Воспитательная программа Пять шагов в будущее
Воспитательная программа «Пять шагов в будущее»
(Формирование и развитие творческой личности обучающихся в классном коллективе)
5 КЛАСС
на 2015- 2020 год
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы гражданско-патриотического направления и нравственно-этического воспитания для обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования. Данная программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на:
– обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике;
– саморазвития и самореализации обучающихся в процессе их участия в общественной жизни, в решении общественно значимых задач, сознательное усвоение принципов и правил выбора путей построения собственной жизни, определение перспектив дальнейшего профессионального и личностного роста;
– обеспечение готовности обучающихся к проектированию после школьного образовательно-профессионального маршрута, формирование у них профориентационно значимых компетенций, способности к реализации их образовательно-профессиональных планов в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями рынка труда;
– формирование у обучающихся мировоззренческих и ценностно-смысловых основ культуры профессиональной деятельности как компонента общей культуры личности; подготовка обучающихся к дальнейшей профессиональной самореализации в новых социокультурных и экономических условиях;
– сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования как одной из ценностных составляющих личности обучающегося;
– формирование уважительного и ответственного отношения к созданию семьи; экологического мышления, культуры и поведения обучающихся;
– формирование отношения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации как почетной обязанности гражданина России.
Программа обеспечит:
– формирование социально открытого уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества; учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится образовательное учреждение, потребности обучающихся; определяющего в качестве ведущей социально и личностно значимую, творческую деятельность обучающихся, интегрированную с их учебной и внеурочной деятельностью;
– формирование у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции, готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества;
– приобретение обучающимися опыта нравственной, творческой социальной деятельности;
– возможность подготовки, планирования, выполнения и презентации обучающимися социального проекта (индивидуального или в составе группы);
– формирование у подростков зрелых социальных компетенций и гражданских ценностных установок, соответствующих их действительным и проектируемым социальным ролям;
– развитие способности обучающихся адаптироваться к новым социальным ситуациям и изменять их;
– социализацию обучающихся средствами учебно-воспитательной, познавательной и профессионально ориентированной деятельности, формирование ответственности, самостоятельности и готовности обучающихся к принятию решений; формирование у обучающихся основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
– социализацию обучающихся средствами общественной и коммуникативной деятельности: добровольное участие в молодежных организациях и движениях, детско-юношеских и взрослых объединениях творческой и научно-технической направленности, деятельности общественных организаций; использование позитивных социализирующих возможностей Интернета;
– использование обучающимися при решении типичных социальных проблем нравственных моделей поведения, ориентированных на благо человека, семьи, общества;
– создание условий (ценностно-мировоззренческих, научно-методических, кадровых, информационных) для развития у обучающегося способности выступать в качестве субъекта образовательно-профессионального выбора;
– формирование у обучающихся готовности к образовательной и профессиональной самоидентификации, конструированию планов продолжения образования и профессионального самопродвижения и определению соответствующих данным версиям ближних и дальних целей в условиях модернизации общества и динамичного рынка труда;
– приобретение опыта создания личностно значимых образовательных продуктов (итоги практической работы обучающегося с использованием ресурсов профессионально-производственной и социокультурной среды);
– формирование осознанного отношения к выработке собственного уклада здорового образа жизни, включающего: ценность и взаимозависимость физического, психологического, социального здоровья и экологического состояния окружающей его среды, оптимальное сочетание труда и отдыха, режим дня, индивидуальный рацион здорового питания, оптимальный режим двигательной активности;
– формирование способности самостоятельно поддерживать и укреплять своё здоровье через осознание значимости профилактических мероприятий, использование технологий современных оздоровительных систем и навыков личной гигиены;
– развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации, профессиональной ориентации обучающихся; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.
“Человек без нравственных устоев оказывается существом самым несчастным и диким”
Аристотель
«Пять шагов в будущее»- это воспитательная программа, рассчитанная на 5 лет:
I год(1 шаг) - создание условий для адаптации учащихся 5-го класса, ранняя профессиональная ориентация.
