Открытый урок Политика военного коммунизма


МБОУ «Малодербетовская гимназия имени Б.Б.Бадмаева»
Заверено
Директор МБОУ «Малодербетовская
гимназия имени Б.Б.Бадмаева»
___________Бастаева В.Б.
Военный коммунизм и НЭП: вынужденная политика
или программный идеал большевиков.
11 «в» класс
Учитель истории
Цебикова Б.П.
с. Малые Дербеты, 2014г.
Тема урока: «Военный коммунизм и НЭП: вынужденная политика
или программный идеал большевиков».
«Когда дети единой матери (России)
убивают друг друга, надо быть с матерью,
а не с одним из братьев». М.Волошин
Цель урока: познакомить учащихся с одним из самых сложных периодов в истории России; сформировать представление о социально-экономической политике большевиков в 20-годы; научить самостоятельно получать информацию, анализируя материалы документов; сопоставив мероприятия «военного коммунизма» и нэпа, подвести школьников к самостоятельным выводам о том, в чем различия и сходства этих политик.
Задачи урока:
Образовательные задачи: охарактеризовать признаки экономической политики большевиков после гражданской войны; доказать неизбежность введения НЭПа в 1921 г., установить его итоги (положительные и отрицательные). Показать актуальность полученных учащимися знаний по данной теме.
Развивающая задача: закрепление навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога
Воспитательные задачи: Формировать грамотное экономическое мышление, умение разбираться в экономической и политической жизни прошлой и современной истории; учиться подвергать его критическому анализу.
Способствовать формированию уважительного отношения к историческому прошлому и учить искать ответы на актуальные вопросы сегодняшнего дня.
Оборудование: ПК, мультимедийная установка, экран.
Форма урока: урок-практикум, с элементами групповой, проблемно-дискуссионной, аналитической работы учащихся.
На 1-м этапе для мотивации выбора ставится учебная проблема, даётся инструкция для работы в группах и объявляются требования к итоговому выступлению групп.
На 2-м этапе проходит самостоятельная работа учащихся в группах.
На 3-м этапе – выступление групп и обсуждение результатов их работы.
4-й этап – формулировка выводов, подведение итогов, оценивание.
Основные понятия: Военный коммунизм; национализация; продразвёрстка; комбеды; продотряды; трудовая повинность; террор; НЭП, рыночная экономика, продналог.Ход урока. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Повернитесь, пожалуйста и поздоровайтесь с нашими гостями. Я рада вас всех видеть. Начнем наш урок. Я надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет плодотворным и вы получите знания, которые вам пригодятся в жизни и кроме того, вопросы по сегодняшней теме урока включены в задания ЕГЭ, поэтому будьте внимательны. Посмотрите пожалуйста на экран и скажите, что вы там видите? Исторический факт может открыться с совершенно неожиданной стороны. Я сегодня вас приглашаю посмотреть на уже знакомые вам факты истории с новой стороны. Вам нужно объединиться в две группы, по какому-то принципу или основанию.
Актуальность темы урока объясняется тем, что в начале 90-х годов наша страна с позиции социализма совершила прыжок в рынок и многие процессы, которые протекали в обществе в годы перехода к НЭПу повторились и в наши дни. Конституция 1993 года, по которой мы с вами живем и которой недавно отметили 20-летие, в ст.8 признает и защищает равным образом частную, муниципальную и иную форму собственности .Вот также в годы НЭПа допускались разные формы собственности. Поэтому интересны последствия и противоречия НЭПа, уроки которые мы можем извлечь для сегодняшнего дня.
Ребята, многие факты истории мы узнаем из исторических источников, к которым в том числе относятся и исторические документы того времени.
Вы сейчас получите папки с документами. Каждой группе предлагаю выполнить следующее задание: прочитав и изучив документы, на этих листах ватмана составить кластеры «Политика военного коммунизма» и «Новая экономическая политика. Слово «Кластер» буквально переводится-«Гроздья»,то я желаю вам их собрать как можно больше. Постарайтесь выписать столько идей, сколько вам придет на ум. Можно пользоваться учебником, записями в тетрадях, можете советоваться друг с другом, приглашать меня, если возникнут затруднения. На всю работу вам даю 15 минут.
