Методическая разработка практического занятия ПМ. 04/07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» Раздел 2. Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и медицинского персонала МДК 04.02/07.02 Безопасная ср
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Новосибирской области
«Купинский медицинский техникум»
Методическая разработка практического занятия ПМ. 04/07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Раздел 2. Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и медицинского персонала
МДК 04.02/07.02 Безопасная среда для пациента и персонала
Тема: «Оказание помощи медицинской сестре в подготовке к лечебным мероприятиям: катетеризации мочевого пузыря»
для специальностей: 060101 Лечебное дело (углубленный уровень)
060501 Сестринское дело (базовый уровень)
Курс 2
Купино
2014
Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол № ______
От «_____» ________ 20______ г.
Председатель: _______ Н. В. Скитович
Автор составитель: Гладкова Л.М. преподаватель I квалификационной категории ПМ.04/07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным»
Пояснительная записка
к методической разработке ПМ 04/07. « Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» по теме: «Оказание помощи медицинской сестре в подготовке к лечебным мероприятиям: катетеризации мочевого пузыря».
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования умений, практического опыта по теме: Оказание помощи медицинской сестре в подготовке к лечебным мероприятиям: катетеризации мочевого пузыря, в процессе сестринского ухода в ходе практического занятия студенты закрепляют полученные умения, приобретают практический опыт по теме путём отработки манипуляций на фантомах, решения ситуационных задач, заполнения медицинской документации.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальностей 060101 Лечебное дело (углубленной подготовки), 060501 Сестринское дело (базовый уровень).
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
иметь практический опыт:
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
- ведения медицинской документации;
- обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
- соблюдение требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций
уметь:
- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
- составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок т.д.;
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Опрос по предыдущему материалу» (Приложение), «Изложение нового материала» (приложение), «Самостоятельная работа студентов» (приложение), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение), Подведение итогов (приложение).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Оказание помощи медицинской сестре в подготовке к лечебным мероприятиям: катетеризации мочевого пузыря.
Место проведения кабинет доклинической практики.
Продолжительность проведения занятия 270 минут
Мотивация темы: данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.
Цели занятия:
1.Образовательная: получить умения, практический опыт катетеризации мочевого пузыря мужчине, женщине, осуществления ухода за промежностью пациента с мочевым катетером.
2. Воспитательная: формирование сознательного отношения к процессу обучения.
3. Развивающая: повышение мотивации к учебе, развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
иметь практический опыт:
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
- ведения медицинской документации;
- соблюдение требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций
уметь:
- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
- составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок т.д.;
Формируемые компетенции: ОК 1- ОК 14, ПК 7(4).7 ПК 7(4).8, ПК 7(4).9, ПК 7(4).10, ПК 7(4).11
Междисциплинарная интеграция: ПМ.01.Диагностическая деятельность (Участие медсестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах); ПМ.02. Лечебная деятельность (Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях).
Внутридисциплинарная интеграция: Сестринский процесс, как способ реализации сестринского ухода, Оказание помощи медицинской сестре при проведении медикаментозного лечения пациента в условиях стационара
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля, содержание учебного материала, основные термины и понятия, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные задачи для самостоятельной работы.
Домашнее задание: Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.
Самостоятельная работа: выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники (основная литература)
Т. П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону «Феникс» 2011 Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.
Дополнительные источники:
1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.
2 .Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2008.
3. Т.П. Обуховец. Основы сестринского дела: практикум. 2013.
ХОД ЗАНЯТИЯ
№
Основные этапы
занятия.
Коды формируемых
компетенций
Ориентиро-вочное время
Содержание этапа. Методическое обоснование
1.
Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1; ОК 7.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста
3 мин.
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3.
Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение № 1)
ОК 4
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию
10 мин.
Использование активных форм опроса с указанием цели:
- фронтальный опрос с целью определения уровня знаний
- индивидуальный опрос с целью создания проблемной ситуации для развития логического, клинического, профессионального мышления и т.д. На этом этапе проводится контроль самостоятельной внеаудиторной работы.
4.
Изложение нового материала (приложение № 2)
Цель сформировать умения по обеспечению инфекционной безопасности пациента и медсестры при катетеризации мочевого пузыря мужчине, женщине, осуществлении ухода за промежностью пациента с мочевым катетером с использованием справочной литературы
60 мин
Изложения материала
5.
Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы
5мин
Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: в форме ситуационных заданий, с использованием справочной литературы.
Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 4.7, ПК 4.8, ПК 4.9, ПК 4.10,
ПК 4.11 (приложение № 3)
Цель: сформировать умения обеспечения безопасной больничной среды для пациента при сестринских вмешательствах.
145 мин.
Выполнение студентами заданий в процессе решения ситуационных заданий.
Физкультминутка
реализация ОК 14 (приложение № 4)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
5 мин
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6.
Осмысление и систематизация полученных знаний реализация
ОК 4; ОК 5 (приложение № 5)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения
15 мин.
Закрепление материала осуществляется: путем решения тестовых заданий
7.
Подведение итого (приложение №6)
20 мин.
Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
8.
Задание на дом
мин.
Домашнее задание: Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.
Стр. 613 – 623. Самостоятельная работа: схема по теме (алгоритм действия): «Подготовка пациента к проведению катетеризации мягким мочевым катетером»
Всего
270 мин
Приложение №1
Фронтальный опрос
Катетеризация мочевого пузыря.
Цели катетеризации мочевого пузыря, противопоказания, возможные осложнения.
Виды катетеров.
Функциональны обязанности медицинской сестры стационара.
Профилактика внутрибольничной инфекции мочевыводящих путей у пациентов с постоянным уретральным катетером.
Катетеризация мочевого пузыря мужчине.
Катетеризация мочевого пузыря женщине.
Осуществление ухода за промежностью пациента с мочевым катетером.
Приложение № 2
Катетеризация мочевого пузыря введение катетера в мочевой пузырь с целью выведения из него мочи, промывания мочевого пузыря, введения лекарственного вещества или извлечения мочи для исследования. Катетеризация требует особой предосторожности, чтобы не внести в мочевой пузырь инфекции, так как его слизистая обладает слабой сопротивляемостью к инфекции. Катетеризация не безопасна для больного и должна проводиться только в случаях необходимости.
Для катетеризации используют мягкие и твердые катетеры.
Мягкий катетер представляет собой эластичную резиновую трубку длиной 2530 см и диаметром от 0,39 до 10 мм (№ 130). Наружный конец катетера, который вводят в мочевой пузырь, косо срезан или воронкообразно расширен, чтобы легче было вставить наконечник шприца при введении в мочевой пузырь лекарственного раствора.
Твердый катетер (металлический) состоит из рукоятки, стержня и клюва. Уретральный конец слепой, закругленный, с двумя овальными отверстиями. Длина мужского катетера 30 см, женского 1215 см с большим клювом.
Мягкие и твердые катетеры стерилизуют кипячением. Хранят резиновые катетеры в длинных эмалированных и стеклянных коробках с крышкой, наполненных 2%-ным раствором борной или карболовой кислоты, или в специальных стерилизаторах для хранения резиновых катетеров, на дно которых помещают таблетки формалина его пары обеспечивают стерильность катетеров. Перед применением раствор кислоты должен быть удален с катетера промыванием водой и последующим кипячением.
В настоящее время чаще используют одноразовые катетеры, хранящиеся в герметических упаковках. Их применение возможно только в сроки, указанные на упаковке. При любом механическом или химическом повреждении вакуумной упаковки использовать катетеры без предварительной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] недопустимо.
Катетеризация мочевого пузыря у женщин
Цель: выведение мочи из мочевого пузыря.
Показания: назначение врача.
Оснащение: стерильный катетер, две пары перчаток (стерильные и нестерильные), стерильные салфетки (средние 4 шт., малые 2 шт.); стерильный глицерин, шприц с 10 мл изотонического раствора; антисептический раствор; емкость для сбора мочи, емкость с дез. раствором.
Алгоритм действий медицинской сестры:
Подготовка к процедуре
Собрать информацию о пациентке. Доброжелательно и уважительно представиться ей. Уточнить, как к ней обращаться. Объяснить пациентке цель и ход предстоящей процедуры. Получить ее согласие на проведение процедуры (если процедура проводится в палате, отгородить пациентку ширмой).
Подготовить оснащение
Вымыть руки (гигиенический уровень).
Надеть перчатки.
Подстелить под таз пациентки впитывающую пеленку (или клеенку и пе-ленку), подложить судно.
Помочь пациентке занять необходимое для процедуры положение: на спине с полусогнутыми разведенными ногами (поза «лягушачья нога»).
