Программа историко — краеведческого музея
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей
Комитета образования администрации МО Узловский район
Утверждена
Председатель Совета МБОУ лицея
______________С.А.Крылова
Протокол от 31.08.2011г. № 1
ПРОГРАММА
по развитию
историко - краеведческого музея лицея
« Эхо времен»
на 2011-2015 годы»
Авторы программы:
Бурлакова Н.В., руководитель музея,
учитель высшей категории
2011 год
Структура
программы общеобразовательного учреждения лицея
по развитию историко - краеведческого музея лицея
« Эхо времен»
№п/пРазделы Страницы
1 Паспорт Программы 2
2 Пояснительная записка 4
3 Обоснование актуальности, цели, задачи 4
4 Сроки реализации (продолжительность, начало, окончание) 8
5 Ожидаемые результаты 9
6 Направление деятельности 10
7 Основные блоки программы. 13
8 Критерии оценки результатов реализации программы. 20
9 Обеспечение программы. 20
10 Перечень и описание программных мероприятий 21
11 Список литературы 22
12 Приложения.
Перспективный план работы историко-краеведческого музея
МБОУ лицея на 2011-2016 годы. 23
-2-
Паспорт
целевой программы по развитию
историко - краеведческого музея
МБОУлицея.
1. Название программы « Эхо времен» на 2011-2015 годы» МБОУ лицея города Узловая Тульской области
2 Авторы – разработчики Руководитель историко – краеведческого музея МБОУ лицея Бурлакова Надежда Васильевна, председатель совета музея Покатова Ольга, ученица 11 класса;
Актив историко – краеведческого музея МБОУ лицея;
3. Обоснование актуальности, цели и задачи. .
Ориентировано на формирование у подростков патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, развитие силы, выносливости, необходимости ведения здорового образа жизни. Программа может служить стимулом для дальнейшей активной жизни и саморазвития на традициях прошлого и современности.
Цель программы: Способствовать патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств, принимающего судьбу Отечества как свою личную и создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала ребёнка, его самопознания и самореализации, условий, сочетающих развитие подростка, укрепление его здоровья и организацию досуга во время осенних каникул.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине;
Пропаганда и популяризация в молодежной среде здорового и безопасного образа жизни;
Духовно-физическое оздоровление и психологическая разгрузка участников смены;
Приобщение к традициям национальной культуры и общечеловеческим ценностям, привитие навыков здорового образа жизни;
Развивающие:
Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях;
Способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;
Пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество
4.Сроки реализации
Сентябрь 2011- май 2015 годы.
5. Исполнители Классные руководители,
педагоги дополнительного образования,
библиотекарь,
совет музея
актив музея
совет лицейского ученического самоуправления,
учащиеся лицея.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации программы *постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;
*положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
*пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
*создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
*переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
*развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в области и стране более чем достаточно;
*активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
*учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
*музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;
руководитель музея, учителя, классные руководители отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;
*музей станет центром воспитательной работы в лицее.
*Создание краеведческого актива и кадровая подготовка его по следующим направлениям:
экология;
история родного края, города, лицея;
археология.
7. Контроль исполнения Программы Педагогический совет МБОУ лицея
-4-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Музей - грандиозная памятнаякнига человечества»Л.В. Луначарский
Программа по развитию историко - краеведческого музея МБОУлицея « Эхо времен» на 2011-2015 годы» (далее – Программа) разработана в соответствии с существующим Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
В основу Программы положены следующие документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской
Федерации;
Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 № 28, ст. 3358);
Долговременная программа развития краеведческого движения учащейся молодежи и педагогов Тульской области « Тульский край – Земля родная»;
ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795,
Закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07. 2001 г.;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»
Устав МБОУ лицея,
основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея;
Программа развития МБОУ лицея.
Программа определяет содержание и основные пути развития историко – краеведческого музея в воспитательной системы обучающихся лицея.
Она направлена на пропаганду основ духовного мира - нравственности и патриотизма.
Актуальность состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребностей детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи
-5-
такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов
государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации. В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментов нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности». Новизна и оригинальность особенность данной Программы заключаются в изменении способов и позиции работы педагога в детском коллективе, где содержание образования – это становление взаимоотношений в детском обществе, а знания и умения являются формой и материалом, способствующим становлению образовательных и общечеловеческих возможностей подрастающего поколения. Методы ведения занятий опираются на инициативу и вариативность поведения, они позволяют каждому лицеисту ощутить себя патриотом своей малой Родины. Именно деятельность музея в ОУ помогает решать эту проблему.
Музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Основной идеей концепции создания и развития музея является деятельность музея по сохранению и использованию уникального историко - культурного наследия родного края, формированию у школьников интереса к региональным культурным ценностям, воспитанию у подрастающего поколения чувства любви к «малой» Родине.
Музей как форма образовательной и воспитательной работы, создавался по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей ученической, родительской и педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением лицея, музей выступает как своеобразная часть музейной сети. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей является не просто особым учебным кабинетом лицея, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
-6-
Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. В последнее время все чаще стали обращаться к этим словам. Важно организовать работу в музее так, чтобы это были не только разовые акции и праздники, а постоянное общение школьников с теми, кто нуждается в их заботе и внимании. Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю. А ведь наш Тульский край, богатый своей историей, своими людьми. Важнейшей первоочередной задачей юных краеведов является собирание и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, топонимики, народного искусства, рассказов старожилов, ветеранов Великой Отечественной войны, стихов и легенд. Все это послужило создать программу деятельности историко-краеведческого музея, направленную на решение проблемы воспитания патриотических и нравственных качеств личности, так актуальных в наше время.
Роль музея МБОУлицея как нельзя лучше выражают замечательные слова
Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране...». В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой. Она дает возможность классным руководителям выбирать разные формы работы по всем блокам программы: устное народное творчество;
краеведение;
милосердие;
поисковая работа;
готовность к защите Родины.
Программа деятельности музея лицея открытая. Это позволяет ее дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать. Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу музея в систему воспитательной работы в лицее.Музей рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. музей ОУ вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
-7-
Цель и задачи
Цель: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, лицей ,город , Россию. Задачи:*развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
*развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
*развитие творческих способностей учащихся;
*воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
*воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
*сохранение исторического наследия и исторической памяти;
*сохранение лучших традиций школы, района, города;
*развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
*пополнение и обновление музея материалами, связанными с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками;
*организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;
*укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
*привлечение к работе родителей учащихся, общественности.
Принципы, на которые опирается программа:
Принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
-принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельностьпедагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям врешении их индивидуальных проблем;
-принцип научности, который позволяет достичь высокого уровнядостоверности информации;
-принцип системности;
-принцип самовыражения участников образовательного процесса
Принципы работы школьного музея.Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и
-8-
внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;
Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
Методы работы музея лицея:
1 .Словесные - беседы, рассказ, объяснение.
2.Наглядные - фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.3.Игровые методы — игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
4.Репродуктивный метод - повторение, закрепление, обобщение материала.
5.Эвристический метод - поисковые задания, составление анкет и т.д.
6.Исследовательский метод - исследование, изучение документов,
краеведческих находок, их описание.
7.Информационно-рецептивный метод восприятие, осознание готовойинформации.
8.Практический метод - оформление краеведческого материала.
Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2011-2016 годов в три этапа:
I этап – подготовительный 2011-2012 годы;
II этап – основной 2013-2016 годы;
III этап – рефлексивный 2016 год.
На первом этапе предусматривается:
анализ научной литературы и изучения опыта работы музеев области и страны;
создание нормативной базы музея истории школы;
инвентаризация музейных экспонатов, создание инвентарной книги;
организация работы с архивом;
обновление стендов, смена экспозиций;
проработка организационных основ реализации Программы;
создание методической базы для наиболее эффективной работы с учениками в музее истории школы.
сбор материала к 50 -летию бывшей школы №20
-9-
На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий Программы.
сбор материала о выпускниках лицея;
сбор материала на темы : -« гордость нашего лицея»
« награды в моем доме рассказывают»;
- сбор материала о выпускниках школы - писателях, поэтах;
- быт местного населения;
- обряды и традиции;
- фольклор.
На третьем этапе анализ реализации мероприятий Программы, составление новой Программы развития.
Участники программы.
Совет школьного музея. Возраст – 12 – 17 лет. Программа рассчитана на обучающихся лицея (1-11 классы) и предусматривает проведение различных исследовательских и воспитательных мероприятии.
Основной формой проведения являются КТД учащихся и активистов музея.
