Методическая разработка Диагностическая работа в формате ОГЭ — 2017
Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2017
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе (бланк ответов №2) . Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Самый красивый, самый прекрасный цветок в мире, краше его во всём свете нет. В.И. Даль записал народную пословицу: «Алый цвет мил на весь свет». Все о нём знают, но никто из современных людей его не видел. Говорят, что Аленький цветочек светится днём и ночью. Это один из Жар-цветов, светящийся всегда. Если прислушаться – можно услышать издаваемую им музыку или его тихий разговор с вами и другими существами в округе. Он волшебный – может переносить человека из одного мира (царства) в другой, может изменять и останавливать течение времени, делать человека невидимым и счастливым, исцелять от болезней и защищать его от врагов и многое-многое другое. В сказке он таинственным образом связан с заколдованным царевичем – «зверем», который своим внешним обманчивым видом «чудища» пугает и отгоняет непрошеных гостей, а на самом же деле – лелеет и охраняет божественный цветочек. У каждого такого особого Цветка есть свой защитник и хранитель. Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов славянских – Ирия Небесного – и оставлен здесь в дар людям. Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14
1.“Чтобы выжить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”, - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. 2.У народов нашей планеты особое отношение к цветам сложилось тысячи лет назад. 3.В честь прекрасных растений даже праздники устраивались : в Древней Греции, например, – праздник лилий, в Англии – незабудок, анютиных глазок и первоцветов, во Франции – праздник фиалок, в Болгарии ярко отмечается праздник роз. 4.И этот список можно продолжать. 5.На протяжении многих веков люди использовали так называемый язык цветов – “селам”. 6.Еще не имея письменности, с помощью этого языка они передавали друг другу самое тайное и сокровенное.
7. Пион тонколистный - один из ярких и впечатляющих цветов Симбирского края. 8. Поражает щедрая красота этого цветка и его избирательность в отношении места обитания: произрастает он только в южной части Ульяновской области.9. Невозможно оставаться равнодушным, глядя на эту красоту.
10.В 2002 году учитель географии, фотохудожник Владислав Селищев, предложил организовать в Радищево собственный праздник цветов.11. Праздник посвящен уникальному растению- пиону тонколистному, одному из символов Ульяновской области.12. Растение, занесенное в Красную книгу, цветет в Радищевском районе13.Местные жители называют цветок «лазорьки» или «лазорев цвет» за его яркие малиново-красные лепестки. Поскольку Ульяновский - Симбирский край связан с именем Сергея Тимофеевича Аксакова, то существует мнение, что именно дикий пион стал прототипом аленького цветочка в одноименной сказке. 14. По всем описаниям дикий пион и есть тот самый "аленький цветочек красоты невиданной и неслыханной", о котором писал С.Т. Аксаков в своей знаменитой сказке.15. А рассказала ему сказку ключница Пелагея, продолжительное время жившая в низовье Волги, куда стекались вольные казаки и беглые крепостные, а также приезжали купцы со всей России, Персии, Турции.
16.В 2003 году праздник обрел новую силу, стал традиционным.
17.Незабываемы минуты, проведенные на Празднике дикого пиона. 18.Чувствуешь себя частицей бесконечного мира природы, причастным к ее судьбе и ответственным за сохранение красоты и гармонии. 19.Люди собираются здесь, чтобы радоваться каждому мгновению жизни, первозданной красоте матери-земли, с которой человек связан невидимыми нитями. 20. Они хотят воздать ей должное, отблагодарить песнями и стихами за все те чувства, что дарит она: радость, умиротворение, успокоение и надежду на лучшее.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: Почему существует мнение, что именно дикий пион , произрастающий только в южной части Ульяновской области , стал прототипом аленького цветочка в сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек »
1. Поражает щедрая красота этого цветка и его избирательность в отношении места обитания.
2. Местные жители называют цветок «лазорьки» или «лазорев цвет» за его яркие малиново-красные лепестки
3. Сказку С.Т. Аксакову рассказала ключница Пелагея, продолжительное время жившая в низовьях Волги
3. Укажите средство речевой выразительности, которое используется в предложении: «Поражает щедрая красота этого цветка и его избирательность в отношении места обитания: произрастает он только в южной части Ульяновской области»
1) олицетворение
2) просторечные слова
3) гипербола
4) эпитет
Ответ: ___________________________
4. Из предложений 7-10 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне слова.
Ответ: ___________________________
5. Из предложений 17-18 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного.
Ответ: ___________________________
6. Замените слово знаменитой в предложении 14 синонимом. Напишите этот синоним.
7.Замените словосочетание мира природы (предложение 18), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _________________________
8.Выпишите грамматическую основу предложения 4.
Ответ: _________________________
9.Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
Ответ: _________________________
10.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
В честь прекрасных растений даже праздники устраивались: (1) в Древней Греции, (2) например,(3) – праздник лилий,(4) в Англии – незабудок, (5) анютиных глазок и первоцветов, (6) во Франции – праздник фиалок,(7) в Болгарии ярко отмечается праздник роз.
Ответ: _________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 15
Ответ: _________________________
12.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
По всем описаниям дикий пион и есть тот самый "аленький цветочек красоты невиданной и неслыханной",(1) о котором писал С.Т. Аксаков в своей знаменитой сказке . А рассказала ему сказку ключница Пелагея,(2) продолжительное время жившая в низовье Волги,(3) куда стекались вольные казаки и беглые крепостные,(4) а также приезжали купцы со всей России,(5) Персии, (6)Турции.
13.Среди предложений 17 - 20 найдите сложное предложение, в составе которого есть сложноподчиненное c последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________
14. Среди предложений 7-9 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.
Ответ: _________________________
Используя прочитанный текст из части , выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевич Паустовского: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста : «Они хотят воздать ей должное, отблагодарить песнями и стихами за все те чувства, что дарит она: радость, умиротворение, успокоение и надежду на лучшее.» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ключ
За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Номер задания
Правильный ответ
2
3
3
эпитет
4
избирательность, произрастает
5
бесконечного
6
известной
7
природного мира
8
можно продолжать
9
6
10
2,3
11
3
12
4
13
19
14
8
15