КИМы по обществознанию для ППКРС по профессии Повар, кондитер


Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Камский государственный автомеханический техникум им. Л. Б. Васильева»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
БОУД. 10 Обществознание (включая экономику и право)
общеобразовательного цикла
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих СПО
по профессии
19.01.17 «Повар, кондитер»
Набережные Челны, 2016
На заседании ПЦК УТВЕРЖДАЮ:
Протокол №____ Заместитель директора по УР
«____»__________________ 20___г. И.Г.Заббарова «____»_____________ 20__г.
Подпись ПЦК расшифровка подписи Составитель: Нурутдинов Л. Р.,
преподаватель I квалификационной категории
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проведения текущего контроля знаний, итоговой аттестации по учебной дисциплине БОУД. 10 Обществознание (включая экономику и право) и составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО на основе рабочей программы по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер».

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ 5
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 22

1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1.1 Общие положения
КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля в виде проверочных работ в форме теста и вопросов к дифференцированному зачёту.
1.2 Область применения комплекта контрольно-измерительных материалов
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, изучающих учебную дисциплину БОУД. 10 Обществознание (включая экономику и право) в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер».

1.3 Общие и профессиональные компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
2.1. Распределение типов заданий
Результаты обучения Форма контроля и оценивания
Личностные сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире устный опрос, эссе
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на- роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна) творческая работа, эссе, устный опрос
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности эссе, устный опрос
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты эссе, устный опрос
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности эссе, устный опрос
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем устный опрос
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни устный опрос
Метапредметныеумение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях устный опрос, тесты, задания
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания исследовательская работа, тесты, задания
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников тесты, правовые задачи
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности задания, правовые задачи, тесты
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов устный опрос, тесты
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей задания
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания устный опрос
Предметные сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов устный опрос, тесты
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук устный опрос, тесты
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов задания
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире устный опрос
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов устный опрос
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений задания, правовые задачи
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития устный опрос
2.2 Текущий контроль
Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины:
Количество вариантов задания для экзаменующегося –2 варианта
№ п/п Задание Эталон ответа P maxИнструкция по выполнению заданий № 1-5: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения вы получите последовательность букв. Например, А-1, Б-2, В-3, Г-4.
1 Установите соответствие между понятиями и определениями
Понятия
А) социальная мобильность
Б) социальная дифференциация
В) социальная роль
Г) социальная норма
Определения
1) социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальном статусом;
2) перемещения из одной социальной группы в другую;
3) руководящее начало, требование, образец;
4) разделение общества на группы, занимающие
разное социальное положение;
5) функции необходимые для общества. А-2
Б-4
В-1
Г-3
4
2 Установите соответствие между сферами общественной жизни и социальными фактами
Социальные факты:
А) использование металлических слитков в качестве эквивалента обмена;
Б) активное участие новгородцев в городском вече;
В) создание приключенческого романа;
Г) существование в современном обществе семей традиционного типа.
Сферы общественной жизни:
1) духовная
2) социальная
3) экономическая
4) политическая А-3
Б-4
В-1
Г-2 4
3 Установите соответствие между конкретной ситуацией и типом правоотношений, который она иллюстрирует
Ситуации
А) 17-летний студент техникума устроился на временную работу в летний период;
Б) болельщики одной из футбольных команд
отмечали победу своей команды в кафе и
перебили там стекла;
В) рецидивист совершил разбойное нападение;
Г) супруги подали заявление о разводе в ЗАГС.
Типы правоотношений
1) уголовное правоотношение;
2) семейное правоотношение;
3) административное правоотношение;
4) трудовое правоотношение. А-4
Б-3
В-1
Г-2 4
4 Установите соответствие между типами экономики и иллюстрирующими их признаками
Признаки:
А) регулятором выступают обычаи; Б) между производителями идет конкурентная борьба;
В) доминирует государственная собственность на средства производства;
Типы экономики:
1) рыночная
2) традиционная
3) плановая А-2
Б-1
В-3
3