Прогнозируемые результаты Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:*достижения обучающихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, трудового обучения;
*постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;
*положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
*пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
*создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
*переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
*развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в области и стране более чем достаточно;
*активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
*учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
*музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;
руководитель музея, учителя, классные руководители отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;
*музей станет центром воспитательной работы в лицее.
-10-
Направления деятельности
Программа должна способствовать творческой самореализации подростков
посредством участия в различных формах туристско-краеведческойдеятельности:
создание хроник, летописей, атласов школы;
составление родословных и семейных летописей;
сбор материалов о старейших краеведах, педагогах, известных людях,писателях, учёных и т.д.;
формирование банка краеведческих данных;
изучение народного творчества;
изучение традиций народных промыслов;
изучение культурно-краеведческих традиций края, образования инауки;
экскурсии, экспедиции;
встречи с земляками - носителями исторической краеведческойинформации;
» краеведческие викторины, игры, праздники
Реализация программы осуществляется всем педагогическим коллективом.
Работа по программе - это организованная интересная разнообразная жизнь с хорошо расставленными акцентами на ее ценностях.
Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом 1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.6. Составление картотеки музейных предметов.7. Создание условий для хранения экспонатов.
Работа с активом музея 1. Обучение актива основам музееведения.2. Распределение между активистами музея определенных участков работы.3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее.4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.5. Участие в издательской деятельности.
Поисковая научно-исследовательская работа -11-
1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы и лицея2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы и лицея3. Организация проектной деятельности по созданию летописи лицея.4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея.9. Результаты исследований представлять на районные, городские, областные научно-практические конференции.
Экскурсионно-просветительская работа 1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми Ульяновской земли.4. Дни открытых дверей.5. Творческие отчеты.6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.
Творческая работа 1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.3. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, области.4. Предмет "Основы православной культуры и этики".
Организационная работа 1. Создание актива музея.2. Планирование работы музея.3. Создание творческих групп.4. Составление программы исследовательской деятельности.5. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся.6. Оснащение и оборудование школьного музея.
Методическая и консультативная работа -12-
1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, Центром детского творчества. Обмен опытом с музеями других школ.6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея.
Материально-техническая база 1. Изготовление стендов, витрин, макетов.2. Ремонтные и технические работы.3. Приобретение технических и канцелярских средств.
-13-
Основные блоки программы.Программа рассчитана не только на деятельность учащихся в самом музее, но и дает возможность классным руководителям, учителям лицея формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся. Программа предлагает вести работу по 5-ти блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников. Это следующие блоки:«С любовью по родному краю»
«Родные истоки»
«Истоки добра и милосердия»
«Родословные истоки»
«Истоки славы и доблести»
I. С любовью по родному краю.Задачи:использование фольклора в воспитании любви к Родине;
воспитание на традициях русской культуры;
развитие творческой деятельности учащихся;
развитие познавательного интереса к окружающей жизни, родной природе;
воспитание любви к родному дому, месту, где родился и живешь.
Знания:знать устный народный фольклор: сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки;
знать мордовские народные песни, попевки, потешки; народные инструменты;
знать народную игрушку;
знать народные ремесла Тульского края;
знать народные игры;
знать народные приметы;
знать природу родного края;
знать лекарственные травы;
знать основы экологической культуры.
Умения:
уметь выполнять общественные обязанности;
уметь исполнять народные песни и танцы;
уметь охранять родную природу;
уметь инсценировать сказки;
уметь применять в своей речи мордовские пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения;
уметь обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.
-14-
Действия:собирать и пропагандировать детский фольклор;
выпускать народный календарь;
проводить тематические недели: «масленичную», «святочную»;
возрождать народные обычаи, ремесла;
участвовать в национальных праздниках и обрядах;
участвовать в озеленении класса, лицея, города
посещать музеи, участвовать в экскурсиях по краю
правильно вести себя на природе.
Возможные формы работы: конкурсы, фестивали народного фольклора;
народные праздники «Сударыня-Масленица», «Рождество», «Богатырские потешки»;
праздник народной песни и частушки;
сказочный фестиваль «Сказка - ложь, да в ней намек...»;
викторина «Пословица - всем углам помощница»;
выставка «Народные умельцы»;
праздник «Забавные народные игры».
II. Родные истоки (время и вещи Тульского края) Задачи:развитие потребности к изучению истории лицея, города и области;
воспитание гордости званием туляки, любви к своей малой Родине, уважения к его истории и жителям;
изучение и освоение русских традиций;
формирование национальной гордости за свою «малую» родину, уважение к традициям, быту, культуре своих предков.
