Конспект урока по русскому языку Имя существительное как часть речи 5 класс
Тема урока: Имя существительное как часть речи
Урок общеметодической направленности
Цель: развитие умений анализировать и характеризовать грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.
Решаемые проблемы: какие значения могут выражаться именем существительным, какие постоянные и непостоянные признаки есть у существительного
Формируемые универсальные учебные действия:
Предметные:
Знать: имя существительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, роль существительного в речи.
Уметь: опознавать имя существительное, анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки, определять синтаксическую роль.
Метапредметные:
Личностные: овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию,
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи содержание совершаемых действий.Содержание образования: имя существительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, роль существительного в речи.
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение, работа в парах, самостоятельная работа с дидактическим материалом и учебником по алгоритму, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок
Формы диагностики и контроля познавательных УУД: уровень знаний по предмету, выполнение упражнений, ответы на вопросы, личные наблюдения учителя, анализ текста.
УУД Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки
Личностные результаты: формирование навыков развернутого анализа
Технологии: здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, проектной деятельности.
1.Мотивация к совершению учебной деятельности
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей! Садитесь.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
(Слайд) Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
Учитель: - Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы!
- Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Помогите сформулировать тему урока.
(Слайд) - Запишите тему: «Имя существительное как часть речи».
- Однажды я присутствовала при споре частей речи и в связи с темой нашего урока хотела бы процитировать высказывание Имени существительного.
(Слайд) Сказало существительное: «Я слово удивительное!»
- Кто поможет мне сформулировать цель нашего урока? (доказать, что имя существительное - удивительная часть речи).
- Объясните знаки препинания. Запишите предложение, поставив прямую речь перед словами автора.
«Я слово удивительное!» - сказало существительное.
- Все справились с заданием? Проверим постановку знаков препинания, составив схему этого предложения. (1 ученик на доске)
2. Систематизация знаний об имени существительном.
Что вы знаете об имени существительном?
Проблемное задание.
- На одном из уроков в 5 классе я дала детям задание: подчеркнуть имена существительные.
(Слайд) - Посмотрите, как выполнил его ученик. Вы согласны? Какие ошибки допустил пятиклассник?
Тройка, третий, три, десятка, десять, десятый, семеро, семерка, единица, сотый, сотня.- Выпишите имена существительные.
(Слайд)- Проверка: проверьте себя. Кто выполнил задание правильно? Докажите, что выписанные слова - имена существительные.
- Что обозначают выписанные вами существительные?
-Что ещё могут обозначать имена существительные? Обратимся к учебнику. Теоретические сведения на стр. 47- найдите соответствующий значок. Читаем
- Выпишите из упр. 478 любые три существительных.
- Проверка: какие существительные выписали – на доску!
- Какое значение имеют эти существительные? Какая морфема придает это грамматическое значение? Выделите суффиксы.
- Самостоятельно прочитайте теорию на стр. 47.
- Что еще могут обозначать существительные?
- Докажите на примере слов из упр.479. С красной строки запишите примеры таких существительных. (Одновременно примеры записываются на доске, выделяются суффиксы)
- Сделайте вывод. Что обозначает имя существительное?
3. Самостоятельная работа. Тест.
- Работаем в парах. Прочитайте стихотворение Александра Костецкого и выполните задания – отметьте номера правильных ответов. Время выполнения – 3 минуты.
Что такое Родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, где не молкнут пчелы,
И твой дом, и огни твоей школы.
Наша Родина – труд и праздник,
Сто дорог для тебя самых разных,
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам – не один, а с друзьями.
Каков тип речи данного текста?
Рассуждение
Повествование
Описание с элементами рассуждения
Рассуждение с элементами описания.
В каком ряду все имена существительные мужского рода?
Солнце, дыхание, дом
В цвету, любовь, школы
Труд, Родина, к папе
Лес, огни, праздник
В каком словосочетании зависимое слово выражено именем существительным в родительном падеже?
Сад в цвету
Дыхание пашен
Любовь к папе
Любовь к маме.
Какое имя существительное относится к 3-му склонению?
Солнце
Любовь
С друзьями
Огни
Каким членом предложения является выделенное имя существительное во втором предложении?
Подлежащим
Сказуемым
Дополнением
Обстоятельством.
(Слайд) Проверка: проверьте правильность выполнения задания по ключу на доске. Оцените работу вашей группы.
Встаньте, кто выполнил задание на 5, 4… Молодцы!
Порадуемся успешно выполненной работе! Физкультпауза
4. - Послушайте выразительное чтение стихотворения Александра Костецкого и посмотрите, какие ассоциации возникли у меня при чтении этих строк.
(Слайд)
- Я предлагаю вам дома составить свой видеоряд на тему «Что такое Родина наша» или подобрать картинки по этой теме.
5. Так что такое родина наша? (ответы учащихся) Наша Родина – Россия. Запишем предложения по диктовку. Определим синтаксическую роль слова Россия.
Работа с доской и в тетрадях.
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Итак, какова синтаксическая роль имени существительного? (имя существительное может быть любым членом предложения)
А в каких случаях существительное членом предложения не является?
Сегодня, 17 апреля, в 12 часов дня пройдет ежегодная прямая линия с Президентом нашей страны. В.В. Путин ответит на вопросы, которые будут ему заданы в прямом эфире.
- Представим, что у нас есть возможность пообщаться с Президентом по прямой линии. Подумайте, с каким вопросом или пожеланием вы могли бы обратиться к В.В. Путину. (Слайд)
- Составьте и запишите предложение с обращением
- Проверка выполнения задания.
4. А сейчас мы посмотрим, как работают имена существительные в художественной речи.
- Послушайте стихотворение А.А. Фета
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица...
- В чём особенность этого стихотворения? Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).
- Опишите свои ощущения…
- Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние или чувство поэта.
Лексический ряд: радость, удивление, скука, тревога, восхищение, страх, вдохновение, восторг, удовольствие, печаль, грусть, спокойствие, тишина.- Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные?
Вечер, поле,Огоньки.Дальняя дорога. (В.Маяковский)
Опять дожди, опять туманы.И листопад, и голый лес,И потемневшие поляны,И низкий, серый свод небес. (С. Аксаков)
Итог.
- Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в частности.
(С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.)5. Этап рефлексии
- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?
- Довольны ли вы своей работой? (рефлексия - слайд)
Домашнее задание.
- Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.
Задание всем: п. 88 повторить
1. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»
2. Упражнение 480 (списать текст и выполнить задания)
Дополнительное задание: составить видеоряд на тему «Что такое Родина наша?»
- Верными были слова в начале урока: «Ученику – удача, учителю – радость»