Имя существительное как часть речи. Конспект урока по русскому языку. 5 класс.

Тема: «Имя существительное как часть речи»
Ход урока 
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Все подготовили инструменты для путешествия (проверили подготовку к уроку)?
Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я люблю учиться.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
У меня сегодня всё получится.
Я начинаю учиться.
2. Лингвистическая разминка.
На доске (слайде) предложение.
– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)
[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)
– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.
Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает время года.
– Обозначьте изученные орфограммы.
Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология- огромная страна , а мы направимся в г. Предметинск.
Какой частью речи являются слова, живущие в этом городе? Правильный ответ поможет определить тему урока. 4. Постановка проблемы и задач урока    Правильно, это имя существительное. 
Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи).  С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы  вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. 
А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.
Отправляемся в путь! 5. Работа по теме урока 
1 остановка «Опознавательная» 

-Попробуем свои силы в первом испытании. 
Запишите предложения. Цикорий – растение, которое добавляют в кофе. Желудь – плод дуба. Бечёвка –тонкая веревка.
Посчитайте, сколько существительных в записанных вами предложениях и назовите их. ( Число запишите в маршрут) – 8.
А что помогло вам так легко справиться с заданием? ( Теоретические сведения)

2.Остановка «Теоретическая».
Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора.

Работа с учебником стр.46. Чтение и анализ текста составление опорного конспекта.

Имя существительное
Грамматическое значение
Вопрос

Морфологические признаки
Роль в предложении


Подлежащее, дополнение,
обстоятельство



постоянные
непостоянные


Предмет
Кто?
Что?
Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.
Род, склонение.
Число, падеж



-Расскажите  об имени существительном по опорному конспекту
Самопроверка по слайду.
Результаты оцените по 5- бальной системе(5 столбцов) –
- А сейчас встаньте все, пожалуйста. Чуть-чуть отдохнем. Физкультминутку будем выполнять следующим образом. Если вы услышите имя существительное, то поднимите руки вверх, а если глагол – присядьте.
Смелость, бегать, стол, кувырок, кувыркаться, ловля, ловить.
Садитесь.

3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание. Найди лишне слово.(слайд)

Олень, дочь, мужчина . (род)
Собака, книга, девочка. (одуш.)
Москва, город, Россия. ( собств.)
Песня, море, листопад. (склонение)
Ключи, уроки, класс. (число)
- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите.
Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.
Какой морфологический признак мы не вспомнили? (падежи)
Учитель.  Повторим название падежей и падежные вопросы.  Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
4.«Синтаксическая» 
Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе, где на них всё держится. Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами
Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. (работа по группам)

Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России

Какими членами предложения могут быть существительные?
(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)


5. «Проверочная». Тест. (взаимопроверка)
«5» 5 правильных ответов;  «4» 4 правильных ответа;  «3» 3 правильных ответа 

6. «Творческая».
Употребление существительных в речи.

 
 Слайд
 Вечер, поле, Огоньки. Дальняя дорога. (В.Маяковский)


Опять дожди, опять туманы. И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий, серый свод небес. (С. Аксаков)

Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние или чувство поэта.
Лексический ряд: радость, удивление, скука, тревога, восхищение, страх, вдохновение, восторг, удовольствие, печаль, грусть, спокойствие, тишина.
. А нужна ли нам эта часть речи?
В чём особенность этого стихотворения?
- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).

- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»
Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные? Прочтите стихотворение без существительных.

Итог.
- Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в частности.
(С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.)
.
7) Сочинение – миниатюра.
А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по картине, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что изображено.
А сейчас давайте подведем итог сегодняшнего урока. Настя Бакукина, тебе слово.

Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.
Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Взаимооценка.
– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
– Кому и над чем ещё следует поработать?
Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

( Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Весна» при помощи существительных)



ПРИЛОЖЕНИЕ.
Лингвистический паспорт.

Имя существительное.

Грамматическое значение
Вопрос

Морфологические признаки
Роль в предложении






постоянные
непостоянные











Маршрутный лист 
№ 
остановка 
Количество баллов 


«Опознавательная» 



«Теоретическая » 



«Морфологическая» 



«Синтаксическая» 



«Проверочная» 


6
 «Творческая» 



Самостоятельная работа. Проверка по ключу.
1.Найди неверное утверждение.
А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б) Имена существительные изменяются по родам.
В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 
2. Найди существительное?
А) Прыгать
Б) Прыжок
В) Подпрыгивающий
3.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется 
4.Укажите существительное 3 склонения
А) В степи                 В) У дерева
Б) На солнце             Г) На краю
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
А) Подлежащее                В) Сказуемое
Б) Дополнение                Г) Обстоятельство











Заголовок 215