Программа информатизации 2014-2018 гг.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ
Одинцовского лицея №6 им. А.С. Пушкина:
_____________ И.Г. Стрижак
Приказ № __ от ___________2014г.
на основании решения педсовета №___ от ___ августа 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413LINK \l "_Toc317163103"141. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 13 PAGEREF _Toc317163103 \h 1431515
13LINK \l "_Toc317163104"142. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ШКОЛЕ 415
13LINK \l "_Toc317163105"143. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ 615
13LINK \l "_Toc317163106"143.1. Цели и задачи Программы 615
13LINK \l "_Toc317163107"143.2. Основные направления информатизации 615
13LINK \l "_Toc317163108"143.3. Ожидаемые результаты 715
13LINK \l "_Toc317163109"143.4. Возможные риски и пути их преодоления 815
13LINK \l "_Toc317163110"144. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ 13 PAGEREF _Toc317163110 \h 14101515
13LINK \l "_Toc317163111"145. ПРОЕКТЫ 1015
13LINK \l "_Toc317163112"145.1. Проект 1 «Единое информационное пространство» 1015
13LINK \l "_Toc317163113"145.1.1. Обоснование проекта 1015
13LINK \l "_Toc317163114"145.1.2. Цели и задачи проекта 1115
13LINK \l "_Toc317163115"145.1.3. План работы и ответственные 1115
13LINK \l "_Toc317163116"145.1.4. Способы осуществления проекта 1215
13LINK \l "_Toc317163117"145.1.5. Ожидаемый результат 1215
13LINK \l "_Toc317163118"145.1.6. Перспективы проекта 1215
13LINK \l "_Toc317163119"145.2. Проект 2 «Электронное образование» 1315
13LINK \l "_Toc317163120"145.2.1. Обоснование проекта 1315
13LINK \l "_Toc317163121"145.2.2. Цели и задачи проекта 1315
13LINK \l "_Toc317163122"145.2.3. План работы и ответственные 1315
13LINK \l "_Toc317163123"145.2.4. Способы осуществления проекта 1415
13LINK \l "_Toc317163124"145.2.5. Ожидаемый результат 1415
13LINK \l "_Toc317163125"145.2.6. Перспективы проекта 1415
13LINK \l "_Toc317163126"14Проект 3 «ИКТ и учитель» 1415
13LINK \l "_Toc317163127"145.3.1. Обоснование проекта 1415
13LINK \l "_Toc317163128"145.3.2. Цели и задачи проекта 1415
13LINK \l "_Toc317163129"145.3.3. План работы и ответственные 1515
13LINK \l "_Toc317163130"145.3.4. Способы осуществления проекта 1515
13LINK \l "_Toc317163131"145.3.5. Ожидаемый результат 1615
13LINK \l "_Toc317163132"145.3.6. Перспективы проекта 1615
13LINK \l "_Toc317163133"146. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ 1615
13LINK \l "_Toc317163134"14ПРИЛОЖЕНИЕ 1715
15
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
«Информационно-образовательная среда МАОУ ОДИНЦОВСКОГО ЛИЦЕЯ №: им. А.С. ПУШКИНА»
Цели и задачи программы
Цель: развитие уникальной информационной среды, предоставляющей широкий спектр возможностей всем участникам образовательного процесса лицея и её социальным партнёрам для получения всесторонней своевременной информации, личностного и профессионального саморазвития.
Задачи:
- создание собственной интернет – структуры для отображения деятельности образовательного учреждения и развития собственного образовательного интернет-пространства как продукта диссеминации опыта
- реализация различных форм обучения и участия в интернет конкурсах педагогов и учащихся при помощи ИКТ, таких как дистанционное обучение, дополнительное очное обучение, сетевые проекты разной направленности, интернет-олимпиады, вебинары, интернет-конференции
- повышение профессиональной компетентности в области ИКТ педагогов лицея путем создания индивидуальных траекторий развития
Проекты программы
«Единое открытое информационно-образовательное пространство»
«Электронное образование»
«ИКТ и учитель»
Основные индикативные показатели программы
показатель
индикатор
Укомплектованность школы компьютерами
Кол-во учащихся на 1 компьютер
Скорость выхода пользователей в интернет
Более 5 Мб/с
Количество педагогов, ведущих регулярно электронный журнал
% от общего числа педагогов
Количество активных участников сетевых проектов
% от общего числа учащихся и педагогов
Количество уроков с использованием ИКТ
% от общего количества уроков
Проведение уроков в компьютерном классе
% от общего количества уроков
Использование на уроке несколько компьютеров для организации работы в группе
% от общего количества уроков
Регулярное ведение электронного журнала
% наполняемости оценок
Создание и ведение собственных дистанционных курсов для учащихся
% от общего числа педагогов
Использование и апробация собственных ЦОР педагогами
% от общего числа педагогов
Количество педагогов, использующих ИКТ на уроках
% от общего числа педагогов
Количество педагогов, повысивших свою квалификацию в области ИКТ
% от общего числа педагогов
Количество педагогов, повысивших свою квалификацию дистанционно
% от общего числа педагогов
Количество педагогов, участвующих в сетевых сообществах
% от общего числа педагогов
Количество педагогов, имеющих электронное портфолио (АРМ)
% от общего числа педагогов
Сроки реализации программы
2014 - 2017 учебные годы:
1 этап подготовительный: 2014 - 2015 г.
2 этап основной: 2015 - 2016 г.
3 этап итоговый: 2017 -2018 г.
