Статья Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии
Из опыта работы
учителя технологии
МБОУ «СОШ № 48»
Бордюговой Т.И.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Под этим методом понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной учебно-познавательной задачи, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Важно не смешивать понятия «проект» – как результат деятельности и «проект» как метод познания. Метод проектов предусматривает наличие проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме и может быть использован как на одном уроке, так и серии уроков.
Он предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным.
Сегодня проблемы реформирования системы образования связаны с наиболее актуальной и интенсивно обсуждаемой идеей компетентностного подхода. В связи с тем, что компетенции формируются в деятельности, одной из образовательных технологий, способной поддержать компетентностный подход и образовании, считается метод проектов как технология «деятельностного обучения». Он активно используется учителями-предметниками, педагогами-воспитателями во внеучебной деятельности, в профессиональной подготовке среднего и высшего звена.
Использование метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы. А так же ее значимости для учащихся, его семьи, школы, общества и переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения с целью получения изделия заданного качества.
Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения. Такие сквозные линии, как информационные технологии, черчение и графика, экономика, экология, проходят через большинство проектов.
Цель проектной деятельности учащихся в рамках новых ФГОС: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Работа учителя заключатся в том, чтобы развить индивидуальные творческие способности учащихся в процессе выполнения проектной деятельности. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1.Способствовать формированию у школьников креативного мышления.
2.Создавать условия самостоятельного выбора разрешения проблемных ситуаций.
3.Способствовать формированию у школьников социальной позиции полноправных и ответственных хозяев жизни.
4.Помочь школьникам в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой.
Обязанность учителя – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности.
Положительные аспекты метода проекта состоят в следующем:
1. Системное закрепление знаний по другим предметам (проекты дают дополнительные возможности).
Знания, полученные на уроках химии и физики, могут быть использованы для принятия правильного решения по отбору оптимальной формы, действий изготовления планируемой учениками вещи. Знания по биологии используются, когда учащиеся обдумывают эргономические факторы изготовления. Математические и пространственные знания и умения развиваются, когда планируют и оценивают свои идеи, взвешивают и измеряют материалы, разрабатывают модели по текстильным проектам или делают чертежи. Эстетические способности развиваются, когда ученики принимают решения по поводу внешнего вида, цвета или текстуры изделия.
Метод проектов не только помогает закреплять полученные по другим предметам знания и умения, обеспечивая соответствующие ситуации, в которых эти знания могут применяться. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, «подстегивают» развитие интереса к другим предметам. Все предметы значительно выигрывают от интеграции различных дисциплин при обучении технологии.
2. Развитие когнитивных умений (знаниевых).
Обучение технологии через проекты развивает когнитивные навыки и умения, что является очень полезным для учеников, каким бы видом деятельности они ни занимались. Здесь у учеников совершенствуются и развиваются умения выбирать правильную стратегию для разрешения конкретной задачи.
3. Развитие социальных и физических умений.
Ученики развивают свои физические умения, когда они учатся работать с инструментами, оборудованием и другой техникой. У них развиваются «социальные» умения, когда они исследуют потребности (может быть, через простейшее исследование рынка потребления), испытывают свое изделие и просят других оценить его. У них развивается умение выслушивать критику и вести критическое обсуждение. Самое важное то, что при групповой работе развиваются «социальные» умения работать в команде.
4. Развитие уверенности в своих силах.
Ученики учатся подходить к окружающему их миру творчески, учатся уверенности в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь людей. Они учатся воспринимать себя как активных и способных на многое людей, а не простых получателей готовых знаний.
Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволяет:
- активно развивать личностные качества и способности школьников;
- повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся;
- усилить уверенность учащихся в собственных силах (в ходе работы над проектом обеспечивается максимальная самостоятельность учащихся от идеи до ее воплощения);
- поднять имидж учителя (использование в обучении передовых педагогических технологий);
- включить в процесс обучения учащихся их родных и близких (помощь в поиске информации, разработке, оценке объектов проектирования).
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Образовательная функция метода проектов подразумевает знакомство обучающихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция использования метода проектов состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовать их интересы и способности, приучает к ответственности за результаты своего труда, формирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.
Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.
Проектная деятельность обучающихся состоит из следующих этапов:
Постановка цели: выбор темы проектного задания с учетом его практической значимости, выявление проблемы, формулировка задач.
Оценка материальных, финансовых и интеллектуальных возможностей, необходимых учащемуся для выполнения проекта.
Сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных.
Разработка идеи выполнения, планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и экономики, самообразование учащихся в процессе работы над проектом
Обобщение результатов и выводы.
Оценка качества выполненной работы, защита проектов, анализ успехов и ошибок.
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.
Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний.