Каким виделось это «светлое будущее» советскому руководству и какую цену, по мнению большевиков, должен был заплатить народ, мы и попытаемся выяснить сегодня на уроке. Попытку построить «коммунистическое далеко» большевики предприняли в рамках политики «военного коммунизма». Мы продолжаем изучать историю Гражданской войны
Постановка проблемного вопроса на урок: 
Подумайте, имела ли политика объективно вынужденный характер?
В какой мере её можно рассматривать как сознательный курс большевиков на реализацию коммунистических идей?
Зачем нужна была политика военного коммунизма и НЭПа.
Методы осуществления.
Итоги и результаты политики.
Вопрос: Охарактеризуйте экономическую ситуацию в России с осени 1917 г.
подрыв сельского хозяйства;
нехватка продовольствия;
разрушение промышленности, транспорта, связи и финансов;
разрушение хозяйственных связей;
безработица, падение уровня жизни.
Вопрос: Два основных противоборствующих лагеря войны
Учащиеся отвечают.
«два лагеря»
белые красные
1.дворяне 1. рабочие
2. интеллигенция 2.интеллигенция
3. духовенство 3. бедняки
4. казачество
5. буржуазия
6. кулаки

Учитель предлагает группам познакомиться с основной проблемного урока - изучение «политики военного коммунизма» и НЭПа. Объясняя форму работы учитель выделяет перед учениками узловые вопросы на которые необходимо будет ответить.
К концу урока учащиеся должны заполнить таблицу (по областям аграрная политика, промышленность, социальная политика).
Заполнить таблицу сравнения мероприятий
Вопросы Военный коммунизм Нэп
Отношение к крестьянству Политика  насилия, продразвёрстка, ликвидация частной собственности «Союз  с  крестьянством», замена развёрстки продналогом; беднота освобождена от налога, разрешены аренда земли, наёмный труд, выход из общины 
Способ производства Национализация промышленности, обобществленные государственные формы в  экономике  Допущение частного капитала в промышленности (концессии, аренда), найма рабочей силы 
Обмен Запрещение частной торговли. Снабжение через Наркомпрод, отмена оплаты топлива, жилья и др. Свобода торговли, ликвидация бесплатных услуг 
Способ распределения и потребления Уравнительное распределение, натурализация зарплаты, карточная система  Отмена карточной системы, оплата по труду, тарифная система оплаты труда 
Характер труда Всеобщая трудовая повинность. Милитаризация труда. Труженики отчуждены от результатов труда  Введение экономических стимулов к труду. Отменена трудовая повинность, созданы биржи труда 
Характеруправления Строгая централизация, система ВСНХ, главков («главкизм»)  Использование экономических методов, развитие трестов; хозрасчёт; самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление 
Типэкономики Командная, нерыночная экономика связана с диктатурой правящей партии. Система государственной эксплуатации Элементы смешанной экономики, сочетание с государственной собственностью, ограниченной частной собственностью
Общество Тотальная   зависимость. Ликвидация остатков свобод гражданского общества (1922 г. –процесс над эсерами). Государственная монополия на СМИ. Политический и экономический террор (репрессии). Отсутствие плюрализма, толерантности

На этом этапе происходит осмысливание целей урока. Выяснив объективные и субъективные причины политики большевиков
переходим к лабораторно - исследовательскому этапу. Учитель предлагает к исследованию документы.
I группа и II группа-– II программа РКП (б) принятая на VIII съезде партии. (извлечения); Декрет ВЦИК от 9.05.1918 г о предоставлении особых полномочий Народному Комиссару Продовольствия (извлечения); Письма крестьян М.А Спиридоновой 1918г (извлечения).
Вопрос: кто может сказать как жили калмыки в 1920 годах? (национально-региональный компонент)
Каждой группе дан пакет документов, на основе которых необходимо выявить мероприятия и дать им свою оценку. На работу в группах отводится 7 мин. На выступление представителей от каждой группы по 3 мин. На данном этапе урока роль учителя заключается к координации работы в группах.
В ходе выступления групп задаются дополнительные вопросы:
Подумайте, почему, несмотря на недовольство продразверсткой, крестьянство всё же встало на строну советской власти?
Какое влияние оказали данные мероприятия на ситуацию в стране?
Какие меры вы считаете определяющими?
Выступление групп .Учитель: Таким образом, мы с вами увидели, что попытка построить новое общество на коммунистических началах по своей сути и по условиям того времени потерпела крах. Такой коммунизм историки назвали «бедным, нищенским, казарменным».
