Тематический контроль по разделу Цитология в тестовой форме с ответами


ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ
1. Все клетки сходны по химическому составу, что свидетельствует
А – о единстве живой и неживой природы
Б – о происхождении организмов от общего предка
В – об эволюции органического мира
Г – о единстве органического мира
2. Вода выполняет в клетке функцию
А – запасающую
Б – окислительно-восстановительную
В – каталитическую
Г – энергетическую
3. Вода не выполняет в клетке функцию
А – транспортную
Б – каталитическую
В – растворителя
Г – энергетическую
4. Больше всего в клетке содержится
А – кислорода
Б – углерода
В – водорода
Г – азота
5. К простым углеводам относится
А – крахмал
Б – глюкоза
В – клетчатка
Г – гликоген
6. Углеводы в клетке выполняют функцию
А – каталитическую
Б – защитную
В – энергетическую
Г – хранения наследственной информации
7. Углеводы в клетке не выполняют функцию
А – энергетическую
Б – структурную
В – запасающую
Г – хранения наследственной информации
8.К простым углеводам относится
А – вода
Б – фруктоза
В – крахмал
Г – клетчатка
9. Липиды в клетке не выполняют функцию
А – хранения наследственной информации
Б – энергетическую
В – структурную
Г – запасающую
10. Мономер сложных углеводов
А – аминокислота
Б – нуклеотид
В – глицерин
Г – глюкоза
11. Молекулы липидов состоят из молекул
А – глицерина и жирных кислот
Б – аминокислот
В – клетчатки
Г – нуклеотидов
12. Белки, увеличивающие скорость химических реакций в клетке,
А – гормоны
Б – ферменты
В – витамины
Г - протеины
13. Мономеры белков
А – глюкоза и фруктоза
Б – жирные кислоты
В – нуклеотиды
Г – аминокислоты
14. Последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи
А – первичная структура белка
Б - вторичная структура белка
В – третичная структура белка
Г – четвертичная структура белка
15. Спираль, прошитая водородными связями
А - третичная структура белка
Б – четвертичная структура белка
В – вторичная структура белка
Г – первичная структура белка
16. Структура белковой молекулы сложной конфигурации, сохраняющаяся благодаря наличию разнообразных связей – ковалентных полярных, неполярных, ионных
А – первичная структура белка
Б – третичная структура белка
В – вторичная структура белка
Г – четвертичная структура белка
17. Взаимное расположение в пространстве нескольких цепей, составляющих белковую молекулу,
А – вторичная структура белка
Б – третичная структура белка
В – первичная структура белка
Г – четвертичная структура белка
18. Мономеры нуклеиновых кислот
А – аминокислоты
Б – нуклеотиды
В – глицерин и жирные кислоты
Г – простые углеводы
19. Функция молекул ДНК в клетке
А – хранение и передача наследственной информации
Б – запасающая
В - энергетическая
Г - структурная
20. Функция РНК в клетке
А – запасающая
Б – энергетическая
В – участие в биосинтезе белка
Г – сократительная
21. Молекула ДНК в отличие от РНК имеет вид
А – «клеверного листа»
Б – клубка
В – одиночной спирали
Г – двойной спирали
22. Нуклеотиду А комплементарен нуклеотид
А – А
Б – Т
В – Г
Г - Ц
23. Нуклеотиду Г комплементарен нуклеотид
А – А
Б – Т
В – ЦГ - Г
24. Процесс удвоения молекулы ДНК называют
А – редупликацией
Б – комплементарностьюВ – транскрипцией
Г – трансляцией
25. АТФ выполняет функцию
А – запасающую
Б – транспортную
В – структурную
Г – энергетическую
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
1. Клеточная оболочка обеспечивает
А – поступление и выделение веществ
Б – защиту содержимого клетки
В – деление клетки
Г - передвижение клетки
2. Плазматическая мембрана в отличие от клеточной оболочки
А – обладает избирательной проницаемостью
Б – полностью проницаема для различных веществ
В – более прочная
Г – состоит из клетчатки
3. Функция плазматической мембраны
А – синтез белка
Б – синтез ДНК
В – формирование клеточного ядра
Г – поступление веществ в клетку и их выделение из клетки