5 Установите соответствие между типами обществ и конкретными признаками, их иллюстрирующими
Признаки:
А) большинство трудоспособных людей заняты в
сельском хозяйстве и в ремесле;
Б) в управлении обществом широко используются сетевые технологии;
В) общество делится по сословному признаку;
Г) уровень социальной мобильности невысок;
Д) в качестве высшей ценности общество признает права и свободы граждан.
Типы обществ:
1) традиционное
2) постиндустриальное А-1
Б-2
В-1
Г-1
Д-2
5
6 Установите соответствие между типами групп и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры: Типы групп:
А) преподаватели 1) поселенческие
Б) провинциалы 2) профессиональные
В) католики 3) конфессиональные
Г) программисты А-2
Б-1
В-3
Г-2 4
Инструкция по выполнению заданий № 7-27: Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк.
7 Профицит государственного бюджета—это
А) понижение курса национальной валюты
Б) превышение доходов над расходами
В) отказ исполнять долговые обязательства
Г) высокий уровень инфляции Б 1
8 Понятие «преступление» и виды преступлений определены в
А) Уголовном кодексе РФ
Б) Конституции РФ
В) Гражданском кодексе РФ
Г) Кодексе об административных правонарушений А 1
9 Любую политическую партию характеризует
А) широкий круг сторонников
Б) наличие в партийных рядах членов правительства
В) общность политических убеждений
Г) критика деятельности правительства В 1
10 Укажите термин, который не относится к понятию «социальные институты»
А) образование
Б) здравоохранение
В) заповедник
Г) армия
Д) семья В 1
11 Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя отражен в понятии
А) воспитание
Б) обучение
В) познание
Г) искусство В 1
12 Демократический режим характеризуется
А) господством исполнительной власти
Б) защитой прав и свобод граждан
В) командно-административными методами управления
Г) господством обязательной идеологии Б 1
13 Взаимная ответственность государства и личности, партнерские отношения власти и общества отличают государство
А) республиканское
Б) суверенное
В) правовое
Г) федеративное В 1
14 Высшей ценностью согласно Конституции РФ являются
А) интересы государства
Б) нерушимость границ
В) права и свободы человека
Г) неотвратимость наказания В 1
15 Сторонами трудового договора являются
А) покупатель и продавец
Б) государство и гражданин
В) производитель и потребитель
Г) работник и работодатель Г
1
16
В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин
А) индивид
В) деятель
Б) личность
Г) субъект А
1
17 Какой из перечисленных терминов не относится к понятию «социальные качества личности»
А) жизненный опыт
Б) образованность
В) практические навыки
Г) толерантность
Д) умения
Е) инстинкты Е 1
18 Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию
А) воспитательную
Б) репродуктивную
В) эмоционально-психологическую
Г) социально-статусную Б 1
19 Переход человека из одной социальной группы в другую называется
А) социальной мобильностью
Б) отклоняющимся поведением
В) общественной коммуникацией
Г) социальной деятельностью А 1
20 Найдите в приведенном перечне 3 качества, отличающие человека от животного.
А) стремление к самореализации
Б) потребность в труде
В) способность строить жилища
Г) потребность в пище и воде
Д) способность отображать мир в идеальных образах А,Б,Д 3
21 Важное отличие человека от иных живых существ
А) инстинкты
В) потребности
Б) рефлексы
Г) сознание Г 1
22 Найдите в приведенном перечне 2 категории граждан, которые не имеют право участвовать в выборах в качестве избирателей
А) выпускник военного ВУЗа
Б) военнослужащий срочной службы
В) человек, отбывающий срок в местах заключения по решению суда
Г) человек, находящийся под следствием
Д) домохозяйка
Е) человек, признанный судом недееспособным по причине болезни В, Е 2
23 Найдите в приведенном перечне 3 черты, отличающие нормы права от норм морали
А) закреплены в формальных актах
Б) обеспечены государственным принуждением
В) соответствуют представлениям о добре и зле
Г) носят общеобязательный характер
Д) обеспечиваются общественным мнением А, Б, Г 3
24 Укажите для каких категорий лиц не устанавливается испытание при приеме на работу:
А) беременных женщин
Б) Уволенных в запас военнослужащих срочной службы
В) лиц с высшим образованием
Г) лиц, не достигших 18 лет
Д) лиц, окончивших профессиональное образовательное учреждение и впервые поступающих на работу по специальности
Е) лиц, поменявших место жительство А, Г, Д 3
25 Верны ли следующие суждения о человеческих качествах
1. Врожденные качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.
2.Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.
А) верно только 1 В) верны оба суждения
Б) верно только 2 Г) оба суждения неверны В 2
26 Верны ли следующие суждения о рынке труда?
1. Система трехсторонних договоров с участием предпринимателей, работников и государства составляет суть социального партнерства.
2. Каждый неработающий человек считается по закону безработным и может претендовать на получение пособия.
А) верно только 1 В) верны оба сужден
Б) верно только 2 Г) оба суждения неверны А 2
27 Верны ли следующие суждения о разделении властей?
1. В демократическом государстве действуют независимо друг от друга три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.
2. Между ветвями власти существует система сдержек и противовесов.
А) верно только 1 В) верны оба суждения
Б) верно только 2 Г) оба суждения неверны А 2
Инструкция по выполнению заданий № 28-32: в соответствующую строку бланка ответа запишите краткий ответ на поставленный вопрос.
28 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Государственная власть в Российской Федерации
Ветви власти Высшие органы государственной власти РФ
