Статья ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ


Хертек Л. В. магистрант 3 курса
Красноярский государственный педагогический
университет имени В.П. Астафьева

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ
Ключевые слова: эксперимент, инновационная деятельность, этнокультурная компетенция, эмоциональная сфера, этнотолерантность.
В статье рассматриваются результаты диагностики влияния инновационной деятельности по этнокультурной компетенции на психоэмоциональное состояние детей.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, обучение, воспитание, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого человека и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Поэтому, главной целью работы педагога-психолога в условиях инновационной деятельности МАДОУ № 34 «Светлячок» является сохранение и укрепление психологического здоровья  детей в ДОУ, способствование гармоничного развития личности.
Психологическая служба в течение пяти лет экспериментальной работы изучала эмоционально-личностную сферу детей, выявляла эмоциональный фон развития и состояние воспитанников, в условиях эксперимента. Диагностика детей осуществлялась с помощью различных проективных методик: «Карта эмоционального состояния», «Мое настроение», «Нужен твой совет».
Данные методики дают возможность определить следующие параметры эмоционального состояния детей:
- преобладающее эмоциональное состояние (позитивное или негативное);
- определение комфортности и дискомфортности в детском саду (отсутствие позитивных состояний);
- определение эмоционального фона вокруг себя.
Анализ эмоционального состояния детей в детском саду за пять лет экспериментальной работы показал, что эмоциональный фон развития детей в детском саду имеет позитивное направление, причем с каждым годом оно имеет увеличивающуюся положительную динамику. Это результат профилактики эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе в целом (детей и взрослых). Большинство детей испытывают в детском саду психологический комфорт и безопасность, связанный с экспериментальной деятельностью, у них преобладает позитивное эмоциональное состояние.
Так, в старших и подготовительных группах при диагностике эмоционального состояния детей используется методика «Карта эмоционального состояния». Им с помощью этой методики предлагается изобразить свое настроение в детском саду, т.е. нарисовать соответствующую пиктограмму, которая показывает либо благоприятное, либо негативное, тревожное эмоциональное состояние.
Также, для изучения эмоционально-личностной сферы детей используется методика «Мое настроение». Детям предлагается нарисовать то явление природы, окружающего мира, которое соответствует его обычному внутреннему состоянию. Дети, у которых благоприятное эмоциональное состояние обычно рисуют ясную, солнечную погоду, солнышко, цветы, поляну с цветами, яркие шары. А дети, у которых негативное, тревожное состояние рисовали хмурую, дождливую погоду, ветер или деревья, которые чуть не падают от ветра, при этом используя темные цвета.
Хочется особо выделить то, что дети сумели сравнить свое настроение с явлением природы, окружающего мира и осознают свое эмоциональное состояние.
Таким образом, по результатам исследования эмоционального состояния на начало учебного года в детском саду были выявлены следующие результаты: 95% детей испытывают в детском саду психологический комфорт, у них преобладает позитивное эмоциональное состояние. Дети ощущают вокруг себя в детском саду благоприятный эмоциональный фон. А 5% детей, у которых выявлены отрицательные эмоции, зачислены в коррекционно-развивающую группу для дальнейшей работы с психологом. Проведены индивидуальные консультации родителей и воспитателей, для выявления причины у ребенка негативных эмоций в детском саду и давались рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребенка.
В 2013 и 2015 году проводилось психолого-педагогическое обследование по определению толерантного отношения детей в поликультурной среде.
С целью изучения особенностей представлений детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности, способов налаживания дружеских отношений, определения своеобразия представления детей о национальных и культурных особенностей жизни сверстников другой национальности, проявления интереса дошкольников к этническим проблемам с детьми старшего дошкольного возраста МАДОУ № 34 проведено диагностическое обследование «Нужен твой совет» (индивидуальная беседа). В диагностической ситуации приняло участие 130 детей средних, старших и подготовительных групп. Детям предлагались ситуации, ответы фиксировались и оценивались в балльной системе с позиции проявления этнотолерантных установок.
При этом рассматривались содержательные компоненты проявления толерантности у дошкольников на следующих уровнях:
Перцептивном - восприятие внешности человека другой расы, другой культуры;
Когнитивном – относительно устойчивый познавательный интерес к его личности, этнокультурным особенностям;
Эмоционально-оценочном – эмоционально-положительные или отрицательные суждения и отношение к людям разных социально-культурных групп;
Поведенческом – стремление и умение устанавливать доброжелательно опосредованные и неопосредованные контакты с окружающими.
По результатам обследования на начало эксперимента на низком уровне этнотолерантности были 28% детей, на конец эксперимента он снизился на 20%, стало 8%. 92% детей проявляют когнитивный компонент этнотолерантности: имеют представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к людям другой национальности, имеют знания начального уровня способов налаживания дружеских взаимоотношений с детьми других национальностей, при этом считают важным для этого не только игру, но и содержательное общение;
100% детей проявляют эмоциональный компонент этнотолерантности (интерес, к представителям разных этносов, желание организовать содержательную совместную деятельность с детьми другой национальности, желание налаживать с ними добрые бесконфликтные отношения);
58% проявляют поведенческий компонент этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других национальностей).
В соответствии с уровнями проявления толерантности выявлены три группы этнотолерантности у дошкольников:

Рис. 2: Уровни этнотолерантности у детей

Низкий уровень этнотолерантности проявляется у 8% детей, преимущественно на перцептивном уровне;
Допустимый уровень этнотолерантности – у 42% детей, на перцептивном и когнитивном уровнях;
Оптимальный уровень этнотолерантности – у 50% детей, проявляют установку на перцептивном, когнитивном и эмоционально-оценочном уровнях и элементах поведенческого компонента.
Вышесказанные результаты подтверждают положительную динамику в эмоционально-личностном развитии детей. Анализ пятилетней экспериментальной работы показывает, что у детей уходя в школу уже сформированы основы этнокультурной компетентности, и у родителей выработаны эти основы, и педагоги компетентны в вопросах этнокультуры в поликультурном обществе.

Литература:
Боровиков Л.И. Научный руководитель в инновационном учреждении дополнительного образования детей. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004. – 80 с.
Бородина Е.Н. Диагностика по программе «Окружающий мир. Хурээлел» Кызыл. 2009 г.
Деменкова Н.И. Окружающий мир. Хурээлел. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Кызыл: Издательство ИРНШ МОНиМП РТ, 2008. – 47 с.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцент, 1996. – 224 с.
Пастюк О.В., Фролова А.Н. Организация экспериментальной площадки в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
Поволяева М.Н., Булова Л.Н. Теория и практика развития экспериментальной работы в дополнительном образовании детей. – М.: ООО «ДОД», 2008.-154 с.

Рисунок 115