Презентация по работе в группе продленного дня организация досуга детей в ГПД


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Болоховский центр образования №1» Телефон: 8 (48754) 2 – 41 – 55Электронная почта: jlsw3shk@mail.ruОрганизация досуга детей в ГПД. Выполнил: учитель начальных классов Хитрых Елена Сергеевна Досуг – это такой вид деятельности, в котором органично сочетаются обучение и воспитание. Досуг учащихся в группе продленного дня в самом широком смысле - это пространство, время, ниша жизнедеятельности и содержание занятий, которые выходят за пределы учебной деятельности. В таком смысловом контексте досуг учащихся, организуемый на базе школы, находится в тесной связи с понятием воспитательной работы. Вместе с тем эти понятия не тождественны. Очевидно, что не каждое воспитательное дело является досуговым, и не каждое досуговое дело может быть оценено как воспитательное. Высшим достижением педагогического мастерства являются те события в жизни учащихся, в которых воспитательные мероприятия совпадают с мотивом ребенка «я хочу», т. е. воспитательное дело  естественным образом становится и досуговым занятием.

Классификация видов досуговой деятельности: Познавательная деятельность Трудовая деятельностьХудожественно-эстетическая деятельность Социально-ориентационная деятельность Ценностно-ориентировочная деятельностьФизкультурно-спортивная (оздоровительная) деятельность 



Познавательная деятельность осуществляется в ходе привлечения учеников к чтению, проведения познавательных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий.
Трудовая деятельностьЦелью трудовой деятельности является формирование положительного отношения  к труду, желания трудиться, убеждения в том, что трудиться необходимо. Может осуществляться через организацию работы мастерской добрых дел, трудовой десант, День добрых дел. Участвуя в самообслуживании, общественно-полезном труде, изготовлении игрушек, поделок, дети формируются как труженики, умеющие заботиться об окружающих людях, природе, школе, своем коллективе.

  Художественно-эстетическая деятельность  направлена на воспитание у школьников отношения к прекрасному. Занятия музыкой, танцами, рисованием, лепкой обогащают внутренний мир детей, помогают им полнее реализовать себя, свои представления о красоте.
Социально-ориентационная деятельность Одним из направлений указанной деятельности является общественно полезная деятельность, основное назначение которой — труд на пользу общества, людей, коллектива. Она находится на стыке трудовой и общественной деятельности. К ним относятся трудовые операции "Забота», «Радость людям", "Наша школа", "Наши пернатые друзья", «Цветок", "Салют ветеранам", "Чистый учебник" и др., экскурсии на предприятия, где работают родители; шефская работа; участие детей в деятельности по уходу за зелеными насаждениями, по благоустройству территории школы, дома, улицы; акты милосердия и т.д.Сегодня все начинают осознавать, что необходимо возрождение национального духа в сознании детей. Надо помочь детям узнать прошлое, то, что было зачеркнуто или забыто. Им нужны дела и события, позволяющие понять себя самих, найти то, что нас всех объединяет и делает народом. Здесь уместны формы групповой работы, знакомящие с национальными традициями, культурой, духовными ценностями русского народа.

Ценностно-ориентировочная деятельностьЕе своеобразие в том, что она носит развитой характер, присутствуя и в учебной, и в трудовой деятельности,  в свободном общении и в других видах деятельности. Ее назначение — создавать определенные связи с явлениями окружающего мира, формировать внутреннюю позицию личности по отношению к высшим ценностям. Отсюда ее содержанием будут наивысшие ценности общества: человек, труд, красота, Родина, истина и т.д. Формы практической деятельности (операция "Сувенир", "Праздник школы", "Праздник семьи", "Праздник урожая", создание книги "Кто я?", "Путешествие по городу Добрых волшебников" и др.) помогают вычленить объект отношения, встать на сторону добра, ориентируясь на социально-ценные отношения. 

Физкультурно-спортивная (оздоровительная) деятельность  формирует отношение к своему организму, здоровью, здоровому образу жизни. Умелая организация физкультурно-спортивной деятельности украшает жизнь детского коллектива веселыми подвижными играми, гимнастическими и ритмическими, спортивными праздниками, эстафетами. В режиме ГПД она  складывается из таких видов, как физкультурные минуты на занятиях, спортивный час на открытом  воздухе, прогулка, экскурсия, игры в помещении, игры и развлечения на прогулках.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА Агитбригада, аукцион, блицтурнир, брейн-рингВеселая спартакиада, викторина, встречи с интересными людьми, выпуск тематических газет, выставки и ярмарки творчества Игры-конкурсы, игры-состязания, круговая беседа, коллективная творческая деятельность , спортландияТрудовой десант, театр-экспромт, турнирУстный журнал , эстафета «Ромашка» 


