Статья Проектная деятельность на уроках технологии


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Назаренко С. А.
МБОУ СОШ №31 г. Белгорода
В настоящее время в системе образования, особое место занимает формирование у школьников самостоятельного мышления. Главная целью школы - подготовка ученика к самостоятельному выбору своего пути и к готовности самостоятельно решать проблемы.
Особое место занимает организация проектной деятельности. Метод проектов не является новым в педагогической практике, но сегодня его относят к педагогическим технологиям XXI в.
Проектная технология - это одна из инновационных технологий, которые позволяют решить ряд задач, стоящих перед школой: активизирование творческой деятельности школьников, осуществление связи с жизнью, способствование освоению действительности.
Сущность и ценность методов проектов состоит в том, что он позволяет школьникам найти и выбрать деятельность себе по душе и интересам
Основные требования, предъявляемые к проектам: 1.Активная работа школьника. 2.Использование правил обучения и основных норм поведения. 3.Целесообразная с любовью проводимая работа ученика в общественной среде, т.е. «целевой акт», к которому и применяется термин «проект».[3]
Метод проектов всегда направлен на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную или групповую), выполняемую в течение некоторого времени. Метод проектов всегда направлен решение какой-то задачи. Решение задачи предполагает, с одной стороны, использование объединения, различных методов, средств обучения, а с другой, предусматривает использование знаний и умений. Итоги проектов должны быть «осязаемыми». Метод проектов заключается в объединении исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Основные характеристики педагогической технологии:
- достижение поставленной цели
- теоретические знания
- взаимодействие учителя и учащегося
- условия оценивания и результат.
Задачи выполнения проектной технологии:
1. Повышать самооценку учащихся.
2. Развивать у школьников коммуникабельность, умение сотрудничать, оказывать помощь друг другу.
3. Развивать умение поиска пути решения для достижения целей поставленной задачи.
4. Развивать у школьников наблюдательность, умение строить предположения, обобщать, мыслить аналитически, делать выводы и заключения.
При работе над проектом учащиеся рассматривают существующие в реальности процессы, конкретные ситуации, конструируют новые процессы, объекты и т.д.[4]
Основные этапы создания проекта:
Постановка цели, задач, выяснение проблемы, выдвижение гипотезы.
1. Рассмотреть существующие видов исследования, выбор способов.
2. Самообучение и упорядоченность знаний по теме данного проекта.
3. Обдумывание хода деятельности, распределение поручений.
4. Исследование: рассмотрение отдельных вопросов, упорядочение найденной и полученной информации по теме проекта.
5. Систематизация результатов и оформление выводы.
6. Анализ успехов и корректировка допущенных ошибок.
Современный проект школьника - это средство развития познавательной активности, развития индивидуальности и в то же самое время формирования личностных качеств.
Существуют проекты различных форм. Например, создаются технологические карты, изготавливаются различные изделия, организовываются различные фото и видео отчеты и др.
По времени выполнения можно выделить 3 вида учебных проектов:
- краткосрочные (выполняются в течение 2-6 часов);
- среднесрочные (выполняются около 12-15 часов);
- долгосрочные, требует большого времени на выполнение (поиск материала, его анализ, выдвижение гипотез, создание отчета и т.д.)
Можно классифицировать проекты по содержанию:
- монопредметным (проекты, выполненные только по одной дисциплине);
- межпредметным (объединяется сложная тематика нескольких предметов, например, история и технология; физика и технология, химия и технология, ИЗО и технология и др.);
- надпредметным (выполняется на факультативах, кружках).
По включенности в учебные планы проект может быть:
- итоговый (учитель оценивает знания учащихся по определенной теме или разделу);
- текущий (основная часть материала выносится на самообразование и проектную деятельность).[1]
Основные составляющие технологической нити проекта на уроке технологии: начинание, планирование, принятие решения, выполнение, оценка результатов, защита.
Проектная деятельность дает школьникам возможность использовать свои знания, повышает самооценку, формирует технологическую культуру и творческий подход при выполнении работ, чувство гордости за проделанную работу. В ходе выполнения проекта школьники не только изготовляют различные изделия, но и проводят исследования. У учащихся возникает желание и возможность составить, проанализировать, провести эксперимент и воплотить все свои идеи в материале.
Объединение учащихся в группы, подгруппы для создания проекта – одна из форм работы с ними. Это соединение (в различных формах) выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником.
Основные идеи, свойственные групповым творческим проектам по технологии - общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, помощь, а не соревнование лежит в основе такого проекта.
Организация проектной деятельности в группе начинается с правильного размещения рабочих мест учащихся, чтобы они могли обсуждать вопросы по своим темам и видеть друг друга. Необходимо выбрать тему для работы школьников в группе и раздать индивидуальные вопросы для каждого учащегося, определить функциональные обязанности при выполнении задания, определить ответственного. Объяснить учащимся методику работы в подгруппах.
На практике приходится внедрять проектную деятельность в обычные уроки, творчески подходя к выбору технологий и способов организации работы школьников в группе в зависимости от поставленных задач и этапа урока.
Работа над проектами позволяет формировать особые качества: умение работать коллективно, нести ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, делать выводы, применять полученные умения и знания на практике.
Подготовка к проектной деятельности начинается с выполнения на уроках технологии мини-проектов, при реализации которых проектная деятельность встраивается в обычных урок технологии. Мини-проект может быть выполнен довольно быстро. Он должен быть оригинальным по содержанию, создавать «ситуацию успеха», и в то же время содержать в себе хотя бы основные характеристики и этапы проектной деятельности. [2]
Примером такого «вводного» мини-проекта может быть работа на тему «Ручная обработка древесины: изготовление полки для цветов», «Ручная обработка древесины: изготовление складного табурета». Выполнение этой работы стимулирует творчество, изобретательность, развивает фантазию у школьников, мелкую моторику рук.
Мини-проекты могут создаваться на разные темы и в разных разделах.
На уроке технологии проекты играют важную роль, потому что они формируют коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.
Список литературы
Карачев, А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся / А.А. Карачев// Школа и производство. - 1997. - № 2. - С. 50-55.
Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова // М.: Просвещение, 2010. - 192 с.
Романовская ,М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. // Романовская М.Б. -М.:АПК и ПРО, 2002.
http://pedsovet.org