Технологическая карта к уроку русского языка на тему Парные согласные звуки в конце слова. Согласные звуки [б], [п], [д], [т] (2 класс)


Технологическая карта урока

Тема раздела: Звонкие и глухие согласные. Парные согласные звуки в конце слова.

№ п/п
Параметр
Описание


Учитель
Гриценко Маргарита Владимировна


Учебный предмет, класс
Русский язык, 2 класс


УМК
Развивающая система Л.В. Занкова


Тема урока
Парные согласные звуки в конце слова. Согласные звуки [б], [п], [д], [т].


Тип урока
Урок «открытия» нового знания


Цель урока
Создание условий для открытия способов проверки парных согласных звуков в конце слова.


Задачи урока
Образовательные
Развивающие
Воспитательные



Формировать умение обнаруживать орфограммы при письме;

Подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемой орфограммы.


Создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности.
Воспитывать интерес к русскому языку, потребность совершенствовать устную и письменную речь;

Воспитывать культуру поведения при различных формах организации работы на уроке.



Планируемые результаты формирования УУД:

Предметные результаты
Личностные результаты
Метапредметные результаты



Способствовать развитию умения распознавать слова с парными согласными, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные, сравнивать парные по звонкости-глухости согласные звуки в проверочном и проверяемом словах.




Содействовать пониманию причин успехов в учебе; оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные: строить сообщения в устной и письменной речи; находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.
Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



План урока:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – 1 мин.
Этап актуализации субъектного опыта учащихся – 6 мин.
III.подготовка к введению темы урока. Постановка целей и задач урока – 4 мин.
IV.Реализация поставленных целей и задач урока -15 мин.
V. Динамическая пауза -1 мин.
VI. Самостоятельная работа и самопроверка по эталону -8 мин.
VII. Подведение итогов -2 мин.
VIII. Рефлексия – 2 мин.
IX. Домашнее задание – 1 мин.




Основные этапы и виды деятельности

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Задачи:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Методы:
словесные

- Покажите свои умные глазки, ровные спинки.
- Повернитесь к гостям, улыбнитесь, поздоровайтесь кивком головы.
- Прикройте глазки и мысленно скажите себе: «Я внимателен, хорошо думаю, сосредоточен и уверен в себе».
- Сначала сядет тот, чье имя начинается с гласного звука.
- Теперь сядут те, чье имя начинается с согласного звонкого звука.
- А сейчас сядут те, чье имя начинается с согласного глухого звука.


Приветствуют гостей.
Настраиваются на урок.
Организуют свое рабочее место.


II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Вспомнить ранее изученный материал о парных согласных звуках.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
организовать работу по повторению ранее изученного материала.
Задачи:
Формировать умение полно и точно отвечать;
Методы:
Словесные, объяснительно-иллюстративные.

Откройте тетради и запишите число.
- Прочитайте запись на доске.
Слаще всех плодов плод честного труда.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек, который честно трудился, получает гораздо больше удовольствия от результата своего труда, чем тот человек, который ленился или схитрил на пути к результату.)
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
- Посмотрите внимательно на игровое поле. У нашего зайчика на этом поле сегодня два маршрута (два направления). Если вы правильно их определите, то узнаете тему сегодняшнего урока.
(Сначала зайчик находился в домике Б, из него отправился в домик В, оттуда пошёл в домик Г, перепрыгнул в домик Ж, З, Д.)
Учащиеся определяют первый маршрут:
- Зайчик посетил дома только со звонкими парными согласными: БВГЖЗ Д
- Предположите, каким был второй маршрут?
(Зайчик посетил дома с глухими парными согласными: П Ф К Т С Ш)
- Какие звонкие и глухие согласные составляют пары?
- Соедините линиями парные согласные:
б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш

Пишут в тетрадях, отвечают на вопросы, пытаются решить задачу известным способом.




















Познавательные: вспоминают изученный материал.
Коммуникативные:
вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого.
Регулятивные: пользуются полученными ранее знаниями.