Законодательная Федеральное Собрание РФ
Исполнительная ……………………….
Прави-тельство1
29 Какое слово пропущено в приведенном ниже фрагменте таблицы?
Функции государства Характеристика
…………………….. Обеспечение производственной и хозяйственной деятельности
Защитная Обеспечение обороноспособности государства, охрана государственных границ, сохранение внутренней целостности
Экономи-ческая1
30 Кто является автором теории происхождения человека из животного мира, постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку? Ч.Дарвин1
31 Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, — это ………………… Деятель-ность1
32 Процесс усвоения социальных норм, приобретение социального опыта носит название ………….. Социали-зации1
Тестовые задания
Часть 1
При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный Вами ответ, поставив знак « х » в соответствующей клеточке бланка для каждого задания (А1-А47).
А1. Обществом в широком смысле слова называют
весь окружающий мир
совокупность форм объединения людей
группы, в которых происходит общение
взаимодействие людей в повседневной жизни
А2. Какая пара слов пропущена в следующей фразе?
«Осушение людьми заболоченных земель является примером взаимодействия ...»
цивилизации и культуры
гражданина и государства
производства и потребления
общества и природы
А3. Связь всех сфер жизни общества
1)вытекает из целостности общества как системы
2)достигается политической борьбой
3)обеспечивается идеологической работой
4)устанавливается законодательным путем
А4. Многообразие политических систем в странах современного мира в частности проявляется в
различных соотношениях форм собственности
социальном расслоении общества
различных формах государственного устройства
имущественном неравенстве людей
А5. Верны ли следующие суждения об обществе и культуре?
А.Материальные условия жизни общества оказывают влияние на нормы поведения человека.
Б.Культура общества не зависит от социально-экономических условий его жизни.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верно и А, и Б
4)оба суждения неверны
А6. Человека от животного, в частности, отличает наличие
1)кровообращения
2)речи
3)зрения
4)слуха
А7. К социальным относятся потребности человека в
1)отдыхе
2)пище
воде
общении
А8. Верны ли следующие суждения о способностях человека?
А. У этого человека нет абсолютно никаких способностей.
Б. Этот человек не смог развить свои способности.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верно и А, и Б
4)оба суждения неверны
А9. Познавательная деятельность в отличие от трудовой
предполагает наличие цели
направлена на постижение истины
требует специальной подготовки
носит полезный характер
А10.Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, – это
общение
понимание
творчество
познание
А11. Самопознание направлено на
познание общественных норм и ценностей
отражение объективной действительности
осознание своих возможностей
познание законов прекрасного
А12. Верны ли следующие суждения об источнике объективных знаний?
Источником объективных знаний
А. является только разум.
Б. являются только чувства.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верно и А, и Б
4)оба суждения неверны
А13. Какая из перечисленных ниже наук дает наиболее общие знания об обществе и человеке?
экология
философия
правоведение
политология
А14. Верны ли следующие суждения об истинном знании?
Истинным является всякое знание,
А. разделяемое большинством людей.
Б. подтвержденное практикой.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верно и А, и Б
4)оба суждения неверны
А15. Формирование способности каждого человека к творчеству, его восприимчивости к лучшим художественным произведениям – это одна из задач
1)элитарной культуры
2)поп-культуры
3)массовой культуры
4)духовной культуры
А16. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе
искусства
науки
производства
образования
А17. Верны ли следующие суждения о цели науки?
Цель науки –
А. описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.
Б. отражение действительности в форме теоретических знаний.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верно и А, и Б
4)оба суждения неверны
А18. Какая пара слов пропущена в следующей фразе?
Мораль – это представления о том, что такое ... в поступках людей и человеческом обществе.
добро и зло
сила и разум
закон и порядок
борьба и уступки
А19. Экономика – это наука, изучающая
мотивы поведения человека
методы рационального хозяйствования
способы внедрения достижений науки и техники
формы повышения квалификации работников
А20. Принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам – это
облигация
приватизационный чек
акция
собственность
А21. Основным признаком командной экономики является
производство товаров в соответствии с государственным планом
управление экономикой рыночными методами.
наличие экономической самостоятельности товаропроизводителей
многообразие форм собственности на средства производства
А22. Спрос и предложение на бытовую технику формируются на рынке
труда
капитала
недвижимости
товаров и услуг
А23. Цена товара возрастет, если спрос
останется неизменным, а предложение сократится
уменьшится, а предложение останется неизменным
останется неизменным, и предложение останется неизменным
уменьшится, а предложение возрастет
А24. Спрос отражает
потребность покупателя в товаре
количество товара, которое сможет удовлетворить желание покупателей
потребность в товаре и возможность его приобрести
количество денег, имеющееся у покупателя для приобретения товара
А25. Какой из следующих факторов будет содействовать росту производства?
увеличение налогообложения
внедрение новой техники
снижение требований к квалификации работников
