Доклад педсовета Эффективные формы и методы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Эффективные формы и методы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
1. ЕГЭОГЭ,,, Еще недавно эти аббревиатуры приводили в трепет и старшеклассников, и их родителей, и педагогов. А теперь все, и в том числе и я, твердо убеждены, что ГИА по русскому языку можно успешно сдать, если хорошо к ней подготовиться.
2 Особенность ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку состоит в том, что результаты учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы, и в СУЗы. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне.
КИМы включают в себя традиционно сложные задания орфоэпический, морфемный и другие виды разборов, задания на определение изобразительно-выразительных средств русского языка. Необходимо уметь рецензировать публицистические, художественные и научно-популярные тексты. А в учебном плане русскому языку отведен лишь один час в неделю, а этого времени катастрофически не хватает.
3 Сдать ЕГЭ и ОГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях. Цель учителя(моя) – дать качественные знания по предмету. Задача учителя- осуществить качественную подготовку к ГИА.
4. В своей работе использую активные педагогические технологии(всем известные). Личностно-ориентированная ( это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.)
Развивающая (новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Работу начинаю сразу после прохождения ГИА 9 –тиклассниками.
5. Во- первых, организую работу элективного курса (ни один год работаю по методическому пособию по ред. Сениной; Закупаю за счет род. платы пособия, кот. мы используем в качестве учебника, т. к. кроме КИМОВ, здесь есть и богатый справочный материал). Да и не секрет, что ни один уч. Русского яз. не соответствует содержанию экзаменационных заданий, поэтому и на уроках целенаправленно используем это пособие)
Во- вторых, организую индивидуальную работу. Прежде чем начать подготовку к ГИА, В него включаю несколько заданий по орфографии (по 5 примеров слов с пропущенными буквами на отдельные орфографические правила (парч..вый, галч..нок, разреш..нный, плюш..вый и т.д.); 10-15 слов по орфоэпии (водопровод, обеспечение, шарфы, августовский); задания по синтаксису (нахождение нужных словосочетаний, предложения с пропущенными знаками препинания на отдельные правила пунктуации, например: 1.1) Пруд как зеркало 2) Москва гордость России
Выявив уровень знаний, формирую группы с одинаковой степенью обученности. И начинаем занятия. В прошлом уч. Году я взяла 9- классников, разделила на 3 группы (сильные, слабые и очень. слабые, по 7 человек в группе)
С сильными школьниками повторяем только те правила, на которые они допускают ошибки, со слабыми учащимися повторяем все орфографические и пунктуационные правила. Материал всего курса орфографии и пунктуации даю блоками, например: «Безударные гласные в корне слова» (сюда относятся и орфограммы «Проверяемые гласные», и «Непроверяемые гласные», и «Чередующиеся гласные»); «Употребление мягкого знака»; «Гласные после шипящих и ц»; «Частица не и ни» (сразу повторяем и различия в употреблении, и правила слитного и раздельного написания в словах этих частиц). Результаты по разделам заносим в зачетный лист ученика.
6. На занятиях (и уроках в том числе) предлагаю различные виды работы: пишем тематические диктанты (диктанты на одно правило); словарные диктанты с последующим объяснением; проводим комментированное письмо; иногда школьники составляют свои варианты упражнений, которые потом диктуют товарищу; имеет успех и так называемое «деформированное письмо» - текст с ошибками, которые исправляют на занятии учащиеся. После тщательного повторения отдельного правила – итоговый тест, позволяющий определить, повысил ли ученик свой уровень грамотности. Обычно большинство учащихся успешно справляются с этим заданием. Особое внимание уделяю тому, чтобы все учащиеся хорошо умели выполнять морфемный и словообразовательный разборы, так как зная состав слова, легко можно вспомнить орфограмму в конкретной морфеме.
7. Так, морфема -рос- может быть и корнем, и приставкой, а правописание подчиняется разным правилам. В словах «истинный» и «лебединый» некоторые пытаются выделить один и тот же суффикс – ин. Только правильно выделив корень, приходят к выводу, что суффиксы в словах разные. Помогают нам на занятиях и этимологические словари, которые помогают проникнуть в тайны слова. Детально повторяем мы и правописание безударных личных окончаний глаголов. Как правило, школьники ошибаются при написании глаголов, причастий и деепричастий потому, что не знают, к какому спряжению относится глагол. Вспоминаем смешное стихотворение:
8. «Гнать, держать, терпеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, а еще дышать, смотреть». Тогда ребята легко запоминают глаголы – исключения и правильно образуют от них действительные и страдательные причастия. На занятиях школьники составляют алгоритмы образования от глаголов всех возможных причастий и деепричастий, выделяют суффиксы данных частей речи, не забывая указать спряжение глагола, от которого образована эта форма.
