Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Система оценивания деятельности учащихся и её роль в формировании самооценки младших школьников
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ЕЁ РОЛЬ
В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В РАМКАХ ФГОС
Составитель: Шашкова Вера Васильевна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории Муниципального общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа №10
муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно-практических проблем и задач.
Согласно ФГОС основными результатами начального образования является не только формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; а также индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной и сфере саморегуляции.
Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенствованию, способный быть субъектом учебной деятельности.
Вот почему именно в начальной школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно - оценочной самостоятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1.Фиксировать цели оценочной деятельности.
2.Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3.Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Исходя из этого, новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
Ответом на эти вопросы стала разработка технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Она представляет собой семь правил (принципов), определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.
Что же такое оценивание?
Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
В учебном процессе оценка выступает одновременно и как цель, и как элемент содержания, и как средство обучения и учения. В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей:
учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,
родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,
учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся.
Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов.
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
Оценивать можно только то, чему учат.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В условиях технологии оценивания ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.).
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения заданий повышенной сложности.
Существует две модели оценочной деятельности.
Это внутренняя оценка, которая осуществляется учителем, учеником, образовательным учреждением и родителями, и внешняя оценка, которую осуществляют государственные службы в форме мониторинга системы образования и аттестации выпускников.
Все формы контроля и учёта достижений можно разделить на три группы:
стартовая диагностика;
текущее оценивание, которое тесно связано с процессом обучения;
итоговое оценивание.
Оценивание может осуществляться по-разному:
В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):– отметка;– результаты теста в баллах.
В виде качественного показателя:– словесные высказывания о процессе и результате работы;– эмоциональная реакция.
Важно, что в процессе оценивания ученики должны стать равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, а также уметь их оценивать самостоятельно.
Текущая аттестация может проводиться в форме
устного опроса;
письменной самостоятельной работы;
диктанта;
контрольного списывания;
тестовых заданий;
графических работ;
докладов;
изложений;
сочинений;
творческих работ и др.
Итоговая аттестация проводиться в форме
диагностической контрольной работы (комплексной);
диктанта;
изложения;
контрольной работы;
контроля навыков чтения.
О результатах внеурочной деятельности мы можем судить по
участию учащихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;
активности в проектах;
творческим отчётам.
В чём же главное отличие текущей аттестации от итоговой?
Каждый ученик имеет право отказаться от выставления текущей отметки!
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё только овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку, за которую нельзя карать.
Исключением является задание, которое даётся на уроке по давно изученным темам (по которым уже прошли контрольные работы). В этом случае учителю необходимо заранее, до того как дать задание ученикам, предупредить, что это давно изученный материал, и отказаться от отметки ученики не смогут.
В отличие от текущей в ходе итоговой аттестации за задачи, решенные в ходе контрольных (проверочных) работ по итогам темы, группы тем, отметки ставятся всем ученикам. Это своеобразный «зачёт», который нельзя обойти. Каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
Если ученик не справился с какой-то задачей (заданием) проверочной работы или не присутствовал на ней, ученик ОБЯЗАН пересдать материал контрольной работы.
Но бывает и так, что ученик ХОЧЕТ пересдать и получить отметку выше неудовлетворительной.
Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока (например, до конца четверти).
Для такого случая существуют определённые правила «ПЕРЕСДАЧИ» :Заранее оговорить с учениками порядок реализации их права на пересдачу контрольной работы: когда и как это может делать учитель (этап одного из следующих уроков, урок-пересдач в конце четверти, после уроков)
На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их работы со своими отметками
Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, но обязательно без указания тех учеников, которые их совершили.
Ученики просматривают свои работы. Могут аргументировано оспорить выставленную учителем отметку. Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки).
Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с каким-либо заданием – должны их пересдать!». Учитель спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает принятые сроки и порядок пересдач.
В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.
Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль.
Способность к самооценке – важнейшее качество личности, позволяющее контролировать собственную деятельность, делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяющее уровень стремлений и ценностей человека, характер его отношений с окружающими.
