Рабочая программа по русскому языку и литературе для СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
(ГБПОУ «НАМТ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Специальности:
09.02.03. «Программирование в компьютерных системах»
13.02.11. «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
15.02.01. «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
15.02.08. «Технология машиностроения»
23.02.02. «Автомобиле- и тракторостроение»
23.02.05. «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)»
23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Профиль обучения - технический
Нижний Новгород – 2015
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией
«»
Протокол № ___________
От «____» _____________ 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по
учебной работе
________________ / Е.В. Путюнина
Председатель предметной
(цикловой) комиссии
________________ / Н.С. Балашов
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413).
2. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо министерства образования Нижегородской области об организации получения среднего образования № 318-01-100-938 / 15 от 23 марта 2015г.).
3. Учебного плана специальностей 09.02.03; 13.02.11; 15.02.01; 15.02.08; 23.02.02; 23.02.05; 23.02.03; 38.02.01, утвержденного «_____» ________________ 2015 года.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Нижегородский автомеханический техникум»
Разработчик:
________________/Г.Г.Мещерякова/, преподаватель ГБПОУ «НАМТ»
Рецензент:
«_______»_______________________ 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .
7
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..
35
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...
38
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения русского языка и литературы в ГБПОУ «НАМТ» при реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования на основе требований соответствующих федеральных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона об образовании).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Общеобразовательный цикл.
1.3. Результаты освоения дисциплины
1.3.1. Таблица соответствия личностных и метапредметных результатов общим компетенциям
Общие компетенции
Личностные результаты
Метапредметные результаты
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
-
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
1.3.2. Предметные результаты изучения учебной дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык и литература», к обучающимся предъявляются следующие предметные требования:
Сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
Знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
Владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 293 час.,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 час.;
самостоятельной работы обучающегося 98 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
293
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
195
в том числе:
практические занятия
66
Самостоятельная работа обучающегося
98
Промежуточная аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература»
Часть 1. Русский язык
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень освоения
1
2
3
4
ВВЕДЕНИЕ
3
Язык как система и явление. Язык как средство общения.
Содержание учебного материала
2
1,2
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Составление таблицы «Язык как система»
РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.
19
Тема 1.1. Язык и речь.
Содержание учебного материала
2
1,2
Язык и речь. Основные требования к речи. Виды речевой деятельности. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Практическое занятие №1
2
Изучение и создание текстов различных функционально-смысловых типов речи. Составление связного высказывания на заданную тему.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 1.2. Текст как произведение речи.
Содержание учебного материала
2
1,2
Текст как произведение речи. Структурно-смысловые признаки текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Практическое занятие №2
2
Изучение текста как произведения речи. Информационная переработка текста.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 1.3. Функциональные стили речи.
Содержание учебного материала
2
1,2,3
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки.
Практическое занятие №3
2
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Создание текстов различных функциональных стилей. Работа над оформлением основных документов официально-делового стиля. Работа с текстами научного, публицистического, художественного стиля.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 1.4. Лингвостилистический анализ текста.
Содержание учебного материала
1
1,2,3
Лингвостилистический анализ текстов разных функциональных стилей.
Практическое занятие №4
1
Выполнение лингвостилистического анализа текста.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Проведение комплексного лингвостилистического анализа текста.
РАЗДЕЛ 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.
21
Тема 2.1. Слово в лексической системе языка.
Содержание учебного материала
1
1,2
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их употребление. Изобразительные возможности, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов. Градация. Антитеза.
Практическое занятие №5
1
Изобразительно-выразительные средства языка. Анализ текстов художественного стиля.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.
Содержание учебного материала
2
1,2
Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Подготовка индивидуальных сообщений: «Современные заимствования».
Тема 2.3. Русская лексика с точки зрения ее употребления.
Содержание учебного материала
2
1,2
Лексика с точки зрения сферы ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Лексика с точки зрения активности ее употребления. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Работа с лингвистическими словарями.
Тема 2.4. Фразеология.
Содержание учебного материала
2
1,2
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.
Практическое занятие №6
2
Лексический и фразеологический анализ слова. Работа с лексическими словарями. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Подготовка индивидуальных сообщений: «Употребление фразеологизмов в речи»
Тема 2.5. Лексические нормы.
Содержание учебного материала
1
1,2,3
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Практическое занятие №7
1
Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
РАЗДЕЛ 3. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.
6
Тема 3.1. Фонетические единицы.
Содержание учебного материала
1
1,2
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
Практическое занятие №8
1
Фонетический разбор. Анализ фонетических средств выразительности в художественном тексте.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 3.2. Орфоэпические нормы.
Содержание учебного материала
1
1,2
Произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Практическое занятие №9
1
Постановка ударения в словах. Исправление орфоэпических ошибок. Работа с орфоэпическим словарем.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
РАЗДЕЛ 4. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
6
Тема 4.1. Состав слова. Понятие морфемы.
Содержание учебного материала
2
1,2
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 4.2. Способы словообразования.
Содержание учебного материала
1
1,2
Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Словообразовательный анализ.
Практическое занятие №10
1
Морфемный разбор слов. Определение способов словообразования. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
РАЗДЕЛ 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ.
35
Тема 5.1. Принципы русской орфографии. Гласные и согласные в корне слова.
Содержание учебного материала
1
1,2,3
Обобщающее повторение орфографических норм, их группировка на основе принципов правописания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные. Правописание согласных в корне слова.
Практическое занятие №11
1
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Работа с орфографическим словарем.
Тема 5.2. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Употребление Ь и Ъ.
Содержание учебного материала
1
1,2,3
Правописание гласных после шипящих. Правописание гласных после Ц.
Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание приставок на З - / С - Правописание И – Ы после приставок. Правописание слов с Ь и Ъ.
Практическое занятие №12
1
Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание слов с Ь и Ъ.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Работа с орфографическим словарем.
Тема 5.3. Слово как единица морфологии. Имя существительное как часть речи.
Содержание учебного материала
1
1,2
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Практическое занятие №13
1
Правописание имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Употребление форм имен существительных в речи.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 5.4. Имя прилагательное как часть речи.
Содержание учебного материала
1
1,2
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Практическое занятие №14
1
Правописание имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 5.5. Имя числительное как часть речи.
Содержание учебного материала
1
1,2
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи.
Практическое занятие №15
1
Склонение числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 5.6. Местоимение как часть речи.
Содержание учебного материала
1
1,2
Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи.
Практическое занятие №16
1
Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 5.6. Глагол как часть речи.
Содержание учебного материала
1
1,2
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.
Практическое занятие №17
1
Правописание глаголов. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 5.7. Причастие и деепричастие как особые глагольные формы слова.
Содержание учебного материала
1
1,2
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Морфологический разбор деепричастия. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей.
Практическое занятие №18
1
Правописание причастий и деепричастий. Морфологический разбор причастий и деепричастий. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 5.8. Наречие как часть речи.
Содержание учебного материала
1
1,2
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи.
Практическое занятие №19
1
Правописание наречий. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 5.9. Предлог как часть речи. Союз как часть речи.
Содержание учебного материала
2
1,2
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 5.10. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Содержание учебного материала
2
1,2,3
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Употребление междометий в речи.
Практическое занятие №20
2
Правописание служебных частей речи.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
РАЗДЕЛ 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
27
Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и предложение.
Содержание учебного материала
2
1,2
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды грамматической связи в словосочетании. Понятие о предложении. Классификация предложений. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Полные и неполные предложения.
Практическое занятие №21
2
Выполнение синтаксического и пунктуационного разборов двусоставных и односоставных, полных и неполных предложений. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 6.2. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами.
Содержание учебного материала
1
1,2
Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах.
Практическое занятие №22
1
Выполнение синтаксического и пунктуационного разборов простого предложения, осложненного однородными членами.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 6.3. Предложения с обособленными и уточняющими членами.
Содержание учебного материала
1
1,2
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Практическое занятие №23
1
Выполнение синтаксического и пунктуационного разборов простого предложения, осложненного обособленными и уточняющими членами.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 6.4. Вводные слова и предложения. Обращения.
Содержание учебного материала
1
1,2
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.
Знаки препинания при обращении.
Практическое занятие №24
1
Выполнение пунктуационного разбора простого предложения, осложненного словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 6.5. Способы передачи чужой речи.
Содержание учебного материала
1
1,2
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практическое занятие №25
1
Выполнение синтаксического и пунктуационного разборов предложений с прямой и косвенной речью. Оформление цитат в письменной речи.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 6.6. Сложное предложение. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение.
Содержание учебного материала
1
1,2
Сложное предложение. Виды сложных предложений. Структура сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Практическое занятие №26
1
Выполнение синтаксического и пунктуационного разборов сложносочиненного и сложноподчиненного предложения.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 6.7. Бессоюзное сложное предложение.
Содержание учебного материала
1
1,2,3
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Практическое занятие №27
1
Выполнение синтаксического и пунктуационного разборов бессоюзного сложного предложения.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Тема 6.8. Сложное предложение с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое.
Содержание учебного материала
1
1,2,3
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ.
Практическое занятие №28
1
Выполнение синтаксического и пунктуационного разборов сложного предложения с разными видами связи. Анализ сложного синтаксического целого.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме.
Всего:
117
Часть 2. Литература
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень освоения
1
2
3
4
ВВЕДЕНИЕ
3
Введение.
Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII-XIX в.в.
Содержание учебного материала
2
1,2
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы. Обзор русской литературы конца XVIII – начала XIX в.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Проработка конспекта занятия, учебной литературы.
РАЗДЕЛ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
6
Тема 1.1.
Обзор культуры. Самобытность русского романтизма.
Содержание учебного материала
2
1,2
Обзор культуры. Литературная борьба. Самобытность русского романтизма.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Составление конспекта по материалам учебника.
Тема 1.2.
Обзор творчества писателей первой половины XIX века.
Содержание учебного материала
2
1,2
Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя (обзор).
Самостоятельная работа обучающихся
1
Проработка конспекта занятия, учебной литературы.
РАЗДЕЛ 2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
79
Тема 2.1.
Особенности развития русской литературы второй половины XIX века.
Содержание учебного материала
2
1,2
Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Направление критического реализма. Литературная критика. Журнальная полемика.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Проработка конспекта занятия, учебной литературы.
Тема 2.2.
А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь.
Пьеса «Гроза».
Содержание учебного материала
2
1,2
А.Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Сведения из биографии. Новизна поэтики Островского. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. История создания пьесы «Гроза».
Самостоятельная работа обучающихся
2
Составление биографической таблицы «А.Н. Островский».
Прочтение пьесы «Гроза».
Тема 2.3.
Пьеса «Гроза». Образ Катерины.
Содержание учебного материала
2
1,2,3
Пьеса «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ Катерины воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского.
Практическое занятие №1
2
Сочинение-рассуждение по пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Самостоятельная работа обучающихся
1
Подготовка индивидуальных сообщений: «Жизненный и творческий путь И.А.Гончарова».
Тема 2.4.
И.А. Гончаров. Жизненный и творческий путь. Роман «Обломов» (обзор).
Содержание учебного материала
2
1,2