Доклад Виды промежуточных форм контроля в школе и система оценивания ЗУН
Доклад на тему:
«Виды промежуточных форм контроля в школе
и система оценивания ЗУН»
Подготовил:
учитель начальных
классов МКОУ СОШ № 6
Фидакова Елена Фёдоровна
2014 год
Система оценивания образовательных результатов
Особенности системы оценивания Объект оценивания
ЗУН, познавательные, регулятивные результаты личностные результаты
Форма Персонифицированная количественная оценка Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка
Средства фиксации результатов оценки Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога).
Характеристики обучающихсяСпособ (поэтапность процедуры) Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера
Условия эффективности системы оценивания Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога
Контроль – один из важнейших этапов обучения. Чтобы правильно строить процесс обучения, необходимо знать уровень развития того или иного ребенка, вовремя проводить коррекцию заданий, отслеживать динамику роста творческих способностей. Для этого нужна хорошо налаженная система контроля и оценивания, разнообразная по форме и содержанию, не отнимающая много времени, включающая все виды контроля, отдавая приоритет самоконтролю.
Опыт показывает, что высоких качественных результатов в своей работе добиваются те учителя, которые работают по четко спланированной системе ежедневного опроса, умело сочетают различные виды устного и письменного, индивидуального и коллективного опросов, текущего и итогового контроля, то есть контроль знаний, умений и навыков берут под постоянное наблюдение.
Промежуточный контроль проводится обычно на основе материала одного раздела программы или одной темы.
Цель учета и контроля знаний, умений и навыков – формирование у школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения к успехам и недостаткам в работе, а также развитие способности к творчеству и привычки к самоконтролю. Отметка в классном журнале – это и мера поощрения за проявленное усердие, и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание правильно организовать свой труд. Контроль и оценка результатов учебной деятельности побуждает ребят своевременно и старательно выполнять порученные задания, совершенствовать свои знания, умения и навыки, т.е. проверка, стимулирует учащихся к самостоятельной деятельности, предупреждает пробелы в знаниях, способствует выявлению путей повышения эффективности обучения.
Результаты контроля помогают наметить, что необходимо сделать для того, чтобы каждый ученик действительно усвоил требуемый учебной программой материал.
Возможен контроль в форме зачёта или письменной контрольной работы, практической работы, математического диктанта, ЗНУС, диктанта с грамматическим заданием, контроля техники чтения, выполнения ученического проекта. Можно использовать нетрадиционные формы урока. Методически высокоэффективными являются урок–игра, урок-викторина, урок–конкурс, урок-презентация (защита проекта), урок–конференция, урок- экскурсия и другие формы занятий. Смена привычной обстановки создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса/параллели, а также реализуются с непременным использованием слуховой и зрительной наглядности. В этих условиях удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:*осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;*обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;*предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Метод проектов.Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования.Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся, даёт простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.Использование проектной технологии создаёт условия, при которых учащиеся: *самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
*учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
*приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
*развивают у себя исследовательские умения.
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни.
На уроках можно использовать и такую форму контроля
как взаимоконтроль. Он основан на коллективном способе обучения. Проводя опрос, работа организуется парами, используются карточки с вопросами и ответами. Каждый задает своему напарнику вопросы по карточке и по ней же проверяет его ответ, в случае необходимости поправляя и дополняя его. Взаимопроверка значительно повышает активность учащихся, развивает мышление, речь, создает условия для естественного общения детей.
Устная проверка позволяет в полной мере выявить знания ребёнка, развивает его речь и мышление, но она не даёт возможности сравнить ответы разных учащихся на один
тот же вопрос, чтобы сделать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом по тому или иному вопросу. Кроме того, устная проверка занимает много времени. Письменная проверка знаний позволяет выявить знания учащихся целого класса за сравнительно короткий срок, она может быть проведена на любом этапе урока. Самостоятельные работы – им придается особое значение в системе контроля знаний, умений и навыков.
Здесь преследуется две цели:1.Дать возможность ученику проверить уровень своих знаний и умений.
2.Способствовать более глубокому развитию умений по применению своих знаний.
Вопросы, включаемые в самостоятельную работу должны содержать максимально большее число вариантов и разную степень сложности, это позволяет каждому взять тот вариант и степень сложности, что ему под силу. На самостоятельной работе ученик может пользоваться любой справочной литературой, содержащей формулы, законы, расчёты и т.д. При самостоятельных работах не преследуется цель заучить формулы, а главное уметь их применять. При выполнении самостоятельных работ вполне возможна и целесообразна разумная подсказка учителя, поскольку наряду с контролирующей функцией самостоятельная работа решает, и задачи выработки умений применять знания на практике. В отличие от самостоятельной, контрольная работа должна быть одинаковой трудности для всех. Практика показывает, что контрольные работы порождают у детей определенную неуверенность, боязнь получить двойку. Такое психологическое напряжение приводит порой к заметному искажению истинной картины знаний .В последнее время широкое применение стала находить проверка знаний, умений и навыков с помощью тестов. Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить большой объём содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения учебного материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их. Тестовый контроль позволяет сравнить результаты нескольких классов и даже разных школ.(Тесты по окружающему миру, русскому языку, проверочные работы по математик)В то же время тестовый контроль знаний, умений учащихся не лишен недостатков. Выбор из предложенных ответов, одного правильного, допускает определенную вероятность его угадывания, возможность списывания правильного ответа у соседей. Тестовый контроль не позволяет проверить умение учащихся логично излагать изученный материал, доказательно строить ответ, иллюстрировать его примерами. С помощью тестовых заданий трудно проверить уровень овладения школьниками практическими умениями. Наиболее целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки использовать в сочетании с традиционными. Так, следует включать в тест кроме заданий с выбором ответа задания со свободным ответом.
Комплексная проверочная работа, включающая задания с открытыми и закрытыми ответами и задания практического характера, позволяет объективно определить уровень подготовки учащихся и оценить её результаты.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого ученика ситуацию успеха;
- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- формировать навыки учебной деятельности;
- содействовать индивидуализации образования ученика;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.
Любой контроль знаний, умений и навыков завершается оценкой и выставлением отметки по пятибалльной системе.
Оценка – это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении. Оценка выражается в вербальной форме, а отметка - в баллах. Оценка должна предшествовать отметке. Отметка выводится из оценки. Смысл комментирования отметок, а если быть точным – оценочных суждений учителя, заключается во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив пред ним, а в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой Как показывают исследования, учащиеся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учителя не совпадают. Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем реже он соглашается с учительской оценкой.
Система оценивания предусматривает связи: учитель - ученик, родитель - классный руководитель, администрация - педагогический коллектив.
Принята 5-бальная шкала отметок: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно; «1» - отсутствие ответа или работы по неуважительной причине
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учеб ной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, применяет знания в новой ситуации, приводит собственные примеры).Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ), применяет знания в стандартной ситуации. Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно). Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет до 50% содержания (неправильный ответ). Отметку «1» - получает ученик в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причины или неуважительной причины.
Оценивание ЗУН в первом классе возможно только в вербальной форме. В начальной школе отметка ставится в пользу ученика. Необходимо учитывать, что выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия обучающихся, а также после каникул сдерживает развитие успехов обучающихся и формирует у них негативное отношение к учению.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Проблема совершенствования методов контроля, критериев оценивания состояния и результатов теории и практики обучения становится наиболее актуальной на этапе внедрения образовательных стандартов.