Поурочное планирование коррекционного курса: Альтернативная коммуникация
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богородская школа №8»
Рассмотрено на
заседании МО
Руководитель МО
______ /__________ /
Протокол № Согласовано
Зам. директора
__________/_______/
Утверждено
Приказом №____________
Индивидуальное обучения на дому
учащегося 1 класса (II вариант)
Поурочное планирование коррекционного курса:
Альтернативная коммуникация
Учитель - логопед:__________
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №
2016 – 2017 учебный год
Коррекционный курс: Альтернативная коммуникация.
Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Коррекционный курс: Альтернативная коммуникация
Учитель – логопед: ______________
Количество часов в неделю: 1 час в неделю
Целью данных занятий являются формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться
ими в процессе социального взаимодействия; обучение социальному взаимодействию с
окружающими - индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Логопедическое планирование составлено на основании учебного плана, согласно
рекомендаций ИПРА обучающейся и с учётом речевых недостатков на основе: - Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (разработаны ГБОУ ВПО «Московский городской психолого – педагогический университет» в рамках
Государственного контракта от «10» апреля 2014г. №07.028.11.0005.
- Письмо Министерства образования РФ от 20 июня 2002г №29/2194 – б «Рекомендации об
организации логопедической работы в специальном (коррекционном) общеобразовательном
учреждении VIII вида.
Календарно – тематическое планирование коррекционного курса:
Альтернативная коммуникация
с учащимся 1 класса
Раздел №
п/пТема занятий
(формируемые представления) Материалы и оборудование Кол – во часов Дата по плану Дата фактическая
I четверть
Коммуникация 1.
2. Установление зрительного контакта с собеседником яркий предмет,
разв.игра «Покажи глазки…» 2 06.09
13.09 3.
4. Реагирование на собственное имя фотография ребёнка 2 20.09
27.09 5.
6. Приветствие собеседника:
- жестом (пожать руку),
- звуком,
- словом «Привет» коммуникативные таблицы 2 04.10
11.10 7.
8. Привлечение к себе внимания:
- звуком,
- словом,
предложением. звучащие предметы 2 18.10
25.10 II четверть
9.
10. Выражение своих желаний:
- жестом,
- звуком,
- словом «Дай»,
-предложением «Лена дай». мелкие игрушки 2 08.11
15.11 11.
12. Выражение просьбы о помощи:
- жестом,
- звуком,
- словом «Помоги»,
-предложением «Лена помоги». коммуникативные таблицы 2 22.11
29.11 13.
Выражение согласия:
- жестом (кивок головы),
- звуком,
- словом «Да», коммуникативные таблицы 1 06.12
14. Выражение несогласия:
- жестом (покачать головой из стороны в сторону),
- звуком,
- словом «Нет» коммуникативные таблицы 1 13.12 15 Прощание с собеседником:
- жестом (помахать рукой),
- звуком,
- словом «Пока» коммуникативные таблицы 1 20.12
III четверть
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь) 16.
17. Узнавание (различение) по именам:
- членов семьи фотографии членов семьи 2 10.01
17.01 18.
19. Узнавание (различение) по именам:
- учащихся класса,
- педагогов разв. игра «Кто позвал?» 2 24.01
31.01 20.
21. Понимание слов, обозначающих предмет:
кружка
тарелка
ложка предметы, предметные картинки 2 07.02
14.02 22.
23. Понимание слов, обозначающих предмет:
стул
стол
шкаф предметы,
предметные картинки 2 28.02
07.03 24.
25. Понимание слов, обозначающих предмет:
яблоко
банан
мяч муляжи фруктов, игрушка мяч 2 14.03
21.03 IV четверть
26. Понимание слов, обозначающих предмет:
носки
куртка
футболка
брюки
шапка предметные картинки,
н/п игра «Оденем куклу на прогулку» 1 04.04 27. Понимание слов, обозначающих предмет:
ботинки
сандалии предметные картинки, дид.игра «Зашнуруй ботинок» 1 11.04 28. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак :
мой
твой мелкие предметы , н/п игра «Парочки» 1 18.04 29.
30. Понимание простых предложений:
нераспространённых («Оля ест» и др.)
распространённых («Оля ест яблоко» и др.) сюжетные картинки 2 25.04
02.05 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь) 31. Называние своего имени фотография ребёнка 1 16.05 32. Называние имён:
членов семьи
педагогов фотографии членов семьи, сюжетная картинка «Семья» 1 23.05 Примечание: количество занятий взято условно и может меняться по причине психо - физических и речевых
возможностей учащегося