Программа воспитания и социализации обучающихся Новый взгляд на 2016-2020 годы
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ ЛИЦЕЙ ПИТАНИЯ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ НСО
«Новосибирский лицей питания»
__________________ Киселева И.В.
Приказ №____ от 01.09.2016 г.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «НОВЫЙ ВЗГЛЯД»
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
на 2016-2020 годы
1501140-317500
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Оглавление
Паспорт программы …………………………………………………3
Характеристика проблемы ………………………………………….6
Цели и задачи ………………………………………………………...8
Содержание воспитания ……………………………………………11
Механизм реализации программы …………………………………13
Ресурсное обеспечение……………………………………………...23
Сетевое взаимодействие ……………………………………………24
Ожидаемые результаты и оценка эффективности ………………..25
Приложение………………………………………………………….28
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
I. Паспорт программы.
Полное название
программы Программа воспитания и социализации обучающихся в ГАПОУ НСО «Новосибирском лицее питания» «Новый взгляд»
Основания для разработки программы Конвенция о правах ребёнка
Конституция Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Жилищный кодекс.
Постановление Правительства РФ № 409 от 20.06.1999 года. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Ф3 № 273 от 29.12.2012 года (с изм. 01.09.2013) от «Об образовании»
Ф3 № 124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
Ф3 № 181 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов»
Ф3 № 120 от 21.05.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»ФЗ от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"ФЗ от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (в новой редакции);
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761);
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2020 года
Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 гг.
Устав ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Основные задачи Подготовка высококвалифицированных кадров сферы общественного питания в условиях реализации государственной политики в сфере образования адекватного современным запросам потребителя посредством воспитательной работы
совершенствование модели управления в области воспитания в лицее;
ориентация обучающихся на гуманистические установки и жизненные ценности в новых социально-политических условиях;
формирование гражданственности, жизнестойкости, патриотизма, культуры межнациональных отношений, уважение к законности и правопорядку,
приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям;
проектирование развивающей образовательной среды лицея с целью формирования ключевых компетентностей личности;
развитие студенческого самоуправления, досуговой деятельности как особой сферы жизнедеятельности молодёжи;
расширение пространства социального партнёрства
Этапы реализации
программы и проекты 1 Подготовительный (организационный) - 2016 - 2017 уч.г.
Деятельностно-творческий - 2017 - 2019 уч.г.
Результативно-творческий - 2019 - 2020 уч.г.
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые
показатели программы Сформированность общих компетенций выпускника.
Доля выпускников, соответствующих модели выпускника.
Диагностика личностного роста обучающегося, включающая:
ценностные ориентации обучающихся;
показатели успешности в учебной и во внеучебной деятельности;
уровень физического здоровья;
показатели девиантного и делинквентного поведения студентов;
интересы, склонности, направленность личности.
Количество обучающихся, имеющих достижения в учебной, творческой, общественной деятельности отмеченные дипломами, победами.
Доля обучающихся, принявших участие в конкурсах различного уровня.
Занятость обучающихся кружковой, спортивной деятельностью
(процент от общего числа обучающихся),
Занятость обучающихся внеурочной деятельностью в г. Новосибирске (процент от общего числа обучающихся).
Степень удовлетворенности участников образовательного процесса качеством воспитательных услуг: обучающихся, родителей.
Доля обучающихся, участвующих в разработке социально-культурных проектов (процент от общего числа обучающихся).
Доля обучающихся, вовлеченных во внеурочную деятельность (процент от общего числа обучающихся);
Доля обучающихся, активно работающих в органах студенческого самоуправления (волонтёрская организация, отряд охраны правопорядка, поисковой отряд при музее) (процент от общего числа обучающихся).
Состояние здоровья обучающихся (число выявленных заболеваний в период углубленного медицинского осмотра).
Количество обучающихся, принявших участие в реализации социально-значимых и культурных проектах (процент от общего числа обучающихся).
Количество обучающихся, совершивших правонарушения, преступления (процент от общего числа обучающихся).
12. Наличие обучающихся, состоящих на учете в КДН (процент от общего числа обучающихся).
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы Молодцова Анна Борисовна, социальный педагог, 8-913-722-27-84
Сайт ОУ в Интернете www.prof-licey66.ru
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
II. Характеристика проблемы
Социально-политические изменения, происходящие в последние годы в стране, в значительной мере ослабили внимание к воспитанию социально-духовных и нравственных ценностей у подростков. Вместе с тем длительный процесс модернизации российского образования в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современном образовательном учреждении. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; в федеральных государственных образовательных стандартах, Профессиональном стандарте педагога, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом образовательном учреждении, охватывающая все составляющие образовательной системы и направлена на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа, на качественное и доступное образование в современных условиях.
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которая основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.
Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Сегодня воспитательная компонента деятельности образовательного учреждения должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.
Возраст приобретения профессии - это период, когда опыт и способности, накопленные в предшествующий период жизни, становятся индивидуально, профессионально и духовно ориентированными. Главное в становлении личности на этапе профессионального обучения - устремление студентов на свое будущее, на свою профессию, именно в процессе овладения профессией личность ощущает себя уместной, адекватной и успешной в пространстве культуры и времени, в пространстве собственной индивидуальности.
Воспитание на этапе профессионального обучения предполагает наличие целого комплекса условий, направленных на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, гражданском, культурном и нравственном развитии, формирование профессиональных способностей личности, профессиональной компетентности на основе созидательной творческой деятельности.
Проблемы воспитания всегда были в центре внимания нашего образовательного учреждения. Анализ существующей воспитательной системы выявил следующие достижения.
В результате совместной деятельности всех компонентов воспитательной системы лицея происходит рост профессиональных и личностных качеств молодого конкурентоспособного специалиста. Реализация воспитательных целей в учебной деятельности направлена на повышение эффективности воспитательной работы в лицее, развитие деятельности органов студенческого самоуправления.
Управление процессом воспитательной работы реализуется через все структурные подразделения лицея, наряду с функционированием административных подразделений в лицее реализуется принцип соуправления в формах: актива музея, студенческого актива, творческих объединений и организаций.
В рамках внеучебной работы созданы условия для развития личности, способностей обучающихся лицея. Число обучающихся, занимающихся в кружках, спортивных секциях, объединениях по интересам составляет 66%. В спортивных секциях 53%. Общий процент охвата обучающихся организованным досугом 73%
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Однако в период социально-экономических изменений, связанных с установлением рыночных социально-экономических отношений: наблюдается расхождение в системе ценностей, снизился общий интеллектуальный уровень контингента поступающих, обучающиеся в своем большинстве принимают идеи демократического общества - свободы мнений, свободы выбора собственного пути, при этом у них слабо выражено чувство долга, гражданской ответственности.
Классными руководителями групп отмечается: недостаточный уровень ответственности обучающихся, приходится сталкиваться с низким уровнем культуры поведения, нетерпимостью молодежи по отношению друг к другу, низким уровнем воспитанности в семье и отсутствием мотивации в учебной, профессиональной деятельности, а также к самообразованию и саморазвитию.
Существуют проблемы в воспитательной работе:
недостаточная готовность выпускников выстраивать собственную профессиональную карьеру;
недостаточная вовлеченность обучающихся в социальную деятельность,
недостаточно высокий уровень сформированности ключевых компетенций,
классные руководители групп недостаточно используют возможности в осуществлении деятельностного подхода в воспитательной деятельности.
Краеугольным камнем проблемы считаем отсутствие у современного молодого человека ценностей, на которые он смог бы опереться, делая нравственный выбор, определяя свою позицию в жизни.
Наличие данных проблем, новые требования ФГОС выступают достаточной необходимостью в создании построения новой воспитательной системы лицея.
III. Цели и задачи
Данная программа воспитательной деятельности в ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания» призвана выстроить систему воспитательной работы в лицее с учетом требований ФГОС нового поколения в области подготовки выпускника СПО, современной политики РФ в области образования, профессионального стандарта педагога; дополнить и раскрыть содержание воспитательной работы со студентами с учетом степени развития общественной и социальной активности обучающихся, мотивации к обучению в учебном заведении, социального состава студенческих групп, уровня общей подготовки студента, специфики младших и старших курсов и других специфических особенностей обучающихся нового поколения лицея.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Целью разработки данной программы является координация усилий администрации, коллектива преподавателей, органов студенческого самоуправления, руководителей творческих, студенческих объединений.
Формирование личности студента осуществляется в соответствии с моделью выпускника лицея, основанной на осмыслении учебно-познавательной деятельности, современных проявлений социальной и культурной жизни, мировоззренческих идеалов будущих специалистов сферы общественного питания.
Модель выпускника ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания» представляется в следующих позициях:
1. Человек, имеющий уровень среднего профессионального образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему быть конкурентоспособным в трудовом коллективе и в обществе в целом:
владеющий основами теории и технологии производственной деятельности по своей специальности, деловой и трудовой культуры;
проявляющий сознательное отношение к приобретению новых знаний, умений и навыков, стремящийся к самообразованию и саморазвитию;
проявляющий инновационный стиль мышления, готовность к созданию новых технологий и принятию творческих решений.
Личность, уважающая себя, осознающая свою ценность признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях нравственного выбора и нести ответственность перед собой, референтной группой и обществом.
Гражданин общества, региона, страны, мира, обладающий высокой демократической и политической культурой, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей другой национальности, стремящийся к установлению с ними отношений сотрудничества.
Семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью.
Человек, свободный в выборе мнения, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и права других людей.
Личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культуры отношений.
Житель планеты Земля, осознающий себя частью ее природы и стремящийся к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Целью проектирования и конструирования развивающей образовательной среды в лицее является формирование общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности, представленных ФГОС среднего профессионального образования. Проектируемое на данной основе воспитание должно обеспечивать целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции студента будут играть многофункциональную межпредметную роль, проявляющуюся не только в лицее, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
владение базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
исполнение воинской обязанности, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
IV. Содержание воспитания
Реализация поставленных задач в области воспитания осуществляется по направлениям:
1. Научно-познавательное. Развитие познавательной активности, стимулирование к самообразованию, интеллектуальное развитие личности Формирование готовности к активной адаптации на рынке труда.
Нравственно-этическая культура личности. Формирование навыков позитивного общения, развитие коммуникативных способностей.
Созидательно-творческая, общественно-полезная и проектная деятельность, самореализация.
Патриотическое воспитание.
Воспитание стремления к самостоятельному выбору здорового образа жизни, воспитание экологической культуры.
Семейное воспитание.
Функции воспитания:
воспитательная;
гуманистическая;
социальная.
Для юношей-студентов актуальным остается воспитание их как будущих защитников Отечества, и одним из важных направлений воспитательной деятельности в лицее - создание условий для подготовки к военной службе и формирование у них в этом аспекте гражданственности и патриотизма.
Формирования социокультурной компетентности будущих специалистов сферы общественного питания в открытой образовательной среде лицея организовывается по уровням.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Уровневая организация формирования социокультурной компетентности в лицее предполагает:
сопровождение обучающихся на основе построения персонифицированных образовательных маршрутов;
интегративных форм обучения;
создания творческих проектов социокультурной направленности и проблемно-модульного обучения, организованного в соответствии с требованиями элементарно-базового, продуктивно-деятельностного, проблемно-творческого уровней, которые характеризуются:
Элементарно-базовый уровень характеризуется сформированностью знаний, умений, навыков, опыта учебно-познавательной деятельности, элементарных коммуникативных умений.
Продуктивно-деятельностный уровень ориентирован на получение реального продукта деятельности, к которому предъявляется требование, связанное с выходом в профессиональную социально-культурную сферу.
Проблемно-творческий (креативный) уровень предполагает широкий спектр развития метапредметной деятельности - освоение информационных технологий в интегративном режиме, конструирование и прогнозирование качества интеллектуального продукта деятельности, имеющего социальную значимость.
Для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся и в целях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе предполагается использование активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой.
Необходима поддержка социальной практики молодёжи, ориентированной на активное участие в жизни общества. Реализуя свои права и обязанности, обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, творческих объединений.
Одним из ресурсов социокультурной среды лицея, способствующим пониманию сущности и значимости будущей профессии, развитию умения работать в коллективе, взаимодействовать с социальными партнерами, является волонтерское движение.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Волонтерская деятельность представляет собой коллективную творческую деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются сами границы этой деятельности и студенты могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей и событий с целью формирования нравственных, общечеловеческих отношений.
Обучающимся лицея предоставляется возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в форме «Экспрес-анкеты», на собраниях группы, на заседаниях студенческого Совета, на общих собраниях обучающихся, в стенной печати, участвуя в работе Совета лицея, что предусмотрено локальными актами ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания».
V. Механизм реализации программы
Виды деятельности:
познавательная;
коммуникативная;
спортивно-оздоровительная;
трудовая;
творческая.
Каждый из видов деятельности предполагает следующее содержание:
Направление 1. Научно-познавательное. Развитие познавательной активности, стимулирование к самообразованию, интеллектуальное развитие личности. Формирование готовности к активной адаптации на рынке труда.
Воспитательная деятельность:
В общей программе формирования личности будущего специалиста одно из центральных мест занимает Научно-познавательное направление воспитания.
1. Создание в лицее атмосферы добросовестного, творческого отношения к учебе:
Проведение августовского собрания преподавателей лицея с обсуждением итогов прошедшего учебного года и постановкой задач на новый учебный год.
Ознакомление обучающихся с Уставом, Правилами внутреннего распорядка лицея.
Проведение совещаний с классными руководителями учебных групп по уточнению задач на новый учебный год по курсам.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Проведение встреч со старостами учебных групп по уточнению позиций администрации лицея в вопросах повышения требований к обучающимся по выполнению ими учебных планов, соблюдению учебной дисциплины и Правил внутреннего распорядка.
