рабочая программа по русскому языку для СПО
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Крымское республиканское высшее учебное заведение
«Феодосийский политехникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по учебной работе
_________О.Г.Сердюкова
«_____»______________2014 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01 русский язык
Для специальностей среднего профессионального образования :
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
19.02.10 Технология продукции общественного питания
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
15.09.08 Технология машиностроения
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины рУССКИЙ Язык разработана на основе «Примерной программы учебной дисциплины Русский язык» для специальностей среднего профессионального образования
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
19.02.10 Технология продукции общественного питания
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
15.09.08 Технология машиностроения
Организация-разработчик: КРВУЗ «ФПТ».
Разработчик:
Скопюк Инна Иполитовна, преподаватель высшей категории.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствие с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии филологических дисциплин.
Протокол № 1 от « 27 » августа 2014 года
Председатель цикловой комиссии З.Ф. Гурьянова
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6-15
условия реализации учебной дисциплины
16-17
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18-19
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______________________ РУССКИЙ ЯЗЫК __________________________
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
19.02.10 Технология продукции общественного питания
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
15.09.08 Технология машиностроения
Программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля (базовый уровень).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
связь языка и истории; культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
практические занятия
78
контрольные работы
3
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов), подготовка рефератов по темам:
- «Русский язык в Российской Федерации»
- «Культура речи. Нормы русского языка»
- «Словари русского языка и сфера их использования»
- «Видные ученые-лингвисты»
- «Вклад М.В. Ломоносова в изучение русского языка»
- «Проблемы экологии языка»
- «Русский язык в современном мире»
- «Язык и общество»
- «Язык и культура»
- Язык и история народа»
-« Текст и его значение. Типы текстов по смыслу и стилю»
39
Итоговая аттестация в форме: экзамен
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины __________РУССКИЙ ЯЗЫК ______________________________
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лекции и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение.
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
2
1
Раздел 1.
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ
10
Тема 1.1.
Язык и речь
Содержание учебного материала (практические занятия.)
2
1
Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Тема 1.2.
Научный стиль речи.
Содержание учебного материала (практические занятия.))
2
1
Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др
Тема 1.3.
Официально-деловой стиль речи.
Содержание учебного материала (практические занятия.)
2
1
Признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Тема 1.4.
Публицистический стиль речи
Содержание учебного материала (практические занятия)
2
1
Назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Тема 1.5.
Художественный стиль речи
Содержание учебного материала (практические занятия.)
2
1
Основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Самостоятельная работа обучающихся.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
4
Раздел 2.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
8
Тема2.1.
Слово в лексической системе языка
Содержание учебного материала (практические занятия)
2
2
Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация.
Тема2.2.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
Содержание учебного материала (практические занятия).
2
2
Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы.
Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика..
Тема2.3.
Активный и пассивный словарный запас
Содержание учебного материала (практические занятия)
2
2
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки
Тема 2.4.
Фразеологизмы.
Содержание учебного материала (практические занятия))
2
2
Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Самостоятельная работа обучающихся.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
4
Раздел 3.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ
10
Тема 3.1.
Фонетические единицы
Содержание учебного материала (практические занятия)
2
2
Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Тема 3.2.
Правописание корней и приставок.
Содержание учебного материала (практические занятия)
6
2
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - С - . Правописание И – Ы после приставок.
Контрольная работа. Правописание гласных и согласных в корне.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Решение содержательных задач из различных областей науки и практики.
4
Раздел 4
МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
6
Тема 4.1.
Понятие морфемы
Содержание учебного материала (практические занятия)
2
2
Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Тема 4.2.
Способы словообразования
Содержание учебного материала (практические занятия)
2
2
Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
Тема 4.3.
Правописание корней и приставок
Содержание учебного материала (практические занятия)
2
2
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.
Самостоятельная работа обучающихся.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
5
Раздел 5.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
14
Тема 5.1.
Имя существительное
Содержание учебного материала (практические занятия)
2
2
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Самостоятельная работа обучающихся.
Употребление форм имен существительных в речи.
2
Тема 5.2.
Имя прилагательное.
Содержание учебного материала (практические занятия)
2
2
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Самостоятельная работа обучающихся.
Употребление форм имен прилагательных в речи.
2
Тема 5.3.
Имя числительное
Содержание учебного материала (практические занятия)
2
2
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Тема 5.4.
