Статья на тему Формирование полоролевых стереотипов у младших школьников посредством сказки
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ.
Васькина В. С.
учитель начальных классов
МОУ Лицей №3,
г. Батайска
Ростовской области
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. [4]
В современных условиях половое воспитание мало отражается и поэтому проблема полоролевой дифференциации является важной и актуальной. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного воспитания детей разного пола. Цели и задачи полоролевого воспитания определяются интересами общества и, в первую очередь, направлены на укрепление семьи.
Полоролевое развитие детей рассматривается как важная часть духовно-нравственного воспитания, поэтому важно учитывать, что в структуре личности представителей мужского и женского пола отдельные нравственные качества занимают разное место.
Главное в полоролевом воспитании формирование начал мужественности и женственности и первых идеалов семейных отношений, а также умения доброжелательно взаимодействовать с представителями другого пола. Но в наше время родительское воспитание мальчиков и девочек практически одинаково. А это в свою очередь ведет к размыванию полоролевых стереотипов. То есть к тому, что у мальчиков формируются некоторые качества женственности, например, мягкость, стремление опекать, эмпатия - умение понимать другого, сопереживать, сочувствовать, а у девочек некоторые качества мужественности: смелость, решительность, эмоциональная устойчивость и т. д. Дети не знают как общаться с представителями противоположного пола. [8]
В школе также ведется бесполое воспитание. А ведь именно в младшем школьном возрасте происходит закладка полоролевых стереотипов, поэтому необходимо обращать особое внимание на полоролевое воспитание мальчиков и девочек.
Современные требования воспитания и индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета психологической специфики пола ребенка. Половая дифференциация обретает психологический смысл для личности, лишь, будучи включенной в ее деятельность, особенно в совместную деятельность с другими.
Во время работы в школе и при изучении научной литературы, я пришла к выводу, что для формирования и коррекции полоролевых стереотипов лучше всего подходит сказка.
Давно известно, что сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. [10]
На основе полученных знаний мною была составлена и апробирована система работы по формированию полоролевых стереотипов у младших школьников посредством сказки.
В ходе проведения каждого из внеклассных занятий можно использовать различные приемы работы со сказкой:
1. Анализ сказок. Цель осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. [5] Для анализа выбираются известные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна – лягушка», «Золотой петушок», «О мертвой царевне и семи богатырях», «Золушка». При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?»; «Кто из героев больше всего понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?», а также другие вопросы.
2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. [5] Например, рассказать сказку от первого лица. Девочкам сказку «Золушка» от имени Золушки, мальчикам «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» от имени Елисея, а затем наоборот. Практически все дети выполняют данное задание с большим интересом и энтузиазмом.
3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. [5] Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки. Например, детям предлагается дописать развязку для русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Ученица предложила такой вариант: «повстречался Аленушке казак, и она попросила у него помощи. Казак убил злую ведьму, и стали они жить – поживать и добра наживать...». Данный результат является ярким показателем сформированности полоролевого стереотипа обоих полов у данного ребенка.
4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. [5]
5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
Пример: один из учащихся 2-го класса мужского пола сочинил сказку под названием «Чемодан». В котором мальчик рассказывает о старом чемодане. Он с помощью мышей из свалки попал в магазин антикварных товаров, где ему очень хорошо жилось. По данной сказке можно судить о несформированности восприятия полоролевого поведения как мужчины, так и женщины.
Необходимо также отметить, что волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают младшему школьнику опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса.
События сказки вызывают у ребенка эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным. [2]
В ходе такой постоянной работы реализуются важнейшие задачи духовно-нравственного воспитания вообще и в частности задачи по формированию полоролевых стереотипов.
Подытоживая все вышесказанное, можно с уверенностью говорить о том, что сказка является эффективным средством формирования полоролевых стереотипов.
Список литературы:
1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии, 2003. №5. С. 102-119.
2. Алексеенкова Е.Г., Андреева В.Н. Зависимость эмоционального отношения дошкольника к персонажам сказки и ее композиции // Вопросы психологии, 2006. №6. С. 67-75.
3. Бутовская М.П. Тайна пола: он и она // В мире науки, 2007. №4. С. 76-85.
4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. М., 1995. 305с.
5. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. М., 2001. С. 3-21.
6. Лесникова Г.Н. Проблема интегративного исследования индивидуальности // Дошкольное воспитание, 2003. №12. С. 44-49.
7. Репина Т.А. Проблемы полоролевой социализации детей. М., 2004.
8. Титаренко Т.М. Такие разные дети. Киев, 1989. 139с.
9. Трушин А.Г. Половое воспитание. Ростов н/Д., 2001. 309с.
10. Францфон М.-Л. Психология сказки. Спб., 1998. 158с.
15