Обязательное обсуждение итогов промежуточной аттестации в группах. Организация взаимопомощи в учебе в группе, проведение дополнительных занятий и консультаций, привлечение к этим мероприятиям обучающихся старших курсов, проведение групповых собраний «Итоги года», «Итоги полугодия», проведение собраний специальности с участием администрации, преподавателей и обучающихся лицея.
Организация анкетных опросов обучающихся по проблемам повышения качества обучения, в том числе анкетирование «Преподаватель - глазами студента».
Использование праздника - День Учителя для поощрения лучших преподавателей и обучающихся, ежегодное проведение праздников с участием выпускников.
Широкое привлечение обучающихся к участию в работе научно-практических конференций, семинарах, круглых столах, предметных олимпиадах, конкурсах как внутри, так и вне стен лицея.
Организация активного участия студенческого самоуправления в вопросах учебной дисциплины обучающихся.
Представление обучающихся, добившихся значительных успехов в научно-исследовательской работе, к материальному поощрению, присвоению именных стипендий.
Развитие сообществ обучающихся, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Подготовка обучающихся и команд для участия в российских и региональных студенческих олимпиадах, конференциях, интеллектуальных конкурсах.
Выдвижение талантливых обучающихся, подготовка документов для участия в конкурсах на получение именных стипендий, премий.
Чествование именных стипендиатов, талантливых студентов - победителей различных конкурсов, олимпиад, конференций на внутрилицейных мероприятиях.
Организация тематических книжных выставок, открытых просмотров новых поступлений в библиотеке лицея.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Проведение внеаудиторных мероприятий познавательного характера.
Оказание консультативной помощи. Назначение классных руководителей из числа преподавателей.
Изучение документов в личном деле обучающихся, проведение анкетирования с целью более близкого знакомства с личностью учащихся, их психологическими особенностями и наклонностями, потенциальными творческими возможностями.
Выяснение социально-бытовых проблем обучающихся, оказание нуждающимся моральной поддержки.
Оказание помощи обучающимся в процессе освоения в коллективе, адаптации к новым условиям, консультирование учащихся по вопросам, связанным с организацией обучения.
Контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся.
Проведение индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании.
Привлечение родителей к вопросам, касающимся воспитательного воздействия на отдельных обучающихся.
Организация и проведение вечеров встречи с выпускниками.
Реализация мероприятий по успешной адаптации первокурсников.
Направление 2: Нравственно-этическая культура личности. Формирование навыков позитивного общения, развитие коммуникативных способностей. Профилактика экстремизма.
Воспитательная деятельность:
1. Возможности учебного процесса в повышении культурного уровня, эстетического и нравственного воспитания обучающихся:
усиление воспитывающего воздействия на обучающихся при изучении дисциплин: русского языка, литературы, человек и окружающий мир;
использование преподавания основ истории, основ социологии и других гуманитарных дисциплин для повышения общего уровня культуры и нравственности обучающихся лицея;
повышение требований администрации и преподавателей лицея к внешнему виду и поведению обучающихся во время и после занятий;
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Организация факультативных занятий, работы творческих объединений обучающихся с целью их всестороннего культурного и нравственного развития.
Влияние преподавателей на духовно-нравственное, культурно-эстетическое и физическое воспитание обучающихся через изучение мировой и отечественной истории и культуры, культуры речи и делового этикета.
Усиление мировоззренческой направленности лекционных и семинарских занятий.
Организация силами классных руководителей групп классных часов-практикумов по теме «Учись учиться» в целях улучшения навыков самостоятельной подготовки домашних заданий, конспектирования лекций и др.
Организация психологической помощи первокурсникам в период их адаптации к новым условиям обучения в лицее, в городе. Организация цикла лекций по профилактике гепатита А и В, СПИДа, ИППП, туберкулеза и других заболеваний.
Организация встреч-бесед с представителями правоохранительных органов с целью профилактики асоциального поведения первокурсников, предупреждения правонарушений. Проведение инструктажа по охране труда, правилам внутреннего трудового распорядка колледжа, знакомство с Уставом лицея.
Повышение требований к культурному и эстетическому уровню всех культурно-массовых мероприятий, проводимых в лицее (конкурсы, игры КВН, концертные программы, фестивали и т.д.).
Направление лучших артистов для участия во внешних фестивалях и конкурсах.
Проведение тематических вечеров-встреч, литературных, музыкальных гостиных, посвященных творчеству известных писателей и поэтов.
Организация участия обучающихся в музыкальных и творческих факультативах.
Организация экскурсий, посещение театра и выставок.
Организация творческих конкурсов на лучший рассказ, фотографию, рисунок, песню и т.д. о лицее, профессии повар, студенческой жизни.
Организация участия обучающихся в городских, краевых и других творческих конкурсах.
Тематические книжные выставки в читальном зале.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Освещение тем нравственности и морали в средствах массовой информации колледжа: сайт, стенгазеты.