Знания:знать, чем живет наша «малая» родина;
знать и чтить символы Узловой и Тульской области;
знать историю лицея и Узловой;
знать исторические памятники города Узловая;
знать народный календарь; знать историю своей улицы;
знать земляков, прославивших нашу землю своими достижениями в области науки, культуры, искусства.
Умения:уметь рассказать об истории края, ее традициях, нравах и обычаях;
уметь рассказать о выдающихся земляках;
уметь рассказать о памятниках города-героя Тулы;
уметь уважать историю своего края, ее традиции, нравы и обычаи;
уметь составлять народный календарь;
-15-
Действия:знакомиться с жизнью и деятельностью почетных граждан города Узловой и знатных людей своего края;
участвовать в операциях, акциях;
участвовать в экскурсиях по родным местам;
проявлять уважение к традициям «малой» родины;
помогать в сборе материалов о своей малой Родине.
Возможные формы работы:устный журнал «Наши земляки»;
встречи со знаменитыми земляками;
викторины «Живут герои среди нас», «Знай и люби свой край».
III. Истоки добра и милосердия Задачи:
воспитание человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании;воспитание уважения к культурному наследию, к людям старшего поколения.
Знания:знать понятие альтруизма;
знать ветеранов Великой отечественной войны и тыла;
знать проблемы ветеранов;
знать правила общения и основы культуры поведения человека;
знать историю лицея и ее традиции;
знать ценности общественной жизни.
Умения:уметь быть терпимым к другим людям;
уметь оказать помощь престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войн;
уметь утверждать в повседневной жизни правду, доброту, красоту;
уметь сострадать, сопереживать;
уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;
уметь дружить;
уметь рассказать о школе и проводить экскурсию по лицею;
уметь организовать шефскую работу с младшими лицеистами.
-16-
Действия:оказывать помощь родным и близким; больным, инвалидам и младшим;
шефствовать над ветеранами Великой Отечественной войны и труда;
поздравлять ветеранов с памятными датами;
организовывать встречи с ветеранами войн и труда;
участвовать в ярмарках-продажах поделок, изготовленных своими руками;
участвовать в благотворительных акциях;
проводить поиск ветеранов войн и труда.
Возможные формы работы.операция «Ветеран живет рядом с нами», «Подарок ветерану», «Письмо солдату» и др.;
уроки добра и красоты;
«День добрых сюрпризов»;
акции «Ветеранам нашу заботу», «Милосердие», «Сумка дружбы» и др.;
конкурс сочинений «Орден в твоем доме»;
чествование ветеранов труда;
месячник «Помните, ребята!»;
праздники «Мир дому твоему», «Поклонимся великим тем годам» и др.
IV. Родословные истоки. Задачи:формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьей, родиной;
воспитание ответственности за благополучие и безопасность своей семьи;
развитие творческой деятельности учащихся;
развитие потребности к изучению родословной своей семьи;
Знания:знать биографии своих родителей, предков, родословную;
знать проблемы и заботы семьи; знать культуру семейных отношений;
знать семейные законы и обычаи;
знать увлечения и интересы своих родных;
знать о членах семьи - участниках ВОВ;
знать историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожить историей своей семьи.
Умения:уметь интересоваться жизнью близких и заботиться о них; уметь рассказать о своей семье, родственниках;
уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;
уметь рассказать о профессиях своих родителей;
уметь планировать семейный бюджет;
уметь рассказать о своих бабушках и дедушках - участниках военных действий.
-18-
Действия:оказывать помощь родным и близким;
сохранять семейные традиции, передавать их своим детям;
создавать семейную летопись; принимать гостей семьи;
организовывать досуг семьи.
Возможные формы работы: конкурс знатоков истории;
конкурс сочинений «Орден в твоем доме»;
фестиваль семейных ансамблей;
«Путешествие в прошлое»;
«Приглашение к чаю»;
рождественские встречи «В семейном кругу в Рождество зажигаются свечи».
V. Истоки славы и доблести. Задачи:воспитание чувства гордости за Отчизну и желания его процветания;
формирование национального самосознания, лучших черт национального характера;
осознание учащихся причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе;
использование всех возможных средств воспитания учащихся в духе верности духовным традициям России;воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.
Знания:знать военную и трудовую историю Отечества;
знать символы, святыни, людей, прославивших государство;
знать культурные центры и достопримечательности родного края;
знать священные обязанности защитника Отечества.