I I год (2 шаг)– развитие нравственно-этического направления, укрепление эмоционального и социального здоровья детей, профессиональное самоопределение личности.
III год (3 шаг) – поиск новых идей, форм и способов обновления проектной деятельности в классе, развитие самоуправленческого начала классного коллектива,
IV год (4 шаг) - результативность классного коллектива через КТД: лучшее дело класса стало достоянием всего школьного коллектива
V год (5 шаг) -готовность обучающихся к проектированию после школьного образовательно-профессионального маршрута, формирование у них профориентационно значимых компетенций, способности к реализации их образовательно-профессиональных планов в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями рынка труда;
I год(1 шаг)
Цель классного руководителя: создание условий для адаптации учащихся 5-го класса, ранняя профессиональная ориентация, формирования сплоченного коллектива,
Задачи:
создать комфортную психологическую обстановку в 5 классе для формирования сплоченного коллектива;
способствовать развитию нравственных качеств, толерантного отношения к людям.
создание условий для равного проявления у обучающихся индивидуальности во внеурочной деятельности;
развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым в оценке чужих достижений;
Воспитательная работа в классе опирается на общечеловеческие ценности. Ими являются следующие понятия:
ЗЕМЛЯ - общий дом на пороге нового мира. Земля людей и живой природы.
ОТЕЧЕСТВО - Родина, доставшаяся в наследство человеку от его предков, данная ему судьбой.
СЕМЬЯ - начальная ячейка общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
ТРУД - вид деятельности, выделяющий человека из живого мира, основа человеческого бытия.
ЗНАНИЯ - результат разнообразного труда, мощное средство развития личности.
КУЛЬТУРА - духовное и материальное богатство, наполненное развитием человеческой цивилизации.
МИР - человеческая общность, покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
ЧЕЛОВЕК - высшая, абсолютная ценность, "мера всех вещей", цель, объект, субъект и результат воспитательной системы школы.
Основные принципы жизнедеятельности классного коллектива, его функционирования и развития
Принцип гуманности. Из всех показателей оценки класса главным я считаю самочувствие в ней человека. Класс хорош, если в ней хорошо и комфортно каждому ребенку.
Высокая требовательность к ученику должна органически включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения - подавление.
Принцип целостности. Обучая воспитывать, воспитывая обучать - в этом целостность учебно-воспитательного процесса. УВП - это способ передачи культуры от человека, владеющего ею, к человеку, ею овладевающему.
Принцип творческого отношения всех участников УВП. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Важнейший признак педагогической культуры - творчество учителя (классного руководителя).
Принцип системности. Ни одно воспитательное средство не может быть ни хорошим, ни плохим, если оно взято в отрыве от всей системы взаимодействия.
Принцип демократизации, согласно которому общность детей и взрослых объединена общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.
Приоритетные проблемы работы классного руководителя
Развитие познавательных и коммуникативных способностей школьников
Формирование творческого потенциала личности обучающегося
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ
от Дэвида Льюиса
Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
Ищи истину вместе с ребенком,
Старайся ничему не учить ребенка напрямую - учись сам.
Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.
Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.
Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.
Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.
Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.
Циклограмма для классного руководителя
Ежедневно1. Контроль за посещаемостью и выяснение причин отсутствия обучающихся. 2. Организация питания обучающихся. 4. Индивидуальная работа с обучающимися.
Еженедельно1. Проверка дневников обучающихся. 2. Проведение мероприятий в классе (по плану). 3. Работа с родителями (по ситуации). 4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
Каждый месяц1. Посещение уроков в своем классе. 2. Встреча с родительским активом.
3. Оформление портфолио каждого обучающегося.
Один раз в четверть1. Оформление классного журнала по итогам четверти. 2. МО классных руководителей. 3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть. 4. Проведение родительского собрания.
Один раз в год1. Проведение открытого мероприятия. 3. Оформление личных дел обучающихся. 4. Анализ и составление плана работы класса. 5. Статистические данные класса (1 сентября).
