Разработка урока биологии по ФГОС. Тема: Органоиды цитоплазмы





МКОУ «Хили-Пенджикская СОШ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ И ХИМИИ



РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ
в 10 классе

по теме
«Органоиды цитоплазмы»

















Учитель биологии – Абдуллаев Аяз Азизович

с.Хили-Пенджик
17.11.2015г.









Тема: Органоиды цитоплазмы.

Цели урока: расширить знания об основных частях клетки и ее органоидах, показать взаимосвязи между строением клетки и выполняемой функцией, научиться распознавать органоиды клеток.
Задачи урока:
Образовательная: организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением. Развивающая: продолжить развивать умения находить эти органоиды на таблице, умения устанавливать причинно- следственные связи Воспитательная: создать условия для формирования у учащихся познавательного интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся должны знать основные части клетки и ее органоиды; уметь устанавливать взаимосвязи между строением клетки и выполняемой функцией; научиться распознавать органоиды клетки.
Метапредметные: уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекать из них нужную информацию; логически мыслить, оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.
Личностные: сформировать познавательный интерес, направленный на реализацию установок здорового образа жизни.
Тип урока: раскрывающий содержание темы.
Методы урока: частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный.
Материальные ресурсы: интерактивная доска, флипчарт «Органоиды клетки», таблица «Эукариотическая клетка», СКМКЗ «PR Class», готовый микропрепарат «Растительная клетка», световые микроскопы, цифровой микроскоп.
Ход урока
Актуализация знаний.
На доске цитата «Отыщи всему начало, и ты много поймешь»
Козьма Прутков.
Учитель: Мы живём в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри собственного организма». А ведь каждому из нас жизненно важно понимать, что представляет собой тело, как оно устроено и как работает, что его поддерживает, а что выводит из равновесия. Подобные «пробелы» в образовании обходятся человеку очень дорого, создавая множество проблем с самим собой и другими людьми. Строение клетки – элементарной единицы живого, не является исключением.
Учитель: давайте вспомним тему прошлого урока и ответим на вопросы.
(Эукариотическая клетка. Наружная клеточная мембрана)
Учитель: Обратите внимание на доску.
(Флипчарт: Прокариотическая и эукариотическая клетка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Учитель. Учащиеся.
Какие типы клеток вы видите на доске?
Прокариотическая клетка и эукариотическая клетка.

Дайте характеристику прокариотической клетке.
От лат. pro – до, перед и греч. кarion – ядро
ДНК не окружена мембраной и свободно располагается в цитоплазме, т.е. у них нет настоящего оформленного ядра.

Дайте характеристику эукариотической клетке.

От греч eu – полностью, хорошо и греч. кarion – ядро.
В процессе эволюции произошли от прокариот. Имеют оформленное ядро.
Клетки наиболее крупные, сложно устроенные.


Флипчарт: Задание. Распределите организмы по группам.
(учащиеся выполняют
задание у доски)




Учитель: Давайте вспомним слова песенки, которую мы пели с вами в 6 классе
Мы без клетки лестничной не войдем в квартиру
В лифте заночуем плача от тоски.
Не бывать бы Карпову Чемпионом мира
Если бы не клетки шахматной доски.
Так и у растений все с клетки начинается,
А простая клетка устроена хитро
В ней и оболочка, в ней и цитоплазма,
В ней и вакуоли, и ядро.
Учитель: о каком типе клеток в зависимости от генетического материала идет речь в стихотворении? (Эукариотическая клетка)
Давайте рассмотрим строение типичной эукариотической клетки.
Учитель. Учащиеся.
Перечислите основные части клетки.
Наружная клеточная мембрана, цитоплазма, ядро.

Покажите основные части клетки на доске.
Показывают на доске. Флипчарт

Какая структура является обязательным компонентом эукареотических клеток?
Ядро

Для чего клетке нужна раружная клеточная мембрана?
Отделяет содержимое клетки от внешней среды

Какая структура отделяет мембрану от ядра?
Цитоплазма


Учитель: давайте теперь рассмотрим, как устроена наружная клеточная мембрана. Флипчарт
Учитель. Учащиеся.
Что собой представляет клеточная (плазматическая) мембрана?
это полупроницаемый барьер, отделяющий цитоплазму клеток от окружающей среды.