Содержательное самооценивание неразрывно связано с умением контролировать себя, сравнивать свой результат с правильным, что немаловажно в учебной деятельности. Содержательная самооценка и взаимооценка необходима для того, чтобы сформировать и развивать оценочную деятельность у детей. Эти же составляющие становятся и условием, и результатом сотрудничества между учителем и учеником.
Научить ребят объективно оценивать свои ответы невозможно, не научив их объективно оценивать ответы своих одноклассников. Поэтому, наверное, в начальной школе дети с большим желанием оценивают друг друга, нежели дают оценку своим действиям и знаниям. Для того чтобы дети научились адекватно оценивать сначала одноклассников, а впоследствии и самого себя, необходимо вместе с детьми вырабатывать четкие критерии, по которым легко вынести суждение об ответе и поставить отметку. Большая трудность в устной оценочной деятельности в том, что дети в начальной школе не умеют еще аргументировать достаточно емко и точно, и оценивание занимает много времени на уроке.
При взаимооценке работа чаще всего происходит в парах: пересказ текста друг другу на устных предметах, взаимоконтроль с последующей оценкой написанного за урок по русскому и математике, кратковременные самостоятельные работы с проверкой по эталону, взаимодиктанты словарных слов с последующей проверкой по словарю.
Где же найти время для развития умения самооценки?
Прежде всего, это урочная деятельность, где формируется умение оценивать результаты учебной деятельности. На каждом уроке невозможно уделять время на развитие умения оценивать свои результаты. Такие уроки проводятся приблизительно раз в неделю.
Также это внеурочная деятельность, где формируется умение оценивать действия и поступки вне учебной деятельности – это кружки, классные часы и др.
Процесс формирования самооценки начинается уже в 1 классе даже при отсутствии балльных отметок.
Сознавая, что в 1-м классе, ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок детям предлагается уже на первых уроках обозначить своё настроение.
Например, смайлики, кружки с цветами светофора, знаки «+» и «-». Позже цветные сигналы и символы используются и для оценивания своих достижений:
зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;желтый цвет – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен; красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.
Эти сигналы использовались и для рефлексии учебной деятельности:зеленый цвет – работа понравилась, хочу выполнить еще;желтый цвет – работа понравилась;красный цвет – работа не понравилась.
Для рефлексии используются не только сигналы, но и обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят.
Такие же символы можно использовать для самооценивания письменной работы в тетрадях и прописях.
Начиная с оценки своего настроения, через 2–4 недели дети уже учатся сравнивать цель и результат.
Примерно через месяц устанавливается порядок оценки своей работы.
Дети учатся признавать свои ошибки, учатся признавать свою неудачу, таким образом, используя умение самооценки.
В последующих классах при появлении балльных отметок учащиеся используют правило: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты.
Ребята могут самостоятельно оценить, насколько они научились выполнять то или иное задание – поставить «+» или не ставить «+». Или поставить себе отметку по принятой в классе шкале. Например: «5» (делаю это отлично, без ошибок), «4» (делаю это хорошо, иногда с ошибками) и т.д.
Позже можно предложить каждому сравнить свою самооценку с результатами контрольной работы и сформулировать вывод: «Какие у меня достижения и что мне надо сделать лучше?»
Сформированное умение самооценки ученики могут использовать в процессе обучения. Например, после проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.
Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.
Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.
Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!
Итак, выделим наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.
1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок, либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.
2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.
3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.
4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.
Можно выделить у учащихся следующие показатели сформированности самоконтроля и самооценки: умение перед началом работы спланировать ее; умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; умение самостоятельно давать оценку своей работы.
Формирование самоконтроля и самооценки - процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т.п.) Формируемый навык контроля, самоконтроля и самооценки в свою очередь способствует созданию условий для формирования самостоятельности.
Таким образом, мы видим, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
Именно включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность позволяет им приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии), что в свою очередь ведёт к повышению уровня мотивации, развитию коммуникативных навыков, умения слушать и слышать, формированию в ребенке живого интереса к получению знаний, к исследовательской деятельности.