Современные образовательные технологии. Технология языкового портфеля при обучении иностранному языку.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Андреевой Людмилы Дмитриевны, учителя и английского языков
(Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) «Коми– пермяцкий институт усовершенствования учителей)
Выступление г. Кудымкар курсы ПК от 4.03.2013
1 слайд

ТЕМА: Современнные образовательные технологии. Технология «языкового портфеля» в обучении иностранному языку в условиях ФГОС

В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения.
Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников УУД (универсальных учебных действий), которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально - ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение их актуальными.

2 слайд

Актуальность данной проблемы определила выбор темы данного исследования: «Технология «языкового портфеля» в обучении иностранному языку в условиях ФГОС».
Объектом исследования является процесс формирование «языкового портфеля» обучающегося.

Предметом исследования является технология «языкового портфеля» в обучении иностранному языку

3 слайд

ЯП - документ, являющийся собственностью ученика, в котором он фиксирует свои достижения и опыт в овладении иностранным языком. (Н.Д. Гальскова)

4 слайд

ЯП для детей представляет собой иллюстрированный дневник, который
красочно и ярко оформлен;
* содержит ясные и занимательные задания, понятные и интересные детям;
* при этом удовлетворяется потребность младших школьников в изобразительной деятельности и т.д.

5 слайд

Языковой портфель очень важен для детей, поскольку
маленькому ученику важно осознание успеха – причём такого успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках;
* младшие школьники стремятся получить оценку себя и своей деятельности со стороны взрослых – только так развивается их самооценка: ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребёнка со взрослыми (учителем, родителями) в оценке своих результатов;

6 слайд

Языковой портфель очень важен для детей, поскольку
помогает маленькому ученику увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность;

работа с ним развивает все психические процессы детей – восприятие, мышление, внимание, память и воображение.

ЯП работает на развитие ребёнка как личности, повышение его интереса и поддержание мотивации изучения языка.

ЯП – блестящий функциональный механизм обеспечения преемственности начального и среднего образования

7 слайд

Цели, реализуемые с помощью ЯП, заключаются в следующем:
Дорогой друг!
Этот языковой портфель нужен тебе для того, чтобы:

* показать, как ты уже умеешь говорить, читать и писать на неродном тебе языке;
* отмечать в нём всё, чем ты занимаешься, изучая язык;
* складывать в него свои рисунки, творческие работы, письменные задания,
схемы, таблицы, письма, открытки, выполненные тобою на неродном языке;
* повторить слова с помощью иллюстраций, образцы заполнения анкеты,
письма или открытки, грамматику с помощью игровых заданий;
* наблюдать за тем, как ты лучше и лучше оформляешь свои работы;
* показать его учителю иностранного языка, если ты переедешь в другую школу или просто будешь показывать своим сверстникам или малышам.

8 слайд


Работа с ЯП позволит ученику:
- повысить свою мотивацию в изучении неродного языка и осознать ценность межкультурного общения в своём регионе, в своей стране и за её пределами;
- правильно организовать самостоятельную работу по овладению неродными языками;
- оценить свой уровень владения неродными языками и сопоставить его с европейскими нормами;
- определить (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений.

9 слайд

Конечным результатом может быть

защита проекта в форме презентаций, интервью (диалога), праздника, сценария, кластера, презентаций (стихов – синквейн), выпуск совместной газеты, (коллаж, плакат), сочинения, клипа, видеофильма, драматизации, ролевой игры.

Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д

10 слайд

Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС НОО:
критическое мышление (ТРКМ)
К числу современных образовательных технологий в условиях ФГОС можно отнести технологию «Развития РКМ», разработчиками которой являются американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, дона Огл. В России данная технология осваивается с 1997 г.
Я работаю над ней уже много лет.
Базовая модель технологии состоит из 3 этапов: стадии проблемы, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия:

- актуализация уже имеющихся сведений по теме;
- ознакомление с новой информацией;
- осмысление пользы и применения новых полученных знаний.