Любое движение, пришедшее или стремившееся к власти должно определить свою социально-экономическую политику. Белое движение воспользовалось старой – и проиграло. Социально-экономической политикой большевиков стал «военный коммунизм». Обе политики направлены на реформирование экономики. Главное различие - ПВК в годы гражданской войны, а НЭП - в послевоенное время. Поэтому к одной и той же цели они шли разными путями. ПВК создала безрыночную экономику, управляемую центром, и установила государственную монополию на собственность. Это позволило большевикам мобилизовать все ресурсы и победить в войне. НЭП порождена разрухой, вызванной ПВК, и направлена на развитие рыночных отношений и дала самостоятельность предприятиям Обе политики просуществовали недолго, т. к. ПВК вызвала разруху, а НЭП привёл к неравенству, противоречащему идеям коммунизма.
Рефлексия. Итак, ребята, мы с вами проанализировали две политики одной партии - «Военный коммунизм» и НЭП. Посмотрели сущность этих направлений. Наверное вы согласитесь со мной, что попытка построить новое общество на коммунистических началах по своей сути и по условиям того времени потерпела крах. Такой коммунизм историки назвали «бедным, нищенским, казарменным». Споры вокруг нэпа постоянно возникают. Это связано с тем, что модель смешанной экономики пробуется в разных странах и в различных исторических условиях. Бесценный опыт нэпа состоит в том, что государства которые проводят преобразования в экономике ,могут учесть уроки, через которые прошла экономика России в начале 20-х годов. Ученые-экономисты считают, что при последовательном осуществлении нэп привел бы страну к гигантским преобразованиям и вывел бы страну в лидеры в мире. Но вмешательство государства в экономику, путем принятия ряда административных мер, в том числе усилив централизованное руководство экономикой ,занявшись поиском и обезвреживанием «вредителей» и «врагов народа» привело к свертыванию нэпа. Когда мы смотрим на историю изнутри, мы живущие сегодня ,несколько иначе все видим и только, когда мы отодвигаемся во времени от исторического события, мы можем видеть его объективно. Мы можем оценить истинное значение того, что происходило. Ведь мы изучаем историю не просто, чтобы изучить ее, а глядя в историю словно в зеркало, мы стремимся изменить к лучшему свою собственную жизнь. Если я сложу листок бумаги, а потом его разверну, то на нем останется след. Вот так и в нашей жизни любое событие оставляет след. Надеюсь, что наш урок тоже оставит след и что он был вам интересен и полезен, он заставил вас о чем-то задуматься.
Завершающий контроль.
После выполнения всех заданий учащиеся выполняют контрольный тест
Что относится к причинам принятия НЭПа?
           А) Увеличение антиправительственных выступлений крестьян
          Б)  Резкое сокращение уровня промышленного производства
          В)  Стабилизация рубля
        Г) Недовольство населения политикой чрезвычайщин Какие мероприятия не относятся к НЭПу?
    А) Замена продразверстки продналогом
    Б) непосредственный продуктообмен между городом деревней
    В) Допуск частного капитала в промышленность, концессии
      Г) Введение трудовой повинности
    Д) Разрешение аренды земли
    Е) Запрещение частной торговли
  Ж) Укрепление денежной системы
3. Каково значение НЭПа?
    А) Посевная площадь достигла довоенного уровня
  Б) Увеличился  выпуск продукции тяжелой промышленности
 В) Рубль стал конвертируемым
Г) Закончилась международная изоляция нашего государства
 4. В каких хронологических рамках осуществлялся НЭП?
            А)1921-1929 г.г          Б) 1920-1930 г.г          В) 1921- 1931г.г              Рефлексия.
Попробуйте оценить свою роботу на уроке по 10 балльной шкале.  Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов, допустил ошибки -7-8 баллов. Не справился -4-6 балов.
  Как работала учебная группа?   Вели диалог, совместно разбирали и обсуждали задания- 9 -10 баллов. Обсуждение было вялым и неинтересным, допустили ошибки – 4 -6 баллов.
      Сформулируйте Ваше мнение об уроке. Ваши пожелания. Что понравилось?
 Домашнее задание. Прочитать § 14. Написать эссе: проанализировать мнения современного историка: «Военный коммунизм: первая улыбка «светлого будущего».
