Рабочая программа по элективному курсу для учащихся 10 класса Культура англоязычных стран
1.Пояснительная записка
1.1Общая характеристика курса.
Одним из ведущих принципов обновлённого процесса воспитания в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Поэтому предмет «Иностранный язык» занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путём сравнения оттеняет особенности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур
Введение страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроках иностранного языка содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению на ИЯ.
Обучение общению на ИЯ в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями. Без этого нет и не будет практического овладения языком. Из этого следует, что культуроведческая направленность обучения ИЯ обеспечивает реализацию не только общеобразовательных и воспитательных целей (как и на других учебных предметах), но также вполне конкретных практических целей.
1.2 Цели:
развивающие:
1) показать значение иностранного языка в диалоге культур;
2) показать учащимся практическое значение “страноведения”;
3) развивать у учащихся приобретённые ранее знания, навыки и умения;
4) показать роль англо-говорящих стран, их культуры и экономики;
5) развивать умения и навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний в области иностранного языка;
6) развивать у учащихся познавательный интерес.
обучающие:
1) подготовка учащихся к сдаче экзаменов;
2) обучение навыкам проектной работы;
3) обеспечить усвоение задач, входящих в содержание темы урока;
4) проконтролировать степень усвоения умений и навыков.
воспитательные:
1) содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
2) осуществлять нравственное воспитание.
Учащиеся должны получить знания по основным темам национальной культуры англо-говорящих стран (по истории, географии, политико-общественным отношениям, образованию, спорту и др.); о социокультурных особенностях народов – носителей языка (это служит основой общения с людьми разных культур и разных профессий).
Задачи научить:
- понимать устные и письменные сообщения по темам, предусмотренным программой;
- правильно и самостоятельно выражать своё мнение в устной и письменной форме;
- критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним;
- использовать соответствующую справочную литературу и словари;
- отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение;
- выполнять проектные работы и рефераты;
- работать самостоятельно и в коллективе.
1.3 Содержание курса
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в
содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
1) лингвострановедческий компонент:
- знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение употреблять их, а также фоновую лексику, фразеологизмы, пословицы, афоризмы как источник национально-культурной информации;
- знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англо-говорящих странах; историей и географией; общественными и социальными отношениями в этих странах; политической системой; обычаями и системой ценностей; экономикой; хозяйственными связями и условиями труда; окружающей средой; средствами массовой информации, проблемами миграции;
- текстовой материал, содержащийся в учебниках и учебных материалах по страноведению;
2) общеучебный компонент:
- учебно-организационные умения, связанные с формированием у школьников
10 класса способности работать в различных режимах; объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- учебно-интеллектуальные умения, связанные с формированием способности сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал;
- учебно-коммуникативные умения, проявляющиеся в культуре общения, т.е. в умениях слушать и слышать партнёра по общению, обосновывать свою точку зрения.
Основные положения, на которых строится процесс обучения страноведению.
1. В центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
2. Курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, вовлекающему в себя гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию и взаимопомощи.
3. Дифференцированный подход, предполагающий учёт уровня обученности школьников, реализуется в данном курсе через:
- использование материала разного уровня трудности (например, индивидуальная работа с раздаточным материалом, когда каждый ученик получает возможность работать в соответствии с уровнем языковой подготовки);
- использование опор (план, ключевые слова, выражения предлагаются учащимся с низким и средним уровнем обученности для построения высказывания);
- разный объём знаний учащихся по теме;
- разные способы контроля.
4. В основе технологии обучения страноведению – вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.
Методы и приёмы, которые включает эта технология.
Методы
Приёмы
1) Ознакомление с
- новым вокабуляром;
- новой темой и проблемами, с ней связанными.
- Объяснение;
- слушание и запись лекции;
- самостоятельное чтение материала и его изучение;
- работа с вокабуляром;
- диктант;
2) Тренировка
- Ответы на вопросы;
- поиск ответов на вопросы в тексте;
- чтение и перевод текстов;
- работа с карточками в парах;
- ролевые игры.
