Конспект урока по окружающему миру на тему Лес и его обитатели (3 класс)


Название учебного предмета: окружающий мир
УМК: Перспективная начальная школа
Программа по учебному предмету: «Окружающий мир» О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов
Календарно-тематическое планирование:
Природные сообщества 44 1 Лес и его обитатели Научатся понимать:
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
Научатся:
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных);
раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
ухода за растениями (животными); 2; 43 –49 2; 16 –17 85 – 96 Познавательные УУД:   умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Коммуникативные УУД:  умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
45 1 Лес и его обитатели 2; 43 –49 2; 16 –17 46 1 Луг и его обитатели 2; 50 –54 2; 18 113 – 120 47 1 Поле и его обитатели 2; 55 –58 2; 19 48 1 Пресные водоемы и его обитатели 2; 59 –64 2; 20 –22 97 – 104 49 1 Пресные водоемы и его обитатели 2; 59 –64 2; 20 –22 Регулятивные УУД:  умение  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.           
Диагностика саморегуляции ( регулятивные УУД - умение принимать и удерживать учебную задачу)
По данным диагностики можно сделать следующий вывод:
Уровень Низкий Средний Высокий
Количество учащихся в % 54 31 15
Задание «Дорога к дому» (коммуникативные УУД - сформированность действия по передаче информации и отображение предметного содержания и условий действительности, умение работать в паре, в группе).
По данным диагностики можно сделать следующий вывод:
Уровень Низкий Средний Высокий
Количество учащихся в % 47 38 15
Большинство детей класса проявляют интерес к изучению предмета «Окружающий мир». Активно работают на уроках, охотно отвечают на вопросы учителя, смело высказывают своё мнение, делятся друг с другом впечатлениями по уроку. Большинство ребята усваивают материал полностью, контролируют результаты своей работы на уроке, умеют анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Тема урока: Лес и его обитатели.
Задачи урока:
Развитие познавательных логических УУД: классификации по заданным критериям; умения искать и выделять необходимую информацию в тексте.
Развитие коммуникативных УУД: умения работать в паре, группе; умения осуществлять учебное сотрудничество.
Развитие регулятивных УУД: умения принимать и сохранять учебную задачу; умения оценивать себя и своих товарищей.
Развитие личностных УУД: учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Оборудование: компьютер, мультимидийный проектор, учебник, раздаточный материал (карточки с заданием), презентация.План урока:
Мотивация учебной деятельности - 1 мин
Постановка цели урока – 4 мин
Актуализация знаний учащихся - 4 мин
Первичное усвоение новых знаний - 7 мин
Применение новых знаний при работе с текстом учебника - 4 мин
Физминутка - 1 – 2 мин
Самостоятельная работа учащихся с проверкой - 6 мин
Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7 мин
Контроль усвоения полученных знаний – 4 мин
Информация о домашнем задании – 3 мин
Рефлексия. Оценка результатов деятельности – 3 мин
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование
Мотивация учебной деятельности Ребята, покажите свои смайлики. С
каким вы настроением пришли
сегодня к нам на урок. Я думаю, что
и уйдете вы с урока с очень
хорошим настроением. Ученики показывают смайлики своего настроения. Постановка цели урока
Актуализация знаний учащихся
Первичное усвоение новых знаний
Применение новых знаний при работе с текстом учебника
Физминутка
Самостоятельная работа учащихся с проверкой
Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
Контроль усвоения полученных знаний
Информация о домашнем задании.
Рефлексия. Оценка результатов деятельности
Сейчас я вам раздам карточки, на которых написаны буквы. Зачеркните повторяющиеся буквы, а остальные обведите в кружок. Какие слова у вас получились?
Ч С А Т К Л ПД У О А М У
Т П Л Ч С К
Р Г А К Ф Б Я
А Л О Е Б С
Я Ф К Г О р
Б Ы М О Н У С
Э Т М А Ж И
О У Н С Ы Б
Можно ли смотря на эти слова определить тему урока?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Откройте учебник и определите тему нашего урока по оглавлению.
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Что вы знаете о лесе?(слайд 2) О каких животных и растениях леса вы знаете из книг?
Есть ли в твоем крае лес? Какой это лес – тайга, лиственный, смешанный?
Откройте словари в учебнике и определите значение этих слов.
(слайд 3, 4, 5)
Что такое лес? (слайд 6)
Лес нередко называют «царством деревьев». Но это не совсем верно. Деревья – очень важная, но не единственная часть леса. Лес невозможно представить без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников, грибов. Все эти живые организмы – неотъемлемая часть леса. Всем им для жизни нужен свет, вода, воздух, питательные вещества. Однако все они приспособились жить рядом, сообща не мешать друг другу.
Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько «этажей», или ярусов. Согласны ли вы с ним?
Внимательно рассмотрим лес.
С чем вы можете его сравнить?
Чем является лес для живых организмов?
А какой этот дом?
Как вы думаете, сколько этажей (ярусов) в этом доме?
Давайте посмотрим, какие это этажи (ярусы) (слайд 7)
А какие именно растения растут в ярусах лиственного леса вы узнаете из текста параграфа Уч. с. 44-45
Так какие же ярусы выделяют в лиственном лесу?(слайд 8) Какие растения находятся в этих этажах? (слайд 9 – 17)
Не пора ли отдохнуть?
Ребята попрошу вас разделиться на 2 группы. (Учитель раздает жетоны с номерами групп). Каждой группе я сейчас раздам карточки с заданием.
Итак, ярусность помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу. Что же еще помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу? Откройте учебники на с. 45 и найдите в тексте, что еще помогает растениям жить дружно.
Ребята, как вы думаете, что мы можем увидеть в лесу кроме растений и деревьев?
Чем является лес для зверей птиц?