Взаимодействие с юношеской, центральной городской библиотеками, домами культуры.
Доведение до сведения студентов Правил внутреннего распорядка. Обсуждение безнравственных поступков и правонарушений.
Психолого-педагогическая, социальная поддержка обучающихся -инвалидов, обучающихся-сирот и оставшихся без попечения родителей, талантливой молодежи.
Проведение предметных недель.
Направление 3. Созидательно-творческая, общественно-полезная и проектная деятельность, самореализация.
Воспитательная деятельность:
Организация и участие в фестивалях «Посвящение в студенты», КВН и др.
Организация литературных вечеров, конкурсов поэзии, тематических книжных выставок.
Встречи с интересными людьми, творческими личностями.
Участие, помощь в организации и проведении городских студенческих и молодежных мероприятий.
Работа творческих коллективов и студий.
Проведение студенческих праздников.
Работа волонтерского движения лицея.
Организация и проведение Заседаний Совета студенческого самоуправления.
Развитие студенческого самоуправления.
Конкурсы учебных и научных достижений. Выдвижение кандидатов на получение именных стипендий.
Организация профессиональных состязаний - студенческих олимпиад, конкурсов по специальности, научных конференций.
Участие в профориентационных кампаниях, Дне открытых дверей.
Приобретение организационных и практических навыков общественно-полезного труда:
Проведение субботников по уборке территории весной и осенью;
Участие в общегородских эко-десантах.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Направление 4: Патриотическое воспитание.
Воспитательная деятельность:
Работа музейной комнаты лицея.
Месячник молодого избирателя.
Мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войне: встречи с ветеранами войны, социальная помощь ветеранам, участие в общегородском шествии и митинге 9 мая.
Участие в городском месячнике военно-патриотической работы.
Проведение внутрилицейных военно-спортивных программ, посвященных Дню защитников Отечества и др.
Организация участия обучающихся в конкурсах гражданской и патриотической направленности.
Участие в патриотических акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк».
Выпуск тематических стенгазет.
Направление 5: Воспитание стремления к самостоятельному выбору здорового образа жизни, воспитание экологической культуры.
Направленность на здоровый образ жизни предполагает дифференцированный подход и включает педагогические (воспитательные), социально-гигиенические, медицинские, экономические и финансовые аспекты. В этом процессе требуется объединение усилий администрации, преподавательского состава, сотрудников и обучающихся лицея.
Педагогические (воспитательные) мероприятия предполагают формирование сознания и мышления, направленных на развитие потребности использования принципов, методов и способов организации здорового образа жизни, как важнейшего фактора подготовки будущего специалиста, улучшения качества существования личности, сохранения трудоспособного возраста на долгие годы и увеличения продолжительности жизни.
Проведение мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни на занятиях физической культурой. Разработка и реализация программ, ориентированных на формирование у обучающихся устойчивой потребности в здоровом образе жизни. Индивидуальная работа с обучающимися по профилактике вредных привычек (употребление алкоголя, в том числе пива, курение, наркомания).
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Воспитательная деятельность:
1. Разработка теоретической концепции здорового образа жизни:
Формирование личностного поведения учащегося, направленного на повышение защитных свойств организма в процессе жизнедеятельности человека;
Формирование личностного поведения обучающегося, обеспечивающего противодействие вредным привычкам;
Ориентированность деятельности обучающегося в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья.
2. Решение задач пропаганды и внедрения здорового образа жизни в учебном процессе:
Организация работы в лицее спортивных секций;
Усиление пропаганды здорового образа жизни в курсе «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы безопасности жизнедеятельности»;
Организация факультативных лекций, тематических встреч, занятий по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек: рациональная организация трудовой и учебной деятельности, гигиенические мероприятия, организация активного досуга, рациональное питание, физическая активность, преодоление вредных привычек.
Информирование обучающихся о наличии городских спортивных клубов и секций.
Проведение чествований чемпионов, подведение итогов спортивного года.
Организация товарищеских встреч команд лицея со сборными командами других учреждений профессионального образования города.
Проведение общих спортивно-массовых мероприятий лицея: дней здоровья, конкурсов «Богатырская сила, молодецкая удаль», проведение конкурсов «За здоровый образ жизни», акций «Молодежь против наркотиков», «За здоровье нации» и т.д.
Проведение спортивных соревнований, товарищеских встреч между обучающимися по различным видам спорта.
Участие в городских, районных, зональных, краевых спортивных соревнованиях, спартакиадах.
Проведение диагностики на предмет отношения студентов к алкоголю, наркотикам, табакокурению.
Привлечение врачей-наркологов, педагогов-психологов для проведения тренингов, бесед «Умей сказать нет!».