Умения:уметь гордиться Родиной, заботиться о ней;
уметь трудиться на благо Родины;
беречь и продолжать традиции;
уметь проводить экскурсии в школьном музее;
уметь заниматься исследовательской работой;
уметь понимать истинную красоту и художественную ценность произведений народного творчества;
уметь защищать Отечество;
уметь приносить пользу своему Отечеству;
уметь отстаивать честь и достоинство Родины;
уметь анализировать и оценивать происходящие события;
уметь пропагандировать культуру своего народа и уважать традиции других наций.
-19-
Действия:проводить культурно-просветительскую работу;
участвовать в охране памятников истории и культуры;
проводить экскурсию по селу;
проводить поиск и пополнение фондов школьного музея;
способствовать углублению и расширению школьного музея;
заниматься исследованиями по проблемам войны и мира;
участвовать в походах по местам героического прошлого;
способствовать превращению школьного музея в центр гражданско-патриотического воспитания учащихся;
проектировать свое будущее в системе будущего страны;
вести беседы, диспуты, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом;
проводить встречи-диалоги с ветеранами;
овладевать умениями гражданской обороны;
навыками начальной военной подготовки;
готовиться к службе в армии РФ.
Возможные формы работы:уроки мужества «Себя в бою не пожалел, а Родину сберег»;
рыцарский турнир «Парни на все 100!»;
историко-познавательная игра «Эпоха»;
слет мальчишек «Чтоб защитником стать»;
военно-спортивная игра «Зарница»;
спортивно-познавательная игра «Не перевелись еще богатыри на земле русской»;
школа будущих командиров;
вечер-встреча поколений;
исследовательский поход «По улицам и переулкам истории родного края»;
научно-исследовательские работы «Великие имена России»;
фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», конкурс живописи и плаката «Мне без тебя, Россия, не прожить»;
выпуск боевых листков «Юность в солдатской шинели»;
День науки;
исторический вечер «Овеян славою флаг наш»;
почетный караул у памятника погибшим воинам
-20-
Критерии оценки результатов реализации программы.
Результаты будут отслеживаться классными руководителями, учителями, , руководителем музея:диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
собеседования с учащимися;
наблюдения;
анкетирования;
метода самооценки;
ведение «Книги отзывов»;
творческие отчеты;
фотовыставки, аудио- и видеозаписи.
Критерии:
Сформированность положительной мотивации на развитие у учащихся патриотических чувств.
Сформированность познавательной активности учащихся.
Сформированность основных ценностных отношений.
Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу.
Сформированность готовности защищать Отечество.
Сформированность чувств сострадания и сопереживания.Сформированность отношения к окружающей действительности.
Обеспечение программы.
Для осуществления программы МБОУ лицей располагает следующей материальной научно-методической базой и кадровым обеспечением:
1.Комната-музей.
2.Кружок «Поиск».
3.Лекционный зал.
4.Компьютерный класс и выход в Интернет.
5.Копировальное оборудование.
6.Совет музея.
7.Близкое расположение городского краеведческого музея, районного архива, городской библиотеки и библиотеки лицея.. -21-
Перечень и описание программных мероприятий
№ п/пНаименование мероприятия Сроки исполнения Ответственные
1. Инвентаризация музейных экспонатов, переоформление инвентарной книги 2011-2012г.г. Руководитель музея, актив музея
2. Утверждение Положения и Программы развития 2011-2012г.г. Руководитель музея, Совет музея
3 Паспортизация музея 2011-2015г.г. Руководитель музея, Совет музея
4 Активизация изучения истории лицея на уроках и во внеурочной деятельности 2011-2015г.г. Руководитель музея,
Совет музея
5 Проведение исследований проблематики основ музееведения и краеведения 2011-2013г.г. Учителя истории, руководитель музея, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
6 Создание системы взаимодействия с музеями города и области 2011-2013г.г. Руководитель школьного музея, Совет музея
7 Разработка системы поощрения учащихся, занимающихся работой в музее 2011-2012г.г. Руководитель музея
8 Составление перспективного плана работы 2011-2012г.г. Руководитель музея, Совет музея
9 Расширение музея за счет новых площадей 2013-2016г.г. Директор, руководитель музея
10 Оснащение музея мультимедийным проектором 2013-2016г.г. Директор, руководитель музея
11 Создание системы взаимодействия с вузами 2011-2013г.г. Директор, руководитель музея
12 Создание электронной базы данных музея 2011-2016г.г. Руководитель музея, совет музея
13 Участие в социальных проектах Регулярно Руководитель музея
14 Организация элективного курса для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью Ежегодно Руководитель музея
15 Утверждение Положения о проведении декады по военно-патриотическому воспитанию учащихся Январь
2012 г. Руководитель музея, Совет музея
16 Организация и проведение декады по военно-патриотическому воспитанию учащихся Ежегодно Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель музея, Совет музея, учителя физической культуры