С чего начинают строить любой дом?
Как вы думаете, что будет фундаментом лесного дома?
Откроем учебник на с.47-48 и прочитаем, какие же животные обитают в лесу.
Кто занимает верхние «этажи» леса? (слайд 18)
Кто находится в кронах второго яруса? (слайд 19)
Кто живет в траве? (слайд 20)
Кто живет в почве? (слайд 21)
Когда мы с вами находимся в лесу, то нам не всегда удается сразу увидеть животных. Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве. Мы выяснили, что лес для животных является домом.
А еще чем он служит животным?

Как вы думаете, могут ли растения жить без животных, а животные без растений?
Например: Белка запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.
Подводит детей к общему выводу по уроку.
Вывод
Лес - это……….. для зверей и птиц. У него есть…………………………… В лиственном лесу их……….
Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Как эти знания пригодятся вам, если вы будете в лесу? Что вы будете учитывать?
На следующем уроке мы продолжим работу с текстом параграфа «Лес и его обитатели».
Я предлагаю домашнее задание на выбор: (слайд 22)
1)Прочитать рассказ в хрестоматии «Кто в лесу живёт на дереве, а кто – под деревом?» (стр.91) Ответить на вопросы.
2) Подготовить с помощью дополнительной литературы сообщения о животных леса. Оно должно быть интересным, содержать малоизвестные одноклассникам сведения. Обязательно надо рассказать, чем питаются животные, какие у них враги.
3) Желающие могут написать или нарисовать правила поведения в лесу.
А теперь я попрошу вас закончить
предложения (слайд 23).
«Раньше я не знал, а теперь знаю, что…»
«Я работал на уроке с … настроением, потому что …»
«Я …доволен собой, потому что …»
«Я хочу похвалить…»
Спасибо за внимание. Учащиеся работают в паре. Находят одинаковые буквы и зачеркивают их. Определяют, какие слова получились.
Дом
Лес
Этажи
Учащиеся высказывают свое мнение.
Сегодня на уроке мы будем говорить о лесе.
Учащиеся по оглавлению определяют тему урока. Глава «Природные сообщества». Тема « Лес и его обитатели» стр. 43 учебник
Открывать новые знания о лесе.
В лесу растут деревья: береза, клен, сосна; обитают птицы, животные.
В нашей области есть смешанные леса.
Учащиеся работают в паре. Находят в словаре значения слов.
Тайга - леса в Северном полушарии, в которых преобладают хвойные деревья: ель, пихта, лиственница.
Смешанный лес - лес, в котором растут как лиственные, так и хвойные деревья.
Лиственный – это лес, в котором преобладают лиственные деревья.
Лес – это множество деревьев, растущих на большом пространстве.
Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя.
Да, согласны потому что в лесу есть самые высокие и самые низкие растения.
Лес можно сравнить с лестницей, будто ступеньки поднимаются.
Лес является домом для живых организмов.
Этот дом многоэтажный и очень большой.
В лесу можно выделить 3 этажа (яруса).

Учащиеся работают в паре, читают текст учебника и определяют сколько ярусов в лиственном лесу.
Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые.
Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.
Ниже – низкорослые деревья – теневыносливые.
Рябина, черёмуха, ива.
Третий ярус – кустарники.
Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина.
Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы – ландыш, кислица.
Все теневыносливые.
Самый нижний ярус - мхи и лишайники.
1 группа. Прочтите названия растений леса: сосна, шиповник, орешник, береза, ландыш, ель, вороний глаз.Разделите их на три группы по внешнему строению и заполните таблицу.
2 группа. Прочтите названия растений леса: осина, малина, смородина, пихта, черника, брусника, клен.Разделите их на три группы по внешнему строению и заполните таблицу.
Учащиеся в группах делят растения на группы: деревья, кустарники, травы. Затем 1 человек от группы озвучивает ответ для всего класса.
Учащиеся работают с текстом учебника. Отвечают на поставленный вопрос.
Разный срок цветения и корневая ярусность.
В лесу мы можем увидеть животных, птиц, насекомых.
Лес – дом, в котором живут звери и птицы.
Любой дом начинают строить с фундамента.
Фундамент лесного дома – почва.
Учащиеся читают текст учебника по цепочке.
Верхние этажи леса занимают насекомые – майские жуки, дубовая листовертка; птицы – сова, филин, дятел.
В кронах второго яруса обитают дрозды, снегири, лоси, косули, зайцы.
В траве живут грызуны.
В почве обитают кроты, землеройки, дождевые черви.
В лесу животные находят пищу.
Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.
Обмен информацией по результатам работы.
Дети дополняют текст.
Ответы детей
Учащиеся записывают домашнее задание.
Учащиеся заполняют пропуски. Высказывают свое мнение относительно работы своих товарищей.
Регулятивные УУД: целеполагание
Определение цели урока
Познавательное общеучебное УУД: поиск информации «Работа со словарем»
Коммуникативные УУД: умение работать в паре, группе
Определение ярусов лиственного леса.
Познавательное логическое УУД: классификация «Работа с таблицей»
Регулятивные УУД : оценка деятельности
Закончи предложения