ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Живая культура: традиции и современность» Люди моего района. «Человек труда»
Министерство образования Республики Мордовия
ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования»
Республиканский межшкольный Центр национальных культур
МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Живая культура: традиции и современность»
Люди моего района.
«Человек труда»
Автор: Герасимова В.Ф.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»
Т:8-909-328-28-86
E-mail: valentina.gerasimova.1959@mail.ru
Кочкурово 2017г.
Кочкуровская земля Это корни, на которых держится земля, в частности, уважаемые люди моего Кочкуровского района. Ведь в любой местности жители гордятся своими именитыми земляками. Эта земля дала России многих замечательных людей, среди которых есть учёные, военные, поэты, писатели, художники, музыканты и люди других профессий. Людям необходимо знать эти имена. Однако я хочу в своей работе рассказать о жизни простой колхозницы, сыскавшей уважение не только со стороны односельчан, но и всех жителей района.
С чего начинается любовь к Родине, народу? Это должны знать все: взрослые, дети! Ведь человек уже рождается, имея эту любовь, которая переходит от матери к ребенку. А в школе - прежде всего, с уроков литературы. Ведь каждый урок литературы - урок нравственности. А нравственность – наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.
Ушел человек в вечность, оставил светлую память о себе в сердцах знакомых, односельчан. Так говорят о дорогом человеке: «Человек добрейшей души, певица, активистка, самобытная женщина, до конца своих дней соблюдающая все традиции, обряды своего мордовского народа». Так отзываются о моей героине и по настоящее время.
Эта моя работа – дань памяти.
Была война. Осталась ты без мужа
Не старой и уже не молодой.
Ты испытала, что такое стужа,
И знаешь горечь хлеба с лебедой.
(Иван Линяев)
Мой рассказ о жизни замечательной женщины, Мокейкиной Феклы Ефимовны - труженике тыла, ветеране труда, заслуженном работнике сельского хозяйства.
Фекла Ефимовна была хорошей исполнительницей эрзянских народных песен, она участвовала во всех сельских и районных мероприятиях. К сожалению, ее не стало на девяносто третьем году жизни, но память о ней остается в сердцах родственников, односельчан.
Родилась Фекла Ефимовна в селе Новая Пырма 20 августа 1919 года в большой, очень бедной семье. Из детей она была самой старшей. Заботы и хлопот всем доставалось. Она, как старшая дочь, с пяти лет могла убираться в доме, была и нянькой, и мамкой.
Фекла Ефимовна жила в небольшом домике. В красном углу стояли иконы, под ними располагался большой дубовый самодельный стол. Стульев не было, лишь лавки из досок. Деревянные кровати с соломенными матрацами стояли по обеим сторонам стен. Вместо одеял были тряпки. Наверху, к потолку, были сооружены полати из досок. Там спали дети. Спать на них было очень жестко, но зато зимой – тепло.
«Трудно тогда было. Все жили с надеждой, что что-то должно было измениться. Вот это время и пришло, да только вот я состарилась!», - с грустью вспоминала Ольга баба, сестра бабушки Секи. Так рассказывала о жизни семьи Мокейкиных, о жизни всей деревни.
Тогда-то и узнала много о тяжелой жизни эрзянской деревни в те далекие годы. Не сравнить с нашей! Поэтому о том, что было в те далекие довоенные времена, я рассказываю своим ученикам. Об этом дети из произведений художественной литературы. Но этот пример живой, так как касается жизни человека, выросшего и трудившегося на нашей Кочкуровской родной земле!
Люди жили впроголодь, летом было легче, потому что лес кормил. С раннего утра дети с взрослыми уходили за земляникой, малиной. Варенья не варили: не было сахара. Но зато мешками сушили землянику, малину, яблоки, вишню. Это все в зимние дни для сельчан было лакомством. Грибы носили с ранней весны и до поздней осени. Сушили, солили. Осенью ходили за орехами. Ели черный хлеб. А если до весны муки оставалось мало, то в тесто добавляли лебеду.
В девять лет девочка Сека ходила с взрослыми на прополку проса. Уставала, не успевала за взрослыми, но хотела казаться сильной, не показывала свою слабость, терпела. В этот же год пошла в школу. Под школу выделили обычный сельский дом. Потом, после того, как разрушили церковь, школу перевели в нее. Она находилась в центре села. Так эта девочка проучилась четыре года. Научилась читать, писать и считать. Тогда отец сказал, что она теперь грамотная, можно приниматься за хозяйство. В тринадцать лет она могла ткать, вязать и шить. Приходилось работать везде: в поле, на ферме. Было очень трудно, но эти годы остались в ее памяти. Она постоянно вспоминала о своих трудных детских годах, лишенных радости, счастья.
