ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних муниципального общеобразовательного учреждения Бычинской основной общеобразовательной школы на 2015 -2018 годы
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ решением Директор МОУ Бычинской ООШ
педагогического совета Т.Н. Бычина___________________ «___» ________ 2015 год «_____» ______________ 2015 года
ПРОГРАММАпо профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
муниципального общеобразовательного учреждения
Бычинской основной общеобразовательной школы
на 2015 -2018 годы
Автор программы
социальный педагог
Бычина Ирина Юрьевна
д. Бычина 2015
Введение
Дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,
то наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
Пояснительная записка
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, которая происходит в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
В России вновь встречается нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынужденно адаптируется к подобным условиям, и в результате вживание в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений.
Среди детей и молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число преступлений и правонарушений в подростковой среде. Поэтому необходимо принципиально ответственно отнестись к организации профилактической работы с социально дезадаптированными семьями.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного, дошкольного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» ребенка.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия воспитателей, социального педагога, психолога, родителей, работников правоохранительных органов, медицинских работников.
Главной причиной неблагополучия семей является бытовое пьянство родителей, которое тянет за собой длинную цепочку асоциальных явлений.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» семьями должно являться создание единого воспитательного пространства.
Взаимосотрудничество с родителями и с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого ребенка из такой семьи индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Цель программы:
Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних через раннее выявление детского и семейного неблагополучия, создание условий для полноценной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей в социально опасном положении
Задачи программы:
осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека;
развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении;
формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ;
разрабатывать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родителей, ученического самоуправления и педагогического коллектива;
формировать морально-волевые качества воспитанников и учащихся;
научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно;
оказывать родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку;
обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества;
обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
Нормативно-правовая база
Концепция ООН о правах ребёнка.
Конституция Российской Федерации
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года.
Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года.
Приоритетный национальный проект «Образование».
Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120 от 24.06.99 года
Устав образовательного учреждения.
Участники программы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Программа содержит пять направлений деятельности:
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа с воспитанниками и учащимися включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики.
Профилактическая работа с педагогами предусматривает расширение знаний о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних, знаний о проблеме подростковой преступности.
Описание мероприятий программы
1. Организационные мероприятия по программе
Направлены на повышение эффективного развития системы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, обеспечение оперативного руководства и координации действий всех субъектов профилактики, создание условий для повышения эффективности деятельности органов и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений.
2. Мероприятия по информационно-методическому обеспечению системы профилактики детской беспризорности, безнадзорности, правонарушений и преступлений, осуществление мониторинга эффективности реализации программы
Предусматривают создание единой межведомственной системы учета семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, отработку и внедрение современных технологий выявления, реабилитации и социального сопровождения неблагополучных семей и детей, обмен опытом, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, информационное сопровождение учреждений и служб, осуществляющих профилактику беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
3. Мероприятия по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних
Направлены на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, стабилизацию криминогенной ситуации в молодежной среде, в том числе среди школьников, включают физкультурно-спортивные мероприятия, патриотическое воспитание, поддержку социально-значимых общественных проектов и программ, направленных на профилактику детской беспризорности и безнадзорности, трудоустройство несовершеннолетних.
4. Мероприятия по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
Предусматривают организацию досуга и полезной занятости детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, их профориентацию и трудоустройство, совершенствование информационного обмена о несовершеннолетних, склонных к совершению повторных преступлений или допускающих административные правонарушения, и включают другие специальные мероприятия.
5. Мероприятия, направленные на повышение ответственности родителей (законных представителей) за воспитание детей
Направлены на профилактическую работу с семьями, злостно не выполняющими своих обязанностей по воспитанию детей; осуществление специальных мер социально-педагогической и медико-психологической помощи семье и, в первую очередь, семьям группы социального риска.
Критерии эффективности программы.
Данная программа является элементом деятельности по социально-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса. Основным критерием эффективности программы является снижение правонарушений учащихся и количество семей, находящиеся в социально опасном положении.
Ожидаемые результаты
- создание системы профилактической работы в школе;
- усиление работы по профилактике правонарушений, несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, снижения количества несовершеннолетних, вовлеченных в противоправные действия;
- обеспечение фактического снижения количества несовершеннолетних, не учащихся и не работающих;
- разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников
воспитательной системы школы: родительской общественности, педагогического коллектива, ученического актива;
- повышение правовой, психолого-педагогической грамотности родителей, учащихся школы;
- повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы;
- снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде;
- уменьшение числа «трудных» подростков в школе;
- активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков;
- создание здоровой и безопасной среды в школе.