увеличение социальных пособий
А26. Уровень заработной платы на частных предприятиях в условиях рыночной экономики определяется под непосредственным воздействием
спроса и предложения на рынке труда
экономической политики правительства
уровня прожиточного минимума
изменения числа специалистов высокой квалификации
А27. Верны ли следующие суждения о рабочей силе и безработице?
А. Численность занятых и численность трудоспособного населения всегда совпадает.
Б. Безработица исключает из общественного производства трудоспособных людей, не достигших пенсионного возраста.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верно и А, и Б
4)оба суждения неверны
А28. К общественным отношениям относятся связи между
1)геомагнитными явлениями и здоровьем людей
агротехническими приемами возделывания почвы и получением урожаев
социальным расслоением и политическими конфликтами
колебаниями солнечной активности и возникновением эпидемий
А29. К социальным группам относятся
классы
партии
общественно-политические движения
производственные объединения
А30. К этническим общностям относят
расы
народности
сословия
касты
А31. Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе
покупки товара
участия в выборах
создания произведения искусства
материального производства
А32. Социальная стратификация означает
разделение общества на группы, занимающие разное положение в обществе
поддержку малообеспеченных групп населения
усиление общественного контроля над различными социальными группами
повышение собственного социального статуса
А33. К восходящей социальной мобильности относится переход (переезд)
с гражданской службы на военную
с рядовой работы на руководящую должность
с государственного предприятия на частное
из сельской местности в город
А34. Какие социальные нормы отражают представления о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту?
политические нормы
правовые нормы
обычаи и традиции
эстетические нормы
А35. Верны ли следующие суждения о национальных интересах?
Национальные интересы требуют
А. от нации сохранения своей неповторимости, уникальности.
Б. развития широких культурных контактов с другими народами.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верно и А, и Б
4)оба суждения неверны
А36. Какой признак отличает республику от других форм правления?
наличие главы государства
выборность главы государства на определенный срок
передача верховной власти по наследству
наличие аппарата управления
А37. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что
выборы являются всеобщими и равными
победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе
голосование на участках является тайным
избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений
А38. Верны ли следующие суждения о партиях?
А. Приход к власти определенной массовой партии означает, что все, входящие в нее, будут непосредственно управлять страной.
Б. Чем больше партий в стране, тем более эта страна демократична.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верно и А, и Б
4)оба суждения неверны
А39. В условиях тоталитарного режима в отличие от демократического
господствует единая общеобязательная идеология
государство является важнейшим элементом политической системы
проводятся равные и свободные выборы
личность имеет широкие возможности влиять на принятие политических решений
А40. Признаком правового государства является
публичная власть
единство территории
разделение властей
профессиональный аппарат управления
А41. Соблюдение норм права в отличие от других социальных норм обеспечивается
силой общественного мнения
силой традиции
личными убеждениями человека
силой государства
А42. Что из перечисленного ниже является примером правонарушения?
Гражданин С. отказался уступить место в транспорте женщине.
Гражданин С. похитил вещь гражданина Т.
Гражданин С. отказался аплодировать исполнителю концерта.
Гражданин С. опоздал на театральный спектакль.
А43. Конституцию как Основной Закон государства характеризует то, что
положения, включаемые в нее, не могут быть изменены
она принимается парламентом страны
ей должны соответствовать все нормативные акты
она детально определяет нормы всех отраслей права
А44. К уголовным преступлениям в отличие от административного проступка относится
изготовление, хранение и сбыт наркотиков
переход улицы в неустановленном месте
безбилетный проезд в общественном транспорте
нарушение правил пожарной безопасности
А45. Основная задача российского парламента (Федерального Собрания) –
обеспечивать исполнение государственного бюджета
выступать гарантом Конституции
осуществлять правосудие
разрабатывать и принимать законы
А46. Согласно Конституции РФ, высшей ценностью в Российской Федерации является
земля и другие природные ресурсы
человек, его права и свободы
государственная власть
частная собственность
А47. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?
Международное гуманитарное право
А. регулирует отношения между воюющими государствами.
Б. стремится смягчить последствия войн.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верно и А, и Б
4)оба суждения неверны
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланк ответов рядом с номером задания (В1-В5), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности цифр или букв без пропусков и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке.
В1. Запишите слово, которое завершает следующую фразу:
«Художественное творчество, проявляющееся в архитектуре, живописи, литературе, музыке, танцах, постановках кино и театра, – это … .
В2. Запишите слово, пропущенное в приведенной ниже схеме.
-4762564770Формы государственно-территориального устройства
унитарное государство