Примечание: для женщин, которые не способны развести бедра, их сгибание обеспечивает достаточно хороший доступ к уретре.
Подмыть пациентку
Снять перчатки и сбросить их в непромокаемую емкость.
Надеть стерильные перчатки.
Выполнение процедуры катетеризации мочевого пузыря у женщин
Обложить стерильными салфетками вход во влагалище.
Развести в стороны левой рукой (если правша) малые половые губы.
Пинцетом в правой руке взять малую салфетку, смоченную раствором антисептика и обработать ее вход в уретру движениями сверху вниз. При необходимости повторить процедуру. Поместить салфетку в лоток для использованного инструментария.
Взять вторым пинцетом катетер на расстоянии 5-6 см от бокового отверстия как пишущее перо. Наружный конец катетера держать между IV – V пальцами.
Обработать клюв катетера стерильным глицерином.
Развести 1 и 2 пальцами левой руки с помощью салфеток половые губы. Предложить пациентке сделать глубокий вдох и в этот момент ввести катетер в уретру на 3-4 см.Примечание: если вход в уретру хорошо не определяется – требуется консультация врача.
Опустить наружный конец катетера в емкость для сбора мочи и продолжать вводить его в уретру до появления мочи.
Поместить пинцет в лоток для использованного материала.
Наблюдать за выделением мочи. Когда моча пойдет по каплям, надавить левой рукой на переднюю брюшную стенку над лобком, одновременно извлекая катетер.
Поместить катетер в лоток для использованного материала.
Убрать пеленку и клеенку и поместить их в мешок для использованного материала. Вылить мочу в унитаз, замерить количество при необходимости.
Снять перчатки и поместить их в лоток для использованного материала.
Помочь пациентке занять удобное положение. Накрыть ее. Удостовериться, что она чувствует себя нормально.
Убрать ширму, если она использовалась.
Завершение процедуры катетеризации
Провести дезинфекцию использованного инструментария (проконтролировать заполнение канала катетера раствором) с последующей утилизацией одноразовых инструментов.
Вымыть руки
Сделать запись о проведении процедуры и реакции на нее пациентки в медицинской документации.
Катетеризация мочевого пузыря у мужчин
Цель: выведение мочи.
Показания: Острая задержка мочи, промывание мочевого пузыря, введение в него лекарственных препаратов, для взятия мочи с целью исследования.
Противопоказания: Травматические поражения и острое воспаление мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Оснащение: Стерильный резиновый катетер, пинцет в стерильном лотке, 0,02% раствор фурацилина для обработки наружного отверстия мочеиспускательного канала, перчатки, стерильный глицерин, емкость с дез. раствором.
Алгоритм действий медсестры:
Подготовка к процедуре
Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры. Получить его согласие на проведение процедуры (если процедура проводится в палате, отгородить пациента ширмой).
Подготовить оснащение
Вымыть руки (гигиенический уровень).
Надеть перчатки.
Подстелить под таз пациента впитывающую пеленку (или клеенку и пеленку), подложить судно.
Помочь пациенту занять необходимое для процедуры положение: на спине с полусогнутыми разведенными ногами (поза «лягушачья нога»).
Подмыть пациента
Снять перчатки и сбросить их в емкость с дез. раствором.
Надеть стерильные перчатки.
Выполнение процедуры катетеризации мочевого пузыря у мужчин
Положение пациента – на спине: сдвинуть крайнюю плоть и обнажить головку полового члена.
Взять между пальцами (3-4) половой член за головку, а первым и вторым раздвинуть наружное отверстие мочеиспускательного канала.
Обработать ватным шариком, смоченным раствором фурацилина головку полового члена вокруг наружного отверстия мочеиспускательного канала.
Смазать катетер стерильным вазелиновым маслом или глицерином.
Взять пинцетом лежащий в стерильном лотке резиновый катетер, вблизи его кончика, а наружный конец катетера удерживать между 4-5 пальцами той же руки.
Ввести конец катетера в наружное отверстие мочеиспускательного канала и постепенно перехватывая катетер, продвигать его по каналу глубже, а половой член подтянуть кверху, как бы натягивая его на катетер.
Если при продвижении катетера возникают препятствия, катетеризацию прекратить
При появлении мочи, опустить наружный конец катетера в мочеприемник.
Извлечь катетер из уретры.
Поместить катетер в контейнер с дез. раствором.
Снять перчатки, вымыть руки.
Сделать запись о проведении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.