Исполнители программы
Школьная команда
Объемы и источники финансирования программы
Бюджетные источники
Внебюджетные средства
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности
Адаптация учителей и учащихся к новым условиям преподавания;
Повышение процента высококвалифицированных педагогических кадров, отвечающих современным требованиям (ИКТ-компетенции);
Повышение качества преподавания предметов с использованием разных ИКТ-технологий;
Активное использование информационных и коммуникативных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов во всех сферах деятельности образовательного учреждения (учебный процесс, управленческая деятельность, воспитательная работа);
Формирование всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в современном, постоянно изменяющемся обществе;
Автоматизация документооборота в части аналитических справок, отчетов;
Участие педагогов в проведении семинаров различного уровня с обобщением опыта по использованию ИКТ в образовательной деятельности;
Достижение высокого уровня информационной культуры участников образовательного процесса;
Ведение персональных сайтов педагогов лицея, электронных журналов и дневников.
Система контроля за исполнением программы
Директор лицея
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ЛИЦЕЕ
Деятельность МАОУ Одинцовского лицея №6 им. А.С. Пушкина в области информатизации образовательного процесса и управления образовательным учреждением в 2012-2014гг. была направлена на решение ряда задач:
Последовательное развитие уникальной информационной среды, формирующейся в лицее в течение последних лет и предоставляющей широкий спектр возможностей всем участникам образовательного процесса школы и её социальным партнёрам для получения всесторонней своевременной информации, личностного и профессионального саморазвития.
Создана современная материально-техническая база, количество компьютеров в лицее169 едениц:
Наименование
Количество
Компьютер (системный блок)
61
Моноблок
7
Ноутбук
49
Нетбук
52
Мультимедиапроектор
43
Интерактивная доска
41
Принтер и МФУ
42
Документ-камера
6
Магнитола
9
Графический планшет
1
Интерактивный планшет
1
Система оперативного контроля знаний
6
Интерактивное устройство
3
Цифровые микроскопы
20
Система экспериментов на базе цифровых технологий Prolog
20
Комплекс виртуальной видеостудии
1
57 компьютеров подключены к интернету и локальной сети. Скорость подключения в предметных кабинетах составляет более 5 мб/сек.
Проведен мониторинг востребованности информационных используемых технологий и созданы базы данных электронного учёта интенсивности использования компьютерной, мультимедийной техники, сетевых ресурсов.
Первые шаги проведены по систематизации (каталогизация) ресурсов в электронном формате на медиасервере школьной локальной сети с определением регламента доступа учащихся и учителей к этому контенту. Предприняты пробные шаги по развитию автоматизированных рабочих мест для дистанционного обучения.
Функционирует сервис «Электронный дневник», предполагающий получение родителями доступа к данным успеваемости детей, содержанию занятий, домашних заданий после прохождения регистрации.
Представление информационного пространства лицея как части общей информационной среды муниципалитета, участие во всех проектах, связанных с развитием сетевого взаимодействия, глобального информационного обмена, партнёрства и сотрудничества.
Школьная жизнь, документация, методическая работа, отражены на школьном сайте. Мониторинг развития образовательного учреждения на фоне других школ отражается на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Педагоги лицея активно включаются в сетевую проектную деятельность в сети интернет, являются как участниками, так и координаторами проектов, конкурсов.
Учителя лицея - активные участники сайтов в сети интернет, таких, как «Педсовет.ру», «Завуч». Педагоги имеют публикации, предметные курсы для сопровождения дистанционного процесса.
Принимают активное участие в семинарах, конференциях, конкурсах, вебинарах городского, регионального и всероссийского уровней.
Проведено дополнительное обучение педагогов по индивидуальным планам на базе лицея в направлении использования ИКТ.
Таким образом, в 2013-2014 учебном году в лицее создана и реализуется информационная среда, не только достаточная для успешной реализации образовательного процесса, но и позволяющая выстраивать и реализовывать в будущем перспективу развития лицея в условиях реформирования структуры образования, реализации нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов, поиска и апробации модели «эффективной школы» на основе информационно-коммуникативных технологий.
Но использование единого информационного поля в лицее носит не совсем системный характер. Учителями-предметниками используются готовые ЦОР. Разработкой и использованием собственных ЦОР пока занимаются единицы. Наблюдается пассивность педагогов в области информационно-коммуникационных технологий и применения их в повседневной практике. Недостаточный процент участия педагогов и учеников в сетевой деятельности и дистанционном обучении, конкурсах разного уровня.
В связи с этим встают следующие проблемы:
Как активизировать процесс информатизации, чтобы использование ИКТ-технологий на уроке и во внеурочной деятельности носило традиционный характер?
Как повысить активность педагогов и обучающихся в использовании ИКТ в образовательном процессе?
Решить проблемы можно следующим образом: создать все необходимые условия для активного внедрения педагогами ИКТ в образовательный процесс через организацию дополнительного обучения педагогов, проведения мероприятий с целью обобщения опыта и популяризации использования ИКТ, поощрение лучших результатов, материально-техническое оснащение рабочего места учителя.
3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
3.1. Цели и задачи Программы
Цель программы - развитие уникальной информационной среды, предоставляющей широкий спектр возможностей всем участникам образовательного процесса лицея и её социальным партнёрам для получения всесторонней своевременной информации, личностного и профессионального саморазвития.
Задачи программы:
1. Создание собственной интернет-структуры для отображения деятельности образовательного учреждения и развития собственного образовательного интернет-пространства как продукта диссеминации опыта.
Основой современной образовательной системы должна быть высококачественная и высокотехнологическая открытая и доступная информационно-образовательная среда.
Создание собственного интернет-пространства как продукта диссеминации опыта позволит кардинально изменить преподавание всех учебных предметов, повысить качество образования и активность всех участников образовательного процесса.
