВ, баннеры и листовки.
Кроме того, достигнув определенного уровня, можно выступить спонсором всевозможных мероприятий.
Средний возраст клиентов, колеблется от 18-40 лет.
Ценообразование - сложность и многогранный процесс и является одним из основных элементов проведение политики предприятия на рынке, общей ее работой в области маркетинг.
Методы стимулирования продаж:
День рождения клиента или компании (скидка 20%)
Дисконтная карта на 5%, 7%, 10%, 15%.
Проблемы вступления на рынок:
Известность других клубов;
Неизвестность нашего клуба;
Уровень цен;
Широта ассортимента;
График работы.

7. Раздел «Производственный план» содержит описание технологического процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия. Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования (наименование и основные характеристики), потребности предприятия в помещениях, коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов (персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).
Пример:
В качестве места для организации клуба можно рассматривать одноэтажное здание в центре города.
Месторасположения клуба очень удачно со следующих позиций:
удобный подъезд к клубу;
близость к остановкам общественного транспорта;
большое количество офисов, компаний, жилых домов, находящихся поблизости;
близость к источникам продуктов питания для бара.
Для оказания услуг нам потребуется произвести ремонт, приобрести оборудование.
Основные средства, необходимые для организации работы:
1. Здания и сооружения:
Аренда помещения 200 000 руб в год.
В предлагаемом помещении необходимо сделать ремонт в соответствии с архитектурным планом. Стоимость ремонта до 400 000 руб.
2. Оборудование:


Вид

Кол-во ед., шт.

Стоимость за
ед.,руб


1

Оборудование для бильярда и пула

8

50 000


2

Оборудование для дартса

2

2000


3

Оборудование для бара

-

120000


5

Охранное оборудование

-

25000


6

Аудио, видеотехника

-

50000


7

ИТОГО:



247000


Организационная структура управления фирмой представлена на схеме.
Профессия
(основ. вспомог. упрвал. персонал).
Описание выполняемой работы
Предъявляемые требования
Средняя зарплата

Директор
Руководство фирмой
Знание и умение руководить фирмой
27 000

Менеджер
Осуществляет контроль выполняемой работы персоналом
Знание менеджмента
20 000

Бухгалтер
Ведение финансовой политики фирмы
Знание финансовой политики фирмы
23 000

Администратор
Работа с клиентами
Умение управлять персоналом
17 000

Бармен
Обслуживание клиентов
Знание продукции,
обслуживание клиентов
17 000

Официант
Обслуживание клиентов
Обслуживание клиентов
14 500

Охрана
Охрана посетителей, персонала
Владение боевыми приемами
15 000

Уборщица
Уборка помещения
Специальные знания не нужны
8 500

Директор осуществляет руководство работой клуба, решает все финансовые вопросы, связанные с постоянной работой клуба.
Бухгалтер ведет бухгалтерский учет фирмы, снимает кассу, подготавливает финансовые отчеты, осуществляет выплату зарплаты.
Менеджер выполняет функции директора во время его отсутствия. Осуществляет организацию работы всех сотрудников фирмы. Осуществляет закупки по указанным ценам в ранее обусловленных местах поставок.
Сотрудник в зале занимается выдачей необходимого инвентаря для занятий играми, осуществляют контроль за временем использования игрового оборудования.
Бармены осуществляют приготовление коктейлей и продажу всех напитков и продуктов, находящихся в ассортименте бара. Принимают в кассу деньги от сотрудников в залах. Подает заявки менеджеру на приобретение определенного количества товаров из ассортимента бара, которые заканчиваются.
Уборщица осуществляют уборку всех залов клуба, вынос грязной посуды и смену пепельниц в игровых залах. Осуществляют постоянную уборку туалетных помещений, подают заявки на необходимые принадлежности для помещений менеджеру.
Охрана решают вопросы, возникающие в случае некорректного поведения клиентов и недопускание их в клуб впредь.
Режим работы клуба с 12.00 до 24.00 в будни и с 12.00 до 02.00.
Все сотрудники, работающие непосредственно с клиентами, должны иметь опрятный вид. Руководящий персонал и бухгалтер приходят на работу ежедневно. При приеме на работу сотрудник проходит испытательный срок.

8. Раздел «Финансовый план». В этом разделе бизнес-плана анализируется финансовая составляющую проекта.
Этот раздел - важнейшая составная часть бизнес-плана, призванный обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Финансовый план составляется на весь период реализации бизнес-проекта и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключении определяется срок окупаемости или точка самоокупаемости.
Пример:
Финансовый план рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогнозов реализации услуги в последующие периоды и дает ответы на следующие вопросы:
Сколько нужно средств для реализации предлагаемого проекта? Где можно получить необходимые средства и в какой форме? Когда можно ждать возврата вложенных средств и получение дохода?
Для успешной работы на фирме целесообразно представлять результаты финансово-хозяйственной деятельности в виде системы планово отчетных документов.
Плановые отчеты готовятся совместно бухгалтером и менеджером. Завершающей формой отчета будет являться балансовый отчет, подготавливаемый бухгалтером, форма которого утверждена законодательством. Определим численность персонала и заработную плату.