III. Подготовка к введению темы урока. Постановка целей и задач урока.
Цель, которая должна быть достигнута уч-ся:
узнать тему урока, сформулировать цели и задачи.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
создать проблемную ситуацию, в ходе решения которой дети узнают тему урока, поставят перед собой цели и задачи.
Методы:
Проблемная ситуация, словесные, иллюстративные.
- Представьте, зайчик передал нам такое письмо: «Маргарита Владимировна, в школу не приду. Я заболел. У меня – гриб». (записка показывается на экране) Вы все поняли? Я не сразу! Что не понятно, что увидели? Почему я не смогла понять? (Объяснения детей, групповая работа по рядам)
- Как вы думаете, почему так случилось? (Не знал правил орфографии)
- Какое противоречие заметили?
- Значение слова – болезнь, а написание – то, что едим, то, что растет в лесу. Произносится [п], нужно написать «пп», можно написать «б». Парные согласные звуки могут обозначаться на письме разными буквами.
- Как вы думаете какая тема нашего урока?
- Правильно, ребята. На уроке мы будем говорить о парных согласных звуках в конце слова.
- Назовите проблему сегодняшнего урока. Какую задачу перед собой ставите? (Как правильно писать слова с парными согласными на конце слов?)
- Как будем решать эту задачу? Как решили задачу со словом «гриб» в записке? (Я знаю, что болезнь пишется – «грипп». Я знаю, что парные согласные в конце слов пишутся по-разному. Надо выполнить задание, чтобы разобраться.)
- Я вам предлагаю задание, которое поможет разобраться в проблеме, решить нашу задачу. Возьмите в руки карточки розового цвета.
Работают в группах, определяют тему урока, проблему урока, задачу, план работы.

























Предметные: вспоминают ранее изученный материал.
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Познавательные:
самостоятельное выделение темы урока, формулировка задач.


IV. Реализация поставленных целей и задач урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
усвоение и применение детьми данного способа действия для решения заданий.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
организовать реализацию данного способа действия для решения поставленных задач.
Методы:
Словесные, объяснительно-иллюстративные, практическая работа, наблюдение, работа с учебником.






За деревней – [лук],
А на грядке – [лук],
А на речке – [плот],
А на груше - [плот].
- Обсудите в паре, какие буквы будут написаны на конце слов. Запишите стихотворение, заменяя звуки буквами. Что у вас получилось? Давайте запишем на доске (Открывается запись на доске, 3 человека записывают свои варианты).
- Сравните. Получились разные варианты. Как удобнее записать результаты сравнения?
(В таблицу)
Возьмите в руки карточки жёлтого цвета (таблицы).
- Какие слова будем сравнивать?
- Луг – лук, плот – плод
- Что значит сравнить?
- Найти сходство и различие.
- Предлагаю самостоятельно поработать в парах, заполнить таблицу.
(После работы в парах появляется таблица на экране, 5 строка таблица пустая, заполняется коллективно, постепенно.)


Признак
Лук
Луг
Плот
Плод

Звук
[к]
[к]
[т]
[т]

Буква
к
г
т
д

Место в слове
в конце
в конце
в конце
в конце


Ход рассуждения детей:
В слове лук – слышится звук [к] и пишется буква ка.
В слове луг – слышится звук [к], а пишется буква гэ.
В слове плот – слышится звук [т] и пишется буква тэ.
В слове плод – слышится звук [т], а пишется буква дэ.
- Давайте произнесем все четыре слова. Сделайте вывод.
- В конце всех слов слышим глухой парный согласный.
- Такое явление в русском языке называется – оглушение. Когда происходит оглушение? (Когда парные согласные стоят в конце слов.)
- Какая возникла проблема у вас, как у учеников? (Какую букву парного согласного писать в конце слова?)
- Что нужно знать, чтобы правильно написать слова? (Правило.)
- Что сейчас нам нужно сделать? (Сформулировать правило.)
- Сравните своё правило с правилом, которое даётся на странице 17 учебника.