Уход за постоянным мочевым катетером
Необходимое оснащение: спирт этиловый 70 % - 10 мл, антисептическое средство для обработки рук, дезинфицирующее средство, ёмкость для воды, ёмкость для дезинфекции, мыло, полотенце, адсорбирующая пелёнка, стерильные ватные шарики, стерильные марлевые салфетки, нестерильные перчатки.
Алгоритм ухода за постоянным мочевым катетером
I. Подготовка к процедуре:
1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.
2. Обеспечить конфиденциальность процедуры.
3. Опустить изголовье кровати.
4. Помочь пациенту занять положение на спине с согнутыми в коленях и разведёнными ногами, предварительно положив под ягодицы пациента (пациентки) адсорбирующую пелёнку.
5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
6. Надеть перчатки.
II. Выполнение процедуры.
1. Вымыть промежность водой с жидким мылом и просушить полотенцем.
2. Вымыть марлевой салфеткой, а затем высушить проксимальный участок катетера на расстоянии 10 см.
3. Осмотреть область уретры вокруг катетера: убедиться, что моча не подтекает.
4. Осмотреть кожу промежности идентифицируя признаки инфекции (гиперемия, отёчность, мацерация кожи, гнойное отделяемое).
5. Убедиться, что трубка катетера приклеена пластырем к бедру и не натянута.
6. Убедиться, что дренажный мешок прикреплён к кровати ниже её плоскости.
7. Снять с кровати пелёнку (клеёнку с пелёнкой) и поместить её в ёмкость для дезинфекции.
III. Окончание процедуры.
1. Подвергнуть дезинфекции весь использованный материал.
2. Снять перчатки, поместить их в ёмкость для дезинфекции.
3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.
Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики: для профилактики внутрибольничной инфекции у пациента с постоянным мочевым катетером: следить, чтобы система катетер – мочеприёмник была замкнутой, разъединять её только в случае необходимости промывания катетера. Промывать катетер только при подозрении на его закупорку. При необходимости промывания катетера соблюдать правила асептики. Осторожно отсоединять мочеприёмник, избегая загрязнения соединительной трубки. Кратность проведения процедуры не менее 2-х раз в день.
Уход за внешним мочевым катетером
Необходимое оснащение: катетер типа «кондом», антисептический раствор – 2 разовых дозы, ёмкость для воды, ёмкость для дезинфекции, полотенце, адсорбирующая пелёнка, нестерильные перчатки, ёмкость для сбора выделяемой мочи с канюлей, застёжка – «липучка» или резинка, марлевые салфетки.
Алгоритм ухода за внешним мочевым катетером
I. Подготовка к процедуре:
1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.
2. Обеспечить конфиденциальность процедуры.
3. Опустить изголовье кровати.
4. Помочь пациенту расположиться в полулежачем положении или на спине, положив предварительно под ягодицы пациента (пациентки) адсорбирующую пелёнку.
5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
6. Надеть перчатки.
II. Выполнение процедуры.
1. Положить ёмкость для сбора выделяемой мочи на кровать так, чтобы канюля лежала на кровати, свисала петлёй с матраса и прикреплялась к самой кровати.
2. Вымыть и осушить половой член пациента.
3. Использованный материал поместить в ёмкость для дезинфекции.
4. Взять половой член одной рукой, другой рукой надеть катетер типа «кондом» на половой член, раскатывая вверх и оставляя 2,5-5 см открытого пространства до дистального конца пениса для прикрепления к системе дренирования.
5. Придерживая катетер «кондом» одной рукой, надеть застёжку-«липучку» или резинку на верхнюю часть резинового катетера, но не на сам половой член, так, чтобы она прилегала плотно, но не туго.
6. Присоединить конец катетера к дренирующей трубке.
7. Расположить дренирующую трубку так, чтобы она была свободной, не натягивая её.
8. Проверять безопасность, надёжность расположения катетера на половом члене; каждые 4 часа.
9. Снимать катетер типа «кондом» на полчаса во время ежедневной ванны или каждые 24 часа.
III. Окончание процедуры.
1. Удобно расположить пациента. Поднять боковые поручни.
2. Подвергнуть дезинфекции весь использованный материал.
3. Снять перчатки, поместить их в ёмкость для дезинфекции.
4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
5. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.