00Формы государственно-территориального устройства
унитарное государство


В3. Установите соответствие видов и форм познания.
Ответ следует записать в виде последовательности: буква левого столбца и соответствующие ей цифры из правого столбца и т.д. без пропусков.
Виды познания Формы познания
А) Рациональное познание
Б) Чувственное познание 1) суждение
2) восприятие
3) ощущение
4) умозаключение

В4. Распределите перечисленное ниже следующим образом: три первые позиции должны представлять гражданское общество, три последующие – государство.
Запишите цифры в порядке возрастания.
Союз предпринимателей
Общество филателистов
Федеральное Собрание
Комитет солдатских матерей
Министерство образования
Конституционный суд
В5. Что может стать предметом купли-продажи на рынке капитала? Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.
зерно
валюта
ценные бумаги
рабочая сила
автомобили
Часть 3
Для ответов на задания этой части используйте специальный бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него.
С1. Перечислите причины негативных форм отклоняющегося поведения человека.
С2. Раскройте на примере суть правового регулирования рыночной экономики.
С3. Верно ли суждение: “Наука является единственной формой познания мира и человека”? Свое мнение обоснуйте.
Прочитайте тексты и выполните задания к ним (С4-С7).
Текст 1. Гражданство в Древних Афинах
Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.
Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.
Единственное, что закон запрещал хозяину, – убийство раба.
Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.
Текст 2. Гражданство в Древнем Риме
Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша становился политически равноправным.
Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.
Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец – и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города.
С4. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме?
C5. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах?
С6. Докажите, что звание гражданина было почетным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме.
С7. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме. Выскажите свое отношение к нему.
С8. Ниже приводится шесть высказываний известных людей. Выберите одно из них и напишите, как Вы понимаете поднятую автором проблему. В своем ответе используйте соответствующие понятия обществознания и приведите необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».
(Дж. Б. Шоу)
«Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности».
(Н. Бердяев)
«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».
(Ж.-Ж. Руссо)
«Право – это все то, что истинно и справедливо».
(В. Гюго)
«У искусства есть враг: имя ему – невежество».
(Б. Джонсон)
«Гораздо легче найти ошибку, нежели истину».
(И.В. Гете)
№2
Часть 1
А1. В отличие от природы, общество
1)является системой
2)находится в развитии
3)выступает в качестве творца культуры
4)развивается по собственным законам
А2. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
1)добывающей промышленности
2)обрабатывающей промышленности
3)сельского хозяйства
4)информации и информационных технологий
А3. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.
1)Верно только А.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4)Оба суждения неверны.
А4. Деятельность человека и поведение животного характеризуются
1)выдвижением целей
2)механизмом самоконтроля
3)осознанным выбором средств
4)удовлетворением потребностей
А5. Труд в отличие от общения
1)является потребностью человека
2)может доставлять человеку удовольствие
3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды
4)предполагает наличие цели
А6. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.
1)Верно только А.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4)Оба суждения неверны.
А7. Понятие – это форма мысли, которая
1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств
2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений
3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
А8. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает
1)экономика
2)социология
3)культурология
4)политология
А9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.
1)Верно только А.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4)Оба суждения неверны.
А10. Все, что создано человеком, в своей совокупности называется
1)обществом
2)культурой
3)искусством
4)наукой
А11. Выберите верное утверждение об образовании в РФ.
1)Среднее образование в РФ дает только общеобразовательная школа.
2)В РФ предусмотрена возможность завершения средней общеобразовательной школы в системе экстерната.
3)Среднее полное (общее) образование является в РФ обязательным.
4)Ученик не может быть исключен из среднего общеобразовательного учреждения.
А12. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?
А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.
Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием на нее СМИ.
1)Верно только А.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4)Оба суждения неверны.
А13. Составление расходной части государственного бюджета иллюстрирует экономическую деятельность в сфере
1)потребления
2)обмена
3)производства
4)распределения
