Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы специалиста образовательной организации, реализующей АООП


Введение
Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Российская школа в последние годы переживает серьезные преобразования. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии.
Признание прав особого ребенка на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики.
Итак, внедрение ФГОС для детей с ОВЗ затронуло и основную школу.
Цель стандартов — определить необходимые условия получения образования для детей с ОВЗ; представить примерные образовательные программы, адаптированные для различных категорий обучающихся; обозначить требования к результатам освоения программ и к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования для каждого уровня образования.Актуальным стал вопрос об адаптации образовательных рабочих программ.
Важной составной частью образовательных программ образовательного учреждения являются рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин составленных в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Следовательно, в соответствии с Законом « Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ по предметам входят в компетенцию образовательного учреждения, которое несет ответственность за их наличие, качество и реализацию в полном объеме.
Таким образом, учителю школы необходимо не только владеть глубоким знанием своего предмета, но и быть готовым к разработке адаптированной рабочей программы, учитывающей вариативность содержания образования и изменения, направленные на освоение учащимися в ходе изучения предмета учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Цель: выявить структурные и содержательные аспекты проектирования адаптированной рабочей программы.
Задачи:
ознакомиться с нормативной базой для составления адаптированной рабочей программы;
проследить направления работы педагога по адаптации образовательной программы для обучающихся с ОВЗ;
освоить механизмы создания адаптированной образовательной программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
выявить структуру адаптированной образовательной программы;
проследить возможности составителя программы.
Рабочие программы по предмету разрабатываются на основе примерных учебных (рабочих) программ с внесением изменений и дополнений с учетом особенностей образовательного учреждения, контингента учащихся, запросов обучающихся, методических возможностей учителя.
АОП – Адаптированная образовательная программа (далее программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (в том числе с инвалидностью), разрабатываемая на базе основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной основной образовательной программы (программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов), и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 28). В условиях существующей в России обязательной формы организации учебного процесса, классно-урочной системы, инклюзивная форма обучения продуктивна только для детей с сохранным интеллектом, имеющих легкую форму нарушения развития – I уровня специального образовательного стандарта (слабовидящие, слабослышащие; органические поражения опорно-двигательного аппарата, не затрагивающие речевую и интеллектуальную сферы; дети с хроническим заболеваниями; некоторые другие). Для этой категории детей разрабатывается адаптированная образовательная программа. Для учащихся с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями и отклонениями в развитии большей тяжести, вследствие которых требуется значительное увеличение сроков обучения, модификация содержания общеобразовательных предметов, включение в учебный план ряда специфических учебных предметов, отсутствующих в учебном плане для детей с нормативным развитием, привлечение учителя-дефектолога соответствующего профиля (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога и т. д.) к реализации учебного процесса, наиболее продуктивной организацией учебного процесса будет обучение в общеобразовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья (в классе для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом), то есть по адаптированной основной образовательной программе (II и III уровни специального образовательного стандарта).
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе; организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей; организация программ дополнительного образования, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребностей в самовыражении; участие в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности. В рамках реализации адаптированной образовательной программы образовательная организация должна быть обеспечена удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. На основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) адаптированная образовательная программа обучения предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с ОВЗ. Также она должна включать комплекс мероприятий по психолого- педагогическому и медико-социальному сопровождению. Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает адаптированную образовательную программу для обучающихся с ОВЗ.
I. Примерные направления работы педагога по адаптации образовательной программы для обучающихся с ОВЗ
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения.
Адаптированная программа для таких детей — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Адаптированная основная образовательная программа направлена на формирование у детей общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Всё большее число ребят относят к группе риска - проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, поведении. Повышенная уязвимость детей из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.
Цель создания программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ОВЗ и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.
Задачи программы:
- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определять особые образовательные потребности таких детей;
-определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создать условия, способствующие освоению детьми с ОВЗ образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
изучение документов, личных дел;
знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
диагностические исследования.
Практическая значимость программы состоит в том, что дети с ОВЗ могут получить психологическую и педагогическую помощь в процессе обучения.
Адаптированная образовательная программа в рамках образовательной организации для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается в несколько этапов.