3) Практика
- Обсуждение изучаемой темы проблемы в парах, группе;
- устная презентация;
- доклад;
Формы занятий:
- аудиторные групповые занятия под руководством учителя;
- индивидуальная, самостоятельная работа;
- проектная работа;
- индивидуальные консультации.
На занятиях предусматривается:
- работа с текстом лингвострановедческого содержания;
- работа с картинками, CD, с видеоматериалами;
- работа с географическими картами;
- работа со знаками и символами культуры;
- работа с проектами и сообщениями страноведческого характера, выход в Интернет;
-квиз (Quiz) – одна из основных форм работы с материалом страноведческого и лингвострановедческого содержания
Контроль и оценка
Контроль и оценка должны показывать, в какой степени учащиеся достигли поставленных целей и задач обучения. Кроме того, цель оценки заключается
- в формировании у школьника уважительного отношения к культуре стран изучаемого языка и культуре родной страны,
- в поддержании уверенности его в своих силах (возможностях, способностях).
Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеучебные умения учащихся, их творческие и познавательные умения, повышают интерес к изучению ИЯ в целом.
Требования к уровню усвоения курса
К концу обучения учащиеся должны :
- знать и понимать реалии ( слова, обозначающие предметы национальной культуры);
- уметь употреблять эти слова;
- знать номинативную лексику по страноведческим темам;
- уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать
изучаемый материал;
- уметь использовать справочную литературу, словари;
- уметь работать с различными источниками информации, включая сайты Интернета;
- уметь слушать и слышать партнера по общению.
2. Тематическое планирование элективного курса «Культура англоязычных стран»
№
Тема
Кол-во часов
Дата
Тип занятия
Вид контроля
17
1.
Введение в курс. Связь с прошлым. Экскурс в историю Великобритании.
1
17.01
Лекционно-практическое занятие
Тестирование
2.
Географическое положение и климат Великобритании .Национальный характер британцев.
1
24.01
Лекционно-практическое занятие
Творческая работа
3.
Городской и сельский образ жизни Великобритании.
1
31.01
Лекционно-практическое занятие
Тестирование
4.
Советы тем, кто впервые едет в Великобританию.
1
07.02
Лекционно-практическое занятие
Тестирование
5.
Повседневная жизнь. Два обычных дня: Великобритания, США (отличия).
1
14.02
Лекционно-практическое занятие
Тестирование
6.
Дома. Удобства в доме. (Великобритания, США).
1
21.02
Лекционно-практическое занятие
Проект
7.
Семья. (Великобритания, США, Австралия).
1
28.02
Лекционно-практическое занятие
Тестирование
8.
Еда. Покупки в магазине. (Великобритания,США).
1
07.03
Ролевая игра
Тестирование
9.
Досуг. Свободное время.
1
14.03
Проектная работа
Проект
10.
Музыка: музыкальные стили( Великобритания,США, Ирландия)
1
21.03
Лекционно-практическое занятие
Рефераты
11.
История в кино( США)
1
04.04
Лекционно-практическое занятие
Рефераты
12.
Символы Англии. Национальные праздники Британии и США.
2
11.04,18.04
Проектная работа
Презентация
13.
Государственное устройство. Парламент Великобритании. Роль Королевы Великобритании в жизни страны.
2
25.04,02.05
Лекционно-практическое занятие
Тестирование
14.
Конституция США. Главные исторические события 20-го века. Выполнение индивидуальных заданий.
2
16.05,23.05
Лекционно-практическое занятие
Зачёт
3.Информационное обеспечение учебной программы
Список рекомендованной литературы для учителя
1. Государственный образовательный стандарт. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Цветкова И. В. «Английский язык для школьников и поступающих в ВУЗы».М. 2009 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. «Across Cultures». Elizabeth Sharman. Longman, 2006 г.
4. «Digest».
5. «Enterprise 2,3». Virginia Evans-Jenny Dooley. Express Publishing.
6. «Rising Star». Luke Prodromou. An Intermediate Course. Oxford, 2005 г.
7. «Speak Out».
8. Видеоматериалы.