А14. Доход, получаемый собственником акций, называется
1)прибылью2)капиталом3)рентой4)дивидендом
А15. Государство в условиях командно-административной экономики
1)законодательно закрепляет господство одной формы собственности
2)разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий
3)вводит льготное налогообложение малого бизнеса
4)предоставляет экономическую самостоятельность производителям
А16. Перепроизводство бытовой техники привело к снижению цен на нее. Этот пример иллюстрирует функционирование рынка
1)средств производства
2)труда
3)товаров
4)сырья и материалов
А17. Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается
1)парламентом
2)судебными органами
3)правительством
4)правоохранительными органами
А18. Спрос потребителя непосредственно определяется
1)уровнем его индивидуальных доходов
2)ограниченностью природных ресурсов
3)затратами на производство товаров
4)качеством трудовых ресурсов
А19. Увеличение налогов на производителя
1)снижает расходы потребителя
2)увеличивает прибыль производителя
3)снижает рост производства
4)увеличивает производительность труда
А20. Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?
А. Государство в условиях рынка организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.
Б. Государство в условиях рынка заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей
1)Верно только А.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4)Оба суждения неверны.
А21. К предписанному статусу относится
1)расовая принадлежность
2)уровень образования
3)уровень доходов
4)род занятий
А22. Чиновник дореволюционной России продвинулся по службе, получив в соответствии с «Табелью о рангах» очередной чин. Этот пример иллюстрирует
1)социальное неравенство
2)социальную мобильность
3)социальные санкции
4)социальный контроль
А23. Более 25 лет житель Владивостока собирает необычную коллекцию. Он собрал 1150 кирпичей, среди которых нет двух одинаковых. Этот пример иллюстрирует
1)соответствующее обычаям поведение
2)позитивное отклоняющееся поведение
3)неправомерное поведение
4)негативное отклоняющееся поведение
А24. К функциям семьи относится
1)социализация личности
2)определение минимального размера оплаты труда
3)установление системы школьного образования
4)определение размеров коммунальных платежей
А25. Какой признак присущ нации как этнической общности?
1)национальное самосознание
2)федеративное государственное устройство
3)наличие национальной армии
4)разделение властей
А26. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?
А. Социальный контроль – это система способов воздействия общества,
социальных групп на личность.
Б. Нормы и санкции – это элементы социального контроля.
1)Верно только А.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4)Оба суждения неверны.
А27. К организационной подсистеме политической системы относится
1)государство
2)нация
3)класс
4)идеология
А28. Что является функцией исполнительной власти?
1)создание законов
2)разработка государственного бюджета
3)осуществление правосудия
4)разработка предвыборных программ
А29. Для консервативной идеологии характерно признание
1)ценностей традиций, преемственности
2)классовой борьбы в качестве двигателя истории
3)государственной собственности как основы экономики
4)имущественного равенства
А30. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?
1)концентрация власти в руках выборных органов
2)наличие единой идеологии, насаждаемой государством
3)свободные от цензуры средства массовой информации
4)развитое гражданское общество
А31. Верны ли следующие суждения о политической партии?
А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.
Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.
1)Верно только А.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4)Оба суждения неверны.
А32. Укажите верное определение: «Право – это…»
1)наука об обществе
2)регулятор общественных отношений
3)способ существования демократических режимов
4)элемент государственного устройства
А33. Конституция является
1)доктриной внешней политики государства
2)кодексом законов
3)основным законом государства
4)формой государственного правления
А34. Гражданским правонарушением является
1)продажа недоброкачественного товара в магазине
2)забастовка шахтеров
3)продажа легких наркотиков на дискотеке
4)продажа квартиры в кредит
А35. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе
1)21 года
2)25 лет
3)30 лет
4)35 лет
А36. Принципом демократического судопроизводства является
1)использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их получения
2)состязательность сторон в судебном процессе
3)отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях
4)давление на суд со стороны средств массовой информации
А37. В систему правоохранительных органов входит
1)Совет Федерации
2)администрация Президента
3)Правительство РФ
4)прокуратура
А38. Верны ли следующие суждения о правонарушении?
А. Пропаганда в средствах массовой информации расистских и экстремистских взглядов и убеждений является правонарушением.
Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.
1)Верно только А.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4)Оба суждения неверны.
Часть 2.
В1. Какой вид деятельности не указан в схеме?
142430561595Виды деятельности
00Виды деятельности