Когда, и для чего был предложен термин «мембрана»?
Термин «Мембрана» был предложен более 100 лет назад для обозначения границ клетки.

Что, в переводе с латинского, означает «мембрана»?
Мембрана от лат membranа - кожица, оболочка.


Какая модель мембраны принята за основу в настоящее время в биологии?
В настоящее время в биологии принята за основу жидкостно-мозаичная модель мембраны, предложенная в 70-е годы 20 в Дж.Сингером и Г.Никольсоном.


Флипчарт. Задание: соберите участок мембраны клетки, назовите ее составные части.
(учащиеся работают у доски)
Функции мембраны
Учитель. Учащиеся.
С какими процессами связаны функции клеточной мембраны?
Связанны с поддержанием целостности клетки.
Обеспечением обмена веществ и энергии между клеткой и окружающей средой.
Взаимодействием с другими клетками.

Перечислите основные функции клеточной мембраны.
Транспортная функция
Рецепторная функция
Изолирующая функция


Флипчарт. Задание: Соберите схему «Способы осуществления транспортной функции мембраны»
(учащиеся собирают на доске схему)


Флипчарт. Задание: Какие процессы изображены на рисунках 1,2,3?
(отвечают на вопрос, подписывают рисунки)

Фагоцитоз Пиноцитоз Экзоцитоз
Тестирование по теме «Эукариотическая клетка. Наружная клеточная мембрана» (учащиеся выполняют тестирование по СКМКЗ (система контроля и мониторинга качества знаний)
Учитель: анализирует результаты тестирования, выставляет баллы в оценочный лист.

2. Открытие нового знания.
Учитель: сообщает тему урока «Органоиды цитоплазмы».
Учащиеся: записывают тему урока, слушают рассказ учителя, делают записи в общих тетрадях, изучают схемы на доске и в учебниках.
Учитель:
Флипчарт. Схема «Эукариотическая клетка»
Обратите внимание на составляющие компоненты эукариотической клетки.
Поверхностный аппарат клетки мы изучили на прошлом уроке.
Сегодня изучим часть клетки, которая находится между плазматической мембраной клетки и ядром – цитоплазму.
Основой цитоплазмы клетки является цитоплазматический сок – гиалоплазма.
Гиалоплазма (от греч. hyalos- стекло и plasma – вылепленное, оформленное) – это раствор органических веществ, в котором осуществляются биохимические реакции и располагаются постоянные структурные компоненты клетки – органоиды. Гиалоплазма это среда, в которой объединяются все клеточные структуры и обеспечивается их химическое взаимодействие.
Кроме гиалоплазмы, в цитоплазме откладываются непостоянные структуры – включения – это различные вещества, которые откладываются в цитоплазме в процессе жизнедеятельности клетки. К включениям относятся глыбки гликогена, капли жира, пигментные гранулы.

Учитель: Давайте изучим основные части клетки под микроскопом на готовом микропрепарате «Растительная клетка»
Учащиеся: настраивают микроскопы, изучают микропрепарат, находят оболочку, цитоплазму, ядро.
Флипчарт. Растительная клетка под микроскопом.

Органоиды цитоплазмы
Флипчарт. Схема: Органоиды.

Учащиеся: зарисовывают схему в тетрадях.

Все органоиды клетки подразделяются на мембранные и немембранные. Среди мембранных органоидов существуют одномембранные и двухмембранные.