4. Цитоплазма не выполняет функцию
А – перемещения веществ
Б – взаимодействия всех органоидов
В – питания
Г – защитную
5. Функцию скелета клетки выполняют
А – пластиды
Б – микротрубочки
В – полости комплекса ГольджиГ – каналы ЭПС
6. Функция лизосом
А – окисление белков, жиров, углеводов
Б – синтез белков, жиров, углеводов
В – синтез АТФ
Г – фотосинтез
7. Синтез АТФ происходит вА – вакуоляхБ – лизосомахВ – хлоропластах
Г – митохондриях8. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений вА – лизосомахБ – хлоропластахВ – вакуолях
Г – ядре9. Синтез жиров и углеводов происходит вА – ЭПС
Б - комплексе ГольджиВ – лизосомах
Г – вакуолях10. Синтез белков в клетке осуществляют
А – лизосомы
Б – хлоропласты
В – митохондрии
Г – рибосомы
11. Фотосинтез происходит вА – хлоропластахБ – лейкопластахВ – вакуолях
Г – цитоплазме
12. «Сборка» рибосом происходит вА – ЭПС
Б – комплексе ГольджиВ – цитоплазме
Г – ядрышках13. Поступление веществ в клетку и их выделение из клетки обеспечивает
А – цитоплазма
Б – плазматическая мембрана
В – ядро
Г – комплексе Гольджи14. Митохондрии выполняют функцию
А – синтеза органических веществ
Б – накопления питательных веществ
В – окисления органических веществ
Г – фотосинтеза
15. Микротрубочки выполняют функцию
А – защиты клетки
Б – синтеза органических веществ
В – накопления питательных веществ
Г – скелета клетки
16. Белки, жиры и углеводы окисляются с освобождением энергии вА – митохондрияхБ – лейкопластахВ – ЭПС
Г – комплексе Гольджи17. Транспортную функцию выполняет
А – комплекс ГольджиБ – ЭПС
В – ядро
Г – мембрана
18. Крахмал накапливается вА – хлоропластахБ – ядреВ – лейкопластах
Г – хромопластах19. Каротин образуется вА – лейкопластахБ – цитоплазме
В – хлоропластах
Г – хромопластах20. Белки, жиры и углеводы накапливаются вА – ядреБ – лизосомахВ – комплексе ГольджиГ – митохондриях21. В образовании веретена деления участвует
А – цитоплазма
Б – клеточный центр
В – ЭПС
Г – вакуоль
22. На поверхности гладкой ЭПС синтезируются молекулы
А – минеральных солей
Б – нуклеотидов
В – углеводов, липидов
Г – белков
23. На поверхности шероховатой ЭПС синтезируются молекулы
А – АТФ
Б - белков
В – липидов
Г – углеводов
24. На поверхности шероховатой ЭПС размещаются
А – лизосомы
Б – микротрубочки
В – митохондрии
Г – рибосомы
25. Прокариоты – это организмы, не имеющие
А – оформленного ядра
Б – клеточной оболочки
В – жгутиков
Г – пластид
26. Эукариоты – это организмы, имеющие
А – пластиды
Б –жгутики
В – клеточную оболочку
Г – оформленное ядро
27. К прокариотам относятся
А – водоросли
Б – бактерии
В – грибы
Г – мхи
28. Контроль над всеми процессами жизнедеятельности осуществляют
А – пластиды
Б – рибосомы
В – хромосомы
Г – митохондрии
29. Бактерии считают наиболее древними организмами, так как
А – у них нет оформленного ядра
Б – они очень мелкие
В – они передвигаются при помощи жгутиков
Г – они не имеют рибосом
30. В клетках бактерий в отличие от клеток эукариот
А – много хромосом
Б – только 1 хромосома
В – много ядер
Г – одно ядро
31. Клеточного строения не имеют
А – цианобактерииБ – водоросли
В – бактерии
Г – вирусы
32. Клетка – основная единица строения всех организмов, так как
А – в основе размножения организмов лежит деление клетки
Б – в клетке протекают реакции обмена веществ
В – деление клетки лежит в основе роста организма
Г – все организмы состоят из клеток
33. Клетка – генетическая единица организма, так как
А – все организмы состоят из клеток
Б – в клетке протекают реакции обмена веществ
В – клетка растет
Г – в основе роста и размножения организма лежит процесс деления клетки
ОТВЕТЫ
ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Г В Г А Б В Г Б А Г А Б Г А В Б Г Б А В Г Б В А Г
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Б А Г Г Б А Г В А Г А Г Б В Г А Б
18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 В Г В Б В Б Г А Г Б В А Б Г Г Г Биология – наука о жизни
