Урок №15 по биологии 10 класс на тему Органоиды цитоплазмы: ЭПС, Комплекс Гольджи, лизосомы
:___15______
Дата:_____________
ТаKырып:
Тема: Органоиды цитоплазмы: ЭПС, Комплекс Гольджи, лизосомы.
Лабораторная работа № 2.
Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.
Класс: 10
МаKсаты:
Цель: создать условия для усвоения знаний об особенностях строения и функционировании основных компонентов клетки.
ОKыту міндеттері:
Задачи:
1Білімдік
Обучающие: Выявить согласованность работы одномембранных органоидов клетки;
2 ДамытушылыK:
Развивающие: Продолжить формирование умения анализировать и обобщать полученные знания, выделять главное в изученном материале;
3 Т‰рбиелік:
Воспитательные: Формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.
СабаKтыS т_рі:
Тип урока: комбинированный
Jaрал-жабдыKтар к™рнекті Kaралдар:
Оборудование наглядные пособия: интерактивное оборудование, компьютер тестовый раздаточный материал. флипчарт, фрагмента фильма «Клетка», «Движение цитоплазмы»
http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/stroenie-kletki-kompleks-goldzhi-endoplazmaticheskaya-set-lizosomy-kletochnye-vklyucheniya?seconds=0&chapter_id=98
Здоровьесберегающие технологии урока:Зрительная гимнастика, гимнастика для пальцев, физкультминутка (проводится после каждой смысловой части урока).
УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Форма урока: групповая, индивидуальная, по парам
Глоссарий: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосома, вакуоль, тонопласт, пероксисома, тургорное давление.
Методы – деятельностный, частично-поисковый, наглядный, метод социального взаимодействия (представление возможностей каждому ученику проявлять свои знания), стимулирование и мотивация.
Планируемые результаты обучения:
Знать строение и функционирование одномембранных органоидов клетки: ЭПС, к Гольджи, лизосом
СабаK барысы:
Ход урока:
Организационный момент. (Постановка целей и задач урока, настройка учащихся на урок).
Повторение пройденного материала.
Посмотрите на экран и выполните следующее задание. Какие процессы изображены на рисунках А, Б, В.
а) диффузия; б) осмос; в) активный транспорт; г) эндоцитоз; д) экзоцитоз
Демонстрируется слайд “Сказочные цифры”
– Объясните, что означает эти цифры?
а) 1665; б) 1838; в) 1858; г) 1831.
Изучение нового материала
Органоиды (органеллы)– постоянные клеточные структуры, обеспечивающие выполнение клеткой специфических функций.
К одномембранным органоидам клетки относят:
– Эндоплазматическую сеть.
– Комплекс Гольджи.
– Лизосомы.
Для удобства в работе мы используем таблицу.
Строение и функции клеточных органоидов.
Органоиды клетки
Строение
Функции
Дополнит. сведения
ЭПС
Комплекс Гольджи
Лизосомы
Изучение строения ЭПС. Рассказ учителя об особенностях строения и функциях ЭПС и заполнения таблицы.
Эндоплазматическая сеть – это сложная система мембран, образующих трубочки, канальцы, цистерны, пузырьки. Открыта в 1945 году английским ученым К. Портером. Её можно наблюдать только при помощи электронного микроскопа. Различают два вида ЭПС: гладкую и гранулярную.
Гладкая ЭПС имеет вид трубочек, стенки которых представляют собой мембраны, сходные по своей структуре с плазматической мембраной. В ней осуществляется синтез липидов и углеводов. Преобладает в клетках сальных желез, печени, в клетках богатых запасными питательными веществами, например, в семенах растений.
На мембранах каналов и полостей шероховатой ЭПС расположено множество рибосом, основная функция которых синтез белков. Особенно много шероховатой ЭПС в клетках желез и нервных клетках.
– А теперь давайте проверим, что записано у вас в таблице?
– Какое строение имеет ЭПС?
– Какие функции она выполняет? (Учащиеся заполняют таблицу)
Следующий органоид комплекс Гольджи
Аппарат Гольджи присутствует во всех эукариотических клетках. Он был открыт итальянским ученым К. Гольджи в 1898 г. в нервных клетках. Структурно – функциональная единица аппарата Гольджи – диктиосома.
Комплекс Гольджи представляет собой стопку мембранных мешочков (цистерн) и связанную с ними систему пузырьков.
Он особенно развит в клетках, вырабатывающих белковый секрет, а также в нейронах и овоцитах.
Функции комплекса Гольджи:
транспорт и химическая модификация веществ.
синтез полисахаридов.
участие в построении клеточной стенки.
секреторная.
образование лизосом.
Проверяем запись в тетради и записываем новые слова в словарь.
Изучение строения Лизосомы
Лизосомы открыты в 1955 году с помощью электронного микроскопа. Они представляют собой сферические мембранные мешочки, наполненные пищеварительными ферментами. В одной лизосоме могут находиться 30-50 различных ферментов. Особенно лизосом много в животных клетках.
Лизосомы расщепляют питательные вещества, переваривают попавшие в клетку бактерии, выделяют ферменты, удаляют путем переваривания ненужные части клеток.
У растений растворяются органеллы при образовании пробковой ткани, сосудов древесины.
(Учащиеся заполняют таблицу)
Закрепление «рефлексия»
1. Органоиды, расположенные на гранулярной ЭПС и участвующие в биосинтезе белка,– это:
А. Лизосомы; б. Митохондрии; в. Рибосомы; г. Хлоропласты.
2. Органоид ограниченный от цитоплазмы одной мембраной, содержащий множество ферментов:
А. Митохондрии; б. Аппарат гольджи; в.рибосома; г. Лизосома.
3.Лизосомы в клетки образуются в:
А. Эндоплазматической сети; б. Митохондриях; В. Клеточном центре; г.комплексе гольджи.
4. Функции шероховатой ЭПС:
А. Транспорт веществ и синтез белков; Б. Переваривание органических веществ; В. Участие в межклеточных контактах; Г. Образование рибосом.
5.ЭПС имеется в цитоплазме:
А. Всех клеток; б. Только животных клеток; в.только растительных клеток; г.всех клеток, за исключением клеток прокариот.
- Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились?
Домашнее задание.
^йге тапсырма беру:
Задание на дом:§14-15 стр 85
Жеке оKушыларCа озыK тапсырма беру.
Опережающие задания учащегося:
Составить тест по теме “Функции органоидов клетки”.
Лабораторная работа № 2.
Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.
13PAGE 15
13PAGE 14315