Приложение № 3
Задача № 1
Пациент 38 лет, находится в эндокринологическом отделении с врачебным диагнозом: диффузно-токсический зоб. При сестринском обследовании сестра получила следующие данные: жалобы на общую слабость, потливость, плохой сон, раздражительность, изменение глаз и увеличение шеи в объеме.
Объективно: сознание ясное, положение активное, на вопросы отвечает быстро и правильно, серьезно обеспокоена внешним видом : пучеглазие, увеличение щитовидной железы. Кожные покровы влажные, теплые, ЧДД- 24 в 1 минуту, Рs-100 ударов в 1 минуту, АД- 140\80 мм рт. ст. температура тела 36,8 градусов.
Задания:
1. Проведите первичную оценку состояния пациента, определите проблемы пациента, запланируйте независимые сестринские вмешательства, осуществите запланированный уход, проведите текущую и итоговую оценку.
2. Продемонстрируйте общение с пациентом при проведении беседы о необходимости соблюдения палатного режима.
3. Окажите медицинскую услугу (выполните сестринскую манипуляцию): продемонстрируйте технику катетеризации мочевого пузыря у женщины.
Эталон ответа
1.Нарушены потребности: спать и отдыхать, быть здоровым, избегать опасности, общаться, работать
Проблемы пациента
настоящие: изменение внешнего вида (пучеглазие, увеличение шеи), слабость, потливость, плохой сон, раздражительность
Потенциальные - риск развития тиреотоксического криза
Из данных проблем приоритетной является изменение внешнего вида больного: пучеглазие, увеличение шеи
2.Приоритетная проблема - изменение внешнего вида
Краткосрочная Цель: пациент продемонстрирует знание о своем заболевании через неделю
Долгосрочная Цель: пациент адаптируется к своей болезни и ощутит себя полноценным
членом общества к моменту выписки
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План Мотивация
1.М\с обеспечит физический и психический покой Для комфортного состояния пациента
2.М\с проведет беседу с пациентом о заболевании Для психологической поддержки пациента
3.М\с познакомит пациента с другим больным имеющим аналогичное заболевание, но адаптированного к своему заболеванию Для психологической поддержки пациента
4.М\с поведет беседу с родственниками о заболевании ихарактере передач Для психологической поддержки пациента
5.М\с обеспечит популярной литературой поданному заболеванию Для улучшения общего самочувствия
6.М\с проведет беседу с пациентом о необходимости строгого выполнения назначений лечащего врача Для быстрейшего выздоровления пациента
7.М\с будет наблюдать за внешним видом и состоянием больного (кожные покровы, Ps, ЧДД, АД,
поведение, физические отправления) Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
8.М\с будет выполнять назначения врача
Оценка: пациент активно обсуждает проблемы, связанные с качеством своей жизни,
выражает уверенность в продолжение жизни. Цель достигнута.
1.Студент объясняет пациенту правила соблюдения палатного режима.
3.Студент демонстрирует технику катетеризации мочевого пузыря у женщины
Задача № 2
Пациент 36 лет, находится в нефрологическом отделении с врачебным диагнозом: хроническая почечная недостаточность. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на резкую слабость, утомляемость, сухость во рту, тошноту, периодическую рвоту, сниженный аппетит, плохой сон.
Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, лицо одутловатое, отеки на ногах, ЧДД -24 в минуту, Ps -96 ударов в минуту, ритмичный, слабого наполнения и напряжения, АД -160 \ 90 мм рт. ст., рост 166 см, вес 58 кг.
Задания:
1. Проведите первичную оценку состояния пациента, определите проблемы пациента, запланируйте независимые сестринские вмешательства, осуществите запланированный уход, проведите текущую и итоговую оценку.
2. Продемонстрируйте общение с пациентом при обучении его соблюдению диеты № 7.
3. Окажите медицинскую услугу (выполните сестринскую манипуляцию): продемонстрируйте технику катетеризации мочевого пузыря у мужчины.
Эталон ответа
1.Нарушены потребности : есть, выделять, спать, отдыхать, одеваться и раздеваться, быть
здоровым, избегать опасности, двигаться, общаться, работать
Проблемы пациента:
Настоящие: резкая слабость, сухость во рту, тошнота, рвота, сниженный аппетит, плохой
сон, периферические отеки.
Потенциальные: депрессия, связанная с тяжелым заболеванием, ухудшение состояния пациента, связанное с развитием осложнений.