А1. Биология как наука изучает
1 – общие признаки строения растений и животных
2 – взаимосвязь живой и неживой природы
3 – процессы, происходящие в живых системах
4 – происхождение жизни на Земле
А2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования
1 – исторический
2 – описательный
3 – экспериментальный
4 – биохимический
А3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это
1 – теория
2 – гипотеза
3 – факт
4 – доказательство
А4. Эмбриология изучает
1 – развитие организма от зиготы до рождения
2 – строение и функции яйцеклетки
3 – послеродовое развитие человека
4 – развитие организма от рождения до смерти
А5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования
1 – биохимическим
2 – цитологическим
3 – центрифугированием
4 – сравнительным
А6. Селекция как наука решает задачи
1 – создания новых пород животных и сортов растений
2 – создания биосферы
3 – создания агроценозов
4 – создания новых удобрений
А7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом
1 – экспериментальным
2 – гибридологическим
3 – генеалогическим
4 – наблюдения
А8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется
1 – селекционер
2 – цитогенетик
3 – морфолог
4 – эмбриолог
А9. Систематика – это наука, занимающаяся
1 – изучением внешнего строения организмов
2 – изучением функций организма
3 – выявлением связей между организмами
4 – классификацией организмов
Часть ВВ1. Укажите три фактора, которые выполняет современная клеточная теория
1 – экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов
2 – прогнозирует появление новых фактов, явлений
3 – описывает клеточное строение разных организмов
4 – систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов
5 – выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов
6 – создает новые методы исследования клетки
Часть СС1. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких, как бешенство, сибирская язва и др.
Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?
Признаки и свойства живого
Часть АА1. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется
1 – биогеоценотический
2 – биосферный
3 – популяционно-видовой
4 – молекулярно-генетический
А2. На популяционно-видовом уровне изучают
1 – мутации генов
2 – взаимосвязи организмов одного вида
3 – системы органов
4 – процессы обмена веществ в организме
А3. Поддержание относительного постоянства химического состава организма называется
1 – метаболизм
2 – ассимиляция
3 – гомеостаз
4 – адаптация
А4. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как
1 – наследственность
2 – изменчивость
3 – раздражимость
4 – самовоспроизведение
А5. Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?
1 – клетка амебы
2 – вирус оспы
3 – стадо оленей
4 – природный заповедник
А6. Отдергивание руки от горячего предмета – это пример
1 – раздражимости
2 – способности к адаптации
3 – наследование признаков от родителей
4 – саморегуляции
А7.Фотосинтез, биосинтез белков – это примеры
1 – пластического обмена
2 – энергетического обмена
3 – питания и дыхания
4 – гомеостаза
А8. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»?
1 – анаболизм
2 – катаболизм
3 – ассимиляция
4 – метаболизм
Часть ВВ1. Выберите процессы, изучаемые на молекулярно-генетическом уровне жизни
1 – репликация ДНК
2 – наследование болезни Дауна
3 – ферментативные реакции
4 – строение митохондрий
5 – структура клеточной мембраны
6 – кровообращение
В2. Соотнесите характер адаптации организмов с условиями, к которым они вырабатывались
Адаптациии Условия жизни
А – яркая окраска самцов павианов 1 – защита от хищников
Б – пятнистая окраска молодых оленей 2 – поиск полового партнера
В – борьба двух лосей
Г – сходство палочников с сухими ветками
Д – ядовитость пауков
Е – сильный запах у кошек
Часть СС1. Какие приспособления растений обеспечивают их размножение и расселение?