2. Реализация различных форм обучения и участия в интернет конкурсах педагогов и учащихся при помощи ИКТ, таких как дистанционное обучение, дополнительное очное обучение, сетевые проекты разной направленности, интернет-олимпиады, вебинары, интернет-конференции.
Дальнейшее развитие информатизации позволит вовлечь как учащихся, так и педагогов в более активную среду освоения информационных технологий и других предметных дисциплин. Разработка и приобретение новых ЦОР, разработка предметных дистанционных курсов приведет к пополнению общей информационной базы данных. Это все в свою очередь повысит активность обучающихся, их интеллектуальное и творческое развитие, а так же качество преподавания и уровень знаний учащихся в целом.
3. Повышение профессиональной компетентности в области ИКТ у педагогов путем создания индивидуальных траекторий развития.
Уровень и культура педагогов в области использования информационных технологий определяет степень информатизации лицея, ее современность, готовность к новым высокотехнологичным изменениям для всестороннего развития личности ребенка в информационном веке.
3.2. Основные направления информатизации
Для решения поставленных задач выбраны основные направления информатизации лицея:
Единое открытое информационно-образовательное пространство
включает:
публикация на сайте лицея материалов и результатов деятельности учащихся, педагогов и лицея в целом;
участие учителей и учащихся в сетевых проектах, сетевых сообществах, а так же их активизация;
привлечение к проектной деятельности социальных партнеров;
создание и организация работы информационного центра лицея;
выпуск электронной лицейской газеты.
Для эффективной работы в данном направлении разработан Проект «Единое открытое информационно-образовательное пространство».
Электронное образование
включает:
регулярное проведение уроков с использованием ИКТ;
регулярное использование среды «Электронный дневник» для оповещения родителей, учащихся, классных руководителей об успеваемости, домашнем задании и их нахождение в образовательном учреждении;
организация компьютерного тестирования обучающихся, подготовка к ГИА;
проектная сетевая деятельность учащихся с использованием ИКТ;
организация дистанционного обучения;
организация дополнительного обучения (факультативов, элективных курсов, кружков и др) для одаренных детей в области ИКТ.
Для эффективной работы в данном направлении разработан Проект «Электронное образование».
Информационно-коммуникативные технологии и учитель
включает:
использование педагогами информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
создание и ведение собственных дистанционных курсов для учащихся;
повышение квалификации педагогов в области ИКТ;
участие педагогов в конкурсах, конференциях, семинарах, вебинарах;
разработка педагогами ЦОР и УМК, элективных курсов, методических рекомендаций;
участие педагогов в сетевых интернет-сообществах;
ведение педагогами электронных портфолио (АРМ).
Для эффективной работы в данном направлении разработан Проект «ИКТ и учитель».
3.3. Ожидаемые результаты
Реализация программы информатизации позволит лицею достигнуть следующих результатов:
Адаптация учителей и учащихся к новым условиям преподавания;
Повышение процента высококвалифицированных педагогических кадров, отвечающих современным требованиям (ИКТ-компетенции);
Повышение качества преподавания предметов с использованием разных ИКТ-технологий;
Активное использование информационных и коммуникативных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов во всех сферах деятельности образовательного учреждения (учебный процесс, управленческая деятельность, воспитательная работа);
Формирование всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в современном, постоянно изменяющемся обществе;
Автоматизация документооборота в части аналитических справок, отчетов;
Участие педагогов в проведении семинаров с обобщением опыта по использованию ИКТ в образовательной деятельности;
Достижение высокого уровня информационной культуры участников образовательного процесса;
Регулярное ведение школьного сайта, электронных журналов и дневников;
Предоставление возможности всем участникам образовательного процесса использовать образовательные ресурсы школьной и глобальной информационных сетей, принимать активное участие в интернет-проектах: конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях, форумах;
Повышение рейтинга и престижа лицея, удовлетворенность деятельностью лицея всеми участниками образовательного процесса (учителями, учащимися и родителями).
Образ будущего образовательного процесса лицея представляется следующими компонентами:
Процесс информатизации позволит расширить возможность индивидуализации, дифференциации, интерактивности, творчества каждого обучающегося лицея;
Овладение компьютерными технологиями учащимися и педагогами лицея позволит создать атмосферу педагогики сотрудничества, повысит мотивацию к обучению;
Использования ИКТ и обновление программно-методического обеспечения качественно изменит содержание образования и деятельность администрации;
Повысится эффективность функционирования обновленного образовательного процесса, его результативность;
Появится возможность более широкой включенности педагогов и учащихся лицея на уровне внедрения новых ИКТ, так как база для этого уже существует.
3.4. Возможные риски и пути их преодоления
Возможные риски
Пути их преодоления
1. Ухудшение здоровья детей и взрослых: ослабление зрения, нарушение осанки.
Выполнение требований СанПиН по освещенности, размещению компьютеров в кабинетах;
Временные рамки использования ПК в рамках урока;
Проведение физкультминуток и соблюдение режима работы за ПК;
Использование в компьютерных классах специальной мебели
2. Недостаточное финансирование
Поддержка спонсоров;
Участие в конкурсах и грантовых
проектах
3. Недостаточная мотивация учителей
Проведение семинаров, мастер-классов по обмену педагогическим опытом;
Участие в сетевых сообществах и размещение материалов в сборниках и в сети интернет;
Разработка собственных методических рекомендаций по использованию ИКТ;
Система стимулирующих поощрений и доплат
4. Чрезмерная виртуализация в ущерб живому общению
Роль учителя не должна быть утрачена. Постоянный контроль и наставничество со стороны учителя должны быть первоочередными
5. Невыполнение программных мероприятий
Мониторинг программы, анализ промежуточных результатов, постоянный контроль
4. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
Мониторинг хода реализации программы организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации.