2.Приоритетная проблема пациента - резкая слабость
Краткосрочная цель: пациентка отметит уменьшение слабости к концу первой недели
Долгосрочная цель: при сохраняющейся слабости пациентка будет адаптирована к жизни
в домашних условиях к моменту выписки
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План Мотивация
1.М\с обеспечит физический и психический покой Для создания комфортного состояния
2.М\с обеспечит соблюдение строгого постельного режима . Для улучшения общего самочувствия и увеличения диуреза
3.М\с обеспечит полноценное, дробное, легкоусвояемое питание ограничением соли и жидкости в
соответствии с диетой N 7 Для повышения защитных сил организма
4.М\с обеспечит определение водного баланса для контроля за выделительной функцией
почек
5.М\с обеспечит индивидуальными средствами ухода (судно, утка) Для создания комфортного состояния
6.М\с обеспечит уход за кожей, слизистыми (обтирание, подмывание, смена постельного и нательного белья)
6.Для профилактики вторичной инфекции7.М\с обеспечит помощь пациенту в удовлетворении основных жизненных потребностей
7.Для улучшения самочувствия
8. .М\с будет наблюдать за 8.Для ранней диагностики и своевременного физиологическими отправлениями, регулярность стула, количество и цвет мочи оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений 9.М\с обеспечит наблюдение за состоянием пациента (Ps, ЧДД, АД)
9.Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
10.М\с обеспечит прием лекарственных препаратов по назначению врача
10 .Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
11.М\с проведет беседу с пациенткой о рациональном образе жизни при данном заболевании
11 .Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае
возникновения осложнений
Оценка: пациент отметит значительное улучшение самочувствия, демонстрирует знание
о соблюдении режима, диеты, личной гигиены.
1.Студент демонстрирует процесс обучения пациента, как правильно питаться в
соответствии с диетой № 7.
3.Студент демонстрирует технику катетеризации мочевого пузыря у мужчины
Критерии оценки решения ситуационных задач
«5» (отлично) – студент правильно и полно проводит первичную оценку состояния, самостоятельно выявляет удовлетворение каких потребностей нарушено, определяет проблемы пациента, ставит цели и планирует сестринские вмешательства с их обоснованием, проводит текущую и итоговую оценку
«4» (хорошо) – студент правильно проводит первичную оценку состояния, выявляет удовлетворение каких потребностей нарушено, определяет проблемы пациента, ставит цели и планирует сестринские вмешательства с их обоснованием, проводит текущую и итоговую оценку. Допускаются отдельные незначительные затруднения при ответе; обоснование и итоговая оценка проводится с дополнительными комментариями преподавателя;
«3» (удовлетворительно) – студент правильно, но неполно проводит первичную оценку состояния пациента. Выявление удовлетворение каких потребностей нарушено, определение проблемы пациента возможен при наводящих вопросах педагога. Ставит цели и планирует сестринские вмешательства без обоснования, проводит текущую и итоговую оценку с наводящими вопросами педагога; Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации
«2» (неудовлетворительно) – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий,
Приложение №4
Физминутка
Упражнение 1
И.п. – руки за голову. 1-2 – отвести локти назад, прогнуться – вдох, 3-4 – и.п. – выдох (8-10 повторов)
Упражнение 2
И.п. – стойка на ноги врозь. 1 – руки в стороны, поворот головы влево, 2 – подняться на носки, наклонить голову назад, руки вверх ладонями внутрь. 3 – поворот головы вправо, руки в стороны, 4 – и.п. (8-10 повторов)
Упражнение 3
И.п. – руки за голову. 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны, 2 – и.п., 3-4 – то же влево, 5 – полуприсед, руки вверх, 6 – и.п., 7 – полуприсед, руки вперед, 8 – и.п. (4-6 повторов)
Упражнение 4
И.п. – руки согнуты в локтях. На каждый счёт «потряхивание» кистями (на 16-32 счёта)
Упражнение 5
И.п. – руки к плечам. 1 – полуприсед, левую руку вверх, левую руку вверх, правую руку вперед, поворот головы вправо, 2 – и.п., 3 – полуприсед, правую руку вверх, левую руку вперед, поворот головы влево, 4 – и.п. (4 – 6 повторов). Принять положение правильной осанки и сохранять в течении 5-6 секунд.