- взаимодействие образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Содержание программы
№ п/п
Этапы программы
Наименование мероприятий
Сроки проведения
Ответственные
1
Организационные мероприятия
Создание банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей «группы риска»
I квартал
социальный педагог
классные руководители
2
Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, ПДН, КДН и ЗП. Формирование банка
данных на этих учащихся.
в течение
года
инспектор ПДН,
секретарь КДН и ЗП,
социальный педагог
3
Сбор информации о занятости
обучающихся в кружках и секциях
учреждений дополнительного
образования (в том числе на детей учётных категорий).
октябрь
в течение
года
классные руководители,
зам. директора по ВР,
социальный педагог,
руководители кружков
4
Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся учётных категорий.
перед
каникулами,
и в течение года
социальный педагог,
классные руководители
5
Разработка программы и плана профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
сентябрь
социальный педагог, зам.директора по ВР
6
Разработка порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
сентябрь
администрация, КДН и ЗП, ПДН
7
Учет обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении.
постоянно
социальный педагог, специалисты учреждений системы профилактики
8
Мероприятия, направленные на совершенствование профилактики безнадзорности и предупреждение совершения правонарушений
Организация и проведение классных часов.
1 раз в 2 месяца
классные руководители
9
Проведение игровых тренингов с учащимися «группы риска» и СОП направленных на профилактику и исправление девиантных форм поведения
2 раза в месяц
социальный педагог, классные руководители
10
Организация и проведение родительских собраний по проблемам правонарушений и преступлений
1 раз в четверть
директор,
зам.директора по ВР,
социальный педагог
инспектор ПДН
11
Организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики
в течение года
администрация ОУ
инспектор ПДН,
специалисты КДН и ЗП
12
Организация семинаров «Профилактика правонарушений, беспризорности. Ранняя профилактика семейного
неблагополучия»
в течении года
социальный педагог,
зам. директора по ВР
инспектор ПДН,
секретарь КДН и ЗП,
13
Индивидуальные семейные
консультации
в течение
года
социальный педагог,
классные руководители
14
Привлечение родительской общественности к управлению школой через работу родительских комитетов, родительское собрание, деятельность Управляющего совета школы.
постоянно
администрация ОУ, зам.директора по ВР, УР.
15
Рейды по проверке неблагополучных семей имеющих несовершеннолетних детей; по местам концентрации подростков; осуществлять проверки дискотек с целью выявления безнадзорных подростков и несовершеннолетних правонарушителей, своевременно принимать к ним и их родителям меры воздействия.
ежемесячно
администрация ОУ,
социальный педагог, классные руководители
16
Проведение лекториев по правовым знаниям среди учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей
согласно плану
социальный педагог,
зам. директора по ВР, классные руководители, инспектор ПДН, КДН и ЗП
17
Осуществление контроля:
- за своевременным выявлением несовершеннолетних, не посещающих ОУ по неуважительным причинам;
- за выполнением Закона «Об
образовании» по отчислению
несовершеннолетних;
-осуществлять комплексные меры,
способствующие возвращению несовершеннолетних в школу для получения основного общего образования
в течение
учебного
года,
постоянно
по мере
выявления
администрация ОУ,
зам. директора по ВР,
зам. директора по УР,
социальный педагог, классные руководители
18
В целях охраны прав и законных интересов детей и подростков, находящихся под опекой и попечительством осуществлять проверку условий их жизни.
2 раза в год
социальный педагог,
классные руководители
19
Оказание социально педагогической и психологической поддержки детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации
постоянно
классные руководители, социальный педагог,
психолог
20
Проведение летней оздоровительной кампании
апрель-август каждого года
классные руководители, социальный педагог
21
Отслеживание и анализ результатов
– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;– определение перспектив развития школы в этом направлении.
ежегодно
участники программы
22
Подведение итогов организации
взаимодействия органов системы
профилактики на заседании Совета профилактики
1 квартал
ежегодно
администрация ОУ, члены совета профилактики
Дошкольная группа.
Чрезвычайно актуальной в настоящее время стала проблема безнадзорности и правонарушений в детской среде. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничать, не ходить в сад, хулиганить, воровать, употреблять алкоголь, курить. Или, наоборот, прекращают общение, замыкаются в себе. Если раньше "проблемными" детьми становились по преимуществу подростки, то теперь даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок". Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей. Для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации.