Первоначально даётся предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей. Этап ориентирован на всестороннее изучение психолого-медико-педагогических особенностей конкретного ребёнка. Важно, чтобы у ребенка, поступающего в образовательную организацию, был статус «ребенок-инвалид» и рекомендации ИПР (индивидуальная программа реабилитации) или статус «ребенок с ОВЗ» и рекомендации врачебной комиссии и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по организации для него специальных образовательных условий. При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации образовательной организации и специалистов будет выявление ребенка с ОВЗ и проведение работы с родителями такого обучающегося с целью направления его на ПМПК. При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое сопровождение такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
Следующий этап - изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования. Цель этого этапа - определить, какие образовательные потребности есть у ребенка с ОВЗ, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными. Сюда же относится описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом его возможностей. Важно выработать стратегию и тактику работы с ребенком, осуществить выбор образовательной, воспитательной, коррекционной и лечебной стратегии. В процессе работы специалисты сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами, и прежде всего с родителями (законными представителями) ребёнка, возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности использования той или иной методики. Завершением данного этапа является распределение обязанностей по реализации избранного плана, последовательности действий, уточнение сроков исполнения тех или иных организационных действий.
Разработка адаптированной образовательной программы (АОП) включает едино-направленную скоординированную деятельность специалистов разного профиля, согласно избранной стратегии работы с ребёнком. В разработку АОП входит:
проектирование необходимых структурных составляющих АОП;
определение временных границ реализации АОП;
формулирование цели АОП совместно с родителями;
определение круга задач в рамках реализации АОП;
определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты);
планирование форм реализации разделов АОП;
определение форм и критериев мониторинга учебных достижений; формирование социальной компетентности обучающегося;
определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы.
Организация освоения образовательной программы включает в себя задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений. Индивидуальный образовательный план в данном разделе касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ может испытывать реальные трудности. При определении направлений поддержки ребенка, подборе тактик и приемов педагогической деятельности учитель, как и все остальные специалисты, опирается на знание возможностей ребенка, его сильных сторон, а также точное понимание его возможных затруднений в соответствии с тем или иным нарушением развития, индивидуальных особенностей усвоения учебного материала, стиля учебной деятельности, поведения и т. д. Задачи по адаптации образовательной программы:
– компенсация дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;
– минимизация рисков, связанных с организацией и содержанием обучения;
– реализация потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;
– выполнение государственного заказа на оказание образовательной услуги.
В ходе подготовки условий по внедрению и реализации программы осуществляется создание «безбарьерной» среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места, тактильные и зрительные поддержки и др.
Реализация АОП: организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом; организация мониторинга учебных достижений, социальной компетентности ребенка и эффективности коррекционной работы. Анализ и коррекция. Это этап осмысления полученных результатов, позволяющий уточнить и оптимизировать содержание деятельности, основываясь на данных диагностики. Организация деятельности ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка, внесение корректив в АОП.
II. Структура адаптированной образовательной программы
Рабочие адаптированные программы по предмету разрабатываются на основе примерных учебных (рабочих) программ с внесением изменений и дополнений с учетом особенностей образовательного учреждения, контингента учащихся, запросов обучающихся, методических возможностей учителя.
Примерная (типовая) учебная (рабочая) программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Носит рекомендательный характер.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и, рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы рабочих программ могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися.
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания.
Включение авторской программы в образовательный процесс школы предполагает проведение следующих процедур:
1. Рецензирование. Рецензии выдаются как научными или методическими учреждениями, так и отдельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных учреждений иногда используются внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение авторской программы на заседании методического совета образовательного учреждения или на заседании методического объединения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами, работающими в данной предметной области, является формой внешней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагаемый учебный курс носит интегрированный характер.
2. Апробация. Включению авторской программы в образовательный процесс школы должно предшествовать ее экспериментальное изучение, то есть апробация. В ходе апробации могут вноситься рекомендации по совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования.
3. Утверждение. Утверждение программ осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная программа утверждается руководителем образовательного учреждения. Если рецензии содержат замечания или при апробации программы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения замечаний.
Рабочая программа по предмету – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия.
Примерная программа составляется на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.
Разработка рабочей программы по учебным предметам проводится на основе материала Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами.
Составитель рабочей программы может самостоятельно:
расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе;
конкретизировать и детализировать темы;
устанавливать последовательность изучения учебного материала;
распределять учебный материал по годам обучения;
распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ;
конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;
включать материал регионального компонента по предмету;
выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:
закон «Об образовании»;
федеральный государственный образовательный стандарт;
примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Таким образом, адаптированная рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету.
Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.
Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.
Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.Функции программы определяют следующие требования к ней:
Наличие признаков нормативного документа.
Учет основных положений образовательной программы школы.
Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
Системность и целостность содержания образования.
Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.
Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Структура рабочей программы
Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
1) титульный лист;
2) пояснительная записка;
3) содержание учебного предмета, курса;
4) тематический план;
5) требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);
6) критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;
7) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) список литературы (основной и дополнительной);
9) учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы (с учетом федерального и школьного компонентов), дополнить требования к уровню подготовки учащихся. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.
Примечание: во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.
Титульный лист содержит:
– наименование общеобразовательного учреждения;
– название адаптированной образовательной программы (категория детей не указывается);
– грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;
– фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы;
– название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;
– указание класса, параллели, на которой изучается программа;
– год составления программы.
В пояснительной записке к программе излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
В пояснительной записке должны быть отражены:
– место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
– цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся;
– краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года;
– личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся – выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования;
– сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной;
– особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный, профильный);
– УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ);
– предпочтительные формы контроля;
– педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.
Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:
дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню освоения дисциплины, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса.
В этих требованиях, как правило, отражаются:
основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
конечная система или комплекс знаний;
перечень личностных, метапредметных и предметных результатов;
перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.
Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
единства содержания обучения на разных его уровнях;
отражения в содержании обучения задач развития личности;
научности и практической значимости содержания обучения;
доступности обучения.
Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся базовых компетенций, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.
Планируемые результаты освоения учебных (рабочих) программ приводятся в блоках «Выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу программы. Они описывают круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.
Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют учителя в том, достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от ученика. В этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя. Эти планируемые результаты выносятся на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью оценки и портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации.
В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов, из этого блока могут включаться в материалы итогового контроля с целью предоставления обучающимися продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.
Контроль предметных результатов освоения конкретного учебного предмета учащимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов деятельности; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом планировании.
Обобщенная оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований.
Учебно-тематическое (или календарно-тематическое) планирование является обязательным приложением к рабочей программе. Данный раздел конкретизирует «Основное содержание»: указываются темы и количество часов, отводимое на их изучение, практические, лабораторные и контрольные работы.
При заполнении учебно-тематического плана следует помнить, что формулировки тем в разделах «Основное содержание», «Учебно-тематический план» и записи в классном журнале должны обязательно совпадать. Форму учебно-тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним.
Учебно-тематическое планирование может включать в себя следующие разделы:
– Наименование раздела программы и количество часов на раздел.
– № – номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана.
– Темы отдельных уроков, расположенные последовательно и в соответствии с логикой изучения учебного материала.
– Тип урока.
– Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.
– Виды и формы контроля. Планируется, что каждый урок может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием.
Основные виды контроля: тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам и т. д. – Планируемые результаты. Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление).
– Коррекционная работа.
– Домашнее задание в письменной или цифровой форме (№__, стр.___). По мере прохождения материала педагог имеет право перераспределить домашнее задание между уроками, но обязан выполнить весь объем.
– Даты проведения (планируемая и фактическая). При составлении учебно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.
В разделе «Литература и средства обучения» указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы, перечень необходимых для реализации программы учебно-методических пособий, лабораторного оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе.
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса.
В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования.
Учебно-методическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение адаптированной образовательной программы включает в себя перечень программно-методического обеспечения по обязательным учебным предметам, элективным, факультативным курсам, социально-творческой деятельности, занятиям дополнительного образования (внутри школы), спортивным занятиям. Оборудование и приборы, методические и дидактические материалы, электронные образовательные ресурсы и др.
Основные требования к результатам реализации адаптированной образовательной программы.
В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развитий обучающихся и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП.
Требования к результатам реализации программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания программы в рамках обозначенных выше компонентов. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки проверочных работ.
Содержание программы раскрывает содержание образования по годам обучения, формулирует ожидаемые образовательные результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ; излагает направления коррекционной работы с обучающимися, коррекционные приемы, методы и формы.
В коррекционном блоке должно быть предусмотрено психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение (программы педагога-психолога, учителя-логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, социального педагога); описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения АОП обучающимися с ОВЗ.
Особого внимания в содержательном разделе АОП заслуживает программа коррекционной работы. Согласно ФГОС, программа коррекционной работы должна обеспечивать:
-        выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
-        осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-        возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
В проектах ФГОС для обучающихся с ОВЗ определены функции программы коррекционной работы, которые заключаются в выявлении особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; осуществлении индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Условия реализации и результаты коррекционной работы определяются ФГОС для обучающихся с ОВЗ применительно к каждой категории детей.
