Статья Творческая проектная деятельность на уроках технологии
Сценарий урока технологии в 5 классе.
Тема: «Вводный урок. Творческая проектная деятельность»
Цель: ознакомить обучающихся с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе, подготовить к выполнению творческой проектной деятельности.
Дидактические средства обучения: учебник, ПК, проектор, ЭОР, примеры творческих проектов.
Формируемые УУД:
- ЛичностныеУУД:
IV. Самоконтроль. Самоопределение. Смыслообразование.
VI. Нравственно –этическое оценивание.
- Регулятивные УУД:
II. Целепологание, планирование, прогнозирование.
III. Контроль . Коррекция.
IV. Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов, прослушивают ответы. Принимают, сохраняют учебную цель и задачи.
V. Контроль и коррекция
VI. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- Коммуникативные УУД:
II. Коррекция высказанных мнений. Определение целей.
III. Осознанно и произвольно строить высказывания.
Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
IV. Контроль, оценка действий и коррекция их и высказанных мнений.
V. Договариваются и приходят к общему мнению.
VI. Обмениваются мнениями по изученному материалу, делиться впечатлениями.
- Познавательные УУД:
II. Формирование познавательной цели, Формулирование проблемы.
III.Работа с разными источниками. Анализ с целью выделения признаков. Формулирование проблемы. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей.
IV. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий.
V.Установления причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Понимать на слух ответы учащихся
Ход урока
1. Организационный момент.
1.Вступительное слово.
- Вы пришли в необычный класс
Здесь технологии научу я вас.
Мастерская оборудована для любого дела
Обработка ткани, продуктов,
создание интерьера.
Каждая девочка хорошо должна знать,
Как домашним хозяйством управлять:
Как продуктов вести экономно расход,
Как приготовить плов, желе, компот.
Должны уметь вы и шить, и вязать,
Штопать, стирать, и вышивать.
домашнее хозяйство искусство непростое,
Но вы научитесь ведь дело молодое!
Кулинарию, рукоделие все сумеете,
На швейной машине работу одолеете.
А выполняя свой первый творческий проект,
Порадуете обновкою модной или изобретете рецепт.
Коротко познакомила вас я, друзья,
С тем, что поможет освоить вам технология.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Формирование новых знаний
1.Изучение общих правил техники безопасности в кабинете «Технология»
Инструктаж по правилам техники безопасности.
Учитель закрепляет за каждой учащейся рабочее место, знакомит с опасными местами в кабинете, требующими особой осторожности в обращении с ними.
- На уроках технологии вам придется пользоваться режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций. Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо неукоснительно выполнять все правила по технике безопасности.
Правила техники безопасности подразделяются на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
(Учащиеся записывают в тетрадь.)
1. Приходи на урок за пять минут до звонка.
2. Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учи-
3. Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ).
4. Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.
5. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
6. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
7. Употребляй инструмент только по назначению.
8. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
9. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
10. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование в беспорядке.
11. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
12. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
13. Не разговаривай во время работы.
14. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
15. Во время перемены выходи из кабинета.
16. По окончании работы убери свое рабочее место.
2. Ознакомление с действиями на случай чрезвычайных ситуаций при эвакуации из кабинета технологии.
3. Ознакомление с принадлежностями, материалами, инструментами, которые понадобятся на уроках: тетрадь для записей, лучше в клеточку, масштабная линейка, линейка обычная, угольник, карандаш, фломастеры, сантиметровая лента, ножницы, нитки хлопчатобумажные, иглы для ручных работ, лоскуты ткани хлопчатобумажные, миллиметровая бумага, булавки, ткань для изготовления фартуков, набор для вышивания.
4. Творческая проектная деятельность.
В общеобразовательной области «Технология» творческий проект является неотъемлемой частью в обучении.
Творческий проект - это самостоятельная творческая итоговая работа учащихся. При выполнении творческого проекта, учащиеся показывают уровень своих знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках технологии. Творческий проект выполняется под руководством учителя и состоит из двух частей: творческой и практической.
Проект можно разбить на три этапа:
1) организационно-подготовительный (поисковый)
2) технологический;
3) заключительный.
Творческий проект лучше выполнять на листе формата А4. Описывают все этапы разработки и выполнения творческих работ.
На первой странице оформляется титульный лист, где отражается тема проекта, кто разработал, класс, школа, руководитель проекта (учитель технологии), год выполнения проекта.
На второй странице идет оглавление, где описывается последовательность выполнения проекта.
1. Обоснование возникшей проблемы и потребностей.