Проявление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, то результат исправления будет незначительный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность целиком ложится на его родителей и педагогов. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.
Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть несколько путей: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или заставить его. Третий путь быстрый и эффективный. Но требует большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни – это реалистическое воспитание, сочетание самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему.
Социальный паспорт дошкольной группы: из 15 воспитанников – 15 детей из малообеспеченных семей. 4 воспитанника – из многодетных малообеспеченных семей, 5 воспитанников из неполных семей, 1 ребёнок состоит на внутришкольном учете, 5 детей проживают в семьях, которые находятся в социально опасном положении.
Были выявлены единичные случаи употребления пива детьми дома и случаи употребления табачных изделий. Некоторые дети в своём лексиконе употребляют нецензурные выражения. Многие дети, особенно мальчики, решают свои проблемы с помощью кулаков.
Исходя из выше сказанного, педагогический коллектив школы считает необходимым с дошкольного возраста начать использование программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в своей работе с воспитанниками образовательного учреждения.
Обозначим наиболее приоритетные направления и формы профилактики безнадзорности и правонарушений в дошкольной группе:
I. Программно-методическое обеспечение
1. Разработка рекомендаций по организации взаимодействия работников дошкольной группы с директором, социальным педагогом, медицинским работником, отдела опеки и попечительства, инспекции по делам несовершеннолетних, инспектором ПДН. 2. Разработка и внедрение в практику работы дошкольной группы современных педагогических технологий, направленных на профилактику детской безнадзорности и правонарушений: стимулирование позитивной направленности воспитанников, формирование законопослушного поведения воспитанников. 3. Методическая и правовая помощь семьям, находящимся в социально опасном положении. 4. Подготовка тематических материалов профилактической направленности (буклетов, брошюр, бюллетеней и т.п.).
II. Организация правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с воспитанниками, родителями
1. Разъяснение требований законодательства Российской Федерации в сфере профилактики детской безнадзорности и правонарушений. 2. Информирование о деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области профилактики детской безнадзорности и правонарушений. 3. Посещение семей. 4. Проведение родительских собраний, деловых игр, вечера вопросов и ответов, встреч за “круглым столом”, бесед, семейных праздников. 5. Совещания с педагогами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений. 6. Проведение тематических бесед с воспитанниками, решение проблемных ситуаций, моделирование поведения в непредвиденных жизненных обстоятельствах.
III. Организация повышения квалификации педагогических работников
1. Проведение проблемного семинара для педагогов по вопросу психолого-педагогических основ организации профилактики правонарушений и преступлений. 2. Тематические встречи со специалистами отдела опеки и попечительства, инспекции по делам несовершеннолетних, ПДН, другими заинтересованными организациями.
·
3. Курсы повышения квалификации.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей:
Для реализации программы выбрали следующие направления:
1. Работа с семьей (родителями)
2. Работа с детьми
3. Работа с воспитателями
Работа с семьей (родителями):
Путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности. Но отношения родителей к ДОУ и воспитателей к семье не всегда положительные и желают лучшего. Эти противоречия становятся причиной хронической депрессии обеих сторон и повышенной тревожности. Поэтому необходимо создание условий для успешной адаптации ребенка в семье, ДОУ и в обществе через усиление центрального защитного фактора – сплочение семьи. В дошкольной группе используются актуальные формы и методы работы с родителями, необходимые для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса, для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей.
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, и формирование здорового образа жизни.
Задачи:
1. Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей.
2. Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми.
3. Разработка основных правил семейного воспитания.
4.Создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку.
5. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
6. Способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Работа с родителями предусмотрена в следующих формах:
Просветительская работа (консультации, беседы, дискуссии, ролевые игры, лектории для родителей, собрания).
Психокоррекционная работа – семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходы ребенка из дома, агрессивное поведение, неуправляемость, общение с незнакомыми и сомнительными личностями и т.д.).
Психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора КДН и ЗП, инспектора ПДН и т.д.) на встречи с родителями.
Консультативные приемы вновь прибывших родителей.
Принцип реализации работы с семьей:
Анкетирование родителей (на начальном этапе, для оценки положения в семье, для подведения итогов);
Опрос родителей и детей;
Праздники;
Совместные спортивные мероприятия;
Творческие семейные выставки.
