Мотивация успеха учащихся – необходимое условие овладения иностранным языком


Мотивация успеха учащихся – необходимое условие овладения иностранным языком
Маслова Е.А.
Понятие мотивации на сегодняшний день чрезвычайно актуально в сфере школьного образования. Не только преподаватели иностранных языков, но и специалисты по другим предметам размышляют о том, как достичь максимальной концентрации внимания учеников во время урока. Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно- воспитательного процесса. При этом центральными проблемами перестройки преподавания иностранного языка в средней школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения.
Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку – это мотивация учащихся. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность, Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определенную конкретную направленность, т.е. необходим мотив.
И. А. Зимняя называет мотивацию “запускным механизмом” всякой человеческой деятельности, будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, поэтапный и конечный результат. Если нет успеха, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, стремления, желания и намерения .
Ж. Жалолов пишет, что мотивация – это внутренний и внешний толчок и побудительная причина всякой человеческой деятельности . Данные формулировки дают возможность прийти к выводу, что мотивация учеников во время урока иностранного языка - это то необходимое обстоятельство, которое гарантирует успешное достижение поставленной перед уроком цели, как научной, так и воспитательной.
Иначе говоря, мотив - это определенная потребность, но предметы этой потребности могут быть разные. Например, у одного ученика в качестве предмета потребности выступают иноязычные знания, а у другого обещанная за хорошие оценки награда.
Мотивы могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлении об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры. К получению образования.
Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, порицанием, плохой оценкой.
В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит стремление познать всё новое и новое.
Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка:
Личность учителя.
Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения.
Характер педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и подкреплений.
Использование инновационных технологий.
Личностно-ориентированный подход к учащимся.
Система внеклассных мероприятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.
Примером положительного фактора, влияющим на усиление мотивации - личность учителя. Учитель создаёт мотивацию у учащихся своим примером, своей заинтересованностью, своей яркостью. Серость и посредственность вряд ли заинтересует школьников, а отношение к учителю автоматически переходит в отношение к предмету. На мой взгляд, пришло время учителей, которые близки со своими учениками, если надо говорят на их языке, имеют сходные с ними интересы, современны, открыты душой для людей, честные и справедливые, но держащие дистанцию. Учитель должен быть лидером в процессе познания, а для этого он должен стать авторитетом во всех сферах общения со своими учениками.
Нет более сильного мотивирующего средства, чем собственный положительный пример, интерес учителя к иностранному языку, к культуре страны изучаемого языка, но и этим средством надо пользоваться умело, даже капля неискренности может привести к противоположному результату.
Одним из самых сильных общих мотивов является необходимость речевого реагирования в стандартных ситуациях. Поэтому на уроках можно создавать такие ситуации и учить учащихся выходу из них. Практика показала жизненную актуальность данного метода. Создать в наших условиях языковую среду невозможно, но ситуативный метод работает и здесь. Конечно же, ситуации, применяемые на уроках должны быть вариативны и учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Эффективным в обучающих и мотивирующих планах является погружение учащихся в реальную ситуацию и предоставление им возможности самостоятельно и достойно выйти из неё. Данный приём имеет огромную, мотивационную роль.
На мотивацию учебной деятельности положительно влияет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков: уроки-фантазии, уроки-поэзии, уроки-тесты.
У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация. Мотивирующее значение имеет и проведение различных мероприятий по предмету: вечера на иностранном языке, конкурсы песен на языке и другие. Здесь обычно раскрываются все таланты школьников.
Основой успеха мотивации является преемственность программ, методов и приёмов работы в классе по мере его взросления. Изучение иностранного языка на последней стадии школьного образования играет огромную, если не главную развивающую роль в процессе совершенствования всего комплекса умственных способностей человека.
Так же, благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации идёт через:
- вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
- проблемность заданий и ситуаций;
- своевременный контроль знаний, умений, навыков.
Диагностика мотивации в школьной практике может успешно осуществляться методом анкетирования.
Например:
Анкета
1. С желанием и интересом ты приступил к изучению иностранного языка? Подчеркни нужное: да, нет.
2. Как обстоят дела теперь? Обведи кружочком вариант, который тебе подходит:
учиться не хочу, не интересно;
учиться хочу, но стало неинтересно;
учиться хочу и учусь с прежним интересом.
3. Что побуждает тебя изучать иностранный язык:
родители хотят, чтобы я знал иностранный язык
считаю, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык
иностранный язык необходим для дальнейшей учёбы и будущей профессии
изучаю иностранный язык, потому что он стоит в программе.
Анализ анкет даёт повод учителю для размышления.
Литература
1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. Просвещение. 1988 г.
2. Гез Н.И. Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. Высшая школа. 1982.
3. Леонтьев А.А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций: Издательство МГУ. 1971 г.
4. Теоретические основы обучения иностранному языку в средней школе. Под редакцией Климентенко А.Д. Миролюбова Л.А. Педагогика, 1981 г.
5. Мотивация в изучении иностранного языка. Интернет-конференция.
6.Зарубина И.А. Оценивание как средство мотивации к изучению иностранного языка.
7. Софонов М.И. Стратегия изучения иностранного языка. 2009 г. www sofonov biz. 2009.