Технологическая карта урока по теме Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки, их свойства и функции.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки, их свойства и функции.

Цель и задачи для ученика
Цель и задачи для учителя
Формируемые на уроке УУД

Цель: познакомиться с химическим составом клетки, выявить роль неорганических веществ.
Цель: Сформировать у учащихся представление о химическом составе клетки, выявить роль неорганических веществ.
Познавательные
+
Регулятивные
+
Коммуникативные

Личностные

+

Задачи:
На знание:
- воспроизводить химические соединения, входящие в состав живых организмов
На применение:
- приводить примеры макро и микроэлементов клетки, неорганических веществ.

На анализ:
- анализировать процессы, протекающие с участием неорганических веществ
На синтез:
-
Образовательные: сформировать понятия о многообразии химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессах жизнедеятельности

Развивающие:
продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, формулировать выводы.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения учащихся, воспитание бережного отношения к окружающей среде.






Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный
Ход урока:




Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время


1.Организационный момент



2. Актуализация



































3. Мотивация























5. Изучение нового материала
















































































































































6. Самостоятельное применение новых знаний













































7. Рефлексия





























8. Домашнее задание

– Здравствуйте ребята!
– Садитесь.


Ребята, давайте вспомним предыдущую тему и ответим на вопросы:
– Как называется наука, которая занимается изучением происхождения и эволюции человека?

– Что явилось решающим шагом на пути от обезьяны к человеку?


– Какие стадии выделяют в процессе становления человека?



– Какие формы древнейших людей вам известны?


– Как называют древних людей?

– Когда появились первые современные люди?


– Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный?



– Правильно, молодцы!



Жизнедеятельность всех живых систем проявляется во взаимодействии молекул различных химических веществ. Какие химические элементы используются для построения костной ткани? Что происходит при недостатке или при избытке этих элементов?

(1 слайд)
Мы сегодня будем изучать тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему. Цель нашего урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.



(2 слайд)
В состав клетки входит около 80 различных химических элементов, которые встречаются в объектах неживой природы.
– О чем это может говорить?


Все химические соединения, которые содержатся в живых организмах, делятся на группы.
Около 98% массы клетки образуют четыре элемента: водород, кислород, углерод, азот. Их называют макроэлементами. Это главные компоненты всех органических соединений.
Сера и фосфор являются необходимыми компонентами молекул биологических полимеров – белков и нуклеиновых кислот, их часто называют биоэлементами.
В меньших количествах в состав клетки, кроме фосфора и серы, входят шесть элементов: калий, кальций, магний, железо и хлор. Каждый из них выполняет в клетке важную функцию. Например, натрий, калий и хлор обеспечивают проницаемость клеточных мембран для различных веществ и проведение импульса по нервному волокну. Кальций и фосфор участвуют в формировании костной ткани, от них зависит прочность кости. Железо входит в состав гемоглобина – белка эритроцитов, участвующего в переносе кислорода от легких к тканям.
Все остальные элементы: цинк, медь, йод, фтор, кобальт, марганец, молибден, бор, бром, ванадий содержатся в клетке в очень малых количествах. Их называют микроэлементами. Однако и они имеют жизненно важное значение. Микроэлементы входят в состав ферментов, витаминов и гормонов – веществ, обладающих большой биологической активностью.
– Как вы думаете, что будет происходить в организме, если не будет хватать йода?




– Правильно.
Цинк входит в состав ряда ферментов, гормона поджелудочной железы – инсулина; он усиливает активность половых гормонов. Кобальт – необходимый компонент витамина В12, участвующего в процессах синтеза нуклеиновых кислот.
Рассмотрим неорганические вещества, входящие в состав клетки.
Из всех химических соединений, содержащихся в живых организмах вода составляет 75-85% от массы тела.
– В связи с чем необходимо такое количество воды? Какие функции выполняет вода в живом организме?




Вы уже знаете, что строение и функции взаимосвязаны.
Рассмотрим более подробно строение молекулы воды, чтобы выяснить, почему вода обладает такими свойствами. Эти свойства связаны главным образом с малыми размерами молекул воды и их полярностью, а также способностью соединяться друг с другом водородными связями.
– Как вы понимаете слово полярность?


– Какие виды зарядов вы знаете?