Результаты мониторинга используются при принятии управленческих решений в ходе реализации мероприятий программы.
Для оценки результативности реализации программы и перспективах ее развития необходимо учитывать качественные и количественные результаты деятельности лицея по внедрению информационных технологий. С этой целью необходимо проведение исследований по эффективности реализации программы информатизации.
Количественные индикативные показатели для каждой из поставленных задач программы:
Таблица 1
Задача
Показатель
Индикатор
Выраженность индикатора
по годам
начало
2014-2015
2015-2016
2016-2017
2017-2018
Задача 1
Оснащение лицея средствами информатизации и организация единого информационного пространства лицея
Укомплектованность компьютерами
Кол-во учащихся на 1 компьютер
Удовлетворенность лицея интерактивными досками
% от общего числа кабинетов
Скорость выхода пользователей в интернет
Более 5 Мб/с с постоянным выходом на каждом компьютере (% от общего числа компьютеров)
Обновление старой техники
% от общего числа компьютеров
Количество педагогов, ведущих регулярно электронный журнал
% от общего числа педагогов
Автоматизация процесса, документооборот
% от общего числа педагогов
% от общего числа администрации
Количество активных участников сетевых проектов (школьной сети, конкурсов и форумов в Интернет)
% от общего числа учащихся и педагогов
Посещаемость школьного сайта
% от общего числа учащихся и педагогов
Количество классных сайтов
% от общего числа классов
Задача 2
Информатизация образовательного процесса
Количество уроков с использованием ИКТ
% от общего числа уроков
Проведение уроков в компьютерном классе
% от общего количества уроков
Использование на уроке несколько компьютеров для организации работы в группе
% от общего числа педагогов
Создание и ведение собственных дистанционных курсов для учащихся
% от общего числа педагогов
Использование ЦОР педагогами
% от общего числа педагогов
Апробация собственных ЦОР педагогами
% от общего числа педагогов
Задача 3
Повышение уровня компетентности педагогов в области использования информационных технологий в образовательном процессе
Количество педагогов, регулярно использующих ИКТ на уроках
% от общего числа педагогов
Количество педагогов, повысивших свою квалификацию в области ИКТ
% от общего числа педагогов
Количество педагогов, повысивших свою квалификацию дистанционно
% от общего числа педагогов
Количество педагогов, участвующих в сетевых сообществах
% от общего числа педагогов
Количество педагогов, имеющих электронное портфолио
% от общего числа педагогов
5. ПРОЕКТЫ
5.1. Проект «Единое открытое информационно-образовательное пространство»
5.1.1.Обоснование проекта
Данный проект разработан в рамках Программы информатизации МАОУ Одинцовского лицея №6 им. А.С. Пушкина. Проект нацелен на работу в направлении «Единое открытое информационно-образовательное пространство школы», которое определено в Программе информатизации.
Появление различных информационных образовательных ресурсов в лице приводит к необходимости доступа к ним всех участников образовательного процесса, а так же доступа к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет. В лицее уже создано единое информационно-образовательное пространство школы. Но с появлением новых стандартов в образовании необходимо ее усовершенствование, разработка новых УМК с использованием ИКТ-технологий. Совершенствование единой сети официального сайта лицея и образовательных сайтов позволит более оперативно работать со школьными ресурсами и образовательными ресурсами глобальной сети. В рамках данной структуры будут работать дистанционные курсы, интернет-проекты, организованы сетевые взаимодействия с другими школами. Это новый уровень обучения и взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса.
На начало проекта школа имеет следующие показатели:
Укомплектованность школы компьютерами – 6 учащихся на 1 компьютер, но необходимо обновления компьютерной базы;
Количество активных участников сетевых проектов от общего количества учащихся и педагогов – 8 %;
Создание сети образовательных и вспомогательных сайтов как показателя единой образовательной сети школы.
5.1.2.Цели и задачи проекта
Цель: создание собственной интернет-структуры для отображения деятельности лицея и развития собственного образовательного интернет-пространства как продукта диссеминации опыта.
Задачи:
модернизация компьютерной техники и приобретение программного обеспечения для организации хранения, передачи и обработки информационных ресурсов;
подготовка материалов педагогов и учащихся лицея в создаваемом пространстве лицея;
организация доступа к информационным ресурсам для участников образовательного процесса.
5.1.3. План работы и ответственные
№
Мероприятие
Сроки
Ответственный
Модернизация официального школьного сайта
Постоянно
Учителя информатики
Работа творческой редакторской группы единой интернет-структуры сети сайта лицея
Еженедельно
Учителя информатики, зам. дир. По УВР
Администрирование работы учителей в сети «Электронный дневник»
сентябрь-май
Зам.директора по УВР и учителя информатики
Пополнение интернет-структуры сети сайта лицея материалами педагогов и учеников
Постоянно
Инициативная группа
Участие в сетевых проектах (конкурсах, конференциях)
Постоянно
Инициативная группа
Работа редакторской группы школьной газеты и размещение ее на сайте лицея
Ежемесячно
Зам директора по ВР
Создание цифровых роликов социальной рекламы, рекламы о работе лицея
Ежемесячно
Учителя информатики, зам. дир. По УВР
Администрирование школьных цифровых ресурсов
Ежемесячно
Учителя информатики, зам. дир. По УВР
Проведение семинаров по работе с ресурсами сети с учащимися и учителями лицея
1 раз в квартал
администрация
Приобретение и обновление компьютерной техники
Постоянно
администрация
Развитие информационного взаимодействия с другими образовательными учреждениями через:
организацию постоянного доступа в Интернет;
участие в телекоммуникационных проектах;
поддержку школьного сайта;
преобразование сайта в портал;
ведение переписки с учителями и учащимися других школ
Постоянно
администрация
Апробация планшетного компьютера и постепенное внедрение его в инфраструктуру лицея
2014-2015
Учителя информатики, инициативная группа
Укомплектовывать и пополнять медиатеку - приобретение и освоение системных и прикладных программ;
-подписка на периодическую печать по информационным технологиям;
-приобретение CD-дисков, электронных учебных пособий, энциклопедий, тренажеров и др;
-пополнение базы Цифровых образовательных ресурсов.