Тематические, информационные классные часы.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Обучение и организация работы волонтеров лицея.
Участие в городских акциях «Я выбираю здоровье», «Здоровье молодежи - богатство России», «Призывник» и др.
Диспансеризация молодежи. Проведение профилактических прививок, анализ заболеваемости обучающихся. Определение физкультурных групп.
Контроль за санитарным состоянием учебных аудиторий.
Санитарно-просветительская работа (лекции, беседы, информационные материалы).
Разработка мер по противодействию распространения курения, наркомании, токсикомании, пьянства в студенческой среде. Изучение опыта антинаркотической пропаганды в других ОУ.
Совершенствование системы пропускного режима в учебном корпусе, контроль за соблюдением обучающимися правил внутреннего распорядка.
Проведение экологических дней, недель, работа по озеленению, экскурсии в краеведческий музей, встречи со специалистами: экологами, служб госнадзора (санитарного, пожарного, лесного).
Практическая деятельность по сохранению окружающей природной среды, озеленение аудиторий лицея, территории лицея.
Направление 6: Семейное воспитание
Подготовка подростков и молодежи к будущей семейной жизни. Формирование понятий о сущности семьи, её значении в жизни человека, о функциях супругов, о психологии семейных отношений. Формирование способностей по организации сотрудничества в семье и ответственности за её развитие. Формирование нравственно-психологической готовности к вступлению в брак, чувства ответственности за будущее семьи, решение её экономических проблем, осознание ответственности за будущих детей. Формирование доброй родительской позиции по отношению к детям. Осознание ответственности перед родителями. Усвоение знаний по возрастной психологии, семейной этике и культуре супружеских отношений.
Примерное содержание и основные формы воспитывающей деятельности:
Организация совместного досуга обучающихся и их родителей.
Проведение встреч поколений, акций милосердия.
Благотворительная деятельность, концерты в Центрах временной реабилитации несовершеннолетних, в Доме ветеранов.
Встречи студенческих семей-молодоженов.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Проведение вечеров “Под крышей дома твоего”, “Любовь с первого взгляда”, “Моя родословная” и т.д.
Организация диспутов на тему супружеской морали.
Консультации специалистов МКУ Центр «Родник» по темам “Брак и семья”, “Формула супружеского счастья” и т.д.
Изучение уровня знаний и взглядов подростков и их родителей на проблемы семейной жизни, семейного воспитания; изучение семейных традиций. Проведение системы мероприятий, направленных на выработку заботливого отношения к близким. (благодарственные письма, участие родителей в мероприятиях учебной группы, лицея).
Лекции о взаимоотношениях мужчин и женщин, с приглашением медицинских работников.
Встречи с психологами по вопросам психологии супружеских отношений.
Организация дискуссий: “Плюсы, минусы свободы от родителей”, “Проблемы отцов и детей”, “Какими должны быть родители”, “Ответственное отцовство»;
Организация адресной помощи пожилым и нуждающимся в ней. Проведение “Дня пожилого человека”, “Дня матери”, “Дня отца”, «Дня семьи».
Становление личности будущего специалиста должно опираться на социально-педагогическую и психологическую поддержку.
В социальной поддержке нуждаются различные категории обучающихся: сироты, инвалиды, малообеспеченные, участники боевых действий, беженцы и вынужденные переселенцы. Педагогическая поддержка проявляется в формировании педагогически целесообразных отношений. С позиции гуманистического подхода педагогически целесообразные отношения предполагают позитивное безоценочное внимание педагога к личности обучающегося; деловое сотрудничество педагога и обучающегося, основанное на взаимном интересе; создание ситуаций успеха, стимулирующих духовное усилие личности, проявление позитивных форм активности. Психологическая поддержка должна проявляться в оказании профессиональной психологической помощи обучающимся при столкновении с личными трудностями и проблемами. Для успешного функционирования системы воспитания необходимо максимально использовать профессионализм и преподавательского состава, привлекая их к различным формам внеучебной деятельности в соответствии с профилем учебной дисциплины, кругом их профессиональных интересов.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Особое место в психолого-педагогической поддержке занимает проблема адаптации студентов первого курса к требованиям и распорядку лицея.
Содержание деятельности:
Проведение ряда мероприятий «Первых дней первокурсника», в процессе которых студенты нового набора знакомятся с информацией о структуре лицея, его подразделениях, обслуживающих студентов - библиотека, компьютерный класс, столовая, медпункт, спортивный и актовый зал, тренажерный зал и секции и т.д.; о правилах внутреннего распорядка лицея, истории лицея, основных направлениях внеучебной и воспитательной деятельности.
Организация работы классный руководителей со студентами 1 курса:
Утверждение состава классных руководителей до конца текущего учебного года; проведение обучающего семинара классных руководителей 1 курса в мае - июне.