ХАРАКТЕРИСТИКА 5 КЛАССА
Ребята перешли в 5 класс из начальной школы.
В 5 классе 3 обучающихся: девочек – 1, мальчиков – 2. Дети по возрасту - 2004гр.,
Курочкина Екатерина из неполной семьи проживает с дедушкой и бабушкой, Курбанисмаилов Рамазан из полной семьи проживает с папой и мамой, Калёнов Дмитрий из семьи с повторным браком проживает с бабушкой и дедушкой. В Все дети из малообеспеченной семьи.
Все обучающиеся опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. В данном классе все обучающиеся получают горячее питание, что говорит о должном внимании родителей к здоровью своих детей. Дети очень подвижны, шустры, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Они с удовольствием принимают участие в мероприятиях, отношение между детьми удовлетворительные. «Отверженных» в классе нет, конфликтов нет. Работоспособность класса хорошая. Но в классе есть обучающиеся слабые в учебном процессе (имеются трудности в учёбе, причинами по моему мнению: педагогическая запущенность). Дети очень любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко. Дисциплина в классе хорошая.
Ребята посещают школьные кружки, спортивную секцию. Но есть учащиеся в коллективе не посещающие кружки.
ХАРАКТЕРИСТИКА 6 КЛАССА
В 6 классе 2 обучающихся. Социальный контингент в классе: Похило Ева проживает с бабушкой и дедушкой, в семье единственный ребенок, мама живёт временно отдельно является матерью одиночкой; Родичев Иван из многодетной семьи, есть старшая сестра и младший брат.
Дети физически развиты, активны. Успеваемость разная: Похило Ева занимается средне, ленится, хотя потенциал есть, по основным предметам имеет оценку «3», Родичев Иван успевает по всем предметам, имеет твёрдую четвёрку и есть пятёрки.
Обучающиеся посещают спортивную секцию «Летящий мяч», музыкальный кружок «До-ми-солька», кружок «Математическое моделирование». Принимают участие в жизни класса и школы. Родичев Иван имеет артистические способности, активен как в делах классных, так и в школьных.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Состав родительского комитета:
Фендрикова Галина Викторовна – 5 класс
Родичева Ирина Александровна – 6 класс
Формы работы с родителями
Индивидуальные формы работы:
Индивидуальные консультации по инициативе родителей и классного
руководителя.
Посещение ребенка на дому
Групповые формы работы:
Родительские собрания
Праздники, классные мероприятия с детьми и родителями
Тематика родительских собраний:
5 класс
1. Адаптация обучающихся в начале учебного года. Полезная информация.
«Информационно-коммуникационные технологии в жизни вашего ребенка»;
«Об ошибках и трудностях в воспитании, о путях их преодоления»;
Итоги учебного года. Переводная аттестация.
6 класс
1. Как развивать ответственность.
2. «Информационно-коммуникационные технологии в жизни вашего
ребенка»;
3. «Об ошибках и трудностях в воспитании, о путях их преодоления»;
4. Итоги учебного года. Переводная аттестация.
Работа с учителями-предметниками
Сроки
Мероприятия
Сентябрь
Посещение уроков по мере необходимости
Консультации с учителями
Октябрь
Посещение уроков по мере необходимости
Консультации с учителями
Приглашение учителей на родительское собрание
Ноябрь
Беседы по поводу учебы и поведения
Индивидуальные консультации по предметам.
Декабрь
Приглашение учителей на родительское собрание
Индивидуальные консультации по предметам.
Проведение классных мероприятий
Январь
Беседы по поводу учебы и поведения
Индивидуальные консультации по предметам.
Февраль
Беседы по поводу учебы и поведения
Индивидуальные консультации по предметам.
Март
Приглашение учителей на родительское собрание
Индивидуальные консультации по предметам.
Апрель
Индивидуальные консультации по предметам.
Защита проектов обучающихся
Май
Индивидуальные консультации по предметам.
Рисунок 17Заголовок 215