У молекулы воды один конец несет небольшой положительный заряд, а другой – отрицательный. Такую молекулу называют диполем. Более электроотрицательный атом кислорода притягивает электроны водородных атомов – возникает электростатическое взаимодействие. Эти взаимодействия называют водородными связями.
В качестве растворителя вода обеспечивает как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов жизнедеятельности, поскольку большинство химических соединений может проникнуть через наружную клеточную мембрану только в растворенном виде.
Не менее важна и чисто химическая роль воды. Под действием некоторых катализаторов – ферментов – она вступает в реакции гидролиза, при которых к свободным валентностям различных молекул присоединяются группы OH или Н воды. В результате образуются новые вещества с новыми свойствами.
Вода обладает хорошей теплопроводностью и большой теплоемкостью, поэтому температура внутри клетки остается неизменной или ее колебания оказываются значительно меньшими, чем в окружающей клетку среде.
Из числа неорганических соединений входящих в состав организмов, наибольшее значение имеют соли минеральных кислот и соответствующие катионы и анионы. Хотя потребность человека и животных в минеральных веществах выражается десятками и даже тысячными долями грамма, однако отсутствие в пище какого-либо из биологически важных элементов ведет к тяжелым заболеваниям.
От концентрации солей внутри клетки зависят ее буферные свойства. Буферностью называют способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию своего содержимого на постоянном уровне.
Внутри клетки буферность обеспечивается главным образом анионами Н2РО4 и НРО4. Во внеклеточной жидкости и в крови роль буфера играют Н2СО3 и НСО3. Анионы слабых кислот и слабые щелочи связывают ионы водорода и гидроксил-ионы (ОН), благодаря чему реакция внутри клетки, то есть величина рН, практически не меняется.
Основная масса Са и Р используются для построения костной ткани в виде двойных углекислых и фосфорнокислых солей с общей формулой СаСО3 х nСа3(РО4)2. Они входят также в состав раковин моллюсков, обеспечивая прочность этих образований.


– А теперь для закрепления знаний, полученных на сегодняшнем уроке, ответим на вопросы: – Каково значение воды в живом организме?

– Каково значение солей в жизни организма?






А сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Итак, мы сегодня познакомились с темой «Химическая организация клетки. Неорганические вещества». Вы теперь знаете основные химические элементы и соединения входящие в состав клетки. Есть вопросы по данной теме? Все понятно? Я поставила оценки ученикам, отвечающим на уроке. После звонка принесете дневники.


– А сейчас откройте дневники, записывайте домашнее задание: прочитать 105-107 страницы, ответить на вопросы на странице 107.
– До свидания!

– Здравствуйте!






– Изучением происхождения и эволюции человека занимается наука антропология.


– Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку явилось прямохождение.

– В процессе становления человека выделяют три стадии: древнейшие люди, древние люди и современные люди.

– Известно несколько форм древнейших людей: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек.

– Древние люди – неандертальцы.

– Первые современные люди появились 40-50 тыс. лет назад.


– Внутри вида Человек разумный выделяют три большие расы: негроидную, европеоидную, монголоидную.






Слушают.










Записывают число и тему.

(1 слайд)











Это – одно из доказательств общности живой и неживой природы.





Слушают.






































– Недостаток в организме йода входящий в состав гормона щитовидной железы приводит к уменьшению образования гормона, что приводит к развитию заболевания.

















– Роль воды в клетке очень велика. Для живых организмов это не только необходимый компонент составляющих их клеток, но зачастую еще и среда обитания. Вода является растворителем.












– Полярность – это неравномерное распределение зарядов в молекуле.

– Положительный и отрицательный заряды.


Записывают определение в тетрадь, зарисовывают схему.



























Используя текст учебника выписывают основные свойства воды.





















Записывают определение в тетрадь.

Заполняют схему.
Минеральная соль
Значение для клетки и организма

Са+




К+,Na+




Н2РО4
НСО4


Са и Р




Входит в состав межклеточного «цемента»

Обеспечивают раздражимость живых организмов

Обеспечивают буферную систему клетки

Используются для построения костной ткани

























– Вода в живом организме является растворителем, выполняет химическую роль, обладает хорошей теплопроводностью и теплоемкостью.

– Соли входят в межклеточное вещество и сцепляют клетки между собой, обеспечивают раздражимость клетки, буферную систему, поддерживают рн клетки, используются для построения костной клетки.










– Вопросов нет.











– До свидания!


1 мин.




10 мин.






































3 мин.











1 мин.











17 мин.



















































































































































































9 мин.





















3 мин.
















1 мин.



+ -




15