постоянно
Зав. библиотекой
Организовывать техническое обслуживание (проведение улучшения компьютерной техники, заправка картриджей, установка программного продукта и др.).
постоянно
зам. по безопасности, учителя информатики
Приобретение и полное обновление сети интернет для эффективной и качественной работы
2014
зам. по АХР, учителя информатики
5.1.4. Способы осуществления проекта
Проведение просветительской работы, способствующей формированию и повышению информационной культуры педагогических кадров, учащихся, родителей путем проведения конкурсов, конференций, семинаров;
Обновление материально-технической базы для создания условий единого информационно-образовательного пространства лицея;
Создание системы информационного обеспечения управленческой и образовательной деятельности в лицее;
Создание школьных цифровых и дистанционных ресурсов;
Пополнение статей и материалов для школьной интернет-структуры учителями и учениками, социальными партнерами;
Организация социальной рекламы на школьном сайте и в электронной газете, и другой полезной информации о работе лицея;
Активное использование в педагогической практике возможностей и ресурсов школьной и глобальной сетей;
Работа интернет-структуры образовательного учреждения, как средства информирования о деятельности лицея и связи в глобальной сети;
Поощрение лучших результатов работы в области использования ИКТ среди учителей и учащихся.
5.1.5. Ожидаемый результат
В результате реализации проекта должны получить собственную интернет-структуру для отображения деятельности лицея и развития собственного образовательного интернет-пространства как продукта диссеминации опыта, которое предполагает:
Работу собственной интернет-структуры, которая будет освещать деятельность всего лицея в глобальной сети;
Работу собственного образовательного интернет-пространства, где будут собираться статьи, работы, проекты, созданные как школьниками, так и учителям;
Организацию социальной рекламы на школьном сайте, направленной на пропаганду здорового образа жизни и других ценностей человека. А так же другая полезная информация для учителей и учеников;
Использование образовательных и дополнительных ресурсов лицейской и глобальной сети на уроках и во внеурочной деятельности.
5.1.6. Перспективы проекта
Оперативность работы с информацией и её доступность с помощью цифровых средств уже доказали свою ценность в обществе. Данный проект - шаг в электронный мир, в котором уже давно живут наши дети. Виртуальное общение, дистанционное образование уже становятся нормой в современном мире. Данные возможности лицея должна использовать по максимуму.
Реализация этого проекта сделает образование и в целом школьную жизнь интересней и проще. Данный проект - это начало реализации виртуального электронного образования в лицее.
5.2. Проект «Электронное образование»
5.2.1. Обоснование проекта
Данный проект разработан в рамках Программы информатизации МАОУ Одинцовского лицея №6 им. А.С. Пушкина на 2014-2018 учебные годы. Проект нацелен на работу в направлении «Электронное образование», которое определено в Программе информатизации.
Электронное образование - это неотъемлемая часть информатизации всего лицея. Использование информационных технологий на уроках позволит решить многие школьные проблемы: повысить качество знаний, активность детей, качество преподавания.
На начало проекта школа имеет следующие результаты:
Количество учителей, использующих ИКТ – 72 %;
Количество уроков с использованием ИКТ – 60 %;
Количество учителей, апробирующих собственные ЦОР – 5 %;
Периодически проводится компьютерное тестирование;
5.2.2. Цели и задачи проекта
Цель: реализация различных форм обучения и участия в интернет конкурсах педагогов и учащихся при помощи ИКТ, таких как дистанционное обучение, дополнительное очное обучение, сетевые проекты разной направленности, интернет-олимпиады, вебинары, интернет-конференции.
Задачи:
Максимальное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках;
Увеличение числа педагогов, применяющих ИКТ в образовательном процессе;
Увеличение числа педагогов и учащихся, принимающих участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.;
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся через предметную и проектную деятельность;
Создание и апробация дистанционных курсов;
Создание и апробация ЦОР.
5.2.3. План работы и ответственные
№
Мероприятие
Сроки
Ответственный
Создание и апробация интерактивных электронных ресурсов по предметам
В течение учебного года
Инициативная группа
Создание дистанционных предметных курсов по предметам
В течение учебного года
Инициативная группа
Апробация электронных учебников на уроках
Сентябрь 2014г. - май 2015 г.