В организационном разделе особого внимания заслуживает система условий реализации АОП, которая должна включать описание условий и ресурсов образовательной организации, обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и требованиями ФГОС, описание системы оценки условий реализации АОП для обучающихся с ОВЗ.
Реализация АОП: организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом; организация мониторинга учебных достижений, социальной компетентности ребенка и эффективности коррекционной работы. Анализ и коррекция. Это этап осмысления полученных результатов, позволяющий уточнить и оптимизировать содержание деятельности, основываясь на данных диагностики. Организация деятельности ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка, внесение корректив в АОП.
Таким образом, Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и проекты ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задают целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания адаптированных образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, организации комплексной помощи в процессе развития и обучения, обеспечения оптимальных условий для социализации обучающихся с ОВЗ.
III. Нормативные документы для разработки адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ
Нормативно-правовую базу разработки АООП обучающихся с ОВЗ составляют:
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1598 "Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ";
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 "Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Устав образовательной организации.
Заключение
Осуществление лозунга «Образование для всех" - это обеспечение права на образование каждого ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей. Все учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни.
  Любой учитель, имеющий опыт обучения детей с различными возможностями, скажет, что включение таких детей в процесс учебы – это комплексный и сложный процесс. Повышение качества образования через развитие инновационных образовательных практик является основной целью в деятельности каждого учителя и каждой школы. Анализ образовательных технологий и программ говорит о том, что образовательные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Этого можно достигнуть и путем внедрения методологии создания АОП. В основу такого образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Создание адаптированных программ — часть процесса развития образования, который подразумевает доступность обучения для всех. Все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Учитель должен стараться разработать такой подход к преподаванию, который будет более понятным для всех. Конечно, вопрос об обучении ребенка с ОВЗ в каждом конкретном случае решается исходя из желания родителей, индивидуальных особенностей ребенка и возможностей  школы включить его в учебный процесс, но главное, о чем нужно  помнить, – это то, что ребенок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей, педагогов и специалистов.
И именно со школьной скамьи необходимо научить детей воспринимать мир во всем его многообразии. Понимать, что, какими бы разными дети  ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья,  все должны иметь равные возможности для развития и жизни. Предоставление возможности качественного получения знаний для всех детей является стратегической линией развития образования в школе.
Библиографический список
1. Леонгард Э. И., Самсонова, Е. Г., Иванова Л. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования : метод. пособие / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Л. И. Иванова. – М.: МГППУ, 2011. (Серия «Инклюзивное образование»; вып. 7).
2. Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии, или речь в защиту самого себя / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 1. – С. 3-15.
3. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. Пособие / отв. ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ (c нарушением зрения, с нарушением слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушением интеллекта, с тяжелыми нарушениями речи, с расстройствами аутистического спектра) (проект).
5. Приходько О. Г. и др. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в образовательное пространство: метод. материалы / О. Г. Приходько и др. – М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.
6. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / отв. ред. С. В. Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
7. Семаго Н. Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование / Н. Я. Семаго. – Вып. 2. – М.: Школьная книга, 2010.
8. Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы». Современные образовательные технологии / науч. ред. к.ф.н. Г. Л. Серова. Самара. 2010. – 320 с.
9. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83-95.
10. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
11.Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
12. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов педвузов. – М.: Просвещение, 2009.
13. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106
14.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013г.      №273-ФЗ
15.Алехина С. В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве / Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010.
16.Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР // Вопросы психологии. – М.: Спутник, 1997. - № 1.
17. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.  - М.: Просвещение, 2001.
18. Алехина С. В. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции. / Отв. ред. Алехина С. В. - М.: МГППУ, 2013
19. Ковалев Е. Е., Староверова М. С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования / Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
20. Осин Е. О проблемах ненормативных детей. - М., 2009.
21. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Преодоление оптической дисграфии у школьников. Учебно-методическое пособие. - М.: ФОРУМ, 2016. 192 с.
22. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Учебно-методическое пособие. - М.: ФОРУМ, 2016. 128 с23.Калашникова, С. А. О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 786-790.
24. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.-204 с.
25. Письмо Министерства образования и науки России от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
26. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. - М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ.2001
27. Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011
28. Споры о словах и нерешённые проблемы образования особых детей, «Интеграция или инклюзия»// Дименштейн Р., Ларикова И. РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва
29. Корельская Н.Г. «Особая» семья – «особый» ребёнок. – М., 2003
30. Артюшенко Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения/ Н.П. Артюшенко. – (Наука – практике) // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011