Приложение
II программа РКП(б)
Принята на VIII съезде (март 1919г_(извлечения)
Буржуазная республика… неизбежно оставалась диктатурой буржуазии… Впротивоположность этому пролетарская или советская демократия превратила массовыеорганизации пролетариев и беднейших крестьян… в настоящую и единственную основу всего государственного аппарата… Советская власть уничтожает отрицательные стороны парламентаризма, особенно разделение властей, оторванность представительность учреждений от масс…
Неуклонно продолжать и довести до конца начатую… экспроприацию буржуазии, превратив средства производства в общение и собственность Советской Республики т.е в общенародную собственность всех трудящихся…
Одна из коренных задач – максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства…
Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью… для выполнения общественных работ должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем до сих пор… неуклонно повышать замену торговли планомерно организуемым в общегосударственном масштабе распределением продуктов.
1
ХП. ПОЛИТИКА «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»
О предоставлении Народному Комиссару
Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе сдеревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и
спекулирующей ими
Декрет ВЦИК
9 мая 1918 г.
Гибельный процесс развала продовольственного дела страны, тяжкое наследие четырехлетней войны, продолжает все более расширяться и обостряться. В то время, как потребляющие губернии голодают, в производящих губерниях в настоящий момент имеются по-прежнему большие запасы даже не обмолоченного еще хлеба урожаев 1916 и 1917 годов. Хлеб этот находится в руках деревенских кулаков и богатеев, в руках деревенской буржуазии. Сытая и обеспеченная, скопившая огромные суммы денег, вырученных за годы войны, деревенская буржуазия остается упорно глухой и безучастной к стонам голодающих рабочих и крестьянской бедноты, не вывозит хлеб к ссыпным пунктам в расчете принудить государство к новому и новому повышению хлебных цен и продает в то же время хлеб у себя на месте по баснословным ценам хлебным спекулянтам-мешочникам.Этому упорству жадных деревенских кулаков-богатеев должен быть положен конец. Продовольственная практика предшествующих лет показала, что срыв твердых цен на хлеб и отказ от хлебной монополии, облегчив возможность пиршества для кучки наших капиталистов, сделал бы хлеб совершенно недоступным для многомиллионной массы трудящихся и подверг бы их неминуемой голодной смерти. На насилия владельцев хлеба над голодающей беднотой ответом должно быть насилие над буржуазией.
Ни один пуд хлеба не должен оставаться в руках держателей за исключением количества, необходимого для обсеменения их полей и на продовольствие их семей до нового урожая.
И это необходимо провести в жизнь немедленно, особенно после оккупации Украины германцами, когда мы вынуждены довольствоваться хлебными ресурсами, которых едва лишь хватает для обсеменения и урезанного продовольствия.
Обсудив создавшееся положение и принимая во внимание, что только при строжайшем учете и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановил:
Подтверждая незыблемость хлебной монополии итвердых цен, а также необходимость беспощадной борьбы схлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждоговладельца хлеба весь избыток сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления постановленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления вкаждой волости. Порядок этих заявок определяется Народным Комиссариатом
2
Продовольствия через местные продовольственные органы.
Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы скулаками.
Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты,  а также расточающих хлебные запасы на самогонку,- врагами народа, предавать их революционному суду с тем, чтобы виновные приговаривались к тюремному заключению на срок не менее 10-ти лет, изгонялись навсегда из общины, все их имущество подвергалось конфискации, а        самогонщики, сверх того, присуждались к принудительным общественным работам.В случая обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче, согласно пункту 1-му, хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытые излишки, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере — сельскому обществу. Заявления о сокрытых излишках делаются местным продовольственным организациям.
Письма крестьян М. А. Спиридоновой 1918г.
(Извлечения)
Вот что об агитаторах мне пишут крестьяне из всех губерний Советской России:
«Ставили нас рядом, дорогая учительница (орфографию всюду исправляю), целую одну треть волости шеренгой и в присутствии других двух третей лупили кулаками справа налево, а лишь кто делал попытку улизнуть, того принимали в плети». (Реквизиционный отряд, руководимый большевика ми из Совета.)
Или из другого письма: «По приближении отряда большевиков надевали все рубашки и даже женские кофты на себя, чтобы предотвратить боль на теле, но красноармейцы так наловчились, что сразу две рубашки внизывались в тело мужика-труженика. Отмачивали потом в бане или просто в пруду, некоторые по нескольку недель не ложились на спину. Взяли у нас все дочиста, у баб всю одежду и холсты, у мужиков пиджаки, часы и обувь, а про хлеб нечего и говорить...»