администрация
Проведение семинаров с учителями лицея по созданию и применению ИКТ
Ежеквартально
администрация
Внедрение элементов информационно-образовательной среды в УМК предметов
Постоянно
администрация
Создание и использование ЦОР по предметам
Постоянно
команда школы
Ведение электронных журналов
Постоянно
администрация
Проектная работа учащихся по предметам с использованием ИКТ
В течение учебного года
учителя предметники
Компьютерное тестирование и подготовка к ГИА
В течении учебного года
администрация
Проведение анкетирования на определение уровня информационной культуры учащихся и педагогов (Приложение 1)
В конце каждого учебного года
администрация
5.2.4. Способы осуществления проекта
Создание необходимой материально -технической базы для использования современных информационных технологий в деятельности лицея;
Создание системы информационного обеспечения управленческой и образовательной деятельности в лицее;
Проведение предметных уроков с использованием ИКТ, ЦОР;
Создание и апробации ЦОР педагогами;
Регулярное ведение электронных дневников и журналов;
Проведение семинаров и конференций по обмену опытом среди педагогов;
Проектная работа педагогов и учащихся;
Проведение компьютерного тестирование учащихся и подготовка к ГИА;
Пополнение медиатеки цифровых образовательных ресурсов;
Внедрение в педагогическую практику использования ИКТ;
Поощрение лучших результатов работы в области использования ИКТ среди учителей и учащихся.
5.2.5. Ожидаемый результат
В результате реализации проекта должен быть достигнуты следующие результаты:
Количество уроков с использованием ИКТ от общего количества уроков – 90 %;
Количество педагогов, использующих ИКТ – 100 %;
Количество педагогов, использующих собственные разработки ЦОР – 40 %;
Количество педагогов, использующих собственные разработки дистанционных курсов – 5 %.
5.2.6. Перспективы проекта
Данный проект не краткосрочный и нацелен на постоянную работу. В ходе эксперимента проект будет отработан и доведен до желаемого результата. Реализация проекта позволит осуществить постепенный переход на электронное обучение по всем учебным предметам.
5.3. Проект «ИКТ и учитель»
5.3.1.Обоснование проекта
Данный проект разработан в рамках Программы информатизации МАОУ Одинцовского лицея №6 им. А.С. Пушкина на 2014-2018 учебные годы. Проект нацелен на работу в направлении «Информационная культура и компьютерная грамотность учителя», которое определено в Программе информатизации.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует определенной подготовки педагогов.
Основная часть педагогов в своей деятельности пользуются готовыми продуктами. С другой стороны 94 % членов коллектива имеют домашний компьютер. В лицее все учителя имеют доступ в компьютерный класс, на своем рабочем месте – компьютер с доступом в сеть интернет. Несмотря на это проблема о повышении информационной культуры учителя, обучении их эффективному использованию компьютера, создании своих ЦОР и дистанционных курсов, электронных портфолио (АРМ) для лицея актуальна.
5.3.2.Цели и задачи проекта
Цель: повышение профессиональной компетентности в области ИКТ у педагогов лицея путем создания индивидуальных траекторий развития.
Задачи:
Повышение ИКТ-компетентности педагогов путем обучения на курсах;
Проведение обучающих семинаров на базе лицея путем создания индивидуальных траекторий развития педагога в области ИКТ;
Увеличение количества педагогов, использующих эффективно ИКТ, ЦОР.
5.3.3. План работы и ответственные
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Проведение анкетирования педагогов с целью определения уровня их информационной культуры (Приложение 2)
Ежегодно август
Учителя информатики
Составление внутришкольного плана обучения учителей-предметников на курсах повышения квалификации с учетом результатов, полученных в ходе проведения мониторинга информационной культуры
Август 2014 г.
администрация
Организация и ведение внутришкольной работы по обучению учителей-предметников согласно индивидуальным траекториям развития
Ежемесячно
Учителя информатики
Организация и проведение внутришкольных, городских, областных, республиканских мероприятий по обмену профессиональным опытом использования ИКТ в образовательном процессе. Участие в конкурсах, конференциях, сетевых сообществах, вебинарах.
Постоянно
Администрация школы
Внедрение ИКТ-компонентов в учебно-тематическое планирование
2014 - 2015 уч. г.
администрация
Обеспечение участия педагогов в работе профессиональных сообществ и конкурсах по использованию ИКТ
ежегодно
администрация
Организация системы мониторинга уровня эффективности использования ИКТ в образовательном процессе и анализа полученных результатов
Май 2014, 2015, 2016, 2017
учитель информатики
Поощрение лучших учителей, использующих ИКТ и имеющих результаты в конкурсах и мероприятиях
Постоянно
директор школы
Организация и проведение предметных недель, недель высоких технологий по ИКТ для учащихся
2014 - 2018гг.
администрация
Обучение учителей-предметников работе с цифровыми образовательными ресурсами, виртуальными физическими и химическими лабораториями, виртуальными экскурсиями
2014 - 2016
администрация
Разработка личных страниц преподавателей в сети интернет, либо персональных сайтов учителей-предметников
2014- 2016
администрация
5.3.4. Способы осуществления проекта
Проведение просветительской работы, способствующей формированию и повышению информационной культуры педагогических кадров, учащихся путем проведения конкурсов, конференций, семинаров;
Повышение уровня подготовки педагогов в области информационных технологий путем проведения курсов переподготовки и обучающихся семинаров на базе лицея и в других учебных заведениях;
Проведение мастер-классов по использованию ИКТ в образовательном процессе учителями, активно применяющими ИКТ;
Участие в работе профессиональных тематических Интернет-проектах, сетевых сообществах;
Ведение электронной документации, в том числе электронных дневников и журналов;
Проведение тестирования и анкетирования педагогов, поощрение за результаты участия педагогов в конкурсах с целью стимулирования их дальнейшего развития в области ИКТ.
5.3.5. Ожидаемый результат
В результате реализации проекта ожидаются следующие количественные результаты:
Повышение ИКТ-компетентности педагогов - 30% от общего количества педагогов;
Увеличение количества педагогов, использующих ИКТ - 100% от общего количества педагогов;
А так же будет организовано:
Методическая поддержка учителей-предметников по использованию ИКТ;
Ведение электронных журналов и дневников учащихся;
Дистанционное образование, повышение квалификации педагогами в области ИКТ.