17 Организация и проведение вахты Памяти, других мероприятий, посвященных Дню Победы Ежегодно Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель музея, совет музея
18 Организация и проведение научно-практических конференций лицея Ежегодно Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
19 Организация и проведение праздников, посвященных памятным датам Ежегодно Заместитель директора по воспитательной работе, зав. МО классных руководителей
20 Проведение общешкольных конкурсов, викторин, комплекса мероприятий гражданского, патриотического, нравственного характера Постоянно Заместитель директора по воспитательной работе, зав. МО классных руководителей
21 Участие в городских, областных, всероссийских мероприятиях патриотической и краеведческой направленности Постоянно Заместитель директора по воспитательной работе, зав. МО классных руководителей, руководитель музея
22 Организация допризывной подготовки учащихся (проведение уроков по основам военной подготовки; встреч с выпускниками школы, отслуживших в армии; военно-спортивных игр и конкурсов) Постоянно Заместитель директора по ОБЖ, Совет музея, руководитель музея
23 Организация публикаций в СМИ Постоянно Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель музея
24 Выступление на научно-методическом совете «Реализация Программы развития музея истории школы» апрель 2016 г. Руководитель музеялицея, Совет музея
-22-
Литература:
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Обухов А.С. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.
Амелина Г.А., Пронина А.И. Музейная педагогика в гимназии как средство ценностного отношения к культурно-историческому наследию // Перемены. - 2002. - № 1.
Белов А.В. Новые подходы к изучению местной истории и использования краеведческого материала в школе // Преподавание истории в школе. - 2000. - № 10. - С. 47-50.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Перспективный план работы историко-краеведческого музея
МБОУ лицея
на 2011-2016 годы.
№ Мероприятия Сроки Ответственные
I Организационная работа
1 Заседание Совета музея 1 раз в четверть Руководитель музея
2 Оформление инвентаризационной книги в течение года Руководитель музея
3 Оформление учетных карточек и актов на новые поступления в течение года Руководитель музея
4 Составить перспективный план работы музея на 2011-2016 уч.гг. сентябрь каждого года Совет школы
Руководитель музея
5 Изучение опыта работы виртуальных школьных музеев 2012 Совет школы
Руководитель музея
6 Изучение современных информационных технологий и применение их в работе музея 2012 Совет школы
Руководитель музея
7 Разработка проекта «Виртуальный музей XXI века»
Создание электронной картотеки музея. 2013 Совет школы
Руководитель музея
Преподаватель информатики
8 Создание проектной группы и обучение учащихся проектной деятельности 2013-2016 Совет школы
Руководитель музея
Преподаватель информатики
9 Создание школьного виртуального музея и включение его в единую локальную систему школы, перенос накопленной информации и материалов в Interhet на Web-caйте школы 2013-2016 Совет школы
Руководитель музея
Преподаватель информатики
Проектная группа
II Научно-исследовательская и поисково-собирательная деятельность 1 Разработать поисковые задания для учащихся 5-11 классов ежегодно Совет музея
2 Продолжить сбор материала
а) об истории школ ;б) документов, подтверждающих значительные события в жизни лицея, учителей, учащихся;
в) сбор воспоминаний, личных документов, публикаций о школе, ее учениках и учителях;
г) выпускники разных лет, оставившие свой след в жизни школы, поселка, города, страны;
д) сбор экспонатов, старой атрибутики школьной жизни и уходящих реквизитов;
е) презентации, видеоинтервью, фоторепортажи о выдающихся выпускниках и учителях школы:
ж) видео и фотолетопись значительных событий школы ежегодно Поисковые отряды
3 Организация поиска выпускников школы (учителей, участников «горячих точек» и ветеранов Великой Отечественной войны, выпускников, оставивших свой след в истории края и страны) через военно-учетный стол города, СМИ, Интернет. постоянно Поисковые отряды
4 Продолжить сбор информации о директорах школы для оформления материала в разделе «История школы» 2013-2016 Руководитель музея
Поисковые отряды
5 К 70-летию Победы над фашистской Германией продолжить сбор материала об учителях-участниках Великой Отечественной войны (воспоминания личные и родственников, письма, фотографии, газетные публикации) 2015 Поисковые отряды
6 Продолжить работу над составлением списка ветеранов и участников Великой Отечественной войны микрорайона 2013-2016 Поисковые отряды
7. Продолжить сбор материала по теме «Профессия -защищать Родину» ( о выпускниках школы, погибших в Афганистане и Чечне., .) ежегодно Поисковые отряды
8 Продолжить сбор материала на тему «Детские общественные организации Удловой2013-2014 Поисковые отряды
9 Продолжить поиск материала на тему «История развития иашзавода- Заслуженные учителя России.
