Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по литературе. Занятие № 4. План написания задания части 1 с развернутым ответом 3-5 предложений. Практика написания: план сочинения, развернутый ответ 3-5 предложений.
МБОУ «Осиновская гимназия им. С.К.Гиматдинова Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по литературе.
Занятие № 4.
Тема: План написания задания части 1 с развернутым ответом 3-5 предложений. Практика написания: план сочинения, развернутый ответ 3-5 предложений.
Цели:
- Умение составлять план сочинения с развернутым ответом 3-5 предложений.
-Формирование умений написания задания части 1 с развернутым ответом 3-5предложений.
- Дидактический материал: КИМ , А.В.Федорова. ОГЭ. Литература - 2016. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Национальное образование. Москва.2016.
Ход занятия:
1.Орг момент.
2. В качестве КИМ взят демонстрационный вариант 2014 года. Текст Н.В.Гоголя «Мертвые души».
-Чтение инструкции.
-Чтение заданий.
-Выбор задания.
Демонстрационный вариант 2015 (проект 2016 года) года.
Инструкция по выполнению работы.
Экзаменационная работа по литературе состоит из 2 частей.
Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй – на анализ лирического стихотворения (или басни) - Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя первые два задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2), дайте ответ в примерном объёме 3–5 предложений с опорой на текст.
Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа – 5–8 предложений).
Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи.
Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его содержательности. Часть 2 содержит четыре темы сочинений, требующие развёрнутого письменного рассуждения. - Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и напишите сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Во время экзамена разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.
На выполнение работы даётся 235 минут. Рекомендуем 2 часа выделить на выполнение заданий части 1, а оставшееся время отвести на написание сочинения (часть 2).
Выполняя задания, Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Все ответы экзаменационной работы записывайте чётко и разборчиво.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Часть 1.
Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1, и выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1.
Вариант 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1–1.1.3.
Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз с нею заговорить, но как-то не пришлось так. А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли чёрствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов её, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Везде, поперёк каким бы ни было печалям, из которых плетётся жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стёкол вдруг неожиданно пронесётся мимо какой- нибудь заглохнувшей бедной деревушки, не видавшей ничего, кроме сельской телеги, и долго мужики стоят, зевая, с открытыми ртами, не надевая шапок, хотя давно уже унёсся и пропал из виду дивный экипаж. Так и блондинка тоже вдруг совершенно неожиданным образом показалась в нашей повести и так же скрылась. Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он или просто только что начавший жизненное поприще, и Боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире.
Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера. Он тоже задумался и думал, но положительнее, не так безотчётны и даже отчасти очень основательны были его мысли. «Славная бабёшка!» – сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку. «Но ведь что, главное, в ней хорошо? Хорошо то, что она сейчас только, как видно, выпущена из какого-нибудь пансиона или института; что в ней, как говорится, нет ещё ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. Она теперь как дитя, всё в ней просто: она скажет, что ей вздумается, засмеётся, где захочет засмеяться. Из нее всё можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выйдет дрянь! Вот пусть-ка только за неё примутся теперь маменьки и тётушки. В один год так её наполнят всяким бабьём, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмётся и надутость, и чопорность; станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть; всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно; запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет просто чёрт знает что!» Здесь он несколько времени помолчал и потом прибавил: « А любопытно бы знать, чьих она? что, как её отец? богатый ли помещик почтенного нрава или просто благомыслящий человек с капиталом, приобретённым на службе? Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек. Это бы могло составить, так сказать, счастье порядочного человека». Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его, что он внутренно начал досадовать на самого себя, зачем в продолжение хлопотни около экипажей не разведал от форейтора или кучера, кто такие были проезжающие. Скоро, однако ж, показавшаяся деревня Собакевича рассеяла его мысли и заставила их обратиться к своему постоянному предмету. (Н.В. Гоголь. «Мёртвые души») Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Какие черты натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?
С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше.
Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1.1.3.Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?
Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою. (Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)Вариант 2
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1–1.2.3. *
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле... (Ф.И. Тютчев. 1857)
Для выполнения заданий 1.2.1 и 1.2.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений). Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1.2.1. Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной…»?
1.2.2. Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»?
Для выполнения задания 1.2.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла. Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты. Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1.2.3.Чем различаются картины осенней природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и Н.А. Некрасова «Перед дождём»?
ПЕРЕД ДОЖДЁМ
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл! » – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит... (Н.А. Некрасов. 1846)
Часть 2.
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
2.1. Сатирическое обличение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
2.2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих стихотворениях?
2.3. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
2.4. Война в лирике русских поэтов второй половины ХХ в. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору учащегося.)
Теоретическая часть.
Методические рекомендации учителю и ученику.
В целом на выполнение части 1 работы экзаменуемому рекомендуется отвести 120 минут.
Вторая часть экзаменационной работы содержит 4 темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения.
Первая тема (2.1) относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1;
вторая (2.2) относится к творчеству поэта, чье лирическое стихотворение (или басня) включено во второй вариант части 1. Это даст возможность экзаменуемому сосредоточиться на одном произведении и построить всю экзаменационную работу как целостное многоаспектное размышление над творчеством одного автора.
Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература, литература XVIII, XIX и ХХ вв.). Задания 2.3 и 2.4 не обязательно связаны с проблематикой произведений, приведенных в части 1 экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем
На создание сочинения учащемуся предлагается отвести 120 минут.
В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их число может быть увеличено по усмотрению ученика).
Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).Сочинение оценивается максимально 12 баллами.
Ниже приводится таблица, представляющая в схематической форме распределение заданий экзаменационной работы по частям.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ Часть работы Число заданий Максимальный первичный балл Типы заданий
1 Часть 1
(экзаменуемому предлагается выбор из двух вариантов) 2 6 Задание с развернутым ответом в объеме 3–5 предложений
1 5 Задание сопоставительного характера с развернутым ответом в объеме 5–8 предложений
2 Часть 2
(экзаменуемому предлагается выбор из четырех заданий) 1 12 Задание с развернутым ответом (сочинение в объеме не менее 200 слов)
Итого: 4 23 Всего в работе – 10 заданий, от экзаменуемого требуется выполнить 4 из них: три задания из части 1 и одно задание из части 2.
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2;1.2.1 и 1.2.2, требующих написания связного ответа объёмом3–5 предложений
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
Критерии даны в занятии № 2!
Учитель дает рекомендации ученику: можно
1) воспользоваться свободным изложением материалов учебников, учебных пособий, научной и справочной литературы (знанием этого материала учебника можно воспользоваться, например, при ответе на вопрос: «Каковы особенности композиции стихотворения?»);–2) представлением собственной, но аргументированной точки зрения (таковы, например, приведённые выше задания к фрагменту комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»; они носят интерпретационный характер).
Давать прямой связный ответ на вопрос.
Учитывать в ответе авторскую позицию (при анализе стихотворений - авторский замысел).
Формулировать собственную обоснованную позицию (если этого требует специфика конкретного задания)
Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта)
Приводить убедительные аргументы.
Не подменять рассуждения пересказом текста.
Не допускать фактические ошибки, в том числе, ошибки в использовании теоретико-литературных понятий.
Не допускать речевые ошибки.
Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом 5–8 предложений
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
Учитель дает следующие рекомендации ученику:
Необходимо сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.
Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).
Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.
Давать содержательное обоснование для сопоставления.
Приводить убедительные аргументы.
Учитывать при ответе позицию автора (при анализе стихотворений - авторский замысел).
Формулировать собственную обоснованную позицию (если этого требует специфика конкретного задания).
Не подменять рассуждения пересказом текста.
Не допускать ли фактические ошибки, в том числе, ошибки в использовании теоретико-литературных понятий.
Не допускать речевые ошибки.
2.5. Задания части 2 (2.1–2.4) и критерии их проверки и оцениванияЧасть 2 содержит задание высокого уровня сложности (предложен выбор из четырех заданий: 2.1–2.4), которое нацеливает экзаменуемого на написание самостоятельного полноформатного сочинения на литературную тему.
Выполнение задания требует от выпускника высокого уровня освоения учебного материала, творческого подхода к созданию самостоятельного письменного текста, способности осознанно применять умения и навыки: по-новому интерпретировать фактический материал, находить оригинальный способ решения проблемных задач.
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий 2.1–2.4, требующих написания сочинения (в объёме не менее 200 слов)
Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Учитель дает рекомендации ученику:
Первый критерий (содержательный аспект) является главным. Основная задача выпускника – убедительно, аргументировано раскрыть тему сочинения с учетом авторской позиции. Можно высказать собственную (пусть и нетрадиционную) точку зрения, если выпускник объяснил, почему он считает именно так.
Второй критерий позволяет выявить уровень владения учащимся теоретико-литературными понятиями, умение анализировать художественное произведение с опорой на понятия. Ученику необходимо уместно упоминать в сочинении литературоведческие термины и правильно называть важнейшие литературные категории и виды изобразительно-выразительных средств при рассмотрении художественного своеобразия конкретного произведения. Следует иметь в виду, что качество ответа выпускника, уровень его подготовленности по предмету оценивается не по количеству использованных им терминов и понятий, а по глубине анализа произведения и целесообразности применения необходимых инструментов для его проведения.
При оценке работы по второму критерию необходимо обращать внимание на все слова, являющиеся теоретико-литературными понятиями, например, «роман», «автор-повествователь», «реализм», «второстепенные персонажи» и т. п.
Говоря о третьем критерии, следует подчеркнуть, что при выполнении задания части 2 экзаменуемый должен продемонстрировать умение строить развёрнутое высказывание на литературную тему с использованием цитирования и элементов пересказа художественного произведения. Однако перегруженность работы цитатами или полное отсутствие таковых в равной степени нежелательны. Наиболее типичными ошибками экзаменуемых при создании развёрнутого ответа являются:
– замена анализа проблемы пересказом текста художественного произведения или критической статьи;
– отсутствие цитатного материала или недостаточность его привлечения (т. е. недостаточность доказательной аргументации при наличии собственных суждений);
– неуместное цитирование или пересказ содержания, не связанные с проблемой, предложенной в вопросе.
