Методические рекомендации по биологии по профессии Повар, кондитер
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе БИОЛОГИЯ
Профессия: 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР
Разработала: Рождественская Ю. И.
преподаватель биологии, химии
г. Павловский Посад, 2015 г.
Пояснительная записка
Методические указания к практическим и самостоятельным работам предназначены для отработки практических умений по дисциплине «Биология» в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии: 19.01.17 Повар, кондитер
Программой предусмотрено 40 часов самостоятельной внеаудиторной работы, 14 часов практических занятий. Методические рекомендации к практическим и самостоятельным работам предназначены для работы на занятиях в аудитории, при подготовке заданий для практического изучения и для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Данные методические рекомендации включают перечень рефератов для самостоятельной работы, правила и порядок выполнения работ, список рекомендуемой литературы, критерии оценивания и контрольные вопросы для защиты. Практическая часть содержит задания, пояснения и рекомендации по их выполнению, требования к оформлению и представлению отчета о выполнении. По окончании работы результат должен быть представлен преподавателю. В случае возникновения вопросов по выполнению обучающиеся всегда могут обратиться за помощью и консультацией к преподавателю.
В результате выполнения практических работ обучающийся должен уметь добиваться результатов
личностных:
−сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
−понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
−способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
−владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
−способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
−готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
−обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
−способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
−готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
−осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
−повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
−способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
−способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
−умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
−способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
−способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
−способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); •предметных:
−сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
−владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
−владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
−сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
−сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Критерии оценки по дисциплине «биология»
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Оценка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученной теории
-материал изложен в определенной логической последовательности
-ответ самостоятельный
Оценка «4»:
-ответ полный и правильный на основании изученной теории
- материал изложен в определенной логической последовательности, приэтом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя
Оценка «3»:
-ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ
неполный, несвязный, по наводящим вопросам учителя
Оценка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учеником основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые ученик не может исправить при наводящих вопросах учителя
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
(развернутый ответ на вопрос)
Оценка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Оценка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок
Оценка «3»:
- работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные
Оценка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок
Список рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы.
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение
Драматические страницы в истории развития генетики
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина
Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции
Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка
Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости
Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах
Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах
Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
Практические работы
Практическая работа №1
Тема: Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
Цель: изучить строение растительной и животной клеток, выявить их сходство и различия.
Оборудование и материалы: таблицы, иллюстрации, микропрепараты растительных и животных клеток, микроскоп, учебник биологии.
Ход работы.
Подготовить микроскоп к работе. Рассмотреть микропрепараты растительной и животной клеток. Зарисовать в тетрадь.
Заполнить таблицу, занести в не основные органоиды клеток и написать их функции.
Выявить черты сходства и различия.
Практическая работа №2,3
Тема: Характеристика процессов мейоза и митоза.
Цель: изучить процессы митоза и мейоза, находить различия в процессах полового и бесполого размножения и их биологической роли.
Оборудование и материалы: таблицы, схемы полового и бесполого размножения, учебник биологии.
Ход работы.
1.Рассмотрите процессы митоза и мейоза.
2. Заполните таблицу «Сходство и различие процессов митоза и мейоза.
Сравнение Митоз Мейоз
Сходство Различия 3. Заполните таблицу «Набор хромосом в фазах мейоза»
Фаза Набор хромосом (n) Набор ДНК (с)
Профаза 1 Метафаза 1 Анафаза 1 Телофаза 1 Профаза 2 Метафаза 2 Анафаза 2 Телофаза 2 4. Заполните таблицу, подпишите процессы, происходящие на разных этапах митоза и мейоза.
Фазы клеточного цикла Схемы
Митоз 1 деление мейоза 2 деление мейоза
Интерфаза Профаза Метафаза Анафаза Телофаза 5.Сделайте вывод о том, в каких клетках происходит митоз, а в каких мейоз? В чем состоит биологическая роль процессов?
Практическая работа №4,5,6
Тема: Решение генетических задач.
Цель: Научиться решать простейшие задачи по теме: Дигибридное скрещивание.
Оборудование и материалы: учебник, дидактический материал.
Ход работы.
Решить задачи.
А.У свиней черная окраска доминирует над рыжей, а длинная щетина над короткой. Гены не сцеплены. Какое потомство получится при скрещивании черного с длинной щетиной самца (дигетерозиготного) и черной короткошерстной самкой (гомозиготной)? Составить схему, определить генотипы родителей и потомства.
