СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
Разработал: Зубова Н.О.
Учитель технологии ГБОУ №406
Пушкинского района
г. Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
В современных условиях современного мира вопрос организации познавательной деятельности обучающихся на уроках, в том числе и на уроках технологии, не утратил своей актуальности, а приобрёл современный вид. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. № 1756-Р (п.2), выделяет ведущую роль в преобразовании школы, наряду с социально-педагогическими аспектами, социально-психологических факторов, среди которых выделяется, в первую очередь, формирование потребностей обучающихся и, соответственно, социально-ценных мотивов учения. Школа должна не только помочь своим учащимся достичь формально высокого образовательного уровня, но и, самое главное, обеспечить условия для их непрерывного образования и самообразования, то есть удовлетворить насущные потребности в знаниях. Необходимо создать условия для формирования новых образовательных потребностей и их всемерное удовлетворение. «Общеобразовательная школа должна формировать целую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Следовательно, необходимо вносить соответствующие изменения и в реализуемое содержание образования, и в форму организации учебного процесса, и в применяемые педагогические технологии.
Создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей обучающихся ориентировано в моей практике на использование современных методов и приёмов обучения.
Самостоятельная работа обучающихся над разрешением поставленной проблемы, получение конкретного результата и его публичное представление – это уже характер проектной деятельности. Как учитель технологии, я провожу дессименацию своего опыта на различных уровнях. В частности, на заседании районного методического совета образовательной области «Технология» я продемонстрировала работу творческой мастерской, опирающуюся на проблему: «Метод проектов на уроках технологии как формирование ключевых образовательных компетенций». В то же время я провела открытый урок на тему: «Интерьер. Декорирование оконных проёмов», с использованием проектной технологии. В течение нескольких уроков проходила подготовка творческого проекта по данной теме, который предназначен для осуществления учащимися 6 класса средней общеобразовательной школы учебной деятельности на уроках технологии.
Тема проекта связана с изучением культурных традиций, особенностей дизайна интерьера, истории, применением информационных технологий, эстетических и экологических знаний.
Цели образовательные и воспитательные: вовлечение каждого участника проекта в активный познавательный процесс; воспитание у детей чувства патриотизма через развитие интереса к народному творчеству, культуре и традициям России и Донского края.
Задачи учебно-педагогические: формирование навыков исследовательской деятельности; овладение и развитие навыков работы с компьютерными программами Paint и Power Point; развитие творческих способностей и эстетического вкуса.
Материально-техническое обеспечение и учебно-методическое оснащение: аудио-, видеосистемы, интернет-ресурсы, школьная и районная библиотеки, фотоматериалы из журналов «Интерьер», «Домой».
Этапы проекта:
1 этап – организационный. В этой части проектной деятельности используется метапредметная деятельность. Проводится подготовка к работе: на уроках информационных технологий обучающимся предлагается разработать и представить презентацию на заданную тему. Для этого учитель предлагает вспомнить необходимую информацию об основных правилах интерьера. Урок проводится с представлением мини-экспозиций, учитель демонстрирует имеющиеся в наличие макеты, сделанные обучающимися. Обучающиеся ставят цель проектной деятельности.
2 этап – планирование. Определив задачи, обучающиеся делятся на группы (дифференцированный подход в обучении), которые работают над своим проектом. Название проекта дети определяют самостоятельно. В ходе обсуждения вырабатывается план действий, проводится аналитическая деятельность: что уже есть, что надо доработать и как действовать. Создаётся банк предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке целеполагания, корректирует работу, следит за действиями групп.
3 этап – исследование. Урок начинается с повторения изученного материала, после чего дети начинают работать с компьютером. С помощью программы Paint разрабатываются индивидуальные варианты оформления окон, которые затем обсуждаются, анализируются, доказывается актуальность своего эскиза. После совместного обсуждения принимается эскиз, макет которого будет выполнять вся группа. Учитель оказывает помощь в последовательности технологических операций.
4 этап – практическая деятельность. Цель данного этапа – сделать макет оформления окна по выбранному группой эскизу. Материалы: картон, ткань, ножницы, игла, нитки, клей, фурнитура. Учитель напоминает задачи каждой группе, после чего дети начинают работу, соблюдая технологию изготовления.
5 этап – презентация. Результаты работы представляются в виде письменной творческой работы, включающей историческую справку, печатные или рисованные разработки эскизов, описание экологического компонента и экономическое обоснование в виде графиков, таблиц и т.д.
6 этап – оценка результатов. Участники проекта делятся своими мнениями, отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы. Учитель оценивает активность обучающихся, креативность идей, качество и объём использованных источников информации, потенциал продолжения работы, качество макета и полноту отчёта.
Считаю, что разработка подобных проектов – это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. А именно на этом акцентирует внимание компетентностный подход в обучении.
Создание творческих проектов занимает одно из приоритетных мест программы по технологии, так как реализуется один из этапов программы «Одарённые дети». Смею заметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность всех этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. А если проекты, разработанные учащимися, выполняются с целью улучшения или усовершенствования быта и жизнедеятельности детей – это дорогого стоит. Испытываю гордость, когда обучающиеся проводят исследовательскую деятельность даже по, казалось бы, недоступным для их возрастной категории темам. Например, утилизация вторсырья, экология родного края. Обычные пластиковые бутылки превращаются в букеты и прекрасные вазы, бумажные салфетки – в лепнипу, а обрезки ткани – в декоративные цветы или картины. Самые оригинальные проекты дети представляют на предметных олимпиадах на различных уровнях.
Стараюсь широко использовать построение уроков на основе моделирующего обучения (игровые: квест-технологии, ролевые и ситуативные, элементы), а также технологии дифференцированного подхода в обучении (групповые формы учебной деятельности) и построение уроков на основе коммуникативных технологий (диалоговая и дискуссионная форма работы). Замечу, что важны уроки-конференции, когда вниманию одноклассников предлагаются самостоятельно подготовленные доклады обучающихся. Думаю, что при такой форме проведения уроков достигается развивающая цель, а именно – самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, ответственность за работу, отделение главного от второстепенного. А это отражает коммуникативная образовательная компетенция. Могу сказать, что в своей педагогической практике стараюсь чаще проводить элементы уроков-исследований, где обучающиеся активизируют умственную деятельность, учатся выбирать суть, анализируют, делают выводы. Все выше перечисленные технологии являются самыми актуальными на уроках технологии.
15