Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Выполнила: студентка 5 курса ОЗО специальности « Специальная дошкольная педагогика и психология»Парпиева Инна ВалерьевнаАльтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Коммуникация у детей с расстройствами аутистического спектраПроблемы с коммуникацией, т.е. с пониманием речи и ее развитием, часто называют одной из основных причин тяжелых нарушений поведения у людей со сложными формами аутизма и умственной отсталостьюОтсутствие понятной, спонтанной речи в возрасте пяти лет считается поводом для неблагоприятного прогноза на будущее. Установлено, что около одной трети (Bryson, 1996) или одной второй (Bryson, Clark, & Smith, 1988) детей и взрослых с аутизмом не обладает речью.
Коммуникация у детей с расстройствами аутистического спектра различают два возможных сценария, по которым может развиваться нарушение коммуникации у ребенка с РАС: нарушения на фоне нормального языкового развития (без явных нарушений звукового строя,синтаксиса и морфологии, со словарем, соответствующим возрасту) и на фоне нарушенного языкового развития, характерного для других специфических нарушений развития речи.Еще одной потенциальной подгруппой можно считать детей с вербальной или артикуляционной диспраксией У детей с диспраксией нарушен процесс регуляции движения, что также затрагивает способность к имитации.Не смотря на разнообразие языковых способностей у детей с РАС, нарушения в области социальной коммуникации и прагматики речи встречаются у всех без исключения, независимо от возраста и уровня развития
Коммуникация у детей с расстройствами аутистического спектранарушения в области социальной коммуникации происходят в двух основных областях: 1) способность к совместному вниманию 2) способность к использованию и восприятию символов.нарушения в области имитации и способности учиться через наблюдения – еще одна причина проблем, возникающих у людей с РАС при использовании символов. Нарушения в понимании и использовании символов у людей с РАС затрагивают понимание поведения окружающих, копирование и использование поведенческих моделей других людей и способность понимать смысл ситуации из контекста (Wetherby, Prizant, & Schuler, 2000).
Развитие коммуникации и речи у детей с РАС ранние речеподобные вокализации исчезают, поскольку дети с РАС утрачивают связь между звучанием слова и его символическим значением. Возраст, в котором у детей повторно начнется прогресс в освоении речевых навыков, может быть очень разным.речь ребенка с РАС также характеризуется некоторыми специфическими отклонениями:– развитие эхолалии, которая может быть как немедленной, так и отсроченной. – проблема с дейксисом, или, как часто говорят, неумение использовать местоимения. Такие черты как сниженная способность регулировать громкость речи и неумение правильно интонировать, что особенно обостряется при стрессовом воздействии, также представляют большую проблему для человека с РАС
Альтернативная и дополнительная коммуникация (AAC) для людей с РАСАльтернативная и дополнительная коммуникация(AAC) – термин, вошедший в обиход в 1980 году, обозначающий область знания, которое включает в себя исследования, клиническую и образовательную практику.ААС- «способ научить и по возможности компенсировать постоянные или временные нарушения, приводящие к ограничению общественной жизни и социального взаимодействия лиц с тяжелыми нарушениями развития языка и речи, с нарушениями понимания речи, как устной, так и письменной»AAC – система, состоящая из 4-х основных компонентов: символов, технических устройств, стратегий обучения и методик
Альтернативная и дополнительная коммуникация (AAC) для людей с РАСВ качестве системы альтернативной коммуникации могут быть использованы самые разные символы: графические, аудиторные, жесты, текст или тактильные символы, которые могут демонстрироваться как сами по себе ( знаки, жесты или выражение лица) так и с помощью дополнительных устройств (предметов, картинок, пиктограмм или букв). Дополнительные устройства могут быть как электронными, так и нет.
Альтернативная и дополнительная коммуникация (AAC) для людей с РАСтри группы людей, которым необходимо введение системы альтернативной и дополнительной коммуникации: 1) Группа людей с нарушением экспрессивной коммуникации, то есть хорошо понимающих обращенную речь, но не имеющих возможности должным образом выразить свои мысли при помощи языка. 2) Группа людей, которым система AAC нужна на определенный период или в определенной ситуации. Эту группу можно разделить на две подгруппы: к первой относятся люди, потребность в AAC у которых продиктовагна задержкой или нарушениями развития, ко второй – люди, который обращаются к альтернативной коммуникации в определенной ситуации.3) третья группа состоит из людей, которые скорее всего никогда не смогут общаться с помощью чего-то кроме альтернативной системы коммуникации.
Переключение на визуально-графические средства AACЖесты стали использовать реже, вместо этого возрос интерес к использованию фотографий, картинок и символов, как в виде самостоятельных систем, так и в комбинации с устройствами синтезирующими речь и компьютерами.переход от использования жестов к визуальным символам также произошел благодаря тому, что визуальные средства коммуникации доказали свою эффективность, т.к. опирались на основной базовый навык людей с аутизмом – визуальное восприятия. Появление цифровых технологий в 90- х дало возможность включать в перечень символов на устройствах AAC собственноручно сделанные фотографии, что, согласно клиническим данным, повышает мотивацию и учит различать визуальные стимулы, особенно это касается людей с РАС.