Приложение № 5
Тестовые задания
Вариант №1
К показаниям для катетеризации относятся все, кроме
1) острая задержка мочи
2) промывание мочевого пузыря
3) взятие мочи на бактериологическое исследование
4) введение лекарственных средств
5) травма мочевого пузыря
Катетер перед введением в мочеиспускательный канал обрабатывают
1) растительным маслом
2) стерильным вазелиновым маслом
3) раствором перекиси водорода
4) чистой водой
Для катетеризации мочевого пузыря медицинская сестра имеет право использовать катетер
1) любой
2) мягкий
3) полужесткий
4) жесткий
При проведении катетеризации мужчин, катетер вводят на глубину (в см)
1) 15-18
2) 10-12
3) 3-4
4) 1-2
При катетеризации у женщин катетер вводят на глубину (в см)
1) 10-12
2) 6-8
3) 3-5
4) 15-20
Перед введением катетера в мочеиспускательный канал медицинская сестра проводит
1) массаж живота
2) туалет наружных половых органов и обработку наружного отверстия мочеиспускательного канала
3) бритье
4) надавливание ребром ладони на дно мочевого пузыря
Для туалета наружных половых органов используются антисептические растворы, кроме
1) слабый раствор перманганата калия
2) 0,02% раствор фурацилина
3) 2% раствор гидрокарбоната натрия
4) 3 раствора перекиси водорода
Для промывания мочевого пузыря используют раствор фурацилина, подогретый до температуры (в градусах С)
1) 40-45
2) 37-38
3) 25-28
4) 16-18
Для обработки наружного отверстия мочеиспускательного канала мужчины, перед катетеризацией используют
1) крепкий раствор перманганата калия
2) 0,02% раствор фурацилина
3) раствор хлорамина
4) проточную воду
Выберите длину мочеиспускательного канала у женщин:
1) 18-20 см
2) 3-5 см
3) 8-10 см
4) 10-12 см
Катетеризацию мочевого пузыря металлическим катетером у мужчин проводит:
1) медицинская сестра
2) старшая медицинская сестра
3) врач
4) заведующий отделением
Противопоказанием для катетеризации мочевого пузыря является:
1) травма мочеиспускательного канала
2) острая задержка мочи
3) промывание мочевого пузыря
4) взятие мочи на исследование
Эталоны ответов:
1. 5
2. 2
3. 2
4. 1
5. 3
6. 2
7. 4
8. 2
9. 2
10. 2
11. 3
12. 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Оценка «5» (отлично) – 90% правильных ответов
из 10 тестов 9 правильных ответов
из 15 тестов 14 правильных ответов
из 20 тестов 18 правильных ответов
из 30 тестов 27 правильных ответов
из 35 тестов 31 правильных ответов
из 50 тестов 45 правильных ответов
из 100 тестов 90 правильных ответов
Оценка «4» (хорошо) – 80% правильных ответов
из 10 тестов 8 правильных ответов
из 15 тестов 12 правильных ответов
из 20 тестов 16 ответов правильных
из 30 тестов 24 правильных ответов
из 35 тестов 28 правильных ответов
из 50 тестов 40 правильных ответов
из 100 тестов 80 правильных ответов
Оценка «3» (удовлетворительно) – 70% правильных ответов
из 10 тестов 7 правильных ответов
из 15 тестов 11 правильных ответов
из 20 тестов 14 правильных ответов
из 30 тестов 21 правильных ответов
из 35 тестов 24 правильных ответов
из 50 тестов 35 правильных ответов
из 100 тестов 70 правильных ответов
Оценка «2» (неудовлетворительно) - 69% правильных ответов
из 10 тестов 6 правильных ответов
из 15 тестов 10 правильных ответов
из 20 тестов 13 правильных ответов
из 30 тестов 20 правильных ответов
из 35 тестов 23 правильных ответов
из 50 тестов 34 правильных ответов
из 100 тестов 69 правильных ответов
Критерии оценки выполнения практических манипуляций
«5» (отлично) – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени, в соответствии с алгоритмом действий; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются;
«4» (хорошо) – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени, в соответствии с алгоритмом действий; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
«3» (удовлетворительно) – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима;
«2» (неудовлетворительно) – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.
При получении студентом неудовлетворительной оценки по одному из заданий, итоговая оценка не выставляется.
При выполнении студентом всех заданий итоговая оценка складывается как среднее арифметическое. По результату выполненный заданий выносится решение - вид деятельности освоен (не освоен) с занесением в оценочную ведомость.
0ђЗаголовок 10ђЗаголовок 30ђЗаголовок 415