35432997112000205739971120005029199205740009143992057400091440020573900
9143998953500
35432991079500020573991524000502919910731500
679456350Игровая УчебнаяКоммуникативная
(игра)(учение) (общение) …

00Игровая УчебнаяКоммуникативная
(игра)(учение) (общение) …


Ответ: __________________________________.
В2. Завершите фразу:
«Практика выступает одним из __________ __________».
В3. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
1) стремление к достоверности А) наука
2) обоснованность предположений Б) искусство
3) субъективность 4) образное отражение реальности Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 2 3 4
В4. Найдите в приведенном ниже списке характерные признаки рыночной экономики и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) контроль со стороны государства над производством
2) свободное ценообразование
3) экономическая свобода производителей
4) преобладание государственной собственности
5) централизованное планирование экономики
6) разорение убыточных предприятий
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _____________________________.
C1 Назовите любые два критерия социальной стратификации.
C2 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
C3 Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.
Набирая все новые и новые силы, цивилизация <…> неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу <…>
А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации.
Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.
Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985
C4 Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите две проблемы.
C5 Выпишите из текста фразу, которая отражает основную экономическую проблему общества. В чем суть этой проблемы?
C6 Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте три предположения.
C7 Возможно ли, на ваш взгляд, в ближайшем будущем преодоление контраста между «сверхразвитыми» и «слаборазвитыми» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.
C8 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
Философия «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах)
C8.1
Культурология «Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота» (А. Шопенгауэр)
C8.2
Экономика «Нажить много денег – храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б. Ауэрбах)
C8.3
Социология «Семья более священна, чем государство» (Пий XI)
C8.4
Политология «Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит» (О. Бисмарк)
C8.5
Правоведение «Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тому, кто ему повинуется» (Демокрит)
C8.6
№3
Часть 1
A1 Какой из признаков относится к традиционному обществу?
1) преобладание рутинных технологий
2) быстрое развитие промышленности
3) внедрение в производство научных достижений
4) интенсивное развитие информационных технологий
A2 Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
1) истощении природных ресурсов
2) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты
3) формировании сети международных террористических организаций
4) росте культурного многообразия
A3 Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах.
Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A4 К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в
1) самосохранении
2) самореализации
3) самопознании
4) самообразовании
A5 Качества личности проявляются в
1) чертах человека как биологического организма
2) наследственной предрасположенности
3) особенностях темперамента
4) социально-преобразующей деятельности
A6 Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке?
А. Индивидуальное и общественное в человеке – результат биологической эволюции.
Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A7 Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1) расширяет знания об окружающем мире
2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений и восприятий
4) использует логические умозаключения
A8 Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом
1) теоретического анализа
2) социального эксперимента
3) непосредственного наблюдения
4) обобщения повседневного опыта
A9 Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A10 Культура, в широком смысле слова, – это
1) сложные формы поведения человека и животных
2) все, что относится к деятельности в сфере искусства
3) степень воспитанности определенного человека
4) вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты
A11 Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?
1) современная наука стремится к познанию истины
2) последствия научных исследований становятся все более неоднозначными
3) активизировалась борьба на рынке высоких технологий
4) все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований
A12 Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?
А. Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.
Б. Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A13 Что отличает товарное хозяйство от натурального?
1) используются орудия труда
2) увеличиваются расходы материалов на единицу продукции
3) продукция производится для продажи
4) существует разделение труда
A14 Русский промышленник и меценат А.П. Бахрушин подарил собранную им коллекцию предметов русской старины и книг Историческому музею. Какое право собственника иллюстрируется этим примером?
1) владеть
2) распоряжаться
3) пользоваться
4) наследовать
A15 Государство воздействует на рыночную экономику,
1) контролируя цены
2) централизованно распределяя ресурсы
3) директивно планируя производство
4) применяя антимонопольное законодательство
A16 Действие рыночного механизма проявляется в том, что
1) рекламируются товары и услуги
2) доходы производителей постоянно растут
3) государство поддерживает убыточные предприятия
4) цены зависят от спроса и предложения
A17 Как дефицит государственного бюджета влияет на развитие экономики?
1) сдерживает экономический рост
2) увеличивает размеры кредитования фирм
3) усиливает социальное расслоение
4) ведет к снижению налогов
A18 К причинам неравенства доходов потребителей в рыночной экономике относится
1) тип избирательной системы
2) уровень образования и квалификации
3) установление минимального размера оплаты труда
4) ограниченность ресурсов в экономике
A19 Условия конкуренции побуждают производителя
1) повышать производительность труда
2) использовать ресурсы в соответствии с традициями и обычаями
3) устранять специализацию производства
4) постоянно наращивать объемы производства
A20 Верны ли следующие суждения о путях развития производства?
А. Увеличить объемы производства в стране возможно, если расширить объемы использования экономических ресурсов.
Б. Увеличить объемы производства в стране возможно, если повысить эффективность использования экономических ресурсов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A21 Князь Олег подписал торговый договор с Византией. В этом историческом факте проявилась(-лось) его
1) социальная мобильность
2) социальная роль
3) социальное происхождение
4) социальная адаптация
A22 Социальное неравенство всегда выражается в
1) изменении социального статуса человека
2) разном доступе к социальным благам
3) многообразии социальных норм
4) формах конкурентной борьбы
A23 Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится
1) всенародная слава
2) всеобщий почет
3) награждение грамотой
4) доброжелательное расположение
A24 Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) кровнородственными отношениями
2) повседневным взаимодействием
3) устойчивыми связями
4) общими традициями
A25 По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?
1) демографическому
2) этническому
3) территориальному
4) классовому
A26 Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение проявляется в действиях, не соответствующих писаным и неписаным нормам.
Б. Отклоняющееся поведение включает как позитивные, так и негативные отклонения от нормы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A27 Воздействие политической системы на общество называется
1) консенсусом
2) социальным развитием
3) социальным управлением
4) стабилизацией
A28 Функцией государства является
1) разделение властей
2) суверенитет
3) поддержание общественного порядка
4) наличие государственного аппарата
A29 Любую политическую партию характеризует
1) широкий круг сторонников
2) наличие в партийных рядах членов правительства
3) близость политических позиций
4) критика правительственного курса
A30 Отличительным признаком тоталитарного режима является
1) монополия на власть одной политической партии
2) обязанность граждан подчиняться законам
3) невмешательство государства в дела гражданского общества
4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе
A31 Верны ли следующие суждения о государстве?
А. В любом государстве существует верховенство права.
Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A32 Нормы права, в отличие от норм морали,
1) регулируют общественные отношения
2) обеспечиваются силой общественного мнения
3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
4) выражаются в форме официальных документов
A33 Нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к
1) видам юридической ответственности
2) видам правоотношений
3) источникам права
4) принципам права
A34 Какая ситуация является примером семейных правоотношений?
1) по достижении 18-летнего возраста молодые люди зарегистрировали брак
2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте
3) на свою первую зарплату сын купил подарок родителям
4) сын устроился работать на семейную фирму
A35 К основам конституционного строя РФ отнесено положение о
1) государственном контроле средств массовой информации
2) финансировании органов местного самоуправления
3) приоритете частной формы собственности
4) политическом и идеологическом многообразии
A36 Принципом демократического судопроизводства является
1) использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их получения
2) гласность судебного разбирательства
3) отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях
4) возможность отстранения судей Президентом
A37 Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?
1) на презумпцию невиновности
2) на участие в общественной организации
3) на свободу слова
4) на участие в выборах Президента
A38 Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?
А. Конституция РФ предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.
Б. Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 2
B1 Какое слово пропущено в схеме?
-9969574930Подсистемы общества

