Организация воспитательной работы по созданию сплоченного классного коллектива
Организация воспитательной работы по созданию сплоченного классного коллектива
Моя цель сформировать устойчивые нравственные и морально - этические нормы поведения учащихся, соответствующие правилам культурной жизни в обществе, всемерно развивая и поддерживая проявления школьниками активной жизненной позиции.
Я реализую следующие задачи:
1. Работать над сплочением дружного детского коллектива.
2. Способствовать приобретению детьми умений и навыков корректировки собственной жизненной позиции, активно приобщая их к участию в общественной жизни школы и класса.
3. Развивать творческие способности учащихся как условие формирования в дальнейшем всесторонне развитой личности.
Следовательно, моя задача, как учителя: воспитание свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру: дружелюбное отношение между мальчиками и девочками класса, отношение к окружающим людям, к родителям. Поэтому, чтобы реализовать данную цель я организую систему дел на протяжении четырёх лет.Учитывая возрастные особенности первоклассников, я в течение первого учебного года провожу коллективные мероприятия, которые помогают каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях, узнать что-то новое о ребятах, найти новых друзей. Так, как для детей 6-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны взрослых людей, я опираюсь в своей воспитательной работе на доверительные отношения родителей и детей и активно привлекаю родителей к делам класса.
В 1 классе я ставлю целью воспитательного процесса: помочь каждому ребенку в осознании неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника.
Задачи: изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;
помогать первоклассникам легче переносить адаптационный период;
воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;
воспитывать у учащихся умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.
Активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям. Формировать традиции классного коллектива.
Наши дела:
«Давайте познакомимся» - классный час. Диагностика учащихся . Классный час «Моя семья» (выставка рисунков, семейные газеты), «День Матери».
Для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом.
Целью воспитательного процесса во 2 классе становится формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.
Задачи воспитательного процесса во 2 классе:
обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе; обучать детей разделению труда при выполнении заданий; воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением. Формирование традиций классного коллектива.
Наши дела:
Классный час «Ты, да я, да мы с тобой». (Как я провел лето)
«Праздник осени»,
«День пожилого человека» (праздничный концерт)
Беседа «Легко ли быть настоящим другом?»
В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей - мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому можно часто видеть детей разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Целью воспитательного процесса в 3 классе становится
формирование доброжелательных отношений между детьми, с какими - либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться. Задачи воспитательного процесса в 3 класса
воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
Наши дела:
«Увлечения моей семьи» (ученики готовят выступления о досуге своей семьи)
«Без друзей меня чуть-чуть» - классный час
Как уже отмечалось, для младших школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм неадекватного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.
Поэтому целью воспитательного процесса в 4 классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Задачи воспитательного процесса в 4 классе:
создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки; развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, с праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Поэтому программа этого года предусматривает тесное сотрудничество со школьным психологом. Психологические знания, полученные четвероклассниками на занятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни.
Наши дела:
Классный час "О правах и обязанностях ребенка" (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Устава школы).
За период начальной школы ребенок приобретает новые ценностные ориентиры в общении. Оценка товарищей, мнение детского коллектива становятся постепенно основными мотивами поведения школьника.
Чего же должен достичь педагог в своей работе. Результатом сформированности дружеских отношений у младшего школьника являются следующие показатели: способность принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки; приобретение навыка умения действовать с наличной ситуацией; следование правилам, принятым в группе; способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящее события; способность понимать других людей на основе овладения информацией. Сложившаяся система отношений в нашем классе позволила добиться главной цели - сплотить детский коллектив.
В.А.Сухомлинский писал: «Человечность, сердечность, чуткость против зла приобретаются лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты»
Взаимоотношения находятся в состоянии непрерывного развития, поэтому в процессе работы она претерпевает ряд изменений, дополнений, подвергается корректировке. Я постоянно совершенствую свою деятельность, ищу новые формы, пробуждаю инициативу, бужу сомнения, но никогда не оставляю равнодушных, так как в центре внимания – ребенок, его настроение, его здоровье, его радость. Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача – быть им другом, раскрыть их души. Ведь я – классный руководитель - посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей. И очень хочется, чтобы в наших жизненных условиях профессия классного руководителя не теряла своего особого значения и призвания “сеять в душах благодать”!
Литература:
Бухвалова В.А. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества», М.: 2000 г.
Кульевич С.В., Лакоценина П.Г. «Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию», Воронеж. 2006 г.
Ничаева Н.П. «Управление воспитательным процессом в классе», М.: 2006 г.