Педагогический совет«Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки школьников»
Педагогический совет
«Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке
как ресурс качественной подготовки школьников»
Цели:
Рассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся.
Повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий на уроках.
Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся на уроке.
Все мы разные, но цель у нас одна - чтобы ученикам было интересно учиться. А для этого нам всем надо творчески работать и добиваться хороших результатов в своей работе.
Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных момента:
школа является важнейшим фактором развития личности;
школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития современного общества;
систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под
инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. В рамках подготовки к данному педсовету, было проведено анкетирование учителей по вопросам инновационных технологий.
Выступление учителей, проводивших анкетирование.
Исходя из данных анкетирования, можно сделать вывод, что не все учителя понимают суть инноваций.
Для умелого и осознанного выбора педагогических технологий необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология».
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
традиционные технологии
игровые технологии;
тестовые технологии;
модульно-блочные технологии;
интегральные технологии и т.п.;
Я думаю, что вы со мною согласитесь, что большинство учителей в нашей школе, по-прежнему, тяготеет к традиционным. Попробуем разобраться в положительных и отрицательных сторонах традиционного урока.
а) Работа в группах
Интеллектуальная разминка «+ и – традиционного урока с позиции эффективности» (найти аргументы) - 5 минут на подготовку и 1 мин. на выступление.
Мы видим, что примерно одинаковое количество положительных и отрицательных сторон традиционного урока и это вполне ожидаемый результат: традиционное – это не значит плохое и неэффективное.
Но вместе с тем, в современной школе, в т.ч. и в нашей остается проблема – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит?
В школе трудится 57 педагогов, из них с высшей категорией- 13, с первой категорией-17 , со второй-20, без категории-7. Т.е. более 50% учителей имеют хорошую квалификацию.
Количество учителей со стажем до 3 лет – 1чел., от 3 до 5 лет- 4 человек, от 5 до 10 лет – 6 чел., и от 10-15 лет – 9 чел., от 15 до 20 лет – 9 чел, 20 лет- 26 человек. Таким образом, 1/2 часть коллектива – это опытные педагоги с большим стажем работы. 14 человек прошли обучение на уровневых курсах.
Однако результативность нашей деятельности, свидетельствует о том, что есть трудности, с которыми педагоги сталкиваются при подготовке и проведение урока, Это выясняется и при посещении уроков, большинство из которых проходят в традиционном режиме.
Что же происходит при традиционном режиме? При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.
При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.
В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология - «традиционка»
Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.
То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.
Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство.
«Традиционка» предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, но сверхдоминирующая позиция: он командир, судья, начальник, он как бы стоит на пьедестале, но при этом обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает.
Обучающиеся на уроке практически ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем.
В этом плане ещё в 19 в. нем. педагог Адольф Дистервег говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».
Как же организовать урок, чтобы ученик сам находил, сам искал, сам решал
Групповая работа «Составляющие современного урока» 7 минут на подготовку и 1 мин. на выступление.
Задача: КРИТИЧЕСКИ осмыслить информацию, вычленить главное, существенное и в любой графической форме (кластер, таблица, схема, диаграмма, список и т.п.) в виде слайда презентации или текстового документа представить своим коллегам.
Правила организации современного урока:
определение целей урока,
уточнение типа урока,
уточнение вида урока,
выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями.
определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели что учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
По данным исследований ученых, учителя встречают большие затруднения в выборе целей урока, зачастую подходят к их постановке стихийно, на интуитивном уровне. Причем некоторые не убеждены в необходимости ставить воспитывающие и развивающие цели урока и в их постановке испытывают значительные затруднения.
Цель есть не любой образ будущего, но непременно образ желаемого будущего, достижению которого и должна быть подчинена вся деятельность преподавателя. Поэтому цели урока должны быть максимально конкретными.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:
уроки изучения нового учебного материала (урок усвоения новых знаний);
уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки
формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)
уроки обобщения и систематизации знаний(3-й тип),
комбинированные уроки (4-й тип);
уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
Следующим (третьим) правилом организации урока является уточнение вида урока.
В своей практической деятельности мы можем пользоваться такими видами уроков, как:
урок-лекция
анализ ситуаций
урок-беседа
устный опрос
киноурок
письменный опрос;
урок теоретических или самостоятельных практических работ
(исследовательского типа)
контрольная работа;
зачет;
урок – концерт;
урок самостоятельных работ
(репродуктивного типа - устных или письменных упражнений)
урок – суд;
смотр знаний;
урок – дискуссия;
урок лабораторных работ
урок – аукцион;
урок практических работ
урок – конкурс;
урок-экскурсия
урок – спектакль;
урок-семинар
урок – брифинг
дидактическая игра
Четвертое правило - это выбор методов и приемов обучения.
Разработана система методов, построенная на основе принципа целеполагания, отражающего систему целей обучающего и обучаемого, принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия деятельности учителя и учащегося) и принципа проблем проблемности (отражающего наличие противоречивости в учебном процессе и предмете).
К таким методам относятся:
1. Метод монологического изложения (монологический метод).
2. Метод диалогического изложения (диалогический метод).
3. Метод эвристической беседы (эвристический метод).
4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод).
5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод).
6. Метод программированных заданий (программированный метод).
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и
профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки.
Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
К счастью, есть у нас в школе творчески работающие педагоги, которые всегда готовы поделиться опытом, научить других. В рамках подготовки к педсовету ими были проведены обучающий семинар, коучинг, открытые уроки.
Выступление учителя (из опыта работы)
Итак, рекомендации учителю в последовательной подготовке урока.
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
- четко определить и сформулировать для себя его тему;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3.Спланировать учебный материал
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
4.Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.
9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.
Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся
Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?
По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Поэтому в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Мы с вами делаем погоду в классе. Поэтому давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!
Рефлексия
15