11 слайд

1 стадия - проблема
Методические приёмы

«Кластер»,
«Корзина идей»,
«Ассоциация»,
«Инструкции»,
« Перепутанные логические цепочки»


12 Слайд

2 стадия – осмысление

«Инсерт», «Рыбий скелет» (Фишбоун)
Таблица «Знаю - хочу узнать – узнал»
Таблица – синтез
Сводная таблица
«концептуальная» таблица
Таблица «Что? Где? Когда? Почему»
«Ромашка вопросов» (Ромашка Блума )

13 Слайд

3 стадия – рефлексия

Эссе
Рафт
Диаманта
Синквейн
Хайку
Шесть шляп мышления
Бортовой журнал
Двухчастный журнал

14 слайд

Синквейн
(от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

15 слайд

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное последующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – одно слово - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

16 слайд

Кластер

разработан Габриэлой Л. Рико.
«Мне нравится заниматься кластерами, т.к. данная технология стимулирует речь, активизирует воображение, вносит разнообразие в рутинную работу, повышает интерес к языку»
(Лунегова В.11а класс – моя ученица).

Технология составления карты достаточно проста:

1. Пишется слово (тема, понятие) в верхней трети листа и обводится.
2. Слова, ассоциации, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Так возникает сеткоподобный набросок идей, который вызвало одно слово - «das Cluster». В качестве Cluster (ключевого слова) могут быть использованы слова любой части речи.


17 слайд

Структура портфолио

Типы портфолио:
Портфолио документов
включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс обучающегося в какой-либо учебной сфере.

18 слайд

Портфолио процесса

Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как обучающийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии обучающегося собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.

19 слайд

Показательный портфолио

Позволяет лучше всего оценить достижения обучающегося по основным предметам школьной программы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио- и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями обучающегося, обосновывающими выбор представленных им работ.


20 слайд

Вывод:

в языковом портфеле могут быть созданы благоприятные условия для развития и поддержания мотивации учащихся к изучению иностранных языков в условиях ФГОС

21 слайд

Литература

Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков//ИЯШ. 2006. - №5. - С. 6-11.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Методика. Теория и практика обучения иностранному языку. Айрис Пресс, Москва. 2006, с. 218)
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2005. – № 3 – С.56-81
Европейский языковой портфель для России. - М.: МГЛУ; СПб: Златоуст, 2008.
Заир – Бек, Развитие критического мышления. Стадии и методические приёмы\ Директор школы. – 2005. - № 4

22 слайд

Уважаемые коллеги!

Вы можете посмотреть выставку наглядности, творческих работ моих учащихся, схем, ассоциограмм, сочинений, коллажей, сборников стихов - «синквейн», фото с уроков о деятельности учащихся.

На рабочий стол я скинула презентации из «электронного банка» моих учащихся, вы можете взять, посмотреть технологии работы с учащимися и показать в своих школах на уроках, если вас это заинтересует.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


















ПРИЛОЖЕНИЕ

Из опыта работы с учащимися. Вот так мы оформляем работы.

Der Aufsatz
Die russische Literatur spielt eine grosse Rolle in meinem Leben. Ich kenne viele Dichter und Schriftsteller, z.B.: Nikolei Wasiljevitsch Gogol, Ivan Alexeevitsch Bunin, Alexandr Sergeevitsch Puschkin, Alexandr Wasiljevitsch Kuprin und Lew Nikolajevitsch Tolstoj.


Mein Lieblingsschriftsteller ist Puschkin Alexandr Sergeevitsch. Puschkin war ein beruhmter russischer Schriftsteller. Er wurde am 26. ( sechsundzwanzigsten) Mai im Jahre 1799 (siebzehnhundert neunundneunzig) in Moskau geboren. Sein Horoskop – der Zwillinge. Sein AuBere ist so: weisse Zahne, kleine Augen, grosse Nase, dunkle, lange Haare, ungewohnliches Aussehen.
Alexandr Sergeevitsch schrieb Gedichte, romantische Poem, Prosa, Erzahlungen, Romane und Tragodien. Seine bedeutende Werke sind “Ruslan und Ljudmila” , “Kapitantochter”, “Eugen Onegin” , “Das Dorf”, “Wintermorgen”, “Dem Poet” und “Die Madonna”. Meiner Meinung nach sind Puschkins Werke aktuell, spannend, lehrreich und interessant.













Seine Werke regen zum Nachdenken an, lassen niemanden kalt. Sie wecken Neugier Interesse. Puschkins Werke widerspiegeln das Leben mit all seinen Widerspruchen. Sein Todesjahr ist der 29. (neunundzwanzigste) Januar 1837 (achtzehnhundertsiebenund
dreissig)


Alexandr Sergeevitsch Puschkins Werke haben eine grosse Bedeutung in der Weltliteratur.








Рисунок 6Описание: p_146iРисунок 4Описание: pb_308Рисунок 3Описание: g_040iРисунок 2Описание: b5g0504Рисунок 115