Или из третьего письма: «Матушка наша, скажи, к кому же теперь пойти, у нас в селе все бедные и голодные, мы плохо сеяли — не было достаточно семян, у нас было три кулака, мы их давно ограбили, у нас нет буржуазии, у нас надел 2/4—1/2 на душу, прикупленной земли не было, а на нас наложена контрибуция и штраф, мы побили нашего большевика-комиссара, больно он нас обижал. Очень нас пороли, сказать тебе не можем, как. У кого был партийный билет от коммунистов, тех не секли. Кто теперь за нас заступится. Все сельское общество тебе земно кланяется». Из четвертого: «Вязали нас и били, одного никак не могли усмирить, убили его, а он был без ума...»
Из этого же письма: «Оставили нам много листков и брошюр. Мы их пожгли, все один обман и лесть».
Из пятого письма: «В комитеты бедноты приказали избирать из большевиков, а у нас все большевики вышли все негодящиеся из солдат, отбившиеся, прямо скажем, хуже дерьма. Мы их выгнали. То-то слез было, как они из уезда Красную Армию себе в подмогу звали. Кулаки-то откупились, а крестьянам спины все исполосовали и много увезено, в 4-х селах 2-3 человека убито, мужики там взяли большевиков в вилы, их за это постреляли».
Из 10-го письма: «Мы не прятали хлеб, мы, как приказали по декрету, себе оставили 9 пудов в год на человека. Прислали декрет оставить 7 пудов, два пуда отдать. Отдали. Пришли большевики с отрядами. Разорили вконец. Поднялись мы. Плохо в Южновском уезде, побиты артиллерией. Горят села, сравняли дома с землей. Мы все отдавали, хотели по-хорошему. Знали, город голодный. Себя не жалели. Левые социалисты-революционеры все ходили и учили — не прячьте, отдавайте.
Или... Идет уездный съезд. Председатель, большевик, предлагает резолюцию. Крестьянин просит слова. «За чем?»— «Не согласен я».— «С чем не согласен?»- «А вот, говоришь, комитетам бедноты вся власть, не согласен: вся власть Советам, и резолюция твоя неправильная. Нельзя ее голосовать».— «Как... Да ведь это правительственной пар тии».— «Что ж, что правительственной». Председатель вынимает револьвер, убивает наповал крестьянина, и засе дание продолжается. Голосование было единогласным.
Из книги Г. Уэллса «Россия во мгле».
«Магазины в Петрограде имеют самый жалкий и запущенный вид. Краска облупилась, витрины треснули... некоторые заклеены декретами... Это мертвые магазины. Они никогда не откроются вновь. Сейчас, когда идёт отчаянная борьба за общественный контроль над распределением продуктов и за то, чтобы лишить спекулянтов возможности фантастически взвинчивать цены на остатки продовольствия, все большие рынки Петроградатакже закрыты... Трамваи ... всегда битком набиты. Это единственный вид транспорта для простых людей, оставшихся в городе, унаследованный от капитализма. Во время нашего пребывания в Петрограде был введен бесплатный проезд. До этого билет стоил два или три рубля — сотая часть стоимости одного яйца... Прошлой зимой все деревянные дома были разобраны на дрова, и одни лишь их фундаменты торчат в зияющих провалах между каменными зданиями. Люди обносились; все они, и в Москве, и в Петрограде, тащат с собой какие-то узлы. Когда идёшь в сумерках по боковой улице и видишь лишь спешащих бедно одетых людей, которые тащат какую-то поклажу, создается впечатление, что всё население бежит из города... в Петрограде насчитывалось 1200 ООО жителей, сейчас их немногим больше 700 000, и число их продолжает уменьшаться. Многие вернулись в деревню; многие уехали за границу; огромное количество погибло, не вынеся тяжких лишений. Смертность в Петрограде — свыше 81 человека на тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удрученного населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше».
С1. Какой период в истории нашей страны описывает Г. Уэллс? Как называлась политика, проводимая Советским правительством в данный период?
С2. Используя текст источника и знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт данной политики. СЗ. Используя текст источника и знания по истории, приведите не менее трёх последствий указанной политики.