Местоимение.
Содержание учебного материала (практические занятия)
2
2
Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.
Тема 5.5.
Глагол.
Содержание учебного материала (практические занятия)
Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
2
Тема 5.6.
Формы глагола.
Содержание учебного материала (практические занятия)
2
2
Образование действител
·ьных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Тема 5.7.
Наречие.
Содержание учебного материала (практические занятия)
2
2
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Самостоятельная работа обучающихся.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
4
Раздел 6.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
8
Тема 6.1.
Предлог как часть речи.
Содержание учебного материала (практические занятия).
2
Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Тема 6.2.
Союз как часть речи.
Содержание учебного материала (практические занятия).
Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
2
2
Тема 6.3.
Частица как часть речи.
Содержание учебного материала (практические занятия).
2
2
Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Контрольная работа. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи.
2
Самостоятельная работа обучающихся. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
2
Раздел 7.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
20
Тема 7.1.
Словосочетание.
Содержание учебного материала. (практические занятия).
2
2
Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
Тема 7.2.
Простое предложение
Содержание учебного материала (практические занятия).
2
2
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Самостоятельная работа обучающихся
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
2
Тема 7.3.
Односоставное
и неполное
предложения.
Содержание учебного материала (практические занятия).
2
2
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
Тема 7.4.
Осложненное
простое
предложение.
Содержание учебного материала (практические занятия).
2
2
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Тема 7.5.
Предложения с обособленными и уточняющими членами
Содержание учебного материала (практические занятия).
2
2
Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Тема 7.6.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Содержание учебного материала (практические занятия).
2
2
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Самостоятельная работа обучающихся
Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
4
3
Тема 7.7.
Сложное предложение.
Содержание учебного материала (практические занятия).
2
2
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Тема 7.8.
Сложноподчиненное предложение.
Содержание учебного материала (практические занятия).
2
2
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Тема 7.9
Бессоюзное сложное предложение.
Содержание учебного материала (практические занятия).
2
2
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Контрольная работа. Знаки препинания в сложном предложении.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
4
Всего:
117
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
В программе курсивом выделен материал, который при изучении контролю не подлежит.
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по числу студентов,(30)
рабочее место преподавателя,(1)
рабочая доска,(1)
комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература) (1)
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор,
ноутбук,
экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2013.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2013.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык и литература. Учебник для 10-11 кл.: общеобразов. орг.:базовый уровень – М., 2014.
Дополнительные источники:
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2013.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2013.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Интернет – источники:
Сайт Министерства образования и науки РФ 13 "http://mon.gov.ru/" 14http://mon.gov.ru/15
Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования 13 "http://www.firo.ru/" 14http://www.firo.ru/15
Сайт Федерального агентства по образованию РФ 13 "http://www.ed.gov.ru" 14www.ed.gov.ru15
http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm (сайт содержит словари и справочные пособия энциклопедического и словарного типа)
http://gramota.ru (справочник содержит справочники и словари)
http://www.slovari.ru/ (сайт содержит справочный материал)
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знание:
- языковых норм литературного языка,
- культуры речи,
- основных единиц и уровней языка.
Оценка редакторской работы текста.
Оценка тестирования.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений.
Умение:
- определять требования к литературному языку,
- правильного владения основами культуры речи,
- различать основные единицы и уровни языка.
Знание:
орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения
Оценка диктантов.
Оценка тестирования.
Оценка сочинений.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов.
Умение:
правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Знание:
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.
Оценка работы с карточками.
Оценка тестирования.
Оценка контрольных работ.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов.
Умение:
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
90 ч 100
5
Отлично
80 ч 89
4
Хорошо
70 ч 79
3
Удовлетворительно
менее 70
2
Не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Умения:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Знания:
связь языка и истории; культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
осуществление речевого самоконтроля; оценивание устных и письменных высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
распознавание языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
выявление необходимой информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
применение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;
соблюдение в практике орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка и
норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Оценивание устных сообщений, рефератов, творческих работ (эссе, публицистическая статья);
Сочинение небольших размеров повествовательного характера. Восстановление деформированного текста;
Осознание цели и ситуации устного общения. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам;
Проведение разных видов разбора( фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический)
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
13PAGE \* MERGEFORMAT141915
Стрижкова Валентина Ивановна
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 415