Выступление на тему Использование языкового портфеля учащегося для организации индивидуальной образовательной траектории при изучении иностранного языка
Выступление учителя МОБУ СОШ с.Николаевка З.З. Хайбуллиной на тему: «Использование языкового портфеля учащегося для организации индивидуальной образовательной траектории при изучении иностранного языка»
Слайд 1
Сегодня перед образованием стоит непростая задача - формирование конкурентоспособной, мобильной и компетентной личности, способной к полноценному общению в условиях полиязыковой среды. Вопросы индивидуализации обучения и формирования необходимых профессионально-языковых компетенций школьников и будущих выпускников встают особо остро.
Одним из основных положений в личностно-ориентированном подходе к обучению является направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.
Слайд 2
Каптерев П. Ф. «Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она поставит образование на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу…
Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать»
Слайд 3
Задачей школы и учителя является создание таких условий, которые бы обеспечивали развитие механизмов самообразования и самопознания личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.
Для того чтобы ученик был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, необходимо сформировать у него способность к объективной самооценке.
Главная цель педагогической деятельности учителя: развивать интеллектуальные и творческие способности учеников, с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Разработка индивидуальных образовательных траекторий – многоплановый процесс, призванный обеспечить развитие самостоятельности и инициативы личности, возможность наиболее полной реализации ее творческого потенциала для успешной деятельности в профессиональной сфере.
Слайд 4
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь реализации личностного потенциала учащегося – совокупность его организационных, деятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных способностей, проявление стиля его учебной деятельности.
В структуру ИОТ при обучении иностранному языку включаются следующие компоненты:
- целевой (цель и задачи формулируются на основе потребностей учащегося, при этом соблюдается принцип SMART (specific, measurable, achievable, result-oriented,, time-limited), т.е. цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными, определёнными во времени);
- содержательный (содержание курса обучения, материалы, контрольные мероприятия, виды самостоятельной учебной деятельности);
- технологический (используемые технологии и методы обучения: например, смешанное обучение с использованием Интернет технологий);
- диагностический (виды тестирования: входное, рубежное, итоговое; внешняя оценка достижений учащегося путем проведения пробного уровневого экзамена);
- организационно-педагогический (выстраивание индивидуальной траектории с помощью преподавателя; акцент на развитие учебных навыков и учебной автономии учащегося);
- результативный (описание ожидаемых результатов обучения: что в конце обучения учащийся должен знать, понимать, уметь и чем владеть в области аудирования, говорения чтения, письма, в области языковых аспектов – фонетики, лексики и грамматики).
При составлении индивидуальной образовательной траектории:
- преподаватель дает учащемуся возможность выбора, выступая в роли консультанта, учитывает особенности учебной деятельности, способы работы с учебным материалом, особенности усвоения учебного материала;
- для учащегося при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала с целью достичь запланированного результата.
Творческая самореализация учащегося как сверхзадача обучения раскрывается в трех взаимосвязанных целях: освоение учащимся содержания курса через сопоставление с собственными результатами, выстраивание индивидуальной образовательной траектории с опорой на свои личностные качества, создание учащимся образовательного продукта и отражение результатов в личном документе – языковом портфеле.
Слайд 5
Что такое языковой портфель?
Языковой портфель – набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений учащегося.
Слайд 6
Содержание языкового портфолио:
Титульный лист.
Содержание.
Цель изучения английского языка, создания портфолио.
Письменные работы, характеризующие процесс обучения.
Сочинения, эссе, тексты сообщений, докладов.
Рисунки, коллажи, творческие задания, презентации, проекты.
Письменные, контрольные, самостоятельные, домашние работы, тесты.
Листы оценки: родителей, учителя, рецензентов.
Листы самооценки.
Слайд 7
Задачи портфолио:
Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.
Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.
Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни.
Развить навык самостоятельной работы учащихся.
Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Продолжить работу с одаренными детьми.
Развить у обучающихся навык рефлексии.
Слайд 8
Цели создания и ведения портфолио для ученика:
отмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки, взаимооценки и оценки взрослыми;
исследовать собственное развитие в течение определённого времени;
учить учащихся оценивать себя;
ставить реальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем;
развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы;
развивать письменные навыки;
обеспечивать преемственность в процессе обучения;
узнать что-то новое и улучшить свои умения.
узнать что-то новое и улучшить свои умения.
Возможность решения данных задач позволяет сделать портфолио не только и не столько инструментом для оценки результатов учебной деятельности, сколько системой всего учебного процесса. Такая система портфолио должна предусматривать не одну только демонстрацию конечных результатов, но, главным образом, быть помощником в изучении английского языка. Она позволит обеспечивать учащихся возможностью самостоятельно ставить задачи, выбирать пути их решения, вести тренировочную работу, тестировать свои навыки, анализировать результаты, делать работу над ошибками, формулировать теоретические положения. Кроме этого, учащиеся получают возможность создавать свою справочную копилку, а также копилку своих творческих работ, лексического, идиоматического страноведческого материала. С оценочной точки зрения, система комплексного портфолио демонстрирует не только конечные успехи учеников, но и их работу в ходе освоения определенной темы или за определенный период времени, что позволяет учителю корректировать планирование работы на уроках и во внеурочной работе.
Слайд 9
Существуют несколько типов портфолио:
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов. Первый тип портфолио — это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).
Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например года).
Третий тип портфолио — проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой в выступлению на конференции.
Четвертый тип портфолио — тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
Слайд 10,11 – это примеры оформления портфолиоСлайд 12
Критерии для отбора и включения работ в портфолио:
Я думаю, мой проект красивый.
Он интересный.
Мне он нравится.
Мои одноклассники считают, что он хороший.
Я многое узнал, выполняя это задание.
Мне было интересно делать это задание.
Мой проект показывает, что я …
Я красиво написал.
Мой учитель посоветовал мне …
Этот проект показывает мои успехи в изучении английского языка.
Слайд 13
Создание "Языкового Портфеля" требует совместной работы трех заинтересованных сторон - ученика, учителя и родителей.
Посредством "Языкового Портфеля" осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся.
"Языковой Портфель" усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок.
Систематическое поэтапное заполнение "Языкового Портфеля" реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую.
"Языковой Портфель" создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения английского языка.
Итак, функции портфолио учащегося
Диагностическая – фиксирует качественные изменения в личностном росте обучающегося в процессе освоения учебного предмета за определенный период времени.
Целеполагания – способствует поддержанию учебных целей.
Мотивационная – поощряет совместные результаты достижений учащегося, учителя, родителей при изучении английского языка.
Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых учащимся при изучении английского языка работ.
Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения.
Рейтинговая – демонстрирует диапазон навыков и умений учащегося.