Проблема - это самый первый шаг в процессе выполнения творческого проекта. Проблему может поставить учитель, или же сам ученик может ее определить. Из множества проблем необходимо выбрать несколько самых существенных. После выбора темы проекта учащиеся указывают причину выбора (проблему), т. е. назначение и где будет применяться, определяется конкретная задача и ее формулировка. Создается план организации работы по изготовлению проектируемого изделия. Для большей наглядности можно воспользоваться звездочкой обдумывания, где в центре - объект исследования, например
Такой план создается для того, чтобы не упустить каких-либо важных моментов в разработке изделия.
2. Выбор модели. Составление описания внешнего вида модели.
Создается банк идей и предложений, где учащиеся предлагают несколько моделей различной формы и фасона. Анализируют достоинства этих моделей и недостатки. Описывают внешний вид. Выбирают самый приемлемый для каждого ученика вариант. Оценивают все выбранные идеи:
по доступности;
цене (себестоимости);
продуктивности выполнения;
срокам выполнения. Обосновывают выбранную модель.
3. Выбор ткани.
При выборе ткани учитывают способ отделки ткани, ее свойства и необходимое количество ткани для данного изделия.
4. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, используемых в работе.
Описываются все инструменты, оборудование, приспособления, которые используются, дополнительные материалы, используемые при работе, например, бумага для, построения выкроек, журналы мод и т. д. А также описывается техника безопасности, которую соблюдали при работе.
5. Конструирование и моделирование изделия. В данный пункт входит:
снятие мерок (необходимых для построения чертежа выкройки);
расчет конструкции по формулам;
построение чертежа;
моделирование изделия (на основу изделия наносятся фасонные линии, дополнительные детали, отделка, новые конструктивные линии и т. д.).
Проводят, если необходимо, корректировку выкройки.
6. Технологическая последовательность.
Описывают технологическую последовательность обработки изделия. Можно описать в виде инструкционной карты, вместе с рисунками операций.
7. Расчет себестоимости изделия. В расчет включают и описывают:
расходы на материалы;
расходы на электроэнергию;
амортизация оборудования;
расходы на оплату труда.
8. Далее описываются возможные пути реализации выполненного изделия.
9. Обязательно в творческий проект включают экологическое обоснование.
10. В проекте также должен быть рекламный проспект. Реклама - это информация, которую предлагают фирмы или
предприятия для покупателей, потребителей ее товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществах, а также о деятельности самой фирмы или предприятия.
Цель рекламы - это привлечение внимания потребителей к товарам или услугам и повышение спроса на них.
Реклама должна отвечать следующим требованиям:
не вызывать у людей отрицательных эмоций;
быть правдивой;
конкретной;
сообщать потребителю то, что он желает услышать или увидеть;
вызывать интересу покупателя.
Рекламный проспект изделия - это необходимая часть проекта. От рекламы зависит, сможет ли изготовитель продавать продукцию или нет.
Реклама может включать в себя:
- товарный знак фирмы (или кто производит);
- наименование изделия, его назначение;
- несколько рекламных фраз.
11. В конце проекта обязательно должна быть оценка проделанной работы, где учащиеся описывают свое мнение о выполнении творческого проекта. Оценивается трудоемкость работы, что мешало, что помогало.
Оценивается качество выполненной работы, соответствует ли готовое изделие задуманному.
12. Итогом работы является защита проекта.
Учащиеся самостоятельно выполняют практические работы по изготовлению изделия.
Учитель контролирует процесс изготовления, оценивает поэтапное выполнение работы. После выполнения каждого этапа, учащиеся записывают все в творческий проект. Проект может выполняться как индивидуально, так и группами.
IV. Самостоятельная работа.
Работа с учебником.
III. Контроль формирования знаний.
1. Беседа с учащимися по общим правилам техники безопасности.
Вопросы:
Какие требования к содержанию своего рабочего места вы должны выполнять?
Где находятся и как располагаются инструменты во время работы?
Почему у каждой из вас закреплено определенное рабочее место? С чем сопряжено это правило?
Где и как хранятся материалы, оборудование, инструменты?
Какой должна быть одежда учащихся на уроках технологии?
В каком виде необходимо содержать свое рабочее место?
Какие требования к дисциплине должны вами исполняться неукоснительно? Почему это так важно?
Какими инструментами и оборудованием можно пользоваться на уроках технологии?
Что вы должны сделать по окончании работы?
Сделайте вывод: что обеспечивает строгое следование правилам техники безопасности? К каким последствиям может привести игнорирование этих правил?
После проведенного инструктажа учащиеся должны расписаться в журнале учета инструктажей по технике безопасности.
- Что такое проект?
- Почему он называется творческим?
- Необходимость выполнения творческого проекта.
- Назовите этапы выполнения творческого проекта?
V I. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Синквейн (5 предложений отражающих тему)
1. Было интересно.
2. Я понял(а), что..
3. Я научилась(ся)
4. Теперь я могу.
5. Мне захотелось.
VI. Домашнее задание: Выучить общие правила безопасности. Прочитать введение, параграфы 1 и 2.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15