Организация анкетного опроса первокурсников с целью составления социального портрета нового поколения обучающихся (возраст, место жительства, мотивация поступления в лицей, интересы во внеучебное время, культурные запросы и т.д.) и выявления потребностей обучающихся. Опрос проводится ежегодно в течение сентября месяца силами классных руководителей, социального педагога.
Проведение организационных собраний в группах 1 курса в сентябре каждого учебного года силами классных руководителей и студенческого актива.
Проведение в течение года еженедельных классных часов.
Проведение ежемесячных рабочих совещаний классных руководителей 1 курса, администрации с целью своевременного информирования классных руководителей о планах и решениях, принятых в лицее на текущий период, для корректировки планов работы с группами 1 курса и решения актуальных задач по вопросам.
Работа классных руководителей по привлечению обучающихся первого курса к работе кружков, участию в предметных олимпиадах, семинарах, «Круглых столах», творческих мероприятиях и т.д.
Работа классных руководителей по формированию и воспитанию актива студенческой группы совместно с активом Студенческого Совета.
3. Воспитательная работа актива Студенческого Совета с первокурсниками:
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Участие студенческого актива в проведении программы Дня знаний для первокурсников.
Приобщение первокурсников к традициям лицея: организация торжественной линейки первокурсников в День знаний - 1 сентября каждого учебного года, принятие Клятвы первокурсника; подготовка и проведение традиционного «Посвящения в студенты», конкурса «Алло, мы ищем таланты»;
привлечение первокурсников к традиционным праздничным мероприятиям «День учителя», «День матери», Дня защитника Отечества, Дня Победы;
проведение праздничных новогодних мероприятий;
привлечение первокурсников к участию в спортивных соревнованиях «Праздник баскетбола», «А ну-ка, парни», «А, ну-ка, девушки».
• Обеспечение участия первокурсников в отчетно-выборном собрании органов студенческого самоуправления колледжа.
VI. Ресурсное обеспечение
Пространственно-временной компонент:
Сроки реализации модели - 2016-2020 г.г.
Этапы реализации программы:
Подготовительный (организационный) – 2016-2017 уч.г. Изучение состояния проблемы, научной и методической литературы, разработка программы работы, определение участников, решение организационных вопросов.
Деятельностно-творческий - 2017-2019 уч.г. Реализация программных мероприятий.
Результативно-творческий - 2019-2020 уч.г. Анализ эффективности; подведение итогов реализации программы; презентация и трансляция результатов и опыта.
Соответствие помещений лицензионным требованиям.
Повышение внимания к воспитательной функции учебных дисциплин со стороны преподавателей - предметников.
Привлечение преподавателей к работе с обучающимися через участие их в проведении внеучебных мероприятий.
Разработка теоретической концепции здорового образа жизни.
Сеть кружков и секций лицея.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Окружающее пространство лицея. Взаимодействие с учреждениями и организациями города, заинтересованными вопросами воспитания молодежи. Составление совместных годовых планов работы.
Развитие студенческого самоуправления в лицее.
Благоприятный психологический климат в лицее.
Наличие соответствующего оборудования.
Педагогические советы.
Совершенствование работы по формированию положительного имиджа лицея.
Организация деятельности студенческого самоуправления лицея.
VII. Сетевое взаимодействие
Воспитательная система - это система, которая охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность обучающихся, деятельность и общение за пределами лицея с учетом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации. Система открытая, так как посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации обучающихся в обществе и изменяется в соответствии с потребностями социума.
№
п/п Социальные партнеры
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания» Характер взаимодействия, нормативная база взаимодействия
1 2 3
1. ГПДН отдела полиции №4 «Калининский» Управления МВД России по г. Новосибирску Совместный годовой план
работы
2. Отдел по делам молодежи, культуре и спорту администрации Калининского района г. Новосибирска Участие в реализации городских молодежных мероприятиях, работа волонтёрской организации
3. КГБУЗ «Поликлиника №29», врач-нарколог Куксина М.А. Внеплановые профилактические осмотры обучающихся, беседы «Мир без наркотиков»
4. МКУ Центр психолого-педагогической помощи «Родник» Тестирование обучающихся на предмет употребления ПАВ, цикл тренингов «Эффективные коммуникации» и др.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
1 2 3
5. Центр временной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Виктория» Работа волонтерского отряда лицея
6. Новосибирский дом ветеранов Работа волонтерского отряда лицея
7. МКУК г. Новосибирск «Музей города Новосибирска» филиал Музей Калининского района Проведение совместных мероприятий
8. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» Проведение мероприятий
9. МКУ «Центр гражданского и военно-патриотического воспитания «Витязь» Совместный годовой план работы
10. ГБОУ ДО НСО «Центр культуры учащейся молодежи» Участие в фестивалях и конкурсах художественного творчества, социальных проектах
11. МКУ Центр патриотического воспитания «Патриот» Совместные проекты
№ п/п База прохождения практики
ООО «РМ Консалтинг»
МАУ «Комбинат питания»
ООО «Царская охота»
ООО «Кафеоль»
ООО «Фуд-сервис»
Ресторан «Пуппен-хауз»
Ресторан «Фенимор Купер»
Кафе «Коляда»
Кафе «Арабика»
Кафе «Астория»
ООО «Сибирский двор»
ООО «Поляна изобилия»
ООО «Бахетле»
VIII. Ожидаемые результаты и оценка эффективности
В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания определены критерии и показатели эффективности воспитательной системы:
Создание условий для личностного и профессионального развития и самореализации обучающихся лицея в деятельности.