Основные направления для работы с семьей:
Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своего края, традиционные фольклорные игровые мероприятия для родителей и детей («Рождественские посиделки», «Масленица», и др.), семейные праздники («Праздник урожая», «Наши семейные традиции», «Встречаем весну»).
Формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение праздничных семейных творческих заданий.
Семейный досуг, творчество детей и взрослых предполагает провести совместные праздники для детей и родителей, посещение концертов, совместные просмотры и обсуждение кинофильмов и т.д.
Просветительская деятельность говорит о необходимости работы родительского лектория, об индивидуальных и групповых консультациях специалтстов для родителей, о выпуске информационных листов, рекомендаций.
Темы просветительских работ с семьей (с родителями):
* Родительское собрание «Нормативно-правовая база, регулирующая взаимоотношения ДОУ и семьи»;
* Беседа «Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей»;
* «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье»;
*«Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей»;
* «Физическое и нравственное здоровье – основа благополучия нации».
* Круглый стол (обсуждение результатов профилактических мероприятий).
Работа с детьми:
Цель: создание условий для формирования у детей норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои поступки.
Задачи:
1. Профилактика безнадзорности и правонарушений.
3. Пропаганда здорового образа жизни.
4. Воспитание толерантности.
В работе с детьми предусматриваются следующие формы:
* Беседы;
* Развлекательные и познавательные игры;
* Конкурсы;
* Выставки;
* Развлечения;
* Праздники;
* Дни здоровья;
* Комплексные спортивные мероприятия.
Профилактика безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних
I ступень обучения (1 – 4 классы)
Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в начальной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста. Так как в этом возрасте только активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
В школе I ступени внимание уделяется общему личностному и социальному развитию ребёнка. На этой ступени наиболее важными компонентами программы являются развитие таких граней личности ребёнка, которые определяют способность ребёнка к самопознанию, самопринятию, саморегуляции.
Работа с данной категорией учащихся направлена на работу со всеми учащимися начальных классов, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми, находящимися в «группе риска» и СОП.
Социальный паспорт 1 – 4 классов показал, что из 20 обучающихся – 17 детей из малообеспеченных семей, 9 учащихся – из многодетных малообеспеченных семей, 7 детей воспитываются в неполных семьях, 1 школьник состоит на внутришкольном учете, 3 школьника проживают в семьях, которые находятся в социально опасном положении, 1 учащихся является опекаемым.
Были выявлены единичные случаи употребления пива детьми дома и случаи употребления табачных изделий. Некоторые дети в своём лексиконе употребляют нецензурные выражения. Многие дети, особенно мальчики, решают свои проблемы с помощью кулаков.
Исходя из выше сказанного, педагогический коллектив школы считает необходимым продолжить использование программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия.
Задачи программы:
координация предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих проблему правонарушений несовершеннолетних;
повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в школе через взаимодействие с ОДН, КДН и ЗП, ГИБДД.
активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе;
повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;
развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» и СОП в каникулярное время;
обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей:
Для реализации программы выбрали следующие направления:
1. Работа с учащимися
2. Работа с семьей (родителями)
3. Работа с педагогами
Мероприятия по реализации программы.
Работа с учащимися
№
Мероприятия
Класс
Сроки выполнения
Ответственные
1
- Если ты один дома.
- Общение на улице с незнакомыми людьми.
- Мой маршрут от дома до школы.
- Правила поведения в каникулы.
- Как перейти улицу.
- Где можно играть.
- Иногда достаточно одной спички.
- К чему приводит детская шалость с огнём.
1
в течение учебного года
Социальный педагог, классные руководители, инспектор ГБДД, инспектор ОГПН
2
- Как не стать жертвой преступления.
- Незнакомые подозрительные предметы на улице.
- Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения.
- Опасные ситуации на дорогах и тротуарах.
- Причины возникновения пожаров.
- Куда звонить во время пожара.
2
в течение учебного года
Социальный педагог, классные руководители, инспектор ГБДД, инспектор ОГПН
3
- С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего.
- Пребывание школьника на улице в вечернее время.
- Зачем машины оборудуют звуковыми сигналами?
- Правила поведения на проезжей части.
- Признаки пожара.
- Как безопасно украсить новогоднюю ёлку?
3
в течение учебного года
Социальный педагог, классные руководители, инспектор ГБДД, инспектор ОГПН
4
- Пребывание школьника на улице в вечернее время - Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения.
- Правила поведения с незнакомыми людьми.
- Железная дорога – зона повышенной опасности.
- Безопасное поведение пешехода.