Когда началась война, большинство мужчин села ушли на фронт, в том числе отец и братья Феклы (они погибли на войне). А тех, которые могли держать лопату, отправляли в Сурск рыть окопы. Молодая девушка вместе со всеми тоже пошла на трудную работу. Она понимала, что только вместе, крепко взявшись друг за друга, могут одолеть фашистов. Окопы рыли два месяца. Нелегкая была эта работа.
В селе не было мужчин. Ее же вместо отца назначили конюхом. Работали втроем, три женщины. За ними было закреплено сорок шесть лошадей. Они их кормили, поили, убирали за ними, все делали вручную. Зимой, когда было холодно, приходилось таскать воду, сено. Запрягали лошадей сами женщины, возили дрова из леса, на зиму заготавливали сено. Все приходилось делать самим. Часто сопровождали обозы с хлебом до станции Воеводское и там разгружали мешки. Было очень тяжело. Но люди знали, что на фронте тяжелее.
Опять пришла голодная пора. Не всегда на столе был хлеб. Ждали, когда появится зелень: крапива, лебеда, щавель. Опять лепешки с лебедой вперемешку с мукой. Опять выручал лес. Так люди жили в тылу, но о фронте не забывали. На фронт отправляли все, что можно было: носки, варежки, которые вязали долгими зимними вечерами. Ничего не жалела деревня!
Женщины садились за штурвалы тракторов, выполняли всю мужскую работу в колхозе. Так Фекла Ефимовна работала до 1951 года с лошадьми. В 1952 году на ферме кормила ездовых быков. После работала дояркой. Доила вручную восемнадцать коров. Так проработала в родном колхозе «Якстере теште» до пенсии.
Замуж не выходила, не было парней после войны. Многие погибли в этой жестокой войне, остались только инвалиды да старые люди.
Фекла Ефимовна - заслуженный работник сельского хозяйства МАССР. Несколько раз избиралась депутатом сельского и районного Советов, членом Правления колхоза «Якстере теште». Даже в преклонном возрасте не забывали о Фекле Ефимовне. Грамоты вручали и на семидесятилетие, и восьмидесятилетие, и позже. Как, например, подарки от Главы РМ Н.И. Меркушкина, Главы Кочкуровского района
Д.А. Позднякова.
С основания ансамбля «Гайги вайгель» («Звонкие голоса») Фекла Ефимовна – одна из запевал коллектива, потому что у нее был замечательный голос. Вместе с коллективом она объездила не только села нашего района, но и многие области, где проживает мордва. Песня ей помогала жить.
Несмотря на тяжелые испытания в жизни, она никогда не жаловалась на свою судьбу. В селе никогда ни с кем не ссорилась, с соседями жила душа в душу, родственники ее любили, ей помогали во всем.
Есть песня, веселая и радостная, Фекла Ефимовна и есть эта песня, которая для всех несла с собой только добро и хорошую память о себе. Все ее помнят такой: в национальной одежде, в лаптях (пусть и была у нее другая обувь), но то дорогое, что осталось в ее сердце с детства, она свято чтила и берегла. Вот она вся такая и была самобытная, преданная традициям своего народа!
В заключение хочется еще раз отметить, что наш район прославили многие замечательные люди, среди которых простые крестьяне, всю жизнь проработавшие на земле. Неважно кем ты работаешь, важно, кем ты станешь, главное – нужно оставаться Человеком, чтобы о тебе помнили, помянули добрым словом.
И молодое поколение должно гордиться своими земляками, помнить о них, потому что они жили, трудились для того, чтобы нам жилось лучше!
По-настоящему любить свою родину - значит помнить свои корни, прошлое нашей Родины, славить ее своими знаниями, достижениями, трудом. Только тогда Россия, Мордовия, Саранск, Пырма – наша Родина будет вечно процветать.
Список литературы
1. Кочкурово: история и современность: прошлое и настоящее района в ист. очерках, фотодок, воспоминаниях/ авт.-сост. Т.С.Баргова; фото Ш.С.Смакаев. - Саранск: Тип»Красный Окт.».2009- 424с.
2. Личный архив семьи Князькиных.
4. Материалы школьного архива
Интернет ресурсы:
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. ru.wikipedia.org/wiki/Новая_Пырма
V. Приложения
Рисунок 1315