5.3.6. Перспективы проекта
Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов должны быть неотъемлемыми условиями их профессионального роста. Информационное общество требует новых подходов к образованию. ИКТ-компетентность педагога позволит реализовать Программу информатизации более качественно и результативно.
6. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ
В современном обществе востребованными считаются специалисты, владеющие в совершенстве компьютером. В связи с этим, учащиеся должны приобрести необходимые навыки владения компьютерной техникой, обучаясь в лицее. На реализации программы по информатизации ожидается:
Расширение информационно-образовательное пространства лицея посредством широкого включения в информационно-коммуникационную деятельность педагогов, обучающихся, родителей школы, социальных партнеров;
Повышение эффективности образовательного процесса, доступности и качества образования через использование ИКТ;
Активное использование информационных и коммуникативных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов во всех сферах деятельности образовательного учреждения (учебный процесс, управленческая деятельность, воспитательная работа);
Формирование всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в современном, постоянно изменяющемся обществе;
Структурирование информационных пластов под определенных адресных потребителей той или иной информации;
Автоматизация документооборота в части аналитических справок, отчетов;
Участие педагогов в проведении семинаров разного уровня с обобщением опыта по использованию ИКТ в образовательной деятельности.
Реализация Программы должна оказать положительное влияние и на качество обучения.
Достижение поставленных целей всегда дает новые возможности, поэтому в процессе реализации Программа может быть пересмотрена, переработана и модернизирована, будут поставлены новые цели и определены новые индикативные показатели.
Данная Программа информатизации школы - это продолжение информатизации и модернизации школы в условиях информационного общества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для определения информационной культуры учащихся
№
Критерии
Измеритель
Баллы
Использует компьютер для подготовки уроков
Да:
1
Нет:
0
Использует ресурсы Интернет для подготовки уроков
Да:
1
Нет:
0
Разрабатывает собственные программы
Да:
2
Нет:
0
Использует ИКТ в дополнительном образовании
Да:
1
Нет:
0
Использует ИКТ в проектной деятельности
Да:
1
Нет:
0
Имеет электронное портфолио
Да:
1
Нет:
0
Участие в конкурсах, фестивалях по применению ИКТ
Победитель или лауреат
3
Да:
2
Нет:
0
Наличие печатных работ, размещение материалов в сетевых сообществах (образовательного характера)
Да:
2
Нет:
0
Наличие собственной Web- страницы
Да, материал обновляется не реже 1 раза в два месяца:
3
Да, но материал обновляется реже 1 раза в два месяца:
2
Да, но материал не обновляется:
1
Нет:
0
Использует электронную почту в учебных целях
Да:
1
Нет:
0
11.
Использует сеть «Электронная щкола 2» в учебных целях
Заходит и просматривает дом. задание и материал
4
Да, заходит для просмотра заданий
3
Да, использует материал сайта
2
Проявляет активность на сайте
1
Не заходить на сайт
0
Максимальное количество баллов - 20
Менее 5 - низкий уровень развития;
6 - 10 - допустимый уровень развития;
11 - 17 - достаточный уровень развития;
18 - 20 - оптимальный уровень развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для определения информационной культуры педагога
№
Критерии
Измеритель
Баллы
1.
Уровень ИКТ-компетентности*
Базовая
1
Педагог- консультант
2
Тьютор
3
Консультант-исследователь
4
2.
Повышение квалификации в области ИКТ в текущем учебном году –очно (все виды курсовой подготовки) -перечислить
Да
1
Нет
0
3.
Повышение квалификации в области ИКТ в текущем учебном году – дистанционно (все виды курсовой подготовки)- перечислить
Да
1
Нет
0
4.
Использует в образовательном процессе приобретенные ЦОР
Да
1
Нет
0
5.
Использует в образовательном процессе собственные ЦОР - перечислить
Да
2
Нет
0
6.
Пополняет медиатеку школы собственными ЦОР** - перечислить
Да
1
Нет
0
7.
Использует ИКТ в дополнительном образовании и воспитательной работе
Да
1
Нет
0
8.
Использует ИКТ в управлении образованием (обработка данных, статистика, ведение электронного журнала и т.п.)
Да
1
Нет
0
9.
Руководит научно-исследовательской работой учащихся с использованием ИКТ (наличие проектов в сети интернет)
Да
2
Нет
0
10.
Использует ресурсы сети Интернет в образовательном процессе
Да
1
Нет
0
11.
Использует ИКТ при подготовке дидактического материала для учащихся
Да
1
Нет
0
12.
Число уроков, на которых реализуются возможности использования ресурсов Интернет On-Line (в режиме реального времени) (в неделю)
Более одного урока
2
Один урок
1
Нет таких уроков
0
13.
Число уроков, на которых проводится компьютерное тестирование (итоговое, промежуточное, тематическое) (в неделю)
Три и более уроков
2
Менее трех уроков
1
Нет таких уроков
0
14.
Число уроков, на которых реализуются возможности интерактивного, мультимедийного оборудования или используются цифровые лаборатории (в неделю)
Пять и более уроков
2
Менее пяти уроков
1
Нет таких уроков
0
15.
Участие в конкурсах, фестивалях по применению ИКТ
Победитель или лауреат
3
Да
2
Нет
0
16.
Выступление на МО, педсоветах, конференциях по обмену опытом применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе
На федеральном уровне
4
На областном уровне
3
На городском уровне
2
На школьном уровне
1
Нет
0
17.