Должность

Кол-во, чел.
Ср. з/п в месяц, руб
З/п в год, руб


1

Директор

1

27000

324000

2

Бухгалтер

1

23000

276000

3

Менеджер

1

20000

240000

4

Администратор

2

17000

204000*2

5

Бармены

2

17000

204000*2

6

Официанты
6
14500
175000*6

7

Уборщица

2

8500

102000*2

8

Охранники

2

15000

180000*2

9

Итого на з/п

17

142000
3286000


Бильярд клуб начнет свою работу с февраля 2011 г. Планируется обслуживать 600 клиентов ежемесячно. С сентября 2011 г. количество обслуживаемых клиентов должно увеличиться на 50 %
В то же время необходимо учитывать и развитие конкурентов. Для осуществления деятельности ООО «Девять ярдов» было принято решение об аренде помещения в центре города, которое располагается по адресу: ул. Кирова 2.
Необходимо сделать ремонт помещения. Виды ремонтных работ и их стоимость.
Наименование работ
Стоимость услуг
Стоимость материалов
Общая стоимость

1. Смена полов
 20 000
 25 000
 45 000

2. Замена окон
 15 000
 55 000
 70 000

3.Оформление стен
 20 000
25 000 
 55 000

4. Оформление потолка
 12 000
18 000 
 30 000

6. Оформление интерьера (мебель, оборудование)
30000
170000
200 000

Всего
 
 
400 000


9. В разделе «Оценка рисков» требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от них?" Наибольшее количество ошибок при разработке данного раздела плана встречается из-за недостаточного умения авторов бизнес-плана заранее предугадать все типы и степень рисков, с которыми фирма может столкнуться при его внедрении, источники этих рисков и момент их возникновения, а также разработки эффективной стратегии и их преодоления. Главные рискованные моменты, перед которыми может оказаться бизнес, должны быть описаны просто и объективно.
Пример:
Наиболее значимые рисками проекта являются:
Непредвиденные затраты
Неустойчивость спроса
Снижение цен конкурентами
Валютный риск
Для предотвращения и уменьшения рисков могут проводиться следующие мероприятия:
1. страхование имущества и ответственности работников фирмы, заключение договоров с фиксированными суммами, детальная проработка подготовительной стадии проекта для снижения риска непредвиденных затрат;
2. заключение долгосрочных контрактов с поставщиками с четкими условиями и штрафными санкциями.
Для уменьшения негативных последствий финансовых, экономических и политических рисков необходимо четко определить приоритеты в распределении ресурсов, прогнозировать и учитывать в планах деятельности организации возможные изменения в экономике и действия конкурентов, создавать благоприятную обстановку для работников, контролировать финансовую деятельность предприятия и активно осуществлять инвестиции капитала. Для уменьшения степени валютных рисков в отдельности можно использовать 2 метода: правильный выбор валюты цены и регулирование валютной позиции по контрактам.


Заключение
Методические указания по составлению бизнес-плана по дисциплине «Экономика отрасли» являются рекомендациями, формирующими у студентов практических навыков разработки бизнес-плана. Целью использования методических указаний, является формирование у студентов специальных знаний об основных методиках бизнес-планирования, финансового прогнозирования, подходах к оценке эффективности и рисков инвестиционных проектов, навыков разработки бизнес-плана.
Самостоятельная работа студентов состоит в знакомстве с учебной, научной литературой и материалами периодических изданий по вопросам основы разработки бизнес-плана. Наряду с этим самостоятельная работа студентов включает в сеья разработку бизнес-плана. Этот вид работы носит наиболее творческий характер и позволяет студенту продемонстрировать не только свои знания, но и проявить аналитические способности.
По завершению разработке и защиты своего бизнес-плана студент должен:
знать
современные методики и требования к разработке бизнес-плана, структуру и основные разделы, разрабатываемые в бизнес-плане.
уметь
осуществлять разработку бизнес-плана для создаваемого предприятия; осуществлять технико-экономический, производственный, финансовый и маркетинговый анализ предлагаемого бизнес-проекта; применять соответствующие методы прогнозирования и планирования при разработке модели развития предприятия; уметь оценить эффективность бизнес-плана с учетом факторов риска и неопределенности и осуществить системное планирование проекта на всех фазах его жизненного цикла.


Список литературы
Блинов А. О., Толаенко Н. М. Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра. - Краснодар, 2009.
Малый бизнес Москвы. - М.: Деловая пресса, 2010.
Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства /Институт стратегического анализа и развития малого предпринимательства. - М., 2012.
Горохов М. Ю., Малеев В. В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. Как привлечь деньги. - М.: Филинъ, 2011.
Пелих А. С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. Анализ. Методика. Практикум. - М.: Ось-89, 2009.
Общий и специальный менеджмент. Учебник / Общ. Ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2010.
Филимонова Н. Н. Бизнес-планирование. Учебно-методическое пособие. - М., Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2010.












Заголовок 815