Б. В семье кареглазых праворуких родителей родились разнояйцевые близнецы, один из которых кареглазый левша, а другой голубоглазый правша. Какова вероятность рождения следующего ребенка, похожим на своих родителей?
Контрольные вопросы.
Сформулируйте закон Менделя, которым вы руководствовались при решении задач.
А. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните:1) Сколько типов гамет образуется у женщины? 2) Сколько типов гамет образуется у мужчины? 3) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами? 4) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье? 5) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
Б. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.
В. При скрещивании черной самки кролика с белым самцом в первом поколении получили потомство черного цвета. Составьте схему данного скрещивания и определите:1) Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?2) Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти? 3) Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
Практическая работа №7
Тема: Составление схем родословной.
Цель: формирование умения составлять и анализировать родословные.
Ход работы
Правила составления родословных.
Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.
Составление родословной начинают с пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.
Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.
Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.
На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив их степени родства.
На линии пробанда укажите его двоюродных и т. д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.
Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.
Если у пробанда есть дети или племенники, расположите их на линии ниже линии пробанда.
После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители признака определяются уже после составления и анализа родословной).
Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.
Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.
Теперь попробуем сами составить родословную, для этого важно знать ряд правил смотри памятку.
Памятка.
Анализ родословных.
1. Аутосомно-доминантное наследование:
1) Признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;
2) Если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.
1) Ошибка! Ошибка связи. Признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;
2) Признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком;
3) Если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.
2. Наследование, сцепленное с полом:
1) Х-доминантное наследование:
Чаще признак встречается у лиц женского пола;
Если мать больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола, он может проявляться и у мальчиков, и у девочек;
Если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет;
2) Х-рецессивное наследование:
Чаще признак встречается у лиц мужского пола;
Чаще признак проявляется через поколение;
Если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;
Если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола;
3) Y-рецессивное наследование:
Признак встречается только у лиц мужского пола;
Если отец несет признак, то, как правило, этим признаком обладают и все сыновья;
Составление родословной своей семьи
Задание: Пользуясь приведенной символикой, составьте родословную собственной семьи по одному из альтернативных признаков (см.таблицу).
Признак доминантный рецессивный
1. Цвет волос темные светлые
2. Структура волос вьющиеся прямые
3. Цвет глаз карие голубые, серые
4. Рост низкий высокий
5. Пигментация кожи Наличие веснушек отсутствие
6. Уши оттопыренные прижатые
7. Зрение близорукость (дальноз.) нормальное зрение
8. Зрение нормальное дальтонизм
9. Резус-фактор положительный отрицательный
10. Слух Нормальный глухота
Сделайте вывод по проделанной работе.
Практическая работа №8
Тема: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Цель : На примере основных гипотез о происхождении человека выработать навыки критического анализа научных фактов, свидетельствующих за или против определенных гипотез.
Оборудование и материалы: таблицы, учебник по биологии.
Ход работы:
Прочитать текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».
Заполнить таблицу:
Теории и гипотезы Сущность теории или гипотезы Доказательства
Выполните тестовые задания.
А1. Из перечисленных предков современного человека самым ранним представителем рода Человек является: а) австралопитек; б) неандерталец; в) питекантроп; г) кроманьонец.
А2. Ископаемый предок человека с объемом головного мозга 500-600 см3, не владевший речью и не изготовлявший орудия труда, - это:
а) кроманьонец; б)питекантроп; в) неандерталец; г) австралопитек.
А3. Социальную природу имеет фактор эволюции человека:
а) дрейф генов; б) естественный отбор; в) наследственность; г) трудовая деятельность.
А4. В связи с прямохождением у человека: а) сформировалась речь; б) стопа имеет свод; в) сильно развит мозговой отдел черепа; г) позвоночник состоит из позвонков.
В1. К биологическим факторам эволюции человека относятся:
естественный отбор; 4. наследственная изменчивость;
развитие искусства; 5. изоляция;
трудовая деятельность; 6. сознание и речь.
В2.Особенности приматов, послужившие важными предпосылками для антропогенеза, это:
наличие диафрагмы; 4. хватательная передняя конечность;
млечные железы; 5. общественный образ жизни;
хорошо развитый головной мозг; 6. шерстный покров.
Практическая работа №9
Тема: Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.
Оборудование: гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).
ХОД РАБОТЫ.
1.Опишите выданные вам гербарии растений по плану.