- Как вести себя во время пожара.
- Электроприборы. Правила эксплуатации.
4
в течение учебного года
Социальный педагог, классные руководители, инспектор ГБДД, инспектор ОГПН
Профилактика безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних
II ступень обучения (5 – 9 классы)
В последние годы в нашей стране сложилась тревожная ситуация со злоупотреблением алкоголя, наркотиков, совершения правонарушений, преступлений в молодежной среде.
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
Подростки успешно используют в своих целях нарко- и порнодельцы криминальные структуры, лидеры националистических движений и экстремистски настроенных организаций и группировок, служители религиозных сект. Как следствие этого - происходит изменение системы ценностей и критериев социальной справедливости, нарушение системы адаптации подростков и молодежи в обществе.
Поэтому, именно образовательные учреждения должны взять на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным поведением.
В школе II ступени основные акценты также сделаны на развитие личности, тренинге социальных навыков, формировании адекватной самооценки, поддержке конструктивного климата в классе, но они уже дополняются целенаправленными уроками, знакомящими подростков с проблемой совершения правонарушений и преступлений, соответствующими знаниями, опыту и жизненному миру учащихся.
Социальный паспорт 5 – 9 классов показал, что из 28 обучающихся – 24 ребёнка из малообеспеченных семей, 5 учащихся – из многодетных малообеспеченных семей, 11 детей воспитываются в неполных семьях, 1 учащийся стоит на учёте в ПДН, 4 школьника состоит на внутришкольном учете, 3 школьника проживают в семьях, которые находятся в социально опасном положении, 2 учащихся является опекаемыми.
Исследования показали, что в нашей школе 24% учащихся (5 - 9) классов курят регулярно (каждую перемену). 1 учащийся был замечен в употреблении пива, есть случаи совершения правонарушений (драки), использование нецензурной речи. Исходя из выше сказанного, педагогический коллектив школы считает необходимым продолжить использование программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Цель: обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности, правонарушений и преступлений.
Задачи программы:
1. Выработка активной жизненной позиции.2. Организация творческого и здорового досуга школьников.3. Работа над развитием этических норм поведения детей.4. Формирования психологического климата в социальном окружении ребенка.
5.Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.
6. Оказание помощи детям «группы риска» и СОП.
Методы работы в рамках программы по профилактике вредных привычек
(В программу включены словесные, практические и наглядные методы): 1. Лекции.2. Беседы.3. Урок-суд.4. Социальный опрос.5. Тестирование.6. Педагогические консилиумы. 7. Психолого-педагогические семинары.8. Конференция.9. Мозговой штурм.10. Семинары-практикумы.11. Просмотр кинофильмов.12. Встречи с интересными людьми.13. Конкурсы рисунков, выпуск стенгазет (по данной теме).14. Семейное консультирование.
II. Мероприятия по реализации программы с учащимися.
№
Мероприятия
Сроки выполнения
Ответственные
1
Правовое воспитание учащихся. Классные часы, лекции, беседы с представителями межведомственных и общественных организаций, конференции, уроки пропедевтического курса «Граждановедение», уроки обществоведения
В течение учебного года
Зам. директора по ВР, УР, социальный педагог, кл рук.
2
Проводить работу по индивидуальной социальной реабилитации и сопровождению подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ
Постоянно
Зам. директора по ВР, У, социальный педагог, классные руководители
3
Коррекционная работа с детьми «группы риска» и СОП. Организация свободного времени, отдыха в каникулы, специальные формы поощрения, раскрытие потенциала личности ребенка в ходе бесед, тренингов, участия
Постоянно
Зам. директора по ВР, У, социальный педагог, классные руководители
4
Мониторинг успеваемости, посещаемости, поведения детей «группы риска» и СОП.
Ежедневно
Зам. директора по ВР, У, социальный педагог, классные руководители
5
Проводить спортивно-массовые мероприятия с детьми и подростками, направленные на развитие физкультуры и спорта, здорового образа жизни, укрепление семьи, воспитание патриотизма.
В течение учебного года
Зам. директора по ВР, У, социальный педагог, классные руководители
6
Привлекать к участию в спортивных, досуговых и др. массовых школьных и районных мероприятиях детей из неблагополучных семей “группы риска” и СОП
В течение учебного года
Зам. директора по ВР, У, социальный педагог, классные руководители
7
Проводить циклы лекций, бесед, семинаров, направленных на профилактику правонарушений, преступлений, наркомании, табакокурения и алкоголизма среди несовершеннолетних для учащихся.