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Основные задачи Ожидаемые конечные результаты,
важнейшие целевые показатели программы 2016-2017 гг. 2017-2018 гг. 2018-2019 гг. 2019-2020 гг.
1. Формирование личности обучающегося в соответствии с моделью выпускника лицея. Создание модели выпускника. 1. Доля выпускников, соответствующих модели выпускника. Диагностика личностного роста обучающегося, включающая:
ценностные ориентации учащейся молодежи;
показатели успешности деятельности, как в учебной, так и во внеучебной деятельности;
уровень физического здоровья молодого поколения;
показатели девиантного и делинквентного поведения обучающихся;
интересы, склонности, направленность личности.
2. Количество обучающихся, имеющих достижения в учебной, творческой, общественной деятельности отмеченные дипломами, победители
3. Доля обучающихся, принявших участие в конкурсах в городе, крае, России, международных.
4. Количество обучающихся, совершивших правонарушения, преступления (процент от общего числа обучающихся)
5. Наличие обучающихся, состоящих на учете в КДН (процент от общего числа обучающихся) 40%
18%
15%
1
1
50%
20%
18%
0
0 60%
22%
20%
0
0 70%
25%
25%
0
0
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
2. Проектирование и конструирование развивающей образовательной среды лицея с целью формирования ключевых компетентностей личности. 1. Охват обучающихся кружковой, клубной работой, работой в секциях и студиях в ОУ (процент от общего числа обучающихся)
2. Занятость обучающихся во внеурочное время в городских учреждениях культуры, спорта, общественных объединениях, организациях (процент от общего числа обучающихся); 20%
66% 25%
66% 28%
68% 30%
70%
3. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение развития личности обучающихся. 1. Степень удовлетворенности участников образовательного процесса качеством воспитательных услуг;
обучающихся
родителей 70% 75% 80% 85%
4. Формирование и развитие у обучающихся базовых национальных ценностей общества: патриотизм, семья, здоровье, образование, творчество. 1. Доля обучающихся, участвующих в разработке социально-культурных проектов (процент от общего числа обучающихся);
2. Доля обучающихся, вовлеченных во внеурочную деятельность;
(процент от общего числа обучающихся) 10%
73% 13%
75% 16%
80% 18%
85%
5. Вовлечение обучающихся в социальную практику 1. Доля обучающихся, активно
работающих в
органах студ. Самоуправления,
в волонтёрской деятельности
(процент от общего числа обучающихся);
2.Количество обучающихся, принявших участие в реализации социально-значимых и культурных проектах (процент от общего числа обучающихся); 30%
15%
15% 35%
20%
20% 38%
25%
22% 42%
30%
25%
ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Приложение
Критерии оценки воспитательной деятельности, проводимые классным руководителем группы в конце учебного года.
Критерии Показатели
Сформированность познавательного
потенциала личности обучающихся 1. Освоение образовательной программы
2. Развитие мышления
3. Познавательная активность
4. Сформированность учебной деятельности
Сформированность нравственного потенциала личности обучающихся 1. Нравственная направленность личности
2. Сформированность отношений обучающегося к Родине, обществу, семье, лицею, себе, природе, труду
Сформированность коммуникативного
потенциала личности обучающихся 1. Коммуникабельность
2. Сформированность коммуникативной культуры обучающихся
3. Знание этикета
Сформированность физического потенциала личности 1. Состояние здоровья обучающихся
2. Развитость физических качеств личности
Сформированность общелицейного коллектива 1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.
2.Развитость самоуправления.
3.Сформированность совместной, коллективной деятельности.
Удовлетворенность обучающихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в лицее 1.Комфортность обучающегося в колледже
2.Эмоционально-психологическое положение обучающихся в лицее (группе)
Проводимые замеры рассматриваются в динамике, фиксируются тенденции, выявляются противоречия с тем, чтобы проектировать и планировать дальнейшее развитие как системы в целом, так и каждой личности в отдельности.