Игровой метод обучения иностранным языкам


Игровой метод обучения иностранному языку
К игровым методам относятся методы обучения, в которых идеализируется определенная жизненная ситуация, связанная с интересами и потребностями обучающихся. В педагогической литературе игра определяется как разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс. В игре существуют определенные правила, более конкретизированные для каждого вида игр. В игре человек удовлетворяет инстинкт познания, тренирует свою способность предугадать ту или иную ситуацию, социальные и двигательные навыки, а также может отвлечься от своих повседневных проблем (развлечение).
При обучении иностранным языкам игровые приемы позволяют учителю моделировать ситуации коммуникативного общения, приближенные к реальной действительности. Игра способна активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным и коммуникативным, развить мотивацию [Старкова 2012: 70].
На занятиях по иностранному языку большое распространение получили языковые игры (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и коммуникативные (ролевые, творческие). В ролевых играх учащиеся включаются в моделируемую ситуацию, требующую от них принятия решения на основе анализа данной ситуации. Ролевая игра предусматривает распределение учащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с заданной темой и ролями учащихся [Щукин 2010: 112]. Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между преподавателем и учащимися, который состоит из этапов, предложенных Конышевой А.В. [Конышева 2006: 51]: подготовка ролевой игры (разработка сценария, составление плана, общее описание игры, характерные особенности действующих лиц), ее объяснение (ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели, постановка проблемы, выбор ситуации, работа с пакетом документов, психологическая подготовка участников), проведение (процесс игры) и коллективный анализ и обобщение результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, рекомендации).
Коммуникативные игры нацелены на стимулирование коммуникации на иностранном языке в специально созданных условиях игры. Выбор языковых средств (лексики, грамматики, идиом) и построение высказываний осуществляется самим игроком в соответствии с заданными условиями игры и текущей игровой ситуацией. Учитель акцентирует внимание на умении учащихся решить коммуникативную задачу, а не на правильности речевого высказывания.
Языковые игры, наоборот, нацелены на формирование навыков правильной речи и тренируют определенные языковые навыки (лексику, грамматику, фонетику, орфографию). Правила языковых игр проще, действия игроков более лимитированы, правильные ответы и ходы известны учителю заранее, как в тестах.
Старкова Д.А. Управление групповой проектной деятельностью в методической подготовке учителя иностранного языка: монография. УрГПУ ИИЯ - Екатеринбург, 2012. – 291с.
Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб: Каро, 2006.-192с.
Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. 2-е изд. – М.: Филоматис, 2010. – 188с.