Параметры Растение № 1 Растение № 2
Название ТИП КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ ЛИСТЬЯ: простые – сложные тип жилкования прикрепление на стебле листорасположение СТЕБЕЛЬ: травянистый или одревесневший прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся ЦВЕТОК СОЦВЕТИЕ ПЛОД 2.Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).
Практическая работа №10,11
Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.
Оборудование: красная книга растений.
Ход работы
Задания.
1. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по Павлово-Посадскому району.
2. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.
3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по биологии.
4. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.
Практическая работа №12
Тема: Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
Цель: выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.
Оборудование: учебник, таблицы.
Ход работы.
1. Прочитать текст «Агроценозы» на стр. 334-335.
2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»
Признаки сравнения Природная экосистема АгроценозСпособы регуляции Видовое разнообразие Плотность видовых популяций Источники энергии и их использование Продуктивность Круговорот веществ и энергии Способность выдерживать изменения среды 3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.
Практическая работа №13
Тема: Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.
Цель: Закрепить умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составлять трофическую сеть, строить пирамиду биомасс.
Ход работы.
1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:
Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.
Контрольные вопросы: что отражают правила экологических пирамид?
Вывод:
Практическая работа №14
Тема: Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
Цель: Закрепить умения находить и подбирать необходимые группы организмов для поддержания равновесия в экосистемах.
Ход работы:
Задание:
1. Получить необходимые условия среды путём случайного выпадения экологических кубиков (Температура, влажность, свет).
2. Получить путём выбора из предложенных вариантов площадь территории данной экосистемы.
3. Определить компоненты экосистемы (продуценты, консументы, деструкторы).
4. Рассчитать численность данных компонентов согласно полученной площади и массы организмов.
Оформление: Плакат, схема, модель
Задание:
1 Разобрать коллективно пример экологической задачи
2 Самостоятельно решить аналогичные задачи. Оформить решение в тетради.
3 Предложить решение комплексной экологической задачи (работа в группах), представить устную защиту.
Задача (Пример) На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.
Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.
300кг – 10%,
Х – 100%.
Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию
3000кг – 10%
Х – 100%
Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)
Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию
30 000кг.- 10%
Х =100%
Х = 300 000кг
Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона
Задачи
1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.
2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.
3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.
4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
Комплексная экологическая задача
1 Как спасти Каракумский канал
Каракумский канал протяженностью более 1000 километров был построен для орошения. Но уже в первый год эксплуатации, в 1955 году, он оказался в катастрофическом положении – полностью зарос. Упала скорость течения воды. Сотни тысяч гектаров хлопчатника не получили влаги и засохли. Положение казалось безвыходным.
Как очистить канал от растительности на таком огромном расстоянии и в2 Как победить кроликов?
В 1859 году один из фермеров привез в Австралию 24 диких кролика, которые раньше здесь не водились. В то время австралийский континент начали заселять европейцы, и новых поселенцев нужно было обеспечивать мясом. Вскоре кролики расплодились так, что стали бичом для всего континента. Естественных врагов у них не было, и одичавшие кролики опустошали посевы и пастбища, сады и леса. Никакие охотники не могли с ними справиться. Хотели использовать волков, но от этой идеи благоразумно отказались – ведь эти хищники будут нападать не только на кроликов. Что делать? Для борьбы с кроликами решили использовать вирус болезни миксоматоза. Этот вирус, опасный только для кроликов, передается через кровь. Его специально привезли из Бразилии. Но как заразить вирусом диких кроликов
3 Как уберечь семена от птиц
Во время сева много бед приносят птицы, которые налетают на поля и клюют очень много семян. В старые времена римляне пугали птиц чучелами. Как быть сейчас, ведь поля огромные?
Необходимо устранить вредное действие − поедание семян на полях птицами. Используйте посредник − что-то необычное, отпугивающее птиц.
4 Браконьеры и нерпы
Активистов движения "Зеленый мир" встревожило уменьшение поголовья нерп из-за уничтожения детенышей нерп - бельков. Браконьеры убивали нерпят с целью добычи их шкурок, отличающихся от шкур взрослых особей своей ослепительной белизной. Попытки "зеленых" бороться с охотниками силой не привели к успеху - силы не равны, да и Закон не на их стороне... А впереди новый охотничий сезон: через месяц возобновится жуткая бойня только-только подросшего молодняка. Как быть? Как сделать бессмысленной для охотников добычу бельков?
Список литературы.Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2013.
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. – М., 2012.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2012.
Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология. Учебник для СПО - М.., 2013.