- Отличники народного просвещения.
- Учителя-призеры: «Учитель года», «Классный руководитель года»,
- выдающиеся выпускники школы 2013-2016 Поисковые отряды
10 Продолжить сбор материала о спортивных достижениях школы. ежегодно Поисковые отряды
11 Своевременно собирать фотоматериал о медалистах школы 2013-2016 Поисковые отряды
12 Вести систематический учет победителей городских и областных школьных олимпиад 2013-2016 Поисковые отряды
13 Вести обязательный отчет руководителей школьных кружков о проделанной работе с фото и видеоматериалами о достигнутых успехах и победителях. 2013-2016 Зам. дир по ВР
14 Продолжить сбор фото и видеоматериала о выпускных классах школы №2 2013-2016 Поисковые отряды
15 Собирать статистические данные о выпускниках всех школ микрорайона 2013-2016 Поисковые отряды
16 Систематизировать информацию о современных достижениях школы в образовательно-воспитательном процессе к 50-летию со дня открытия школы №20 (создание мультимедийной базы данных) 2011 Поисковые отряды
Проектная группа школьников
17 Создание электронной картотеки 2013-2017 Проектная группа школьников
III. Использование материалов научно-исследовательской деятельности на уроках
Уроки по учебным предметам, используя материал музея: постоянно Учителя-предметники
1 -Урок истории в 11 классе «Образование XXI века на примере работы школы №20» май Учитель истории
2 - Урок обществознания в 6 классе «О них знает вся страна» ( о выдающиеся личностях школы №2) Сентябрь
(ежегодно) Учитель обществознания
3 - Уроки истории в 9 классе «Развитие образования в г. Муроме в годы Великой отечественной войны Апрель
(ежегодно) Учитель истории.
4 - Уроки литературы в 11 классах «Духовный мир воина и исторические судьбы Родины Апрель
(ежегодно) Учителя истории
5 - Нравственное испытание и воспитание человека Октябрь
(ежегодно) Учителя литературы
6 - Уроки английского языка в 8 классе «Спорт», в 7 классе «Школа», Неделя иностранных языков Апрель
(ежегодно) Учителя иностранного языка
7 - Уроки немецкого языка в 5 классах на тему «Наша школа» Октябрь
(ежегодно) Учитель технологии
8 - Уроки ручного труда в 5 классах. Конструирование и моделирование одежды. Виды одежды. Форменная одежда. Октябрь
(ежегодно) 9 - Уроки физкультуры в 9 классах. История Олимпийских игр и их значение Ноябрь
(ежегодно) Учитель физкультуры
10 - Уроки рисования в 3 классах. Музей искусств 4 четверть
(ежегодно) Учителя начальных классов
11 - Мудрость старости 4 класс Май
(ежегодно) Совет музея
12 Викторина «Знаешь ли ты историю Узловой 13 Принять участие в слетах, семинарах, конференциях по плану Совет музея
14 Использование возможностей электронного музея на уроках 2014-2016 Учителя-предметники
Проектная группа школьников
IV Пропагандиская работа1 Проведение школьных праздников
а) Единый день краеведения
б) встреча выпускников
в) встреча с участниками афганских и чеченских событий
г) вручение паспортов
д) слет отличников учебы
е) слет ветеранов ВОв микрорайона (ежегодно)
6 декабря
2 февраля
20-21 февраля
март
апрель
7-8 мая Зам. дир по ВР
2 Участие в школьной окружной и областной научно-практической конференции ежегодно Педагоги школы
3 Поддерживать связь с городским советом ветеранов, с советом ветеранов завода УМЗ, в течение года Руководитель музея
4 Организация лекториев для родителей на базе музея 2011-2016 Зам. дир по ВР Руководитель музея
5 Организация презентации школьного интерактивного музея 2013 Руководитель музея
6 Создание информационных буклетов о музее 2013-2017 Проекная группа школьников
V. Организационно-оформительская деятельность
1 Создание экспозиции детской организации с пионерской и комсомольской атрибутикой январь
2013 Руководитель музея
2 Создание электронных экспозиций, интерактивного экспозиционно-выставочного материала 2013-2016 Проектная группа школьников
3 Реставрация экспонатов:
- школьная форма для девочек и для мальчиков, старые учебники, брошюры;
- фотолетопись школы;
- альбомов, брошюров и книг о ветеранах Великой Отечественной войны По мере необходимости Проектная группа школьников
4 Продолжить оформление альбома об учителях получивших звание «Заслуженный учитель» 2013-2016 Поисковые отряды
5 Оформление стенда:«К 50-летию средней школы №20» 2014 Поисковые отряды
6 Пополнение фондов музея, оформленными силами учащихся поисковым материалом ежегодно Кл. руководители
Педагоги школы
7 8 Реставрация стендов.