Агитбригада – одна из наиболее действенных коллективных форм политического,  нравственного, экологического, оздоровительного воспитания, которая чаще всего носит просветительский характер. Тематика выступления бригад может быть разнообразной: «Чернобыль – черная быль», «Что мы должны знать о своем здоровье?», «Нет вредным привычкам!», «Земной поклон вам, герои Победы!» и др.Аукцион может проводиться как часть праздника – аукцион поделок, выполненных руками детей; интеллектуальный аукцион – аукцион называния как можно большего числа пословиц и поговорок на заданную тему; литературный аукцион – аукцион перечисления литературных произведений, заглавие которых связано с темой праздника и др.
Блицтурнир – одна из разновидностей турнира-викторины, во время подготовки которого команды или ведущий готовят вопросы, требующие односложных ответов. В ходе турнира вопросы задаются в быстром темпе. Брейн-ринг – командная игра. В процессе подготовки к игре класс делится на две или три команды, каждая из которых придумывает себе название и выбирает капитана. Веселая спартакиада – несколько коротких спортивных состязания, объединенных в рамках одного мероприятия. Например, во время «Веселой  зимней спартакиады» могут быть проведены соревнования на свежем воздухе по лыжам и санкам, спортивные зимние эстафеты, строительство снежной крепости, бой снежками, лепка снежной бабы.

Викторина – занимательная игра, в процессе которой перед учащимися ставятся вопросы, на которые они должны дать ответ в устной или письменной форме. По своему содержанию викторины могут быть литературными, музыкальными, смешанными, юмористическими, мини-викторины и т.д.Выпуск тематических газет, например, «Наш семейный отдых», «Наша семья», «Профессия родителей», «Если хочешь быть здоров», «Как хорошо, что есть семья!» и др.Выставки и ярмарки творчества проводятся в рамках любого совместного мероприятия или как самостоятельный  праздник. Игры-конкурсы, игры-состязания – это игры, обязательным условием которых являются элементы состязательности. Таким состязанием может стать вся игра или отдельные ее этапы, фрагменты. При подготовке заданий для подобных соревнований педагогу следует обратить внимание на то, что задания командам должны быть примерно одинаковыми по содержанию и степени сложности.

Круговая беседа, рассказ по кругу  могут быть использованы для рефлексии любого мероприятия. Участникам предлагается встать или сесть по кругу, ведущий называет начало фразы или первое предложение будущего рассказа («Чтобы сохранить здоровье…», «Дружба это …»), а затем передает эстафету (волшебную палочку, микрофон, игрушку) участнику, стоящему рядом, который продолжает задание.Коллективная творческая деятельность (КТД) – это способ организации яркой, наполненной общением, трудом, игрой, творчеством деятельности детей. Формами организации такой деятельности в начальной школе могут стать День именинника («Пирог с сюрпризом»); акции («Желтый лист», «Кормушка», «Новогодняя игрушка»); календарные праздники («Новогодний калейдоскоп» и др.),
Трудовой десант, или День добрых дел – операция, которая может быть проведена как совместная трудовая деятельность детей, воспитателя, родителей в течение учебного года. Например, уборка помещения, кормление птиц зимой, сбор макулатуры. Театр-экспромт – это спектакль, который разыгрывается на глазах у зрителей, при этом никто из участников не знает какие роли ему придется исполнять .На карточках, которые готовятся заранее, следует написать имя действующего лица и его реплики. Турнир – одна из форм познавательной деятельности учащихся. Они могут быть однопрофильными (турнир шахматистов, силачей и др.) или комплексными, когда туры состязаний посвящены различной тематике «Турнир юных экологов», «Турнир знатоков родного края». «Турнир знатоков этикета», так и многопрофильные, например, «Рыцарский турнир» (ко Дню защитника Отечества).

Устный журнал -  своеобразная форма воспитания, которая позволяет ярко, доступно и эмоционально донести присутствующим важную информацию. Каждый устный журнал состоит из «страничек», посвященных тому или иному вопросу. Рекомендуемый объем журнала – 3-5 страниц. «Страничка» представляет краткое выступление учащихся, в ходе которого можно использовать наглядный и демонстрационный материал. Эстафета «Ромашка» - игра-обозрение, участники которой придумывают друг для друга веселые задания, записывают их на листках ромашки и по очереди выполняют. Задания для эстафеты продумываются заранее или в ходе праздника. Эстафета «Ромашка» может стать составной частью любого воспитательного мероприятия (спортландии, спартакиады, конкурсной программы и др.) Это отличное средство сплочения детского коллектива.
Приведенные примеры не исчерпывают всех форм досуговой деятельности в ГПД. Задача воспитателя группы продлённого дня - выявить эти интересы детей и в доступной и  интересной для них деятельности развить способности, что означает вооружить детей способами деятельности, дать ребёнку в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и развития его одарённости. Ведь всем известно, что способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии. Спасибо за внимание! Творческих успехов!