С2. Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?
Клетка как биологическая система
Часть АА1. Какое из перечисленных положений согласуется с клеточной теорией
1 – клетка является элементарной единицей насле6дственности
2 – клетка является единицей размножения
3 – клетки всех организмов различны по своему строению
4 – клетки всех организмов обладают разным химическим строением
А2. К доклеточным формам жизни относятся
1 – дрожжи
2 – пеницилл3 – бактерии
4 – вирусы
А3. Растительная клетка от клетки гриба отличается строением
1 – ядра
2 – митохондрий
3 – клеточной стенки
4 – рибосом
А4. Из одной клетки состоят
1 – вирус гриппа и амеба
2 – гриб мукор и кукушкин лен
3 – планария и вольвокс
4 – эвглена зеленая и инфузория-туфелька
А5. В клетках прокариот есть
1 – ядро
2 – митохондрии
3 – аппарат Гольджи4 – рибосомы
А6. На видовую принадлежность клетки указывает
1 – форма ядра
2 – количество хромосом
3 – строение мембраны
4 – первичная структура белка
А7. Роль клеточной теории в науке заключается в1 – открытии клеточного ядра
2 – открытии клетки
3 – обобщении знаний о строении организмов
4 – открытии механизмов обмена веществ
Часть ВВ1. Выберите признаки, характерные только для растительной клетки
1 – есть митохондрии и рибосомы
2 – клеточная стенка их целлюлозы
3 – есть хлоропласты
4 – запасное вещество – гликоген
5 – запасное вещество – крахмал
6 – ядро окружено двойной мембраной
В2. Выберите признаки, отличающие царство Бактерии от остальных царств органического мира
1 – гетеротрофный способ питания
2 – автотрофный способ питания
3 – наличие нуклеотида
4 – отсутствие митохондрий
5 – отсутствие ядра
6 – наличие рибосом
В3. Найдите соответствие между особенностями строения клетки и царством, к которому эти клетки относятся
Особенности строения Царства
А – клеточные стенки содержат целлюлозу 1 – Растения
Б – клеточных стенок нет 2 – Животные
В – в цитоплазме есть пластиды
Г – способ питания гетеротрофный
Д – в молодых клетках есть большие вакуоли с клеточным соком
Е – запасное вещество клетки – гликоген
Часть СС1. Приведите примеры эукариотических клеток, в которых нет ядра.
С2. Докажите, что клеточная теория обобщила ряд биологических открытий и предсказала новые открытия.
Неорганические вещества клетки
Часть АА1. Полярностью воды обусловлена ее способность
1 – проводить тепло
2 – поглощать тепло
3 – растворять хлорид натрия
4 – растворять глицерин
А2. Больным рахитом детям необходимо давать препараты, содержащие
1 – железо
2 – калий
3 – кальций
4 – цинк
А3. Проведение нервного импульса обеспечивается ионами
1 – калия и натрия
2 – фосфора и азота
3 – железа и меди
4 – кислорода и хлора
А4. Слабые связи между молекулами воды в ее жидкой фазе называются
1 – ковалентными
2 – гидрофобными
3 – водородными
4 – гидрофильными
А5. В состав гемоглобина входит
1 – фосфор
2 – железо
3 – сера
4 – магний
А6. Выберите группу химических элементов, обязательно входящую в состав белков
1 – Na, K, O, S
2 – N, P, C, Cl3 – C, S, Fe, O
4 – C, H, O, N
А7. Пациентам с гипофункцией щитовидной железы дают
1 – йод
2 – железо
3 – фосфор
4 – натрий
А8. Клеточное строение имеет:
1- айсберг;    2- лепесток тюльпана;
3- белок гемоглобин;
4- кусок мыла.