9. Составляем схемы различия форм повелительного наклонения (крикните) и форм 2-го лица множественного числа (крикнете); рассматриваем написание глаголов с суффиксами – ова- - -ева-; -ыва- - -ива-, заполняя таблицу «Правописание суффиксов глаголов». Часто школьники допускают ошибки в написании наречий, производных предлогов, союзов. Наиболее употребительные слова заучиваем наизусть, важно только, чтобы учащиеся хорошо усвоили принадлежность словак той или иной части речи, поэтому всегда повторяем сведения из раздела «Морфология».
10. Для работы над правилами пунктуации подбираю тексты как из отечественной, так и из зарубежной литературы, классической и современной. Кроме того, используем не только художественные произведения, но и тексты научного или публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий). Нередко тексты подбирают сами школьники. Эффективен и такой прием: раздаю старшеклассникам книги и прошу проиллюстрировать примерами какое – либо пунктуационное правило. Самое главное, чтобы учащиеся безошибочно определяли грамматическую основу предложения. Это - «скелет» предложения, его суть. Выделив правильно все основы в предложении, легко можно определить, какая связь в предложении (союзная или бессоюзная), какой тип сказуемого в каждом из простых предложений, чем предложения осложнены.
11. Задания из раздела «Лексика» легко выполняют учащиеся, обладающие широким кругозором. Лексические значения многих «незнакомых» слов мы чаще всего выписываем из словарей. Незаменимым помощником при этом является «настольная книга»- словарь под редакцией С.И.Ожегова.
Предлагаю в виде набора последовательных действий методику проведения словарного диктанта:- у доски один ученик, который пишет под диктовку учителя словарные слова (вперемешку 10 новых слов и 5–10 из тех, что уже давались на предыдущих уроках). Во время диктовки комментируется только значение слова (но обязательно каждого, чтобы вырабатывался навык формулировки лексического значения), причем сначала разъяснение дают те ученики из класса, кто может это сделать, и только при отсутствии таковых – учитель;
- после окончания диктовки учащиеся меняются тетрадями с соседями – и начинается взаимопроверка (предпочтительно – другими чернилами) с обязательным оцениванием чужой работы. Замечено, что своеобразная «игра в учителя» позволяет учащимся, проверяющим чужие работы, внимательнее относиться к своей: ребята осознают собственные ошибки еще до того, как словарный диктант будет проверен учителем;
- после окончания взаимопроверки учитель вместе со всем классом проверяет запись на доске, проговаривая вслух слова и исправляя ошибки; - учащиеся проверяют свою работу одновременно с проверкой написанного на доске и выставляют оценку себе и тому, кто проверял его работу. Учитель вправе сам решить, кто заслуживает оценку, –обязательно оценивается диктант, написанный без единой ошибки в новых и уже знакомых словах, ставится также отметка, если нет ошибок в знакомых и есть всего одна ошибка в новом слове;- после этого все, допустившие ошибки в диктанте, закрепляют знания с помощью использования ресурсов моторной памяти: переписывают слова по 6–10 раз (в зависимости от уровня сложности слова). Результаты этой систематической работы (5 минут в начале каждого урока) можно увидеть уже после 2–3 месяцев.
Работу над средствами выразительности текста учащиеся выполняют охотно. Им нравится искать в произведении и метафоры, и эпитеты, и олицетворения. Эпифора, анафора, градация, оксюморон – все эти определения им хорошо знакомы, школьники правильно отмечают их роль в тексте.
12 . И, наконец, – задание С. По праву оно считается самым сложным, но все же написать сочинение – рецензию небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами –готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой.
Перед тем, как начать писать сочинение – рецензию, мы обсуждаем текст, выделяем его тему, идею, проблемы, подчеркиваем актуальность. Предупреждаю, что при оформлении работы следует излагать мысли сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, осложненными причастными и деепричастными оборотами (в них пунктуация ясна и понятна). Стараемся «схитрить»: избегаем вариантов и спорных случаев орфографии и пунктуации, заменяем слова с «трудными» орфограммами синонимами.
13. Рецензии учащихся анализируем вместе, отмечаем достоинства и недостатки сочинений, радуемся каждому удачно найденному слову. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Своих воспитанников я всегда настраиваю на успех: « У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать – очень много. И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».
14. Таким образом, системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ- ОГЭ : диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, после - контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ-ОГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности. Старание и труд к счастью ведут!
15. Заключение. Старшеклассники – это большие дети, и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалите за любой, пусть даже очень малый успех. Школьники должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.
,ђЗаголовок 115