Урок по теме «Единицы измерения величин». Старинные единицы длины и массы.
Урок по теме «Единицы измерения величин». Старинные единицы длины и массы.
Тип урока: формирование новых знаний.
Цель: освоение обучающимися знаний о старинных единицах длины и массы и их соотношении.
Согласно цели были определены задачи урока:
1.Закрепить знания по теме «Единицы длины и массы».
2. Рассмотреть старинные единиц длины и массы в соотношении с современными и освоить способ перевода более крупных в мелкие и наоборот.
3. Совершенствовать умение работать по алгоритму.
4. Развивать в процессе урока коммуникативные умения (умение работать в парах, в группах).
5. Воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению математики.
Исходя из типа урока и его цели, структуру урока составили следующие этапы:
1. Организационный этап.
2. Этап актуализации знаний.
3. Этап постановки цели и задач урока.
4. Этап открытия новых знаний.
5. Этап первичного закрепления изученного.
6. Этап контроля знаний и способов действий.
7. Подведение итогов урока.
8. Этап информации о домашнем задании.
Этапы
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Подготовка к учебно-познавательной деятельности
Задача: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Добрый день!
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Как всегда, на каждом этапе вы будете себя оценивать.
Рассмотрите условные значки - оценки.
- Каким образом вы будете себя оценивать, по каким критериям? (проверяем умение детей строить высказывания)
Создание положительного настроя на урок через приветствие учителя
Настрой на работу,
Ребята рассматривают внутреннюю страничку буклета.
Знакомятся с условными значками
- активная и безошибочная работа
- допускались незначительные ошибки
- к сожалению, у меня много ошибок
Регулятивные: организация своего рабочего места
2.Этап актуализации знаний.
Задача: актуализации знаний - организация познавательной деятельности учащихся к формулированию цели урока.
- Чему мы учились на прошлых уроках (переводить единицы длины и массы.)
- Давайте проверим, а сможете ли вы вставить недостающие единицы длины и массы, чтобы не нарушались равенства. (Работа в паре)
1=100
1=10
1=1000
1=12
1=16
1=7
- Все у вас получилось? Давайте проверим.
- Мне удалось вас заинтриговать?
- Скажите, есть ли у вас предположения о теме нашего урока?
Подведение детей к выведению темы урока.
Определили границу знаний и незнаний по теме.
Работали в паре
Личностные: осознание степени невладения материалом, мотивация к дальнейшей деятельности.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения.
3.Этап постановки цели и задач урока.
- Тогда, времени, не теряя, попробуем определить и сформулировать тему сегодняшнего урока. А помогут нам в этом отрывки из детских произведений.
Найдите и запишите слова связанные с математикой.
(Слайды. Сказки: «Дюймовочка», «Конек-Горбунок», «Телефон».
А какое слово объединяет эти слова? (старинные величины)
- Так о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
- Как будет звучать тема нашего урока?
(Старинные русские меры.)
- Запишите тему урока.
Оцените свою работу на этом этапе урока!
Инструктаж учителем.
Создание проблемной ситуации для выхода на тему урока и определение задач урока
Дети записывали в словарь слова:
Дюйм, вершок, аршин, пуд.
Сформулировали тему урока и определили задачи урока.
Познавательные: отбирать информацию из предложенных источников.
Регулятивные:
определять тему урока и цель учебной деятельности.
4.Этап открытия новых знаний.
Задача учителя на этом этапе – обеспечить условия для формирования нового знания.
- А как вы думаете: чему равен дюйм, вершок, аршин, пуд?
-В каких источниках мы можем найти материал по данной теме? (интернет, справочная литература, помощь взрослых).
Используя подсказки, которые я для Вас нашла в интернете, составьте кластеры. Часть ребят составляют кластер единиц длины, а другая часть – единиц времени и не забудьте указать соотношение между величинами (работа в группах).
Запись величин в «Мои открытия».
(проверка задания: напечатанные слова прикрепить на электронную доску)
Оцените свою работу на этом этапе урока!
Дает задание по группам, проводит инструктаж.
Организует работу с текстом
Показывают умение работать с информацией (выбрать нужную);
Самостоятельная работа
Выбирают нужную информацию и составляют кластер
Работают в группах
Познавательные : анализ и отбор информации из предложенных источников.
Регулятивные:
составление плана выполнения задания.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения.
5. Этап первичного закрепления изученного.
Задача: установить правильность и осознанность изученного материала.
А сейчас вам предстоит выполнить необычную работу. Работать будете в паре, помогая друг другу, используя кластеры обеих групп. (работа в сменных парах).
1 группа:
4 пуда = кг (16х4=64 кг)
3 кади= пуда (14х3=52 пуда)
3 сажени=.см (152х3= 456 см)
92 см = . Пяди (92:23=4 пяди)
2 группа:
3 мили = верста (7х3 =21 верста)
2 версты = м (1060х2=2120 м)
80г =. Золотников (80:4=20 золотников)
2 фунта = г (410х2=820 г)
(проверка с помощью доски – дети вставляют пропущенные числа.)
Оцените свою работу на этом этапе урока!
Учитель дает инструкцию по выполнению задания
На данном этапе учитель выступает в роли наблюдателя
Оказывает индивидуальную помощь
Работают в парах сменного состава: обмениваются полученной информацией.