политическая
социальная
духовная
00Подсистемы общества

политическая
социальная
духовная


Ответ: __________________________________.
B2 Завершите фразу: «Институтом политической системы, отражающим весь существующий в обществе спектр политических интересов, выполняющим роль посредника между обществом и государством, являются политические __________________________________»
B3 Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ
1) образность А) наука
2) логическая доказательность Б) искусство
3) эстетическое освоение мира 4) воздействие на эмоции человека 5) комплексное описание объекта Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 2 3 4 5
B4 Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) бойкот
2) аплодисменты
3) насмешка
4) увольнение
5) комплименты
6) улыбка
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: __________________________________.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
(без пробелов и других символов между буквами и цифрами).
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 – С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него.
Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.
C1 Перечислите любые три логические (мыслительные) операции человека.
C2 Раскройте на трех примерах научный вывод о том, что социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения первичных (биологических, витальных) потребностей.
C3 Четырнадцатилетний подросток совершил вооруженное нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Назовите любые два аргумента (основания) для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой действия подростка?

Прочитайте текст и выполните задания С4 – С7.
Государство в условиях рыночной экономики
Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
(А. Пороховский)
C4 Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
C5 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
C6 Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
C7 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
Последнее задание работы (С8) – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний.
C8 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
C8.1
Философия «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).
C8.2
Социальная психология «Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего» (Д. Рескин).
C8.3
Экономика
«Сбережения составляют самый богатый доход» (И. Стобей).
C8.4
Социология «Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов» (Ш. Монтескье).
C8.5
Политология «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б.Н. Чичерин).
C8.6
Правоведение «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер).
~EndLATTest

3. Контроль и оценка результатов ОСВОЕНИЯ
учебной дисциплинЫ
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и итоговой аттестации. Текущая аттестация обучающихся – оценка знаний и умений проводится постоянно с помощью проверочных работ, устного опроса, выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, на практических занятиях, по результатам самостоятельной работы обучающихся.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации в форме тестов производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 - 100 5 отлично
70 - 89 4 хорошо
50 - 69 3 удовлетворительно
49 и менее 2 неудовлетворительно
Перечень теоретических и практических вопросов позволяют проверить и объективно оценить знания и умения студентов.
Ответы на теоретические вопросы оценивается таким образом:
- оценка «2» ставится в том случае, если ответ на вопрос примитивен и неглубок, допущены фактические ошибки, отвечающий явно не понимает той или иной проблемы
- оценка «3» ставится, если обучающийся формально ответил на поставленный вопрос, не достиг нужной глубины и полноты в понимании поставленного вопроса
- оценка «4» означает правильный и достаточно глубокий ответ, в котором упущены те или иные нюансы
- оценка «5» - абсолютно правильный ответ, отличающийся точностью и глубиной
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является дифференцированный зачет в устной форме.
Вопросы к дифференцированному зачёту по дисциплине:
1.Понятие человека Теории происхождения
2.Индивид. Личность
3.Взаимосвязь человека, природы, общества
4.Социальная структура общества
5.Исторический процесс и его участники
6.Типы обществ
7.Социальные отношения
8.Общественный прогресс и регресс
9.Понятие и виды деятельности человека
10.Деятельность и общение
11.Социальные нормы
12.Отклоняющееся поведение
13.Социальный статус личности
14.Социальные взаимодействия
15.Семья и быт
16.Свобода в деятельности человека
17.Нации и межнациональные отношения
18.Глобальные проблемы современности
19.Потребности человека
20.Понятие и отрасли права
21.Источники права
22.Правоотношения, правонарушения и юридическая ответственность
23.Брак в РФ
24.Заключение и регистрация брака в РФ
25.Прекращение и расторжение брака в РФ
26.Режим имущества супругов в РФ
27.Брачный договор в РФ
28.Алименты
29.Административное право РФ
30.Вина и состав преступления
31.Уголовная ответственность и наказание
32.Информационное право РФ
33.Духовная культура
34.Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность
35.Искусство и массовая культура
36.Познавательная деятельность
37.Истина и ее критерии
38.Научное познание
39.Ненаучное познание
40.Социальное познание
41.Самопознание
42.Образование
43.Мораль и моральная оценка личности
44.Религия
45.Мировоззрение, убеждение, вера
46.Научно-технический прогресс и научно-техническая революция
47.Политика и политическая деятельность
48.Политическая система и ее роль в жизни общества
49.Система власти РФ
50.Политический статус личности
51.Формы правления
52.Типы политических режимов
53.Гражданское общество и правовое государство
54.Демократические выборы и политические партии
55.Демократия
56.Политическое развитие Российской Федерации в XXI веке
57.Экономика
58.Плановая экономика
59.Рыночная экономика
60.Смешанная экономика
61.Цена, спрос, предложение
62.Деньги
63.Налоги
64.Товары
65.Виды организаций
66.Предпринимательство
67.Рынок труда
68.Экономическая политика