А9. Авторами клеточной теории являются:
1- Р. Гук и А. Левенгук;    2- М. Шлейден и Т. Шванн; 
3- Л. Пастер и И. И. Мечников;
4- Ч. Дарвин и А. Уоллес.
А10. Какое положение клеточной теории принадлежит Р. Вирхову?1- клетка — элементарная единица живого;2- всякая клетка происходит из другой клетки;3- все клетки сходны по своему химическому составу;4- сходное клеточное строение организмов — свидетельство общности происхождения всего живого.
Часть ВВ1. Выберите функции воды в клетке
1 – энергетическая
2 – ферментативная
3 – транспортная
4 – строительная
5 – смазывающая
6 – терморегуляционная
В2. Выберите только физические свойства воды
1 – способность к диссоциации
2 – гидролиз солей
3 – плотность
4 – теплопроводность
5 – электропроводность
6 – донорство электронов
Часть СС1. Какие физические свойства воды определяют ее биологическое значение?
Ответы
Биология – наука о жизни
1 2 3 4 5 6 7 8 9
3 3 2 1 2 1 3 2 4
В1. 245
Пастер доказал свою правоту экспериментальным методом исследования. Гипотеза: Если я создал вакцину против данной болезни, то она должна предохранить от нее подопытное животное.
Признаки и свойства живого
1 2 3 4 5 6 7 8
2 2 3 2 4 1 1 4
В1. 153 В2. А – 2 б – 1 в – 2 г – 1 д – 1 е – 2
С1. Запах, окраска, наличие нектара, соответствие форме тела насекомых строению опыляемого растения.
С2. Каждый уровень представлен биологической системой, обладающей всеми свойствами жизни - общее.
Различие – уровни отличаются друг от друга сложностью организации и характером взаимодействия составляющих элементов системы. Внутриклеточные взаимодействия элементов менее сложны, чем их взаимодействия в биосфере.
Клетка как биологическая система
1 2 3 4 5 6 7
2 4 3 4 4 2 3
В1. 235 В2. 345 В3. А-1 Б-2 В- 1 Г – 2 Д – 1 Е – 2
С1. Элементы ответа: зрелые эритроциты человека, ситовидные трубки растений.
С2. Клет. теория обобщила ряд философских и микроскопических исследований, указывающих на существование элементарн. единицы жизни (открытие клетки Гуком, открытие одноклет. животных Левенгуком, открытие клеточного ядра Броуном и др.). последующие открытия в области цитологии, эмбриологии, генетики подтвердили правоту клет. теории. Были открыты более тонкие структуры, выявлена их роль в жизни организма.
Неорганические вещества в клетке
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3 3 1 3 2 4 1 2 2 2
В1. 356 В2 345
С1. Высокая температура кип. предохраняет организм от перегрева. Способность к образованию льда, плотность которого меньше плотности воды в жидком состоянии. Поэтому лед плавает. Слой льда в глубоких, не промерзающих до конца водоемах предохраняет организмы от замерзания. Электропроводность воды обеспечивает передачу нервного импульса в организме. переход воды в газообразное состояние6 позволяет организму испарять тепло. Если бы этого не было, температура футболиста или хоккеиста повысилась бы на 11 0 и т.д.
Ответы
Биология – наука о жизни
1 2 3 4 5 6 7 8 9
3 3 2 1 2 1 3 2 4
В1. 245
Пастер доказал свою правоту экспериментальным методом исследования. Гипотеза: Если я создал вакцину против данной болезни, то она должна предохранить от нее подопытное животное.
Признаки и свойства живого
1 2 3 4 5 6 7 8
2 2 3 2 4 1 1 4
В1. 153 В2. А – 2 б – 1 в – 2 г – 1 д – 1 е – 2
С1. Запах, окраска, наличие нектара, соответствие форме тела насекомых строению опыляемого растения.
С2. Каждый уровень представлен биологической системой, обладающей всеми свойствами жизни - общее.
Различие – уровни отличаются друг от друга сложностью организации и характером взаимодействия составляющих элементов системы. Внутриклеточные взаимодействия элементов менее сложны, чем их взаимодействия в биосфере.