- Подумайте, для чего в общей таблице пятая строка?
Признак
Лук
Луг
Плот
Плод

Звук
[к]
[к]
[т]
[т]

Буква
к
г
т
д

Место в слове
в конце
в конце
в конце
в конце

Провероч-ное слово
луковый
луга
плотик
плоды


- Кто может доказать, почему в слове луг пишем букву гэ?
- В слове луг пишем гэ, потому что есть слово луга.
- Докажите правильность написания парных согласных в других словах.
- Как вы думаете, как называются слова - доказательства.
- Проверочные.
- А как называются те слова, которые мы проверяли?
- Проверяемые.
- Посмотрите внимательно в таблицу и дайте определение, какие слова называются проверочными?
- Слова, в которых после согласных стоят гласные, называются проверочными.





Проводят исследование в парах: обсуждают возможные варианты решения поставленной задачи, записывают стихотворение в тетрадь.








Рассуждают, строят рассуждения, оценивают выполнение каждой операции.
Коммуникативные:
сотрудничество, формировать умение слушать и понимать друг друга.
Регулятивные:
формировать осознание того, что уже усвоено, саморегуляция;
Личностные: проявление инициативы в познавательной деятельности.




V. Динамическая пауза
-Сейчас я буду называть вам слова. Если я называю слово, оканчивающееся на звонкий согласный звук, то вы хлопаете в ладоши, а если слово оканчивается на глухой согласный звук, то вы топаете ногами.
Дуб, зуб, стол, мороз, слон, жар, цыплёнок, площадь, палец, голубой.

Дети повторяют движения за учителем, проговаривая текст вслух.
Личностные: стремятся к ЗОЖ

VI. Самостоятельная работа и самопроверка по эталону.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
проверить свои умения правильно обозначать парные согласные звуки в конце слова.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
организовать самостоятельную работу с целью проверки усвоения знаний по правильному выбору буквы, обозначающей парный согласный звук в конце слова.
Методы:
самостоятельная работа.

-А сейчас вы сможете проверить свои умения правильно выбирать букву, обозначающую парный согласный звук в конце слова. Работаем в парах. Возьмите карточку зелёного цвета.
- На ней три разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.
- Запишите в верхней части листа свои фамилии. Начинайте работать.
I. Подбери к данным словам существительные в единственном числе.
Голубь-голубиный, зубной, хлебный, дубовый, грибной, ястребиный.
Подчеркни проверяемое слово синим цветом, а проверочное – зелёным.
II. Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.
Зу.., ду.., гри.., су.., сте..ь, гардеро.., ястре.., стол.., сно .
III. Подбери и запиши 7 слов с парными согласными звуками в конце слова. В скобках пиши проверочные слова.
Проверка. (На экране правильные ответы)
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задания.
- Поднимите руку, кто все выполнил правильно? Молодцы!

Выполняют задание в тетради самостоятельно, проверяют по эталону, организуют самостоятельную коррекционную работу.
Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций.

VII. Подведение итогов.



Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок.
- Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? (Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
- А какую еще связь с нашим уроком вы заметили? (в пословице есть слово, с парным согласным звуком в конце, и здесь же есть проверочное к нему слово)
- Назовите эти слова.
– Подведём итог урока. Вспомните, что мы учились делать сегодня на уроке русского языка?
– Какой способ проверки парного согласного звука в конце слова мы узнали на уроке?

Высказывают своё мнение, строят рассуждения, подводят итог.
Личностные:
самоопределение;
проявление инициативы в познавательной деятельности.
Коммуникативные:
сотрудничество;
Регулятивные:
Саморегуляция.
Познавательные: умеют строить осознанное речевое высказывание в устной форме.

VIII. Рефлексия
– Какую цель ставили в начале урока?
– Достигли ли мы цели урока?
- Ребята, зайчик оставил у нас свои мешочки! Один из них синий, другой красный. Сверните свою карточку с самостоятельной работой пополам.
– Если на уроке вам было легко и интересно, опустите своё письмо в красный мешочек зайчика. Если испытывали трудности и было скучно, то – в синий.
Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные: оценивают свои знания и умения.
Познавательные: находят причины затруднения.
Коммуникативные:
вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого.


IX. Домашнее задание.
1. синий мешочек: упр. 31, правило на с. 17.
2. красный мешочек: упр. 33, правило на с. 17.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915



Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: год – го[ды], мороз – моро[зы], шарф – шар[фы], лес – ле[са].



15