Современные подходы оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС
Современные подходы оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОСМеркель А.М.2014 годМБОУ «Немировская СОШ»
Оценивание — это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.Оценивание представляет собой комплексный процесс:по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, - по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;Обеспечить обратную связь;Оценить степень достижения намеченных целей;Оценить, как и в какой мере, наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.Основные задачи оценивания
- Обучающая;- Воспитательная;- Ориентирующая;- Стимулирующая;- Диагностическая;- Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя;- Формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования;- Мощный мотив учебной деятельности учащихся; - Изменения межличностных отношений в классном коллективе.Функции оценивания:
C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.
Традиционный - оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.Подходы в оценивании образовательных достижений:
Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам.Главный смысл самооценки, по мнению ряда авторов, заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности.
- изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;- развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга;-комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;-оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;-введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения. Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС:
Формирующее оцениваниеФормирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующее оценивание для обучающихся:- может помогать учиться на ошибках;- может помогать понять, что важно; - может помогать понять, что у них получается;- может помогать обнаруживать, что они не знают;- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Инновационные оценочные средства и формы:портфолио;кейсы; контекстные задачи; междисциплинарные экзамены; компетентностно-ориентированные тесты;ситуационные задания.
Спасибо за внимание!