Четвёртый критерий состоит в том, чтобы в работе был правильный замысел, смысловая цельность и композиционная стройность высказывания, логика, связность изложения. Ученик должен понимать логику поставленного вопроса, следить за чёткостью суждений, последовательностью изложения мыслей и обоснованностью тезисов и выводов.
Каждая мысль текста должна иметь определённое, устойчивое содержание (предмет высказывания не должен произвольно меняться в ходе рассуждения, понятия – подменяться и смешиваться).
Сбивчивость мышления, недостаточная осведомлённость экзаменуемого могут привести к появлению в сочинении двух противоположных суждений об одном и том же предмете, поданных экзаменуемым как истинные.
Точность подбора тезисов, чёткость их формулирования, конструктивная ясность текста способствуют логической определённости изложения, позволяют достичь последовательности развития мысли.
Сочинение должно быть доказательным. При соблюдении этого требования все мысли, высказанные в тексте, вытекают одна из другой. Таким образом, в сочинении все мысли должны быть внутренне связаны друг с другом и обосновывать одна другую. Слабая аргументация сопряжена также с логическими ошибками, связанными с нарушением последовательности изложения.
Пятый критерий: грамотность и нормативность речи. Строить предложения просто, грамотно. Повторять таблицу ошибок.
3.Практическая часть.
Для практики будут выполнены все задания по порядку.
Задание 1.1.1. Какие черты натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?
1)План написания к каждому заданию индивидуальный.
Работа с текстом по плану: 1) выбрать вариант 1 или 2 КИМа 2) внимательно прочитать текст 3) выявить тему, проблематику, конфликт, идею 4) внимательно прочитать вопрос к заданию 1.1.1 и вникнуть в суть вопроса.
2) Устный анализ текста:1. Определить тему и проблематику отрывка. 2. Найти, в чем конфликт и идея отрывка. 3. Найти и подчеркнуть в тексте фразы, характеризующие Чичикова.
План для письменного анализа. 1. Образ Чичикова.2. Черты натуры Чичикова.3. Какова авторская позиция? 4. Моя позиция.5. Проблематика произведения.5. Аргументы.6. Прямой связный ответ на вопрос.
3)Пример сочинения.
Н.В.Гоголь раскрывает образ Чичикова в его монологе, когда он увидел красивую молодую незнакомку. Чичиков размышляет о девушке не как молодой юноша, а как человек «средних лет».
Из монолога становятся понятны черты натуры Чичикова. Во-первых, он осмотрительный и осторожный. Во-вторых, он меркантильный, это видно из его размышлений о том, богата ли девушка. В- третьих, он считает себя порядочным человеком: да если ей дать приданого в двести тысяч, то она «составила бы счастье порядочного человека». Так автор говорит о Чичикове как о человеке хитром, умном и острожном.
4.Задание 1.1.2. С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?
1) Работа с текстом по плану: 1) внимательно прочитать текст 3) выявить тему, проблематику, конфликт, идею 4) внимательно прочитать вопрос к заданию 1.1.2 и вникнуть в суть вопроса. 5) Устный анализ текста
2)План для письменного анализа. 1. Образ Чичикова.2. Какова авторская позиция? 4. Моя позиция.5. Проблематика произведения.5. Аргументы.6. Прямой связный ответ на вопрос.
5. Пример сочинения.
Чичиков встретил на пустынной дороге «молоденькую незнакомку, миловидную блондинку». Она оказала большое впечатление на Чичикова, как нечто необыкновенное, как «что-то похожее на виденье». А если бы на месте Чичикова был двадцатилетний юноша, то «чего бы не проснулось…не заговорило в нем!». Он бы мгновенно влюбился в нее, обязательно познакомился бы, все на свете позабыв: и себя, и службу, и все.
Упоминание о двадцатилетнем юноше говорит нам о том, что на деле Чичиков был человеком средних лет, «осмотрительно-охлажденного характера», и поэтому он не мог бездумно влюбиться. Наоборот, он думал о ней как взрослый мужчина: она богата, молода, из нее можно слепить что угодно.
Итак, автор характеризует Чичикова как умудренного жизнью человека.
Консультация учителю для проверки работы:
Даёт ли экзаменуемый прямой связный ответ на вопрос?
Учтена ли в ответе авторская позиция (при анализе стихотворений - авторский замысел)?
Формулирует ли экзаменуемый собственную обоснованную позицию (если этого требует специфика конкретного задания)?
Знает ли содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта)?
Приводит ли убедительные аргументы?
Не подменяет ли рассуждения пересказом текста?
Допускает ли экзаменуемый фактические ошибки, в том числе, ошибки в использовании теоретико-литературных понятий?
Допускает ли речевые ошибки?
Д/З. Написать сочинение с развернутым ответом 3-5 предложений. Вариант 1или другой на выбор.КИМ , А.В.Федорова. ОГЭ. Литература - 2016. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Национальное образование. Москва.2016.