В течение учебного года
Зам. директора по ВР, У, социальный педагог, классные руководители
8
Проводить групповые, индивидуальные беседы, занятия с детьми “группы риска”, а также проведение анонимного анкетирования среди учащихся школы с целью контроля по употреблению наркотических и психотропных веществ несовершеннолетними
В течение учебного года
Зам. директора по ВР, У, социальный педагог, классные руководители
9
Проводить рейды, направленные на выявление лиц, находящихся в местах концентрации подростков и молодежи позже 23.00 часов.
2 раза в месяц
Зам. директора по ВР, У, социальный педагог, классные руководители
10
Организация работы по оформлению информационных стендов по правонарушениям, преступлениям, безнадзорности, беспризорности
В течение учебного года
Зам. директора по ВР, У, социальный педагог, классные руководители
11
Профориетационная работа со школьниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни. Круглые столы, проектная деятельность, конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы, презентации, встречи с интересными людьми
В течение учебного года
Зам. директора по ВР, У, социальный педагог, классные руководители
Работа с родителями воспитанников и учащихся .
№
Мероприятия
Сроки выполнения
Ответственные
1
Выборы родителей в: - управляющий совет школы; - школьный родительский комитет; - классные родительские комитеты;
начало учебного года
Администрация, зам. директора по ВР, УР
2
Родительские собрания: - Социальная и психологическая защита ребенка; - Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса; - Сотрудничество родителей и педагогов в формировании образовательной среды ОУ
по плану ОУ
Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
3
Общешкольные мероприятия (с привлечением родителей): - военно-спортвная игра «Зарница»; - новогодние ёлки; - пришла коляда отворяй ворота; - масленица; - День защитника отечества; - 8 Марта; - последний звонок.
ежегодно
Зам. директора по ВР классные руководители
4
Индивидуальные беседы с родителями
по мере необходимости
Администрация ОУ, зам. директора по ВР, УР, социальный педагог, классные руководители
5
Посещение семей на дому
1 раз в четверть
Социальный педагог, классные руководители
6
Информирование родителей о правах и обязанностях детей при сдаче ЕГЭ
апрель
Зам. директора по УР
Работа с педагогическим коллективом
Темы лекций при работе с педагогами:
* «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ;
* «Административная ответственность педагогов»;
*«Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников детского сада» Ст. № 51 ФЗ «Об образовании»;
* «Роль неправильного семейного воспитания в возникновении отклоняющегося поведения у детей»;
* Круглый стол (обсуждение результатов профилактических мероприятий);
№
Мероприятия
Ответственные
1.
Проведение обучающих семинаров по программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений и преступлений несовершеннолетних»: - Основные проблемы профилактической работы классного руководителя с родителями; - Профессиональное и личностное самоопределение педагога в профилактической деятельности.
Администрация, заместитель директора по ВР, УР, социальный педагог, курсы повышения квалификации
2
Рассмотрение вопросов на заседании МО классных руководителей: - О порядке проведения профилактических медицинских осмотрах детей школьного возраста на предмет выявления употребления алкоголя, табакокурения и т.д. – Рассказать о вреде курительных смесей, об усилении информационно-разъяснительной работы с педагогами и родителями о последствиях употребления новых видов психоактивных веществ и др.; - Работа с интернет – сайтами Федеральных служб РФ и РТ по контролю за оборотом наркотиков; ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Администрация, заместитель директора по ВР, УР, социальный педагог
3
Рассмотрение вопросов на педагогическом совете школы: - О реализации (обобщение опыта); - Взаимодействие семьи и школы в интересах личности школьника.
Администрация, педагогический коллектив
4.
Обобщение опыта работы классных руководителей в форме презентаций, портфолио, практических семинаров по программе «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних» (по реализуемой программе профилактики ПАВ с учащимися и родителями).
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
5
Работа совета профилактики: Рассмотрения вопросов профилактики употребления психоактивных веществ и формирование здорового образа жизни несовершеннолетних
Руководитель совета профилактики, педагоги школы
6
Подведение итогов профилактической работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме.
Администрация, педагогический коллектив
ребёнок
родители
классный руководитель
администрация школы
совет профилактики
педагоги
социальный педагог
школа
Органы опеки и попечительства
ПДН
КДН и ЗП
прокуратура
Администрация сельского поселения
ФАП д. Бычина
ФАП пос. Цепёл
Департамент управления образования
15