Формирование универсальных учебных действий с помощью языкового портфеля (My Language Portfolio) с использованием УМК Английский в фокусе
Формирование универсальных учебных действий с помощью языкового портфеля (My Language Portfolio) с использованием УМК "Английский в фокусе"
В докладе рассматривается работа с обучающимися по созданию языкового портфолио, с помощью которого формируются и развиваются определённые универсальные учебные действия ученика; дана характеристика по составлению языкового портфолио в старших классах. Описаны рекомендации по технологии выполнения портфолио.
Использование языкового портфеля (ЯП) при обучении иностранным языкам получает всё большее распространение. Это связано со стремлением соответствовать единым европейским стандартам в образовании. Роль ЯП в школьном образовательном процессе очень велика. Создание портфолио – это инновационная технология обучения ИЯ, которая способствует развитию рефлексии и самооценки обучающихся, демонстрирует достижения и как следствие - развивает мотивацию, совершенствует иноязычную коммуникативную компетенцию обучающихся.
Языковой портфель позволяет обучающемуся в процессе самостоятельной работы над языком «заглянуть в себя» и получить отражение своих способностей, умений, прогресса в изучении языка и культуры, раскрыть и показать реальные результаты и личностные продукты своей коммуникативной и учебной деятельности. У школьников должна быть сформирована способность к объективной самооценке. Чтобы помочь обучающемуся адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности.
Целями ведения портфолио как в начальной школе, так и старших классах может быть формирование устойчивого интереса обучающихся и организация их самостоятельной работы в изучении иностранного языка. Задачи, которые стоят перед учителем в работе с обучающимися над языковым портфолио, следующие:
1) развить навык самостоятельной работы и рефлексии;
2) расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы, приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни;
3) разнообразить учебный процесс нетрадиционной формой общения;
4) определить более заинтересованных детей в обучении ИЯ, чтобы в дальнейшем продолжить работу с ними не только по созданию ЯП, но и также в других направлениях. Например, участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях.
Работа по составлению портфолио основана на таких принципах, как позитивность и доброжелательность. Задача учителя - оказать помощь обучающемуся в познании себя через качественный анализ результатов его деятельности.
Заполнение ЯП должно выполнятся систематически и поэтапно. Это хороший способ закрепить изученный материал на уроках. Поэтому желательно не игнорировать этот вид задания, предложенный после каждого тематического модуля. Это способствует непрерывному образованию. Языковое портфолио (Language portfolio) УМК «Английский в фокусе» весьма разнообразно, начиная от содержательного компонента до его оформления. Это могут быть задания, включённые в тематический модуль, которые можно выполнять на уроках. Они не требуют длительной подготовки, и время, потраченное на их выполнение, не слишком велико. С помощью таких заданий можно закреплять пройденные на уроках лексические и грамматические единицы. Чаще всего такое Portfolio предлагается в начальной школе. Например, это такие задания как:
- write about yourself/ your family/ relatives (напишите о себе/своей семье/родных);
- write about your favorite food/ toy/ pet/subjects (напишите о вашей любимой еде/игрушке/домашнем питомце/ школьных предметах);
- write an e-mail about yourself (напишите о себе в виде интернет сообщения);
- write a note for your mother (shopping list) (составьте список покупок для мамы).
В старших классах раздел Portfolio боле сложный и требует длительной подготовки. Задание такого типа рекомендуется выполнять в домашних условиях не торопясь. На уроке учитель объясняет задание и помогает составить план выполнения творческого проекта, даёт советы, в каких модулях можно найти материал и воспользоваться им. После чего обучающиеся составляют примерный сопроводительный рассказ к будущему рисунку или поделкам. В дальнейшем учитель проверяет и корректирует замечания в работе. После проверки и рекомендаций учителя ребёнок выполняет творческий проект самостоятельно.
Кроме таких заданий языкового портфеля, которые включены в учебный материал, УМК «Английский в фокусе» предлагает отдельный комплект, который представляет собой полное собрание портфолио для каждого обучающегося индивидуально. Работу с ним обучающийся организует самостоятельно. Это очень длительная и ответственная работа. Практически все задания сопровождаются творческим подходом, в рамках урока реализовать такой проект очень сложно. Вот какие разделы включает в себя такой вид ЯП:
1) аналитическая таблица, где обучающийся каждый раз при работе с проектами заполняет данные о проделанном труде, а именно проставляет дату выполнения работы, описывает вид материала, содержание и вид работы (самостоятельная, работа в группе, совместно с учителем);
2) далее следует ознакомительный график выполнения заданий, в котором содержатся описания предстоящих работ. После выполнения каждого из них обучающийся ставит отметку о завершении работы, показывая тем самым свои успехи в изучении английского языка; 3) последующие этапы работы с языковым портфолио заключаются в выполнении различных проектных заданий согласно пройденному модулю УМК. Здесь обучающийся демонстрирует не только свой багаж знаний по пройденной теме, а также привлекает знания смежных дисциплин;
4) итогом работы является языковое портфолио (Language Portfolio), которое обучающийся оценивает самостоятельно, заполняя оценочные листы в конце каждого тематического модуля;
5) работа содержит отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле обучающегося.
Презентация портфолио первоначально проводится ребёнком в подгруппе, где он обучается. Затем, получив хорошие отзывы одноклассников и учителя, ребёнок представляет свою работу перед всем классом. По желанию обучающийся может выступить на родительском собрании и школьной конференции. Готовясь к презентации, ребёнок отвечает на следующие вопросы: Какую работу провёл для отбора материала в «Портфель»? Что получилось / вызвало трудности? Как организовал информацию? Какие технологии использовал? Была ли работа над портфелем полезна для тебя? Давая ответы на эти вопросы, обучающийся формирует навыки выступления перед большой аудиторией, тренирует свою речь, делая её с каждым разом грамотной и интересной для слушателя. Всё это способствует самоутверждению личности и формированию ценностных установок.
Для учителя портфель служит инструментом неформального оценивания достижений обучающегося по предмету и развития его личности. «Оценка в школе - это оценка не только знаний, но и желание знать тот или иной предмет. Оценка – это не то, что стоит в журнале за контрольную, а это оценка стараний и трудов, которые приложил ученик».
В заключение хочется отметить, что внедрение в практику преподавания и обучения языковых портфелей является перспективной образовательной технологией. Она не только создаёт средство неформального оценивания достижений обучающихся по предмету, но также повышает их мотивацию в дальнейшем совершенствовании навыков владения иностранным языком и межкультурного общения. Просматривая портфели, можно заметить, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты. Нет ничего выше и сильнее, и полезнее для жизни, как хорошее воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства. Портфолио является для ученика своеобразной книгой воспоминаний об определённом периоде его обучения и жизни.
К.В. Моложавенко