- «Первый педагогический коллектив школы №2».
- «Директора школы».
-«Патриотическое воспитание».
-«Победители и призеры региональных конкурсов учительского мастерства»
- «Спортивная гордость школы» 2014
2014
2014
2015
2015 Поисковые отряды
9 Продолжить оформление альбома «Фотолетопись школы» 2013-2016 Поисковые отряды
9 Оформление стенда «Спортивная династия » 2013 Поисковые отряды
10 Оформление стенда «Они всегда с нами…»(о выпускниках, погибших в Чечне) 2013 Поисковые отряды
VI. Экскурсионно-массовая деятельность.
1 Проведение экскурсий в школьном музее для ветеранов Великой Отечественной войны, учителей и выпускников школы, оставивших свой след в истории края и страны. в течение года Экскурсоводы музея
2 Проведение тематических экскурсий для родителей, учащихся и гостей школы в течение года Экскурсоводы музея
3 Участие в областной краеведческой конференции «Отечество» с использованием материалов музея ежегодно Поисковые отряды
4 Оказание помощи педагогам школы с использованием музейного материала в течение года Руководитель музея
5 Проведение тематических экскурсий для учащихся 5-11кл. по всем разделам музея.
- Детские общественные организации: комсомол, пионеры, октябрята.
- Первый учительский коллектив и первый директор школы №20
- Выпускники школы – наша гордость:
- Спортивная гордость школы: в течение года Экскурсоводы музея
6 Проведение тематических экскурсий для учащихся начального звена в рамках предмета «Наш край:
- Обзорное ознакомление с разделами музея.
- Из истории школы. в течение года Экскурсоводы музея
7 Участие в окружном конкурсе на лучшую организацию работы музея ДОУ в патриотическом воспитании учащихся ежегодно Руководитель музея
Агитбригада
8 Проведение единой недели краеведения «С любовью к Отечеству» ежегодно
Руководитель музея
Учителя-предметники
9 Декада «Служу Отечеству» ежегодно
Зам. директора по ВР
Преподаватели истории, ОБЖ, Классные руководители
10 Вахта памяти: линейка у памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны ежегодно Зам. директора по ВР
11 Проведение на базе музея выставки детских сочинений:
- Мой самый лучший школьный день.
- Мой любимый учитель.
- Мой любимый предмет.
- Мои пожелания школе и др. мини-сочинений и стихотворений, посвященных школе. ежегодно Преподаватели литературы
Классные руководители
VI. Материально-техническая база
1 Изготовление стендовых щитов и витрин в соответствии с тематикой экспозиций и современными технологиями постоянно Директор школы
Ответственный
за ХЧ
2 Подведение подсветки к стендовым щитам и витринам 2014-2016 Директор школы
Ответственный
за ХЧ
3 Текущий ремонт музея 2014, 2016 Директор школы
Ответственный
а ХЧ
4 Приобретение мультимедийной установки и выход в Interhet 2013 Директор школы
Ответственный
за ХЧ
5 Приобретение видеокамеры 2013 Директор школы
Ответственный
за ХЧ
6 Смена покрытия пола на ламинат. 2016 Директор школы
Ответственный
за ХЧ