На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале учителем проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с бригадами (группой учащихся от 3 до 5 человек). Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы «Технология», быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Желательно учащихся заранее ознакомить с темами заданий. Они могут выбираться ребятами по любому модулю программы «Технология».
Программа «Технология» дает право учителю окончательно выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы.
Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы: индивидуальные особенности учащихся, учебно-материальную базу. Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее. Следует учитывать межпредметные связи, возрастные и физиологические возможности школьников, общественно-полезную или личностную значимость проекта (значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или рынка), подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской, безопасные условия работы учащихся, возможность социологизации учащихся.
Рассмотрим примеры работ учащихся творческой группы. При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы учащихся.
Например, возьмем раздел «Художественная обработка материалов». В пятом и шестом классе это может быть аппликация, вышивка; в седьмом - лоскутное шитье. Эти темы могут быть пройдены во время уроков. Как их закрепление может быть создан групповой проект, включающий индивидуальные работы учащихся, собранные во внеурочное время в панно или одеяло. Получается большое изделие, созданное группой обучающихся. Это единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами, имеют дизайнерское решение. При этом построение деятельности должно соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа решает одну проблему, совместно овладевая общей темой.
Так было создано масштабное панно «Подводное царство», работа над которым позволила раскрыть коммуникативные особенности каждого участника проекта. Желательно не вмешиваться в тот момент, когда дети распределяют свои функции в процессе работы над проектом, но иногда это бывает необходимо, и тогда учитель помогает найти им наиболее оптимальный вариант организации своей деятельности. Панно «Подводное царство» выполнено в технике аппликация. Содержит тринадцать фрагментов, каждый – индивидуальная, кропотливая работа. Эскизы выполнены каждой из участниц проекта самостоятельно. Каждый из них – мини портрет маленькой мастерицы. Вроде бы небольшая работа. Но сколько времени и сил потребовалось на каждый фрагмент. Пригодились знания по живописи, композиции, подбору цвета, ткани, освоению техники вышивки и аппликации в более полном объеме.
Например, проект «Текстильные материалы в интерьере кухни», 8 класс. Цель проекта: актуализировать знания учащихся в области швейного производства, научить применять их для создания различных изделий из текстильных материалов. В рамках данного проекта каждая ученица самостоятельно разработала и выполнила собственное неповторимое изделие: шторы на кухню, шкатулку, чехол для стула, панно из лоскутков, комплект салфеток для кухни, диванную подушку, грелку на чайник, подставки под горячее, декоративный карман для мелочей.
Каждый год мы работаем над созданием коллективных проектов по изготовлению сценических костюмов, непосредственно сотрудничая с детским театральным коллективом «Синяя птица» и солистами-вокалистами.
В этом проекте могут сотрудничать дети 6-8 классов на внеурочной деятельности. Этот возрастной симбиоз может давать поразительные результаты совместной творческой деятельности.
Проект оценивается по следующим критериям:
1) за творческую работу;
2) за оформление работы (как творческой работы, так и пояснительной
записки);
3) за содержание пояснительной записки;
4) за защиту проекта.
Также оценки дети получают и в процессе работы. При выполнении проекта у учащихся развиваются не только умственные способности, но и практические знания и умения. Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Без постановки перед учащимися проблемных заданий, проекты теряют свою роль как средства развития творческих способностей учащихся.
Опыт работы показывает, что работа над проектами действительно помогает учащимся быть самостоятельными, развивать критическое мышление.
Внедрение в образовательный процесс метода проектов открывает значительные возможности для развития самостоятельности, коммуникативных навыков, организационных и рефлексивных способностей школьников. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика.
В итоге активная проектная деятельность способствует формированию личности, способной к творческой преобразовательной деятельности.
Литература
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
2. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000.
3. Зарипова Е. И. Использование учебных задач для реализации краеведческого содержания предмета «Технология» в 5-9 классах. Методические рекомендации для учителей. – Омск: ООИПКРО, 2004
4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.
5. Гуревич М. Работать становится интереснее и учителю, и ученику. – Учитель. 2002, №1.
6. Похомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
7. Пономарева Н. А. Технология 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках. – Волгоград: Учитель, 2010
Click to enlarge image p19k04c4k11r7lfrd15jl1ddo1l71dРисунок 2Click to enlarge image p19k04c4k11r7lfrd15jl1ddo1l71d.JPGClick to enlarge image p19k04c4k11r7lfrd15jl1ddo1l71dРисунок 5Click to enlarge image p19k04c4k11r7lfrd15jl1ddo1l71d.JPGРисунок 8C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Синяя птица документы 2015\Рисунок1.pngРисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Гастроли jpg\фото конкурсов 2015\p19ebr8j6cu9jla11fec1nbh1eos7.jpg