Познавательные:
умение работать с информацией .
Предметные:
навык работы по ключевым словам
Регулятивные:
выполнение задания по ранее составленному алгоритму (отрабатываются умения).
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения.
6.Этап контроля знаний и способов действий.
Задача: проверить применение полученных знаний в практической части.
(Решение задач с использованием старинных величин.)
- Ребята, а вам интересно узнать какие задачи решали наши пра
·бабушки и прадедушки.
В 1 лавку привезли 10 пудов яблок, а во вторую в 2 раза больше. Сколько всего пудов яблок привезли в обе лавки? Вырази в кг.
От деревни до города 175 верст. В первый день мужик проехал 85 верст, а во второй 70 верст. Сколько верст ему осталось проехать? Вырази в км и м.
Оцените свою работу на этом этапе урока!
Организует работу
Использовали полученные знания при решении задач
Работают самостоятельно
Познавательные логические:
анализ и синтез информации .
Предметные:
отрабатывают навык решения задач
7.Подведение итогов урока.
Задача - проанализировать работу, дать оценку достижения поставленной задачи, наметить перспективу на дальнейшее изучение материала.
- Что нового узнали?
- Чем хотели поделиться с мамой?
Чем дальше в будущее
входим,
Тем больше прошлым
дорожим,
И в старом красоту
находим,
Хоть новому принадлежим.
(Вадим Шефнер)
Подводит детей к оцениванию результатов урока
Оценивают свое продвижение.
8. Этап информации о домашнем задании.
Задача - применение полученных знаний в новых условиях
Задание по выбору:
- Найти пословицы со старинными русскими мерами;
- Составить задачу с использованием старинных русских мер.
Дает инструкцию по выполнению домашнего задания
Выбирают задание.
Старинные русские меры
Древними русскими мерами длины, употреблявшимися уже в 11 – 12 веках были пядь, сажень. Большая пядь равнялась расстоянию между раздвинутыми большим пальцем и мизинцем (=23см). Сажень - расстояние от ступни до конца среднего пальца поднятой руки. Различали простую (=152см), маховую и косую сажени.
Русские меры длины были уточнены в 18 веке указом Петра I:
1 миля = 7 вёрст, 1 верста = 1060 м.
На Руси мерой зерна с 18 века, была кадь, вмещавшая 14 пудов. 1пуд равнялся 16кг.
Небольшие по весу предметы измерялись в фунтах (=410 г) и в золотниках (=4 г).
Старинные русские меры
Древними русскими мерами длины, употреблявшимися уже в 11 – 12 веках были пядь, сажень. Большая пядь равнялась расстоянию между раздвинутыми большим пальцем и мизинцем (=23см). Сажень - расстояние от ступни до конца среднего пальца поднятой руки. Различали простую (=152см), маховую и косую сажени.
Русские меры длины были уточнены в 18 веке указом Петра I:
1 миля = 7 вёрст, 1 верста = 1060 м.
На Руси мерой зерна с 18 века, была кадь, вмещавшая 14 пудов. 1пуд равнялся 16кг.
Небольшие по весу предметы измерялись в фунтах (=410 г) и в золотниках (=4 г).
Урок математики
Поиск темы урока:
1 = 7
1 = 100
1 = 1000 1 = 12
1 = 16 1 = 10
«Да еще рожу конька
Ростом только 3 вершка,
На спине с двумя горбами
Да аршинными ушами».
«Это был, в самом деле, большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали ..»
«Что вам надо? – шоколада.
Для кого? – для сына моего.
А много ли прислать?
– да пудов этак 5 или 6:
больше ему не съесть.
Он у меня маленький!»
Словарная работа
____________________________________________________________________________________
Мои открытия
(Работа в группе – составить кластер)
Мое творчество
(первичное закрепление)
1 группа:
4 пуда = .. кг
3 кади = . пуда
3 сажени =..см
92 см = . пяди
Решение задачи
Самооценка на уроке
Этапы урока оценка
Поиск темы
Работа в группах
(кластер)
Преобразование величин
Решение задач
Домашнее задание
Условные обозначения:
- активная и безошибочная работа
- допускались незначительные
ошибки
- к сожалению, у меня много
ошибок
Домашняя работа
Найти пословицы со старинными русскими мерами
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составить задачи с использованием старинных русских мер
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Автор записей:
_______________________________
__________________________
Записная книжка
открытий на уроке
математики
по теме:
______________________________________________________________
г. Югорск
Урок математики
Поиск темы урока:
1 = 7
1 = 100
1 = 1000 1 = 12
1 = 16 1 = 10
«Да еще рожу конька
Ростом только 3 вершка,
На спине с двумя горбами
Да аршинными ушами».
«Это был, в самом деле, большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали ..»
«Что вам надо? – шоколада.
Для кого? – для сына моего.
А много ли прислать?
– да пудов этак 5 или 6:
больше ему не съесть.
Он у меня маленький!»
Словарная работа
____________________________________________________________________________________
Мои открытия
(Работа в группе – составить кластер)
Мое творчество
(первичное закрепление)
2 группа:
3 мили =. верста
2 версты =. м
80г =.. золотников
2 фунта = г
Решение задачи
Единицы длины
Единицы массы
Заголовок 215