ЭПС. Был открыт ам.ученым Кейтом Робертсом Портером в 1945 г.
ЭПС это совокупность вакуолей, каналов, трубочек, которые внутри цитоплазмы образует мембранную сеть.
Различают два типа ЭПС: шероховатые (гранулярные) и гладкая (агранулярная).
На поверхности шероховатой ЭПС располагаются рибосомы, которые синтезируют все белки, а также продукты выделяемые, секретируемые клеткой.
На мембране гладкой ЭПС рибосом нет, участвует в синтезе липидов и углеводов, обеззараживает токсичные вещества.
Аппарат Гольджи (комплекс Гольджи).
Открыт ит.ученым Камилло Гольджи в 1898 г.
Представляет собой стопку плоских цистерн. Играет роль центра, где происходит сортировка и упаковка продуктов жизнедеятельности клетки. Формирует лизосомы, обеспечивает выделение белков за пределы клетки путем экзоцитоза.
Лизосомы.
Мелкие мембранные пузырьки (0,5 мкм), впервые обнаружены в 1955 г при помощи электронного микроскопа. Образуются в аппарате Гольджи или в ЭПС. Содержат разнообразные пищеварительные ферменты.
Участвуют во внутриклеточном пищеварении, образуя пищеварительные вакуоли, уничтожают отслужившие органоиды и даже целые клетки. Если содержимое лизосом высвобождается внутри самой клетки, то наступает автолиз – саморазрушение клетки. Поэтому лизосомы называют орудиями самоубийства клетки.
Вакуоль.
Обязательный компонент растительной клетки. Это крупный мембранный пузырек, заполнен клеточным соком, состав которого отличается от окружающей цитоплазмы.
Накапливает запас питательных веществ, регулирует водно-солевой обмен, контролирует поступление воды в клетку и из нее.
Двухмембранные органоиды.
Митохондрии.
Внешняя мембрана – гладкая, внутренняя мембрана образует выросты – кристы.
Основная функция – синтез АТФ, поэтому их называют энергетическими станциями клетки.
Имеют собственные рибосомы и ДНК, поэтому способны синтезировать белки.
В живых клетках способны перемещаться, сливаться друг с другом, делиться. Митохондриями богаты мышечные и нервные ткани.
Пластиды.
Органоиды растительных клеток, размножаются делением.
Три типа пластид: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.
Хлоропласты –зеленые пластиды, содержат пигмент хлорофилл, осуществляют фотосинтез. Осенью превращаются в хромопласты – пластиды с желтой, оранжевой и красной окраской.
Лейкопласты – бесцветные пластиды, функция – запас крахмала.
Пластиды имеют ДНК, рибосомы и синтезируют белки.
Рибосомы.
Немембранные органоиды. Обязательные компоненты клеток всех организмов. Функция – синтез белков. Состоит из двух субъединиц – большой и малой. В состав субъединиц входят молекулы белка и и-РНК. В цитоплазме находятся в свободном состоянии или на поверхности шероховатой ЭПС. Могут объединяться в комплексы – полирибосомы.

Клеточный центр.
Присутствует в клетках животных, грибов и низших растений. Состоит из двух перпендикулярно расположенных друг другу цилиндров – центриолей. При делении клетки центриоли удваиваются, расходятся к полюсам и образуют веретено деления, обеспечивают равномерное распределение хромосом между дочерними клетками.

3. Создание проблемной ситуации.
Учитель: задает вопрос:
Как вы думаете, почему компоненты клетки названы «органоидами» и с чем их можно сравнить?
Учащиеся: высказывают свои мнения, сравнивают с органами живых организмов.

4. Применение нового знания.
Учитель: предлагает учащимся выполнить задания:
Флипчарт. Задание: Соберите растительную клетку.
Задание: Соберите схему «Органоиды»
Задание: Соотносите органоиды с выполняемыми функциями.

5 .Рефлексия.
Учитель:
Предлагает вспомнить тему и цели урока; оценить меру своего личностного достижения к цели и успехи класса в целом.
Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. Оценочные листы
Учащиеся:
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения; определяют степень своего продвижения к цели.
6. Домашнее задание:
Учить: §2.7. стр:58-63.
Выполнить задание: Составить таблицу «Сравнительная характеристика растительной и животной клеток»
ПРОКАРИОТЫ: ЭУКАРИОТЫ:

Бактерии грибы
Синезеленые водоросли растения
животные



15