Наличие печатных работ в области ИКТ
Да
2
Нет
0
18.
Размещение материалов в сетевых сообществах
Да
2
Нет
0
19.
Наличие собственной Web- страницы
(указать URL-адрес)
Да, материал обновляется не реже 1 раза в два месяца
3
Да, но материал обновляется реже 1 раза в два месяца
2
Да, но материал не
обновляется
1
Нет
0
20
Наличие собственного сайта (указать URL-адрес)
Да, материал обновляется не реже 1 раза в два месяца
3
Да, но материал обновляется реже 1 раза в два месяца
2
Да, но материал не
обновляется
1
Нет
0
21.
Применение элементов дистанционного обучения учащихся
Дистанционное обучение. Сайты школы
4
Собственные Web- страницы
3
В сети «Электронная школа
2
При помощи электронной почты
1
Нет
0
* Определяется с помощью Приложения 3
** Определяется наличием в школьной медиатеке разработок преподавателя
Максимальное количество баллов – 43
Менее 14 - низкий уровень развития;
15 - 24 - допустимый уровень развития;
25 - 34 - достаточный уровень развития;
35 - 43 - оптимальный уровень развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сущностная характеристика уровней развития ИКТ-грамотности педагогов
Приложение 4
Карта описания уровней готовности учителей к использованию средств ИКТ в учебном процессе
Уровень готовности к использованию ИКТ
Краткая характеристика уровня
Возможные требования к уровню в условиях ОУ
ИКТ-осведомленность
Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники.Учитель знает об особенности работы с информацией с помощью компьютера. Формулирует запрос в общем, например, научиться делать презентации, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется.
Использование педагогических возможностей ИКТ на стартовом уровне, например, проведение урока с мультимедиа презентацией, готового анимированного ресурса, цифрового фильма.Подготовка с помощью ИКТ дидактических материалов для урока.
ИКТ-грамотность
Использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовых ЦОР. Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока.
Проектирование заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет.
ИКТ-компетентность
Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся (например, тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных (или в компьютерном классе, или на уроке в группах с ноутбуками). Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах.
Интегрированное использование ИКТ и современных образовательных технологий: интегрированные уроки, проектная деятельность учащихся на основе ИКТ.Использование ИКТ во внеурочной деятельности: классные часы, родительские собрания.Активное самостоятельное изучение программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, программных средств для создания собственных ресурсов.
Информационная культура
Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Разработали свои электронные учебники, дистанционные курсы, сетевые проекты.
Ведение цифрового портфолио (своего, класса). Проведение собственного педагогического или научно-исследовательского эксперимента, например, в области влияния средств ИКТ на эффективность обучения по предмету.
Приложение 5
Уровни готовности педагогов к использованию ИКТ в учебном процессе
Стартовый уровень готовности к использованию ИКТ
Уровень методической поддержки (преимущественные формы и методы)
Результат: сформированный уровень готовности к использованию средств ИКТ, что используют (требования к педагогам в условиях ОУ)
Наличие компьютерной осведомленности или низкий уровень компьютерной грамотности
Поддерживающее обучение, построенное преимущественно на основе индивидуальных консультаций и работы малых групп.
Компьютерная грамотностьИспользование ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовые ЦОР, другие программы
Компьютерная грамотность
Проектная деятельность: индивидуальная, совместная.Использование ресурсов сетевых сообществ: участие в работе, представление своих разработок.Экспертиза готовых ЦОР, в том числе из единой коллекции.
ИКТ-компетентность.Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся (тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных (или в компьютерном классе, или на уроке в группах с ноутбуками). Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах.
ИКТ-компетентность
Преимущественно исследовательская деятельность, проведение собственного педагогического эксперимента.Использование дистанционных средств обучения. Экспертиза ЦОР. Разработка педагогами ЦОР.
Информационная культура.Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Используют ИУМК, ИИСС (информационные источники сложной структуры). Разработали свои электронные учебники, инновационные учебно-методические комплекты (ИУМК).
13 PAGE 141715
2014
Исполнитель: Ананьева Е.В.
Программа информатизации лицея
на 2014– 2018 учебные годы
Базовая ИКТ-компетентность (пользователь)
Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант)
Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор)
Корпоративная ИКТ-компетентность (консультант-исследователь)
Мотивационно-ценностный компонет (отражает профессионально-личностное самоопределение в отношении использования ИКТ в современной школе)
Личная заинтересованность в обучении ИКТ и использовании в учебном процессе
Устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, тенденция к поиску педагогических технологий, адекватных современным ИКТ
Желание передать свои знания и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся
Твердая убежденность в целесообразности использования ИКТ в современном образовательном процессе, желание быть активным участником сетевых педагогических сообществ
Когнитивно-операционный компонент (выражает степень владения ИКТ и научно-методическими основами их использования в учебном процессе)
Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владение технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами MicrosoftOffice, использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности
Владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщение и распространение положительного опыта использования ИКТ в изучении предмета, владение разнообразными приемами сетевого взаимодействия
Умение самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владение разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владение способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки слушателей
Информационно е и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса в школе, владение приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ
Рефлексивно-проектировочный компонент (говорит о способности оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения)
Самооценка собственной деятельности по освоению и использованию ИКТ, проявление субъектной позиции (как системы взглядов и установок по отношению к собственному профессиональному развитию в сфере ИКТ)
Умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ
Взаимооценка результатов педагогической деятельности в сфере ИКТ, умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории повышения квалификации в сфере ИКТ
Умение анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и искать пути их решения, владение навыками командной рефлексии
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315