Устройства с синтезаторами речи и компьютерные технологииПри использовании интерактивной программы Delta Messages, Heimann, Nelson, Tjus, и Gillberg (1995) показали что группа из 11 детей с РАС достигли значимых успехов в области чтения, представлений о звуковой структуре языка, вербального поведения и мотивации. Другое исследования в рамках этого проекта показало, что 13 детей с аутизмом, в зависимости от начальных когнитивных и языковых навыков, благодаря использованию компьютеров в качестве средства альтернативной и дополнительной коммуникации смогли улучшить навыки и скорость чтения (Tjus, Heimann, & Nelson, 1998).В конце периода обучения высказывания детей стали более осмысленными, это особенно отметили у участников, чей начальный уровень развития языковых навыков был достаточно низким.
Исследование графических символов при работе с детьми с аутизмомЭкспериментальных исследований, затрагивающих сферу использования визуально-графических средств альтернативной коммуникации при работе с детьми с РАС также весьма немного, исключение составляет только резко возросшее за последние годы число публикаций, посвященных системе PECSPECS – эффективная методика для помощи детям с РАС и другими нарушениями коммуникации. PECS дает детям с сильно ограниченными или отсутствующими навыками функциональной коммуникации способ выразить себя, кроме того во многих исследованиях было заметно положительное влияние методики на развитие социального взаимодействия и уменьшение эпизодов нежелательного поведения. Речевые навыки также активизировались, но даный эффект был не настолько очевидным и хуже изученным.
PECS в большей степени стимулировала коммуникативное развитие у детей, у которых хуже были развиты навыки совместного внимания. Дети, которым было трудно взаимодействовать с предметами лучше продвигались под влиянием RPMT (responsive strategies and milieu teaching)(Yoder & Stone, 2006)Существуют данные, позволяющие предположить, что при использовании PECS речь быстрее и лучше развивается у детей, у которых есть эхолалия (Ganz, Simpson & Corbin-Newsome, 2008)
Исследования, посвященные использованию устройств с синтезаторами речи для детей с РАСУстройства с синтезаторами речи (SGDs), в литературе их часто еще называют VOCAs (Voice Output Communication Aids), это портативные электронные устройства, снабженные механизмом для воспроизведения или синтезирования речи. Последние модели подобных устройств как правило являются портативными компьютерами.Коммуникативные книги используют до сих пор, но в наши дни гораздо чаще используют специальные программы на компьютерах и смартфонах. Развитие компьютерного обеспечения для устройств с синтезаторами речи привело к тому что компьютеры стали более эффективно использоваться для поддержания коммуникативных процессов Потенциальное преимущество SGD в том что они могут поддержать естественное взаимодействие и социальные контакты поскольку создают иллюзию собственного «голоса»
Три основных метода: жестовый язык, графические AAC, включая PECS, и графические AAC используемые на устройствах с синтезаторами речи все в равной степени эффективны в качестве средств поддержки коммуникации и развития речи. AAC очевидно не оказывает негативного эффекта на развитие речи. AAC – важный инструмент в процессе развития коммуникации, который никогда не поздно начать использовать AAC следует вводить сразу же как вы заподозрите или увидите что у ребенка есть нарушения коммуникации, т.к. эта методика поддерживает развитие речи и помогает научиться общаться. Кроме того AAC подтвердила свою эффективность как способ уменьшения эпизодов нежелательного поведения.На сегодняшний день нет объективных данных, говорящих в пользу превосходства одной системы AAC над другой. Наибольшей эффективностью по всей видимости обладают мультимодальные подходы. Хотя графические системы AAC считают самыми быстрыми простыми для обобщения. PECS подтвердила свою эффективность как методика AAC, особенно это актуально для первых трех шагов и при использовании на ранних этапах языкового развитияо лучшем AAC –подходе
Графические символы+ У людей с РАС лучше развито визуальное восприятие+ Меньше приходится запоминать+ Родителям легче понять ребенка+ Проще подсказывать — Навыки визуального различения— Низкая скорость коммуникации— Нужно носить с собой— Трудно вести беседу— Трудно передать грамматические и семантические особенности речи— Нужен доступ к технологиям, программамметодикам и материаламЖесты+ Всегда в доступе+ Можно развить до полноценного аналога речи+ Более естественная, гибкая и простая для восприятия в процессе общения, включает зрительный контакт— Партнеры должны знать и понимать жесты— Трудности с исполнительными функциями, моторными ограничениями, такими как диспраксия, моторным планированием, памятью и мобилизацией могут помешать освоению навыково лучшем AAC –подходе
Спасибо за внимание !!!